Вертолетные симуляторы по-прежнему остаются редким жанром. Как и в случае с танковыми и самолетными симуляторами, игры о вертолетах исчисляются не десятками, а единицами. Причина этого явления вовсе не в боязни высоты. Просто рисковать, создавая игру с сомнительной прибыльностью, пробуют немногие. Российский рынок пока не баловал нас стоящими симуляторами летающих «вентиляторов». Более сложные симуляторы самолетов — пожалуйста, две фирмы взялись, реализовали и, что удивительно, прославились. Но две компании — два подхода.
Eagle Dynamic делает упор на масштабность и реализм, Maddox Games стряхнула пыль с аэропланов Второй мировой. И только G5 Software попробовала реализовать управление вертолетом. Не самая удачная полуаркада-полусимулятор «Ударная сила» показала, что и вертолетные сражения бывают увлекательными.
Теперь же, кажется, «рынок созрел»: снова две компании решили вплотную заняться симуляцией вертолета. И вновь Eagle Dynamic и G5 Software выбрали разные подходы исполнения. Eagle Dynamic предпочла масштабное и очень реалистичное путешествие на Кавказ под аккомпанемент свиста пропеллеров Ка-50. G5 Software же на этот раз играет роль хроноархеолога, пытающегося создать достоверный исторический симулятор в небе над Вьетнамом. Более того, разработчики G5, оставаясь верными себе, постараются угодить не только закаленным симуляторщикам, но и большинству игроков. Более того, они собираются взять приступом границы жанра и попробовать раздвинуть их. Может, пока это звучит не более правдоподобно, чем рассказ о слоне, который умеет летать, однако то, что мы уже знаем об игре «Вертолеты Вьетнама: UH-1», наводит на мысли о новом формате вертолетного симулятора.
Лирические заметки хроноархеолога
Разработчики поставили перед собой несколько сложных задач: сделать симулятор интересный, динамичный, но, главное, исторически и географически точный.
Если говорить о концепции «Вертолетов Вьетнама», то сюжетная драма для симулятора — действительно свежий подход. Он привносит в жанр симулятора аромат перемен. Ощущение реальности происходящего будет передаваться не только во время заставок, но и в полете, когда члены экипажа общаются, шутят. Так перед нами вырисовываются реальные герои тех дней, что само по себе для симулятора внове.
За сюжетную основу взяты события с ноября по декабрь 1965 года, когда в долине Иа Дранг произошла первая открытая стычка между американцами и армией Северного Вьетнама. Тогда из-за ошибок разведки более четырехсот американских пехотинцев были окружены превосходящими силами противника. После продолжительной блокады (операция по спасению солдат длилась больше месяца) бойцов наконец удалось вызволить.
Внимание, вопрос: какая известная композиция Вагнера подойдет к этому скриншоту? |
G5 сильно упростила бы себе жизнь, если послала бы ребят в Персидский залив: уже развита авиация, и противник подготовлен лучше, чем вьетнамский партизан, два дня назад тихо собиравший урожай со своего рисового поля. Но выбор пал на Вьетнам не случайно. Во-первых, для сюжетного симулятора лучшей темы для лирических размышлений об абсурдности войны не найти, а во-вторых, именно в этой войне аэромобильным войскам впервые отводилось такая солидная роль. В условиях, когда четкой линии фронта не существует, а поле битвы — целая страна, вопрос о мобильности стоит как никогда остро. На выручку и пришли вертолеты, которые могли оказывать поддержку пехоте, перевозить грузы и солдат в любую точку страны.
Это интересно: в военной доктрине США на сегодняшний день роли распределены так: на первом месте стоят авианосцы, на втором — аэромобильные соединения, а на последнем — пехота).
Bell UH-1 Huey использовался практически во всех операциях, причем проявил себя как настоящий многоцелевой вертолет. Когда нужно, он мог оказать поддержку с воздуха. Он использовался для эскорта транспортных вертолетов CH-47D. На Bell UH-1 устанавливался пулемет и неуправляемые ракеты — это превращало его в мощный ударный вертолет. При необходимости он использовался и как десантная машина.
Универсальность и неприхотливость к посадочной площадке сделали эту боевую машину незаменимой на войне. Поскольку UH-1 применялся для разных целей, разработчикам не пришлось изобретать велосипед. Они лишь воссоздали последовательность боевых задач в долине Иа Дранг. Нам придется оказывать огневую поддержку пехоте, выслеживать и уничтожать врага, эскортировать пехоту и транспортники, разведывать обстановку и перевозить грузы.
Краткая история UH-1 | |
В 1955 году Министерство обороны США объявило конкурс на создание многоцелевого вертолета с возможностью его вооружения ракетами и пулеметами. 20 октября 1956 года прототип совершил первый полет, а в 59-м году UH-1A стал поступать на вооружение ВВС США. Эта модель имела 70-мм пушку, 16 НУР и двигатель на 760 л.с. В 1961 году модель A заменила модификация B, у которой был установлен мощный двигатель в 1100 л.с., за счет чего увеличилась его полезная нагрузка. Впрочем, управление этой птичкой оставляло желать лучшего, а облегченная конструкция делала его легкой мишенью. Именно эта модель сыграла значительную роль во Вьетнамской войне. В 1965 году появилась версия C с новым устройством винта, уменьшающим вибрацию. Модель D оснащалась двумя двигателями взамен одного. Начиная с D внешний облик вертолета стал меняться, кабина стала более просторной. Последующие изменения в основном затрагивали замену навигационного оборудования, двигателей, а также привносили небольшие изменения в дизайн. Последней модификацией стала Model 214 Hucy Plus, созданная на основе UH-1H. UH-1 до сих пор применяется в службах спасения. |
Тонкая сталь и никакого мошенничества
Матерые виртуальные пилоты не привыкли и не ожидают от авиасимулятора душевных историй с лихо закрученным сюжетом — носовые платки они забыли у романтиков-квестеров. Они безразличны к мелким складкам рельефа — с высоты шестисот метров их все равно не видно. Им бы, как и их древнеримским предшественникам, «хлеба и зрелищ», а ни для кого не секрет, что хлеб любого симуляторщика — это замысловатое и правдоподобное управление. Чего можно ожидать в этом плане от «Вертолетов Вьетнама»?
Автопилот не спас беднягу от автоматной очереди |
Очень важной задачей для разработчиков стало воспроизведение всех моделей вертолетов и другой военной техники. В игре нас ждут артиллерия, грузовые и легковые автомобили и даже патрульные речные катера. Особое внимание разработчики, конечно, уделили UH-1.
Каждый уважающий себя создатель симулятора просто обязан создать детально проработанную и достоверную приборную доску. G5, следуя примеру конкурентов, добавила в игру «виртуальный палец», с помощью которого можно самолично понажимать на все кнопочки. Пока неизвестно, насколько подробно воспроизведены системы вертолета и учтена ли, например, возможность попадания в топливопровод, однако отламывающиеся лопасти, гибель члена экипажа, потеря шасси или стабилизирующего винта здесь есть. Особо приятно отметить, что все сложности и особенности в управлении UH-1 также будут учтены. Например, фирменный двухлопастный винт UH-1 может серьезно подпортить романтику полета. Беззаботный отстрел аборигенов может обернуться срывом вихревого потока и сильной вибрацией даже на крейсерской скорости в двести километров в час. Перегрев двигателя в пылу сражения может стать неприятным сюрпризом.
Разработчики традиционно заботятся о нуждах не только виртуально-летальной части человечества, но и о простых смертных. Облегчить жизнь себе и укоротить ее врагу можно, включив автоудержание высоты. Но при этом «Вертолеты Вьетнама» отнюдь не превратятся в Comanche 4 — заложить крутой вираж невозможно, да и пикирование обычно заканчивается очень плохо. И конечно же, придется признать, что этот вертолет не может сделать «мертвую петлю» или «полубочку».
Зрелища
Перед вылетом можно размять кости и полюбоваться прекрасным видом на... вертолет. |
Если спросить любого тяжеловесного виртуального пилота, чего ему не хватает в его любимой игре, он наверняка ответит: «Красоты и реалистичности пейзажей!», выдержав паузу, быстро поднимет палец к небу и скороговоркой выпалит: «И чтобы не тормозила!»
Редкий авиасимулятор может без тормозов оставаться масштабным и красивым. Разработчики оптимистично утверждают, что игра полетит (в том смысле, что вертолет оторвется от земли) даже на слабых по сегодняшним меркам компьютерах. При этом они гарантируют огромное поле боя — сорок на сорок километров, на котором могут находиться десятки, а возможно, и сотни боевых единиц. Фирменный движок NAPALM гарантирует качественное отображение всего, начиная от бытовой травы, воды и взрывов и заканчивая патрульными катерами и собственно вертолетами. NAPALM поддерживает все современные возможности трехмерных ускорителей.
А разве могло быть иначе? Уже пошли разговоры о том, что движок годится не только для авиасимов. Впрочем, точно такие же заверения были и в отношении «Ил-2 Штурмовик», а «Второй мировой» нет до сих пор.
Другой полет, другие ощущения
Показывать врагам кузькину мать можно с четырех позиций. Например, задействовав бортового стрелка. |
Сравнить «Вертолеты Вьетнама» с другими играми, боюсь, будет очень сложно — слишком много различий. Боюсь... а может, и не боюсь — наоборот, радуюсь игре, в которо й только у одной воюющей стороны есть вертолеты, да и те выступают не как самостоятельная боевая единица. Игроку постоянно придется координировать свои действия с пехотой, откликаться на изменение ситуации, а иногда и самому вмешиваться в ход событий. Интересной и, пожалуй, больше всего влияющей на игровой процесс особенностью будет возможность переключиться на второго пилота или одного из бортовых стрелков. У каждого из этих персонажей свои способности: второй пилот стреляет из пулеметов, первый рассыпает ракеты, стрелки обстреливают фланги. Да и масштабность заставляет по-новому взглянуть на игру — сорок квадратных километров не шутки. Опасение вызывает разве что оптимизация движка, реализация искусственного интеллекта, испортившая ни одну хорошую затею, да еще вопрос: «А получится ли сюжетный атмосферный симулятор?»
«Вертолеты Вьетнама» — главный претендент на звание лучшего российского симулятора винтокрылой машины. Разработчики заявляют массу интересных и новых концепций. Узнать, оправдают ли они наши надежды, мы сможем уже очень скоро.