Дата выхода: 2008 год
Крупные компании редко бывают законодателями жанровых мод. Им просто нет смысла открывать новые миры: куда выгоднее выпекать продолжения уже выпущенных проектов. Как правило, свежие идеи придумывают новички, которым просто необходимо выделяться из серой массы, иначе есть риск провести остаток жизни в затхлых офисах на окраинах цивилизации...
Тем не менее знаменитые канадцы из Bioware над каждой игрой работают с таким усердием, словно это их дебют, краеугольный камень грядущего успеха. Mass Effect, иммигрант с консольной пропиской и национальностью Xbox 360, — не исключение.
«Терминатор-4»
К 2183 году сбылись мечты писателей-фантастов и лично Джорджа Лукаса. Люди успешно освоили космос и празднуют сабантуи в далеких галактиках — благо технологии позволяют. С инопланетянами давно установлен контакт, и нет никаких разногласий. Перспективы — самые радужные.
Но внезапно кто-то вспомнил о древнем пророчестве, согласно которому (только не это!) каждые 50 000 лет в нашу галактику вторгаются машины и пытаются под корень истребить органическую жизнь. Тут еще как назло оказалось, что ближайшее восстание «махпелл» должно состояться в самое ближайшее время. Хаос? Паника? Нет, куда проще: в эти басни никто не поверил. Их правдивость не вызвала сомнений только у капитана межзвездного корабля «Нормандия» мистера Шепарда — он-то и взялся спасать мир от киберугрозы. Героям вечно никто не верит — таковы правила научной фантастики в мягкой обложке.
Завязка, конечно, настораживает, но в остальном Mass Effect смотрится перспективно и свежо. Взять, например, диалоговую систему — в других ролевых играх мы выбираем нужную реплику из списка возможных, и герой тут же ее воспроизводит. Людей, отлично знающих язык, это никогда не смущало, ведь они легко могли определить тональность ответа и предугадать дальнейшее развитие разговора. У остальных иногда возникали трудности. Игровые дизайнеры из Bioware (даром что бывшие врачи) нашли элегантное решение проблемы: теперь можно только устанавливать стиль изречения — от дружеского комплимента до явной агрессии, а конкретную фразу мы узнаем, когда ее произнесут. Нет никакой нужды перечитывать десятки предложений в попытках разобраться в их смысле. Экономия времени наметилась изрядная.
Еще один важный момент: растекающегося мыслью собеседника вовсе не обязательно выслушивать до конца. Никто не запретит отчаянно дерзить, перебивать всех подряд и запугивать ушлых торговцев фразочками в стиле: «Закрой рот, открой котомку». Главное — не переборщить, ведь персонажи в состоянии извлечь из-под стола бластер и провести увлекательный сеанс игры в «кошки-мышки». Как вариант — могут просто в страхе убежать, унося с собой важные секреты.
Заметна в диалогах операторская работа — ракурсы часто меняются, люди и другие существа демонстрируют естественную (там, где это выражение применимо к инопланетянам) мимику, активно жестикулируют и вообще сидят как живые. Mass Effect и в мирных эпизодах, и в сражениях выглядит почти как научно-фантастический фильм, даром что с видом от третьего лица. Это переворот — не технологический, не графический, а дизайнерский.
— Смертный, если ты кого-то любишь — отпусти его. Если он вернется, всади в него десяток пятидюймовых ножей. А если он вернется снова — просто беги!
м/ф «Милая девочка Ленор»
Один из главных элементов неповторимой атмосферы Mass Effect — социальный. Как и в Star Wars: Knights of the Old Republic, между соратниками могут начаться распри. Придется разнимать бедолаг, чтобы не передрались и не испортили кровью обивку в космическом корабле. В планах разработчиков и любовная история, и предательство, и неоднозначные моральные выборы, влекущие порой столь же неоднозначные последствия.
На прошедшей этим летом выставке Е3 разработчики показали журналистам захватывающий эпизод. Некий военизированный отряд отправился на другую планету (ну, назовем ее, допустим, Шелезяка), чтобы взорвать шахту по добыче какого-то ресурса, необходимого организующим восстание машинам. Вскоре подразделение перестало выходить на связь — надо выяснить, что же стряслось.
Оказывается, ваши предшественники попали на Шелезяке в плен и, понятное дело, производства не остановили. Вы решаете выполнить за них это поручение... и вдруг на пути встает один из членов команды, пучеглазый инопланетянин: «Будь милосерден, это вещество нужно не только машинам, но и моим соплеменникам!»
Как поступить? Выполнить просьбу товарища и поставить под угрозу судьбу всего мира? Не согласиться, отправить просителя восвояси и нажить тем самым врага? Просто убить друга, чтобы знал, как беспокоить капитана в неурочный час? Есть над чем подумать на досуге.
Война миров
Сражения в Mass Effect тоже заметно отличаются от того, что нам предлагают в других ролевых играх. Холодное и горяче-джедайское оружие вышло из моды. Настала эпоха футуристических винтовок, силовых щитов и ставших общедоступными пси-способностей. Отправились в небытие и сумасбродные потасовки, в ходе которых персонажи переключаются то на одного, то на другого противника. Тактика отныне превыше всего!
Реальная ситуация из игры: к вашему отряду, собранному из двух человек и одного гуманоида, приближается толпа слизней, которую прикрывает исполинских размеров чудовище с щупальцами. Решается проблема так: включаем управляемую паузу, приказываем подопечным спрятаться за ящиками и вести заградительный огонь, а сами тем временем обходим неприятелей с фланга. Очередь из автомата — полегли слизни, остался только предводитель. Еще одна пауза: отдаем напарникам приказ бежать в лобовую атаку и в тот же момент активируем щит. Подбежав к монстру вплотную, замедляем его пси-способностью. Последний штрих — выстрел накопительным зарядом. Еще одна победа науки над дикой природой!
Вот такие вещи — динамичность происходящего, глубокая тактика, выразительные диалоги и масштабы вселенной — и выделяют Mass Effect среди других игр жанра. Bioware делает игру с энтузиазмом, присущим скорее раззадоренным новичкам, нежели опытным зубрам. В сочетании с недюжинным опытом это должно дать отличный результат.