Дата выхода: 2008 год
Возьми меня с собой, пурпурная река,
Прочь унеси меня с собой, закат.
Тоска о том, что было, рвется через край,
Под крики серых птичьих стай.
Маргарита Пушкина, «Закат»
Известный тезис гласит, что творческие личности куда ближе к сердцу воспринимают любые неприятные события. Метания души — для них одновременно счастье и беда. Утонченные натуры прекрасно понимают чужие эмоции, способны сопереживать, но при этом и сами очень ранимы. Рядовой человек зачастую воспринимает укоры с безразличием, поэт же никогда не пропустит их мимо ушей и даже разобьется в лепешку, чтобы впредь такого не повторилось.
Еще тяжелее таким людям переносить внезапно случившееся горе. Кто-то просто завязывает с творчеством, кто-то лишается рассудка или прыгает с моста... Впрочем, так происходит отнюдь не всегда.
Мы вам честно сказать должны
Алану Уэйку грех было сетовать на жизнь. Его книги ужасов читала вся страна, а любимая девушка, по совместительству муза, почти без раздумий согласилась на брак. Вряд ли для счастья нужно что-то еще. Но в идиллию вмешалась судьба. В один тихий день невеста исчезла. Без криков и рыдания, без ссор и обид — просто ушла и даже не сказала Алану, куда. Жива ли она — отдельный вопрос.
Писатель потерял куда больше, чем ему показалось в первый миг. Растущее изо дня в день чувство беспокойства привело к затяжной депрессии, чуть позже — к утрате здорового сна. А ведь именно в нем Уэйк черпал сюжеты для новых рассказов! Несостоявшийся муж не мог сомкнуть глаза: перед ним то и дело всплывали картины из прошлого, на которых он был совсем не одинок...
Чудом оставшись в здравом уме, Алан решил перебраться в тихий город Брайт Фоллс, расположенный в штате Вашингтон. Спокойное место, отзывчивые люди, престижная клиника для тех, кто не может погрузиться в царство Морфея, — чем не шанс уединиться от мирской суеты?
Спустя пару дней Алан с замиранием сердца обнаружил, что одна из медсестер — почти точная копия его любимой, но значения этому факту не придал. Вскоре произошло маленькое чудо. Сны вернулись, а с ними вернулись и кошмары, что позволило возобновить литературную деятельность. Только вот судьба заскучала и вновь надумала поиздеваться. Кошмары Алана Уэйка обернулись явью. После наступления ночи Брайт Фоллс превращается в форменный ад: с гор падают огромные глыбы, по улицам проносится смерч, молния сверкает каждую секунду, земля разверзается и откуда ни возьмись появляются неведомые существа. Кто вы? Что вам нужно?! Прочь, прочь!..
Это интересно: необычная ситуация сложилась вокруг облика главного героя. Как вы, должно быть, знаете, внешность мистеру Пейну подарил сценарист компании Remedy Сэм Лейк, он же придумал ему звучное имя. Сейчас, по-видимому, ситуация повторяется. Алан Уэйк, Сэм Лейк — почти одно и то же, не находите? И физиономии у них пусть и не одинаковые, но чем-то явно похожие...
Я вижу свет
День. Время, когда можно вдохнуть воздух свободы и почувствовать себя нормальным человеком. Почему бы не взять в аренду автомобиль? Отправиться-то есть куда. Вокруг города — леса, в которых приятно пахнет хвоей. Гулять там — настоящее удовольствие: никто не спрашивает, как пройти до заправки, никто не просит дать автограф, никто, наконец, не напоминает о прошлом. Кроме того, дышать чистым воздухом полезно для легких и нервной системы.
Пять минут ходьбы по тропинке — и ты возле реки. Наслаждаться пением птиц, слушать, как журчит вода, и наблюдать за отражениями солнечных лучей — что еще нужно для отдыха? Когда надоест, можно отправиться в каньоны и оттуда зачарованно смотреть на пейзажи неземной красоты.
Пока солнце находится на небосклоне, писателю ничто не угрожает. Ни одно чудовище не вылезет из логова до прихода тьмы, что дает отличный шанс исследовать город и окрестности. Цели путешествий могут быть самыми разными: изучить территорию, наметить пути бегства, пообщаться с нужными людьми и тем самым немного приблизиться к разгадке — узнать, что же, черт возьми, происходит. Наконец, в прогулках есть и эстетическое удовольствие: далеко не каждый художник способен нарисовать такую красивую природу...
«Дневной» Alan Wake слегка напоминает Grand Theft Auto: поездки на машинах, ничем не ограниченная свобода и вид от третьего лица. С приходом тьмы ситуация в корне меняется. Когда в городе царит мрак, единственное, что может Алан, — бежать. Бежать прочь от монстров, лезущих буквально изо всех щелей, прочь от неприятных явлений природы — молний и смерчей, прочь от всего, что способно его убить. Ночью автомобиль уже не так полезен. На нем можно преодолеть какой-то участок спасительного маршрута, но это крайне рискованно. Когда Алан заметит пропасть или валяющуюся посреди дороги глыбу, будет слишком поздно — тормоза не спасут.
Еще один важный момент: уродливые твари боятся света не меньше, чем вампиры. Яркие лучи повергают их в ужас, а в сочетании с револьвером это дает Уэйку шанс успешно обороняться. К сожалению, керосин в лампах не вечный, а мощности небольшого фонаря не хватит, чтобы ослепить всех монстров. Максимум — одного-двух.
Пока неясно, как наш писатель будет выбираться из неприятного города. Достаточно какое-то время оставаться в живых? Или нужно пересечь определенную границу? Тут можно дать волю фантазии. Ясно одно: лихой стрельбы в игре не будет. Поражать кошмарных страшилищ точно в лоб с дистанции в несколько сот метров — удел совсем не писателя.
В одиночку против кошмаров
Удивительное дело: несмотря на почти ничем не ограниченную свободу игрока, Alan Wake состоит из миссий, объединенных в линейную цепочку. По мере их выполнения мир понемногу меняется. Дни становятся короче, ночи — длиннее, количество охотящихся на писателя монстров возрастает, а природа с каждым разом трепыхается все свирепей.
Мрачный сабантуй не проходит для пейзажа бесследно. Оползни могут привести к образованию новых трещин в земле, обвалы камней — разрушить или же загородить дорогу, а смерч превращает в пыльные щепки целые дома.
Разумеется, для всего этого просто необходима крепкая технологическая основа, и она у разработчиков есть. Alan Wake создается на принципиально новом движке производства самой Remedy Entertainment. Перечислять его особенности не имеет смысла. Просто приведем говорящий факт: гранды современного рынка железа, Intel и ATI, для демонстрации возможностей продукции выбрали одну и ту же игру. Догадываетесь, какую?
Игра-драма о несчастном писателе красива не столько из-за шейдеров и постэффектов, сколько благодаря отточенному стилю. Кадр первый: Алан держит револьвер и щурится от яркого света. Темный фон и едва видимое лицо писателя сразу вызывают воспоминания о «Городе грехов». Кадр второй: Алан на фоне садящегося солнца пронзительно смотрит вдаль и крепко сжимает в руке любимое оружие. Кадр третий: Алан бежит, а сзади него кружится в воздухе автомобиль. Такую операторскую работу и в Голливуде не стыдно показывать!
А еще нам обещают — не поверите — бесшовный мир. Вернее сказать, практически бесшовный. Все сто километров территории будут поделены на равные участки. Когда герой находится недалеко от границы нескольких зон, незаметно начинает подгружаться следующий кусок земли. На производительность это повлияет не слишком благотворно, зато теперь никто не пожалуется, что бесконечные переходы между уровнями смертельно приелись. Ликовать или плакать — пока непонятно. Все зависит от того, насколько грамотно и незаметно разработчики вошьют в игру подгрузки.
Один из самых волнующих вопросов: насколько прожорлива игра в плане компьютерных мощностей? Разработчики не скрывают, что насладиться качественной графикой удастся только обладателям систем посовременнее. Точные характеристики пока что известны только провидцам и посланникам из будущего, но приблизительные выводы можно делать прямо сейчас. Чуть меньше года назад Intel демонстрировала вполне рабочую версию игры на системе с Intel Core 2 Quad, разогнанным до частоты 3,73 ГГц, и видеокартой GeForce 7900GTX. Никаких подтормаживаний не наблюдалось, хотя настройки стояли самые высокие, а разрешение, по разным данным, — 1024х768 или даже 1280х1024. Скорее всего, к моменту выхода игры PC необходимой конфигурации будут находиться в среднем ценовом диапазоне, и это наполняет радостью сердца игроков, измученных железом.
Антология человеческих страхов
Alan Wake — не только увлекательная игра-приключение с солидным боевым элементом, это еще и настоящий психологический триллер. Сюжет принадлежит перу Сэма Лейка — человека, придумавшего и воплотившего образ знаменитого мстителя по имени Макс Пейн.
В игре акценты будут расставлены немного иначе, нежели в повести о харизматичном нью-йоркском полицейском в черном плаще. Мрачный стиль нуар больше не в моде. Вместо него — атмосфера тихого города тридцатых годов, контрастирующая с жуткими ночными прогулками с револьвером наперевес. Ставка делается на драматичность: по замыслу разработчиков игрок должен сопоставлять себя с главным героем, сопереживать ему и сполна ощутить, каково это — в одночасье лишиться всего: любимой девушки, успехов в работе и, что самое главное, веры в счастливое будущее. Конечная цель — катарсис.
Единственный момент, вызывающий всеобщее неодобрение, — планы руководства Remedy по превращению игры в сериал. Тот Alan Wake, о котором мы рассказываем сейчас, — всего лишь первая из трех игровых «лент», посвященных тяжкой доле популярного писателя. Именно это обусловило тот факт, что в игре будет масса персонажей: интересное кино не может обойтись без ярких личностей и увлекательных диалогов. Где-то в воздухе витает мысль: как бы отличную идею не испортили затянутостью происходящего. Мало ли что...
Последний штрих — звуковое оформление. Писать для игры музыку будет композитор Анджело Бадаламенти, автор пары изумительных мелодий из культового сериала «Твин Пикс». Поговаривают, что ему жаждет помочь финская рок-группа Poets of the Fall, ставшая известной благодаря песне Late Goodbye, сопровождающей финальные титры Max Payne 2 — предыдущего проекта Remedy. Что ж, бодрые и динамичные композиции в такой напряженной игре, как Alan Wake, будут только кстати.
Alan Wake — чертовски необычный проект. Сейчас, когда психологические триллеры выходят не чаще качественных мексиканских сериалов, игра может стать настоящим прорывом. Плодородная почва в виде современного движка, цепляющей завязки и прекрасного графического стиля — серьезная заявка на «Корону». Хватит ли разработчикам сил, чтобы найти еще и первосортные семена, а затем посадить их и дождаться появления спелых плодов? Утверждать не беремся, но учитывая, что за плечами сотрудников Remedy две части Max Payne, за судьбу Alan Wake будут волноваться лишь отпетые скептики.