— Эй, обезьян! Почему не в казарме? Да, ты обезьян. Читай в Уставе: «Солдат обязан...»
— Товарищ командир, вы тоже обезьян! Вот, в Уставе написано: «Командир роты обязан».
— Нет, вы неправильно читаете. Надо так: «Командир», — пауза: «Роты обезьян...»
Суровые армейские шутки
В 1959 году вышел роман Роберта Хайнлайна «Звездный десант» (он же — «Звездный солдат», Starship Soldier). Спустя 38 лет свет увидела одноименная лента Пола Верховена. От книжки в ней осталось название, главные герои и хайнлайновский принцип «ответственного гражданина». Фильм прославился динамичным действием, великолепными спецэффектами, выдержанным стилем и снискал огромную популярность. Но заслуга Верховена еще и в том, что, демонстрируя пафос военного государства, он сумел очень тонко поиздеваться над его идеалами и, собственно, над первоисточником.
В 2000 году вышла первая и пока последняя игра по мотивам, от Microprose, и называлась она Starship Trooper: Terran Ascendancy. Это была ураганная смесь тактики, стратегии, да еще с элементами ролевой игры и менеджмента в духе X-Com. Трудно сказать, почему она «не пошла». Может, неудачное время выхода. Может, непопулярный в то время жанр.
Ровно через пять лет, в октябре 2005 года, выходит вторая игра про храбрых десантников, безмозглых жуков и отчаянных пилотов космических кораблей. Посмотрим, что получится на этот раз.
Меня съел жук
Игра представляет собой адаптацию фильма по лицензии. В роли десантника (одна штука) нам придется самолично отстреливать жуков (много штук) плечом к плечу с товарищами по полку (несколько человек).
Действие игры происходит через пять лет после событий фильма. Джонни Рико успел выслужиться до генерала (война, звания раздают быстро) и теперь лично вычитывает задания солдатам. Для озвучки брифингов пригласили самого Каспера Ван Дина, сыгравшего главного персонажа в кино. Так что известный голос будет бодрить и радовать перед операцией. Про остальных персонажей ничего неизвестно. Возможно, они тоже появятся, хотя разведчика Карла Дженкинса точно не будет. Денег на актера Нейла Харриса уже не хватило.
Разработчики обещают сохранить в игре дух фильма. Представьте картину. Тысячи жуков штурмуют одинокий форпост, в котором укрылись десантники. Бойцы отчаянно отстреливаются и надеются дожить до прибытия челнока, который увезет подальше от неприятностей и поближе к койке. Такую ораву народа плюс открытые пространства потянет не каждый движок. Поэтому был специально написан свой собственный (даже название дали соответствующее — Swarm), который может без особых усилий и тормозов вырисовывать до 300 объектов на экране одновременно.
Картинка, хоть и не дотягивает до уровня Half-Life 2 и Doom 3, в целом выглядит очень и очень симпатично. Сочные полигональные модели, правильный бамп-мапинг, красочные спецэффекты и приличная анимация. Конечно, если внимательно присмотреться, то в глаза бросаются немного квадратные ручонки... но бросьте, когда на экране начнется бойня с участием пары сотен жуков, то уже будет не до подсчитывания количества полигонов в отдельно взятой пятке. Зато точно заметите, как отрывают руки и ноги несчастным десантникам.
Мясное побоище
Игровой процесс будет напоминать Painkiller и Serious Sam. Никаких раздумий. Взяли в руки штурмовую винтовку и начали выкашивать сотни врагов. Только, в отличие от упомянутых игр, действовать придется не в одиночку, а в компании таких же безумцев. Командовать товарищами нельзя, поэтому остается надеться на смекалку искусственного интеллекта. Авторы упорно избегают этой темы, поэтому ничего конкретного сказать нельзя. Хотя, если судить по косвенным данным, все это дело будет поставлено на скрипты.
Часть сцен полностью скопирована из фильма (забавно, вроде действие происходит через пять лет...). Например, защита уничтоженного блокпоста, куда прибыл отряд десантников. Солдаты со стен отстреливают ползущих жуков. Стрекочут установленные на башнях пулеметы (за ними можно будет посидеть и пострелять). А твари все ползут и ползут... заканчивается все прибытием огнедышащего жука, который успевает опалить отлетающий челнок и парочку десантников. Всего обещают двадцать разнообразных типов жуков — начиная с безмозглых бойцов и заканчивая жуком, выплевывающим кислоту.
Из прочих уровней замечена печально знаменитая атака на планету жуков, когда были уничтожены практически все силы землян. В ней придется с боями пробиваться до точки эвакуации, попутно наблюдая гибель менее везучих товарищей. Впрочем, разработчики обещают, что одними повторами дело не ограничится и будут уникальные миссии. Охотно верим. Иначе игра получится слишком короткая. Всего запланировано более двадцати эпизодов, прохождение которых займет приличное время.
Список оружия пока не особо впечатляет. Пистолет, штурмовая винтовка, дробовик. Правда, последний напоминает небольшую ракетницу. От одного выстрела вымирают все жуки в радиусе метра. Особым пунктом стоит маленькая атомная бомба как окончательный аргумент в споре «кто кого».
Возможно, мы увидим и многопользовательский режим. Авторы думают, как бы встроить в игру режим кооперативной игры и битвы друг против друга. Если с первым более-менее ясно — зачистка областей с верными товарищами — то последний вызывает серьезные опасения. Схватки жуков против людей? Сомнительно, что подобная форма окажется жизненной. Хотя, если эксперимент не удастся, то, наверное, сетевая игра умрет еще на стадии бета-тестирования.
Strangelite Studio прилежно воссоздает атмосферу фильма: постоянные отсылки к ленте, лицензированные голоса и полчища жуков. Стоит признать, что пока игра не несет в себе ни одной новой идеи. Другое дело — плохо ли это? У ленты множество поклонников, и многие из них с удовольствием купят вторичный продукт, чтобы пробежать по знакомым локациям и увидеть старых героев.
Вопрос в том, что будет представлять собой игровой процесс. Насколько это будет увлекательно. Если судить по роликам, все выглядит замечательно. Но на то они и ролики, что самому пощупать не удастся. Смогут ли авторы создать игровой блокбастер? Поразить и ошеломить игрока, так, чтобы при первой атаке жуков челюсть упала вниз, а мозг отказался воспринимать увиденное? Графический движок справится с этим на все 100%, дело за дизайном уровней.