Я опять стою в каске на берегу Нормандии, сжимая в руках автомат Томпсона. В глазах горит огонь патриотизма, звездно-полосатый флаг гордо развевается за спиной. Теплый ветерок ласкает лицо... Эй! Куда побежали?! Что значит: «Опять высадка на Омаха-бич»?! Хотите сказать — надоело? В армии нет такого слова. Дружно сели на места и в добровольно-принудительном порядке слушаем лекцию: «Как здорово в сотый раз топтать пески пляжей Нормандии в Самой Главной Битве всех времен и народов».
Вторая мировая в картинках
Создавать игры по Второй мировой войне стало делом опасным и неблагородным. Неверный шаг, и со всех сторон слышатся вопли: «банально», «видели сто раз», «скучно», «опять Нормандия», «надоели фрицы — разработчиков на мыло». Подобные проекты встречают с изрядной долей сарказма. Усовершенствованный интеллект, реалистичная графика, десятки видов оружия, реальные места сражений... бла-бла-бла, слышали неоднократно. Следующий.
Не бойтесь — трупы не исчезнут. Убитые янки еще долго будут радовать глаз. |
Продолжение Call of Duty имеет шансы избежать подобной участи. Первые кадры из ролика с игровым процессом заставляют челюсть отвалиться до пола. Да, практически ни одной новой идеи. Да, подобное видели много раз. Пусть молох империализма, пусть ваал капитализма! Но какой масштаб! Какой размах! Как рдеют и реют эти флаги, эти стяги! Как поют сердца!
Мрачная серо-синяя гамма. Проклятье Спилберга. |
Первое, что бросается в глаза, — графический движок. Старичок Quake III с почестями отправлен в отставку. Теперь за внешний облик отвечает «моторчик», написанный программистами Infinity Ward. Разница заметна сразу. Модели щеголяют тысячами полигонов, фотореалистичными текстурами и толстым слоем bump-mapping. Что особенно приятно, движок поддерживает открытые пространства и при этом умудряется не тормозить. Теперь на поле битвы одновременно смогут сойтись десятки танков и сотни пехотинцев. Винс Зампелла, руководитель проекта, в радужных тонах расписывает, какие нас ждут эпические сражения. Если судить по роликам, то в сказанном много правды. Но компьютер... какой конфигурации он при этом должен быть, скромно умалчивается.
Новые технологии и спецэффекты используются не ради показухи. Они создают мощный эффект присутствия. Хотите конкретных примеров? Например, трупы больше не исчезают. Представьте: высадка на пляже, вокруг грохочут взрывы, свистят пули, гибнут десантники. Пара минут боя, и узкая полоска пляжа завалена телами. Вроде мелочь, но, черт подери, так и хочется закричать: «Так оно и было у Спилберга, верю!». Или пример из советской кампании: пойдет снег — товарищи начнут дрожать от холода и выдыхать белый пар.
Чтобы добиться большего эффекта присутствия, разработчики один в один воссоздали места боев. Для этого в Африке, Франции и России было снято более десяти тысяч фотографий, тщательно перерыты архивные документы. Внимательно посмотрите картинки и видеоролики из игры (их вы найдете на нашем диске). Именно такая графика будет в действительности!
Еще большую работу сделали дизайнеры уровней. Теперь, куда ни пойдете, вас ждет эффектная сцена. Поразительное внимание к деталям. Еще больше зрелищности. Создается такое ощущение, что смотришь интерактивный фильм про войну — настолько все реалистично и захватывающе. Правда, есть большая вероятность того, что в трейлерах нарочно показаны самые зрелищные сцены, чтобы привлечь внимание потенциальных покупателей. Вспомните, как было в первой части. Битва за Сталинград, десантная высадка в Нормандии, захват моста британским спецназом — смотрелись-то они отлично, но дальше уровни становились банальными и скучными. Доходило до откровенной халтуры. В одиночку приходилось уничтожить зенитную батарею, подорвать дамбу и, посвистывая, вернуться в точку эвакуации, отстреливая сотни немцев, сбежавшихся по тревоге. Игра-аттракцион, игра-зрелище скатывалась до банального боевика средней паршивости. В дополнении подобных ляпов стало намного меньше, но тем не менее они были. Пускай и не такие грубые. Именно это и помешало игре получить законную «Корону».
Как поступят разработчики на этот раз?! Учитывая, что создается продолжение популярного и прибыльного проекта (и денег выделено намного больше), есть большие шансы, что подобных ошибок удастся избежать. Первую Call of Duty ожидали как интересный — но все-таки клон «великого и могучего Medal of Honor». Клон оказался на редкость живучим и умудрился заткнуть за пояс своего прародителя. Достигнуть его уровня не смог даже разрекламированный и дорогой Medal of Honor: Pacific Assault. Тем более разработчики клянутся на крови, что больше не будет чисто сольных миссий.
Будни рядового Джона До
С графикой и зрелищностью ожидается полный порядок. Но как с бичом первой части — линейностью? Пока игрок бежал, куда указано, — все хорошо. Красиво, зрелищно и интересно. Но стоило сделать шаг в сторону, как игрока строго ставили на место. Противник, недавно показывающий чудеса смекалки, вдруг становился не умнее табуретки. Попытка пойти в обход встречалась холодным молчанием заколоченных дверей и смертельным оскалом минных полей, натыканных везде, где только можно. Вскоре создавалось впечатление, что где-то сидит злобный кукловод, дергающий за веревочки (хотя, пожалуй, так оно и было).
Солдаты задумчивы — похоже, в очередной раз им досталось полотенцем от Роммеля. |
Теперь уровни должны стать более нелинейными. В британской кампании в городе El Daba (этот ролик показывали на E3), где нужно было уничтожить зенитную батарею, бои проходили на узких улочках, и игрок мог выбирать путь движения.
Конечно, полного отхода от скриптов никто не планирует, да и для игры-аттракциона это было бы глупостью. Но у вас будет выбор дороги, которой вы хотите достичь цели. Это даст возможность совершать различные маневры и применять нехитрые тактические приемы. Не стоит ожидать чего-нибудь особого и невероятного — все-таки игра не превратится в тактическую.
Серьезно доработали искусственный интеллект. По заверениям разработчиков, теперь AI такой молодец и умница, разве что кофе в постель не носит. Особенно переработали поведение противников. Они изучили обходные маневры, не стесняются отступать, когда в воздухе запахло жаренным. Стоит упомянуть про Battle Chatter. Это своего рода генератор фраз. На основе записанных слов искусственный интеллект на ходу генерирует фразы, которые подходят для конкретной ситуации. Если вы услышите, как Джон До закричал: «На крыше сидит немецкий снайпер», — там точно сидит немецкий снайпер, и в следующую секунду по нему откроют огонь из всех стволов. Подобная система была реализована в Far Cry, но не на таком уровне.
В запасе компьютера примерно 20 000 кусков диалогов, из которых он сможет создать более 700 подобных фраз. Поэтому можно рассчитывать на то, что сказанное на поле боя будет адекватно происходящему. Кстати, генератор фраз служит не только для развлечения игрока. Если вы услышите, как товарищи закричат, что справа по флангу крадется фриц, — стоит развернуться и встретить его пулеметным огнем.
Впрочем, рассчитывать, что напарники сделают всю работу, не стоит. В Call of Duty 2, как и в первой части (и в дополнении тоже), товарищи будут помогать только до определенного времени. Грубо говоря, есть определенная черта, за которую они не пойдут, пока игрок не совершит определенное действие. Разработчики, правда, обещают, что это будет не так заметно, как в первой части. «Мы не хотим, чтобы союзники за вас заканчивали уровень, так что будет определенный промежуток, дальше которого они не продвинутся. Однако хоть они и не будет пробегать мили вперед, мы хотим сделать так, чтобы у игрока не возникало чувство, что есть определенная линия, дальше которой они не пойдут», — утверждает главный дизайнер Зед Рик.
От Африки до России
По старой традиции, кампаний в игре три: за советского бойца, американского рейнджера и британского пехотинца. Последний начнет свой путь с Северной Африки, где придется сражаться против африканского корпуса генерала Роммеля. Бои в пустыне будут отличаться особым размахом. Карты достигнут такого размера, что придется использовать бинокль, дабы найти противника. В битвах с обеих сторон будет принимать участие до 40 танков и единиц бронетехники. Разгромив нацистов в Африке, вы перенесетесь в Европу, где американским и британским танкистам (вы будете в их числе), придется на своей шкуре испытать огневое превосходство немецкой техники. Славу богу. Надоели сказки на тему: «Как один «Шерман» пять «Тигров» и десять «Пантер» на завтрак завалил».
Последние безрадостные дни «крепости Сталинград». Мерзни-мерзни, волчий хвост. |
Русская кампания (хотя, наверное, правильней сказать советская; но это на совести разработчиков) начинается с истории рядового Василия Ивановича Козлова, который вместе с товарищами остановит немцев за 20 километров от Москвы. Дело закончится штурмом Берлина и водружением красного знамени на крыше рейхстага. Будет ли Сталинград, нам не говорят, хотя на скриншотах замечены замерзающие фрицы. Американский рейнджер (внимание, симфонический оркестр начинает — и пафоса побольше) — со знаменитой и всем надоевшей высадки на пляже Омаха-бич, 6 июня, D-Day. Хотя это хороший повод поглядеть, как далеко шагнули разработчики по сравнению с предшественниками.
А вот еще одно интересное нововведение. Теперь вы можете одновременно проходить кампанию за советского бойца Красной армии, американского рейнджера и британского пехотинца. Вы начинаете игру за Василия Козлова. Пройдя пару миссий, можно перескочить к британской кампании, пробежаться американским рейнджером и вернуться в заснеженные степи загадочной Russia.
Миссии должны стать более разнообразными, хотя новаторских идей не ожидается. В британской кампании (да наверняка не только в ней) придется покататься на джипах и танках. Точно будет миссия за снайпера, в которой придется по-тихому снимать противника. И, конечно, старые развлечения — подстрели из зенитного пулемета парочку десятков бомбардировщиков... Но их обещают выполнить на новом уровне.
Оружия обещает аж 15 штук, но новых моделей ждать не стоит. Автомат Томпсона, BAR, винтовка Мосина и так далее. Что, впрочем, не удивительно. Придумать «свое» оружие в игре по Второй Мировой по понятным причинам нельзя. Хотя... как вам, к примеру, дымовая граната? С ее помощью можно создать завесу, которая надежно скроет вас от взора злобного пулеметчика и позволит незаметно обойти его с фланга.
Вместо заключения хочется привести слова руководителя проекта Винса Зампелла: «Мы пытаемся вывести игру на новый уровень, мы много общались с игроками и журналистами, учли их пожелания и намерены реализовать в игре то, что не успели доделать в первой части. В Call of Duty 2 будет еще больше карт, особенно в России и Германии, и мы усиленно работаем над тем, чтобы создать великую эпопею, хаотичные битвы и интересную историю по Второй Мировой войне».
Очень надеемся, Винс. И с нетерпением ждем. А в случае успеха с удовольствием поддержим своим кошельком.