Дата выхода осень 2006
В погоне за оригинальными идеями разработчики, казалось бы, предложили игрокам перепробовать все возможные роли. Мы не раз были мэром крупного мегаполиса, строили собственную империю, возводили парки аттракционов, переносились на небеса, превращаясь в бога, и даже воплощали себя в простом виртуальным человечке, живущем виртуальными заботами. Чем удивить капризного игрока? Ведь придумано уже практически все, а каждая новая идея будет в той или иной мере копировать предшественников.
Ответ на этот нелегкий вопрос сумел найти Уилл Райт (Will Wright) — человек, подаривший миру замечательные серии SimCity и The Sims. А получился у него совершенно особенного рода симулятор эволюции, который мистер Райт окрестил Spore.
Амебы уходят в небо
С чего все начиналось? Нет, здесь вначале было не слово. С научной точки зрения, которой придерживается и Уилл Райт, родоначальником жизни на нашей планете была обыкновенная одноклеточная амеба. С нее в Spore и начинается нелегкий путь игрока к вершинам эволюции.
Знакомьтесь — миксерохвосты процедурные. Живут, никого не трогают, починяют свои хатки. |
Начальная стадия игры будет напоминать некую аркаду, где мы, управляя подконтрольной амебой, будем рыскать по просторам доисторического океана, поедая мелкие микробы и стараясь не попасть на обед к более крупным товарищам. Помыкавшись определенное время, игрок получит возможность произвести «модификацию» своей подопечной, отрастив, например, небольшое щупальце или другой полезный орган.
Когда эволюция совершит еще несколько витков, наша амеба превратиться в рыбу, которая, также как и ее предки, будет заниматься лишь поиском пропитания. Нагуляв в рыбьем обличье определенное количество жирка, мы сможем перейти к куда более интересному занятию — началу освоения суши. Хотя, если водные просторы вам милее, разработчики не запретят строить морскую цивилизацию.
В этом — главная прелесть Spore. Никто не заставляет игрока следовать путем развития жизни на нашей планете и выращивать стадо разумных обезьян, которые затем превратятся в людей. Ведь если случилось так, что эволюция пошла именно по этому пути, то игрок может внести в развитие разумной жизни свои коррективы. В результате хозяевами планеты в Spore могут стать существа, весьма отдаленно напоминающие нас с вами. Разумные птицы, пресмыкающиеся, рыбы или насекомые — каждый волен выбирать, кто ему больше по нраву.
Одной из главных задач в начале игры станет выбор того, чью сторону вы примете — хищников или травоядных. Игрокам постоянно придется направлять развитие собственного детища в выбранное русло, добавляя ему на очередном витке эволюции новые конечности, органы или повышая интеллект.
О разуме нельзя забывать ни в коем случае. Ведь пока вашими подопечными управляют лишь природные инстинкты, о каком-то видимом социальном прогрессе остается только мечтать. Зато поумневшие существа сообразят, что вместе держаться выгоднее, и начнут объединяться в племена. На этом этапе в Spore включается стратегический элемент, который позволит давать ценные указания собственному народу, регулировать его отношения с соседями и захватывать новые территории, расширяя зону влияния.
Не мог создатель SimCity забыть и о строительной составляющей. На месте первобытных хибар и пещер со временем вырастут огромные города с замками и дворцами, окруженные мощными стенами. Да и наши подопечные сменят примитивный каменный топор сначала на стальной меч, за которым неизбежно последуют мушкеты, автоматы и оружие массового уничтожения.
Правило естественного отбора красной нитью проходит через Spore. Выживает сильнейший. Поэтому и нашему народу придется доказать всем и вся, что только один вид на планете имеет право занимать доминирующее положение. Каким образом вы этого добьетесь, военным или дипломатическим, — неважно. Главное — результат.
Но даже с объединением всей планеты под властью единственного вида эволюция не остановится. Со временем растущей популяции станет тесно на родной планете, и существа отправятся заселять другие планеты, где их опять будет ждать жестокая борьба за превосходство с аборигенами.
Однако соваться в новые миры без предварительной подготовки — чистое самоубийство. Хорошо еще, если ваши детища более или менее напоминают людей. А что, если игрок создал расу рыб, которым на жарких и безводных планетах выжить просто невозможно? В этом случае придется действовать одним из двух методов. Во-первых, можно заранее отправить на понравившуюся планету корабль-колонизатор, который за несколько десятков (или сотен) лет сумеет подготовить ее к прибытию переселенцев. Во-вторых, на очередном эволюционном витке придется свернуть в сторону от генеральной линии, модифицировав организмы своих подчиненных под какие-то конкретные условия.
Таким образом мы получаем практически бесконечную игру. Ведь планет много, а разновидностей живых существ еще больше. И у каждого вида можно взять что-то новое, что поможет сделать еще один эволюционный скачок и подняться на новую ступень развития. Непонятно лишь одно — что же мы получим в итоге? Расу, объединившую под своей властью всю вселенную? Будут ли вообще границы у этой вселенной, или же эволюция от амебы уходит в бесконечность? Вопросов куда больше, чем ответов. А разработчики предпочитают хранить молчание и приберегают подробности до выхода.
Сжатая эволюция
Наверняка многих волнует вопрос о том, какой компьютер потребуется для игры в Spore. Как вы, должно быть, помните, в великолепную игру Fable: The Lost Chapters не попали обещанные деревья, растущие в реальном времени, лишь потому, что для обработки каждого такого дерева потребовался бы отдельный компьютер. Как же тогда быть в игре, где одновременно должны эволюционировать тысячи различных существ? Ведь нормально обрабатывать такой колоссальный объем информации не сможет ни один современный процессор и видеокарта. Да и занимать Spore, будь она сделана традиционными методами, будет несколько сотен гигабайт, которые уйдут на хранение тысяч моделей персонажей и динамично изменяющихся характеристик вселенной.
«Спасите! Это хищное существо хочет сожрать мой мозг!» |
Тем не менее разработчики сумели найти приемлемое решение. Спасение пришло в виде технологий демосцены. С их помощью умельцы способны создавать потрясающе красивые трехмерные «демки», которые занимают в исходном виде не более пары десятков килобайт. Как такое возможно? Просто разработчики первоначально задают лишь определенные механизмы и отношения, на основе которых уже в процессе работы по мере необходимости генерируются все нужные объекты, модели и их характеристики. Подобный подход уже использовали создатели стратегии Darwinia. А теперь технологии демосцены намерены взять на вооружение и сотрудники Maxis.
Возникает лишь вопрос о том, как такое решение отразится на визуальной привлекательности игры. Ведь та же Darwinia выглядела, прямо скажем, коряво. Избегать этой щекотливой темы стараются и сами разработчики, которые в ответ на провокационные вопросы отмахиваются стопкой скриншотов. Последние, кстати, выглядят симпатично, если слово «симпатично» применимо к творчеству душевнобольных. Но ведь для такой игры, как Spore, внешняя привлекательность и вменяемая картинка — далеко не главное. Так что, если графика будет хотя бы просто яркой, этого хватит с лихвой.
Развиваемся вместе!
В полной красе Spore сможет проявить себя лишь в многопользовательском режиме. Да-да, несмотря на всю бредовость идеи, Уилл Райт твердо намерен превратить свое детище в одну из самых популярных сетевых забав. Созданные каждым игроков расы будут копироваться на специальный сервер. Но подобный процесс будет двусторонним. С этого же сервера в ваш мир смогут перебраться виды, созданные тысячами других обитателей мира Spore. Причем умная система будет самостоятельно контролировать закачку новых рас в зависимости от структуры сложившейся экосистемы. То есть если в мире, созданном игроком, вольготно живут стада мирных травоядных существ, то первым делом во всю эту идиллию переселятся злобные хищники, которые заставят жиреющих травоядных вновь встать на путь бесконечной эволюции, которая позволит приспособиться к изменившимся условиям и выжить.
Цель, которую поставили перед собой разработчики, настолько масштабна, что представить, каким образом им удастся реализовать свои задумки, практически невозможно. Для того, чтобы все многочисленные компоненты игры не рассыпались на множество самостоятельных частей, а превратились в действительно цельное ядро, придется проделать титаническую работу. Тревожные сомнения вызывает и тот факт, что из гениальных задумок, как правило, получаются гениальные игры, играть в которые, однако, бывает попросту неинтересно. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить не менее революционную Black & White, которая только во второй части сумела превратиться в игру, а не «демонстрацию оригинальных идей разработчиков».
Тем не менее повод для оптимизма есть. Во-первых, за плечами Maxis и лично Уилла Райта уйма крайне сложных, но оказавшихся безумно успешными проектов. Ну, а во-вторых, издавать Spore будет Electronic Arts. А эта компания известна тем, что если уж берется за какое-то дело, то доводит его до конца. Да и финансовые возможности «электроников» внушают уважение.
Поэтому будем уповать на то, что Spore действительно будет именно такой, какой ее описывают разработчики, а может быть, и лучше. Ведь эволюция — это движение вперед.