Дата выхода третий квартал 2006 года
Засыпай, на руках у меня засыпай.
Засыпай — под пенье дождя.
Далеко, там, где неба кончается край,
Ты найдешь потерянный рай.
М. Пушкина «Потерянный рай»
Если внимательно ознакомиться со списком стратегий, вышедших в последнее время, можно подумать, будто жанр переживает глубочайший кризис. Новоявленные RTS хлещут потоком заимствованных идей, преподнесенных в чуточку измененном виде, и потчуют нас одним и тем же дюжину раз. Разработчики бодро строгают продолжения и дополнения, беззастенчиво кромсая капусту. Выделиться из общей массы тяжело: для этого нужно придумать что-нибудь воистину новое. Но кто сознательно пойдет на риск?
Игра может заработать титул «самой мокрой стратегии». Вода Maelstrom — полноценное наступательное оружие. |
Знамо дело — наши отечественные друзья. Демиурги из KDV games, часть из которых некогда трудилась над незабвенным «Периметром», вновь хотят нас удивить. Их новый проект, несущий громкое название Maelstrom, резко отличается от прочих стратегий. Концепция основана на изрядно перетасованных правилах, дополненных несколькими существенными нововведениями. Подчас невольно задаешься вопросом: откуда создатели игры черпают вдохновение? Быть может, у них в офисе стоит мифический генератор идей, который денно и нощно производит всяческие интересности?..
Потерянный рай
Покуда подходила к концу первая декада третьего тысячелетия, угрожающими темпами назревал геополитический кризис. Изнутри государства разъедались преступностью, а противоречия между странами нарастали не по дням, а по часам. Мятежи, восстания, нищета большинства населения напрочь уничтожили спокойствие. Страх одолевал практически всех.
Сходство с «Периметром» необычайное — не только из-за терраформинга. Есть что-то знакомое в очертаниях боевой техники. |
В 2015 году огромный астероид Обсидиан обрушился в северную часть Тихого океана, вызвав мощнейшие цунами, которые практически уничтожили несколько прибрежных стран. Катаклизм послужил отправной точкой: из-за него стали разваливаться экология и климат. Повсеместно появлялись огромные смерчи, а землетрясения случались почти каждый день. Человечество было на грани вымирания.
В 2023 году разруха достигла своего апогея. Уровень воды в океанах повышался, огромные мегаполисы Токио и Сидней превратились в озера, и вскоре под водой могли очутиться и другие города. Государства объединялись, чтобы вместе бороться против стихии.
В 2040 году в мире, едва оправившемся от террористических актов, начали вспыхивать массовые беспорядки. Тирания, нищета и близкое дыхание грядущего конца света сводили с ума. Спокойствия больше не было; правительства стран давно не обладали реальной властью. Кризис. Анархия. Апокалипсис.
В 2042 году случилось это. Кто-то нажал красную кнопку, взлетели ракеты. Ядерные удары уничтожили последние оплоты человечества. Цивилизация погибла.
В 2050 году из руин появились выжившие — горстка людей, вовремя спрятавшихся под землей. Они хотели объединиться и начать новую жизнь. Им предстояло освоить опустошенный мир, которому дали новое имя, означающее жуткий ураган — Maelstrom.
На иссушенной взрывами планете почти не осталось влаги. Последние земляне, разделившиеся на два лагеря — партизанскую Армию Освобождения и высокотехнологичную корпорацию «Восхождение» — отчаянно борются за редкие источники воды. А тут еще, словно у человечества и так было мало проблем, в конфликт вступают Hai-Genti — безжалостные пришельцы из Космоса. Они хотят поработить и без того натерпевшихся бед землян.
Три кита
Перед нами еще одно переосмысление жанра стратегий. Строительство баз, производство солдат, грандиозные сражения — эти классические элементы никуда не денутся, но сыграют подчиненную роль. Главное в Maelstrom — борьба за территорию. По миру разбросаны ключевые точки двух типов. Первый — источники воды, самого ценного ресурса. Второй — убежища голодных, утративших веру в будущее людей, спрятавшихся в недрах планеты от смертоносного ядерного вихря и бушующей стихии. Глобальная цель любой стороны — захватить как можно больше пространства.
Детализация боевых машин на уровне, хотя вряд ли в игре надо будет опускать камеру так низко. |
Дело не только в том, что без источника воды не прожить. Злобные Hai-Genti, обнаружив прохладную водицу, подсыплют в нее отравы и выпустят на поверхность, чтобы затопить близлежащие кусочки земли. Хворь, которая распространится по рекам и озерам, вредит только людям. Пришельцы ее не боятся — они, словно рыбы, готовы купаться в толще химикатов и при этом пополнять здоровье!
В Maelstrom три расы, и комплект ресурсов для каждой свой. Армия Освобождения вынуждена добывать воду и солнечную энергию. Впрочем, это еще не все — без вторсырья, которое можно найти только в бункерах, партизаны не могут производить технику и строить дома.
Вода, которая течет, и ветер, который дует, — совершенно новые концепции в стратегических играх. |
В бомбоубежища сунутся и представители «Восхождения». Там они захватывают уцелевших бедолаг и везут в свои лаборатории, чтобы с помощью специальных криогенных контейнеров добывать из них биозапчасти для войска Корпорации. Трубы заводов и фабрик не смогут пыхтеть без солнечной и гидроэнергии. Выход один: построить собственный МаэльГЭС!
Подлые инопланетные захватчики обходятся двумя видами ресурсов. Из воды, используемой в качестве средства регенерации, они понемногу цедят мутаген. Выжившие тоже не останутся без внимания Hai-Genti: огромная тварь будет переваривать этих бедолаг, попутно вырабатывая биологическую массу. Вспоминается грозный подземный зубастик Сарлакк из Star Wars.
Кампания за Армию Освобождения немного смахивает на классические Command & Conquer: Generals. Антураж — недалекое будущее, а техника и вооружение — почти такие, какие ныне используются армией США. По словам разработчиков, это нужно для того, чтобы игроку было легче освоиться в мире Maelstrom. Предполагается, что оригинальность припасут для миссий за технологичную Корпорацию и безжалостных Hai-Genti.
% На диске: специально для нас KDV games сняли видеоролик, наглядно демонстрирующий игровой процесс за Армию Освобождения.
Здешний мир детализирован и весьма интерактивен. Ветер разносит огонь, увеличивает зоны химического и радиоактивного заражения. Вода не только взаимодействует с ландшафтом — она гасит пламя, а цунами сносит на своем пути любые объекты, попутно делая непригодными многие тропинки и дороги. И эти возможности обязательно нужно использовать! Стоит убрать холм, прикрывающий вражескую базу от горного потока, как неприятель позабудет обо всем и начнет отчаянно бороться со стихией. На вас ураганом несется огромная вражеская армия, которая мигом прорвет защитную линию и предаст базу мечам и пожарам? Попробуйте вырыть канавы: быть может, к приходу врага испортите прекрасную дорогу и тем самым получите несколько лишних минут на подготовку к обороне. А ведь есть еще и агрегатные состояния воды. К примеру, чтобы обезопаситься от хитрых уловок с бобровыми запрудами, можно нагреть жидкость до ста градусов по Цельсию и превратить ее в пар. Главное — не перестараться!
Словом, мать сыра вода — не только важный ресурс. Она — центральная стихия и яблоко раздора, из-за которого в Maelstrom давно нет покоя.
Maelstrom — стратегия необычная. Это один из самых оригинальных проектов, находящихся сейчас в разработке. Обилие нововведений в игровом процессе, смелая концепция, напоминающая идеи «Периметра», и, наконец, общая технологичность действительно впечатляют. По совокупности заслуг игра делает заявку на орден. Корону пока обещать рано — ведь воплотить сонмища оригинальных задумок разработчикам будет непросто. Одна ошибка — и баланс падет наземь с титаническим грохотом, оставляя нас наедине с пустотой и разочарованием. Мы верим разработчикам, но отчетливо понимаем, что разрушить идиллию слишком легко.
Если наши надежды оправдаются — игра получит заслуженную награду. А пока — томимся в ожидании. Быть может, в жанре RTS когда-нибудь случится долгожданный переворот.
Терраформингу поем мы песнь |
Несмотря на то, что в Maelstrom используются принципы терраформинга, т.е. изменения рельефа, в плане изменения поверхности игра почти не похожа на «Периметр». Здесь необязательно разравнивать поверхность, этим можно вообще не заниматься. Но игнорировать терраформинг — значит, в нужный момент лишить себя важного преимущества, так что мудрый полководец вовремя отправит солдат копать. Или не копать. Можно копать овраги, насыпать холмы, использовать их как надежные укрытия для своих отрядов и как средства защиты от воды. Люди будут ковырять землю с помощью специальных машин. Пришельцам придется использовать менее удобный способ — сбрасывать с неба метеориты либо землетрясениями пускать в поверхности земли трещины. И не забывайте: каждый взрыв приводит к появлению воронок. Поле битвы после сражения будет выглядеть совершенно неузнаваемо. % К сведению: терраформинг, трещины в земле, возможность насыпать горы или топить врага в воде появились в играх не вчера и даже не позавчера. Изометрический терраформинг был еще в 1989 году, в Populous (предшественник Black and White). А в сказочной стратегии-боевике Magic Carpet (Bullfrog, 1994 год) игрок мог мощными заклинаниями сносить вражеские замки, поднимая горы или порождая змеящиеся трещины в земле. |
Деятельность «Мастеров кода» |
На Западе издавать Maelstrom будет знаменитая компания Codemasters, славная высоким качеством проектов и ежегодно пополняемой обоймой хитов. Но на самом деле сотрудничество этой фирмы с KDV games куда более тесное, чем мы думали. Как оказалось, «Мастера кода» отвечают за сюжет и звуковое сопровождение игры. Над сценарием трудится небезызвестный Джеймс Сваллоу (James Swallow), автор нескольких серий Star Trek и рассказов по вселенной Warhammer 40k. В общем, он человек опытный и съел целую стаю собак на создании классных текстовок. В качестве его работы мы не сомневаемся! Над музыкой тоже трудится профессионал. Правда, композитор менее известный — Джеймс Маквильямс (James McWilliams). Он пытается совместить оркестровые композиции с атмосферным фоновым звуком; по словам разработчиков, получается нечто очень похожее на произведения Говарда Шора, автора музыки к «Властелину колец». Мелодии будут меняться в зависимости от происходящего на экране. Если люди жгут костры и неторопливо строят домишки, вы услышите спокойный лирический мотив. Воины участвуют в смертельном бою, от которого зависит исход всего противостояния с пришельцами? Готовьтесь сражаться под барабанный грохот и рокот других ударных инструментов. |
Дети двадцать первого века |
В основе Maelstrom лежит пламенный моторчик Vista Game Engine, созданный в недрах KDV games. Скелетная анимация, рельефное затенение применяются практически повсеместно. Картинки не обещают технологий завтрашнего дня, но графика выглядит вполне прилично, да и требования к системе демократичные. Интересно другое — разработчики реализовали динамические потоки (как течение воды, так и ветер) и зоны поверхности с разными степенями проходимости. Горная тропа, усыпанная песком, существенно замедляет солдат, зато спускаться по склону весело и приятно. Различные объекты рушатся от попаданий осколков и под воздействием ядерных волн, а в ближнем бою активно используется физика импульсов. |