Кто хоть раз видел здесь атаку тяжелой конницы, тот навсегда влюбится в игру. |
Дата выхода конец 2006 года
Рыцарская тематика, столь популярная в литературе и киноиндустрии, в игровой среде практически не востребована. Проектов, посвященных храбрым ребятам, не снимающим доспехи и готовым в любую минуту биться насмерть со своими «коллегами» в рамках турнира, практически нет.
Исправить эту досадную оплошность призвана ролевая игра Mount & Blade. Этот проект очень необычный: во-первых, трудится над ним лишь один человек, которому, правда, иногда помогают сторонние художники и дизайнеры. Во-вторых, она распространяется по правилам shareware — в бесплатной версии героя можно прокачать только до шестого уровня, а потом либо покупать ключ, либо начинать качать нового персонажа.
Еще один важный момент: игра еще не доделана, но разработчик предлагает купить ее бета-версию. Наглость? Ни в коем разе. Mount & Blade даже сейчас лучше иных готовых игр, и, если создатели найдут в себе силы довести игру до конца, мы получим настоящий шедевр.
Мир постоянной борьбы
Представьте себе огромный мир — с равнинами и горами, реками и лесами, пустынями и ледниками. По полям рассыпаны города двух противоборствующих сил — Vaegirs и Swadians. Меж городами бродят толпы преступников, дезертиров и хулиганов, нападая на крестьян и беженцев.
Щит — вечный враг лучника. Зато можно выстрелить в лошадь и спешить врага. |
Вы — обычный человек, простой житель этого мира. Вам не нужно улаживать конфликт между державами или помогать каким-то беднягам. Вы можете бродить по просторам, торговать, покупать дорогие мечи и доспехи, еду, приобретать коней, нанимать солдат — вы свободны, как космический рейнджер, как пират Сида Мейера.
Совсем ни к чему лезть в дебри политики и пытаться помирить враждующие государства. У вас попросту ничего не выйдет. Напротив, вскоре после начала игры вы обязательно поссоритесь с одной из держав, и потому выходить за пределы городов без сопровождения будет опасно. Мало ли, встретят вас недоброжелатели и просто убьют.
«Пустите меня к нему, я ему заеду с ноги!» Нет, наемники не пустят меня. Берегут своего предводителя. |
Есть ли смысл скитаться по миру? Да! В начальных городах наниматься в ваш отряд будут не вояки, а так — ополченцы, в бою почти бесполезные. Кроме того, далеко не везде продается хорошее снаряжение. Каждая вещица стоит денег, каждые сутки наемных воинов должны оплачиваться. Поиск компаньонов — весьма нетривиальная задача. Напарников можно нанять в любом населенном пункте, но нужны ли вам крестьяне с дрекольем? Конечно, даже из этих слабаков можно сделать опытных воинов, но для этого необходимо победить в нескольких битвах практически без потерь. А сделать это, как показывает практика, поначалу почти нереально.
Даже наемные крестьяне просят кушать каждый день и регулярно требуют оплаты своего нелегкого труда. Как добыть деньги? Очень просто. Сопровождайте караваны, защищайте купцов. Продавайте ненужные предметы и трофеи, после каждого боя обирая побежденных разбойников. Наконец, участвуйте в рыцарских турнирах и зарабатывайте деньги победами.
Трудности боя
Во время сражений вы действуете не в одиночку: в рыцарских турнирах компанию составят несколько случайных мечников, стрелков или копьеносцев, а в обычных баталиях вам помогут наемники. Хорошо прокачанные и прикормленные наемники могут выиграть бой даже без вашего участия.
Иногда у разбойников можно даже отбить замок. |
Боевая система очень необычна. Вы самостоятельно ставите блоки и парируете удары щитом, вручную уходите на безопасное расстояние и пытаетесь банально увернуться (!) от меча или копья. Но выбрать самые действенные тактики не так просто: они сильно зависят от выбранного вами снаряжения. Ваш персонаж взял в свои руки копье. Бессилен ли он против поклонников мечей? Если грамотно держать дистанцию и бить врага издалека, шансы на победу в бою будут велики. Пользуясь луком, нужно вовремя «устранять» приближающихся врагов точными выстрелами в голову. Если подпустите одного из них на малое расстояние — шансы на победу пропадают.
Пешие мечники и арбалетчики прикроют конницу с тыла. |
В рыцарских турнирах нельзя расслабляться ни на секунду. Простой пример. Я участвовал в бою с таким раскладом: на моей стороне — два мечника, один пеший, один конник и я, вынужденный бегать с двуручным мечом (оружие выбирать нельзя, оно дается перед боем случайным образом). Противники — два всадника-копьеносца и один лучник. Соратники изрядно попортили здоровье неприятелям и даже убили одного из них, но вскоре, увы, полегли. Я остался один против двоих.
Минут пять я гонялся за всадником, потом удачно шибанул его мечом и вывел из строя. Осталось лишь аккуратно подобраться к лучнику и показать ему, кто главный. Но в какой-то момент я расслабился и перестал бросаться в сторону при выстрелах. Итог закономерен: стрела, торчащая прямо изо лба, и проигранный турнир.
Апофеоз игрового процесса — битвы на открытой местности, стенка на стенку. Две оравы пеших и конных бойцов бегут по полю, оголяют мечи и начинают форменную мясорубку. Здесь вы — не более, чем опытный воин. Да, от вас зависит многое, но далеко не все.
Вы — самый ценный герой в отряде. Придется осторожничать. Часто вы будете прятаться за спинами друзей, изредка сближаясь с кем-то врагов, чтобы нанести удар. Опытные лучники, кстати, находятся в выгодном положении: натренировавшись стрелять и привыкнув к здешнему прицелу, они запросто будут посылать каждую стрелу едва ли не в голову. А тех, кто попробует с вами сблизиться, очень быстро остановят ваши напарники.
Это — реализм. Это — ураганный игровой процесс. Играть по-настоящему интересно. Здесь вы отнюдь не центр вселенной и не пуп земли. Каждый рыцарский турнир приносит бурю эмоций, а жаркая схватка, в которой вы одолели противников, запоминается надолго.
Одинокий ковбой
В одиночку (хорошо, пусть даже при помощи знакомых дизайнеров) нарисовать игровой мир, его обитателей, города и все остальное очень и очень трудно. Я не видел еще «игр одного разработчика» с превосходной графикой.
Mount & Blade не исключение — временами она симпатична, но скудость средств, увы, видна. Угловатые модели персонажей, размытые, мутные текстуры, неудачное освещение — эти и многие другие визуальные недостатки портят впечатление. Впрочем, автор игры над этим работает: в свежих версиях игры появились спецэффекты (например, пыль из-под копыт рыцарских лошадок).
Впрочем, боевик с ролевыми элементами — это не тот жанр, в котором важна «обертка». Здесь куда важнее игровой процесс, сюжет и общая увлекательность. А с этим у Mount & Blade нет никаких проблем.
И это еще мягко сказано. На самом деле, у игры вообще нет конкурентов в жанре!
Несмотря на то, что уже сейчас игра оставляет очень цельное и приятное впечатление — она все же не доделана. Создатель обещает, что воплотит свои задумки не раньше, чем к концу нынешнего года. И это вовсе не окончательная дата — возможны отсрочки.
Если автор доведет разработку до конца, добавит толику игрового процесса, поправит анимацию героя и немного приукрасит графику — Mount & Blade можно будет смело назвать одним из самых интересных ролевых боевиков!
А еще здесь нет магии. Совсем. Даже «лечебных зелий»!