Дата выхода: 2008 год
Это моя винтовка. Таких винтовок много, но эта — моя. Моя винтовка — мой лучший друг. Она — моя жизнь. Я должен овладеть ей так же, как владею своей жизнью...
...Моя винтовка и я — защитники моей страны. Мы не боимся наших врагов. Мы — защитники моей жизни. Да будет так, пока Америка не победит, и не останется больше врагов, и не воцарится мир.
«Моя винтовка: Кредо морских пехотинцев США»
Серия Silent Hill сейчас переживает непростые времена. Начались сложности с не совсем внятной четвертой части, которую разработчики умудрились сделать не столько страшной, сколько затянутой и однообразной. Однако, похоже, утомительный побег из запертой квартиры стал лишь предвестником катаклизмов. Чем больше становится известно о пятой части игры, тем больше у ценителей жанра вопросов и сомнений.
Коллективизация
Первые слухи о работе над пятой частью Silent Hill поползли еще в 2004 году. Откуда-то выплыло даже название — Shadows of the Past. Однако в интервью дизайнер Масаши Цубояма из Konami жестко дал понять, что, хотя разработка игры идет, никаких «Теней прошлого» в планах компании нет.
Продолжилось томительное ожидание. Потом подал голос композитор Акира Ямаока, ставший с некоторых пор «лицом» серии и вдобавок главным продюсером. Да, он будет заниматься музыкой к игре (не бог весть какая сенсация). Да, новая игра в разработке, и в планах компании настолько повысить уровень жути на килобайт кода, что страшно будет водить героя не только в темноте и тумане, но и на освещенных солнцем улицах. Это, и намеки о сходстве новой игры со второй частью, которую многие считают вершиной серии, вселяло надежду.
Официальный анонс и первые подробности об игре появились лишь этим летом. Официальные пресс-релизы не просто удивили всех — они привели дружное сообщество любителей игры в состояние легкой паники. И причины для беспокойства были более чем вескими, ведь сухим языком пресс-релизов нам сообщали, что Konami и команда, известная как Team Silent, передали разработку Silent Hill V студии The Collective.
Конечно, в наше время торговые марки мигрируют от одних разработчиков к другим не в пример активнее, чем раньше — достаточно вспомнить Operation Flashpoint, Fallout, Heroes of Might and Magic, King's Bounty, Gothic. Но со стороны японцев отдать любимый «Холм» на субподряд — это все равно как если бы Сид Мейер спихнул на сторону очередную часть «Цивилизации», а Valve сунули кому-нибудь третью часть приключений Гордона Фримена.
Silent Hill уплыл из Страны Восходящей Йены в Америку и оказался в цепких лапках создателей средненького граффити-симулятора Mark Ecko's Getting Up и еще нескольких игрушек второго эшелона по лицензиям.
К сведению: это не первая игра серии, оказавшаяся в чужих руках. Предыстория Silent Hill Origins с прошлого года томится в застенках некоей студии Climax. В общем, разбросала судьба...
Оригинальная японская команда, известная как Team Silent, заниматься проектом не будет. Единственный человек, имеющий прямое отношение к пятой части игры, — Акира Ямаока. Он займется музыкой. Иначе и быть не может — композиции Silent Hill давно уже счастливо живут сами по себе.
Работа над игрой-предысторией Silent Hill Origins (в Японии — Silent Hill Zero) идет уже очень давно, но не по нашу душу. Странным волевым решением Konami отдала проект студии Climax под портативную приставку PlayStation Portable.
Сначала у разработчиков была идея переделать первую часть и назвать ее Silent Hill: Original Sin, но потом они от нее отказались. Теперь главный герой — шофер-дальнобойщик Трэвис Грэди, человек с «туманным прошлым». Оказавшись по долгу службы в городке Сайлент Хилл, он встречает призрак девочки Алессы и, отправившись за ним, спасает девочку из огня пожара. А потом пришли мертвые медсестры, и все завертелось...
Поначалу игру планировали сделать под Resident Evil — с мощной системой боев, камерой на плече героя, лазерным прицелом и возможностью строить баррикады. Потом, после нескольких скандальных слухов, разработчики опомнились, выбросили лишнее и вернули привычную стилистику, статичные камеры, фонарик и радио. Отрисована игра неплохо, особенно если учесть, мягко говоря, скудные графические возможности PSP.
Переносить ее на PC вряд ли будут (да и не очень-то надо), так что для нас, добродетельных компьютерщиков, самое ценное в игре — 14 композиций от Акиры Ямаоки.
Ортодоксальней папы римского
Взявшись за пятую часть игры, студия Collective со своим не впечатляющим послужным списком угодила под прицелы критиков и любителей тихого городка ужасов. Эксперименты с концепцией, вроде тех, что были в Silent Hill 4: The Room, можно простить разве что юпитерам из оригинальной Team Silent. Дыры в стенах, база для возвращения с миссий, бессмертные призраки, повторное посещение каждого уровня и хрупкая девушка, которую надо оберегать, — мало у кого эти вещи в свое время вызвали восторг.
Если игра хоть на шажок приблизится к концепции боевика Resident Evil, ее безжалостно растопчут критики и заклеймят как жалкое подражание. А если «Коллектив» не справится с уровнем страха и сделает что-то серое и занудное, то дизайнеры смогут сразу же после отправки мастер-диска в печать заказывать в Японии ритуальные ножи и приглашать Ямаоку на мастер-класс.
В общем, даже если игра выйдет крепко сбитым середнячком на «Орден», специализированные форумы взорвутся возмущением и некрологами, посвященными игровой серии. В общем, выход из положения у Collective лишь один — переплюнуть старательных японцев, задрать планку качества по всем параметрам. Понимая свое интересное положение, разработчики стараются сыграть безопасно и в пятой части игры по возможности «пересайлентить» Team Silent.
За двумя родственниками
Главный герой — двадцатидвухлетний Алекс Шеперд, в его европейских чертах смутно угадывается что-то японско-анимешное. Еще он отдаленно похож одновременно на героев первой, второй и четвертой частей.
Алекс — солдат армии США, морской пехотинец, который возвращается в родной городок (нет, не тот самый) из-за моря, где он защищал демократию в далеких странах. Подробностей о том, где воевал наш протагонист, чем отличился и что натворил, у нас пока нет, однако в ходе игры его прошлое наверняка подкрадется к Алексу и укусит его в мягкие ткани. Так было в Silent Hill 2. На это намекает и его загадочный монолог: «Война — это ад, но есть вещи и похуже. Война меняет тебя, и никто из тех, кто остался дома, этого не поймет. Они меня никогда не понимали. Они сказали, что я не могу вернуться домой, но это не так. Я просто не хочу». Все непонятно и туманно — ясно лишь, что с крышей у Алекса Шеперда с недавних пор не все в порядке.
Вернувшись домой, Алекс обнаруживает, что его брат с отцом пропали, а мать застыла в кататонии. Ничего от нее не добившись, он отправляется на поиски брата (почему-то только его).
Исследовав окрестности небольшого горного селения Шеперд, Алекс отправится в Сайлент Хилл, городок, который всегда рад молодым неблагополучным мужчинам, потерявшим родственников. Какое отношение имеет наш старый, не знающий слов любви солдат к городку Сайлент Хилл? Оказывается, самое прямое. Пытливые игроки раскопали интересный факт: у жены Джеймса, главного героя второй части, фамилия была двойная — Мэри Шеперд-Сандерленд. Выходит, Алекс вполне может быть ее родственником и, возможно, даже отцом — мы точно еще не знаем, в какие годы разворачивается сюжет. Это еще один намек на то, что разработчики всерьез затеяли скрестить сюжет пятой части игры с Silent Hill 2.
Другие персонажи тоже сделаны в духе верности традициям — например, загадочный мальчик, который занимается своими детскими играми, путаясь под ногами у нежити и нимало этим не смущаясь.
Старая знакомая Алекса, девушка по имени Элль станет еще одним «безопасным» персонажем, соединив в себе черты нескольких девушек, которых ценители серии помнят и любят. Собственно, разработчики даже и не скрывают, что Элль будет «сексуальна в общепринятом смысле этого слова подобно Марии из Silent Hill 2 и миловидна в стиле девушки-соседки как Хизер из SH3».
Вот будет забавно, если под личиной Элль скрывается пропавший брат. Хотя вряд ли разработчики настолько скопируют уже использовавшиеся сюжетные ходы. Главное, чтобы нам не пришлось водить девушку за собой и защищать от монстров, иначе чувства игрока к ней быстро обернутся желанием прибить ее трубой и спрятать подальше.
Чудище о двух спинах
О пристрастии Collective к похождениям Джеймса в глубины собственного туманного подсознания говорит еще и возвращение незаслуженно забытых эротических элементов в стиле художника Гигера. Традиционные медсестры теперь носят чрезвычайно смелое мини и демонстрируют глубокие декольте. Новый забавный монстр вообще представляет собой сплав мужчины и женщины в двусмысленной позе. И, в общем, объяснить подобный подход с точки зрения сюжета можно — Алекс ведь совсем недавно перенес тяготы и лишения военной службы.
Однако тяжело на службе, легко в Сайлент Хилле — закалка и смекалка морского пехотинца сослужит нашему герою хорошую службу. Если в третьей части игры хрупкая девушка лихо молотила нечисть, то представьте, каких дел может натворить морпех. Разработчики всерьез модифицируют сражения. Они высказываются на этот счет просто и прямо: «Боевая система в Silent Hill во все времена была отстоем». И, в общем, поспорить трудно — драки не были самой сильной стороной серии. Реализованы они были просто и весьма условно, а камера иногда подводила игрока, закрывая обзор на критически важных направлениях. Но не за это мы любим Silent Hill.
Превратится ли игра в Resident Evil? Не думаю — это был бы самый простой способ вызвать священный гнев фанатов. Но, тем не менее, Алекс в гневе будет страшен, используя в бою удары, блоки, захваты и маневры уклонения. Последние будут особенно актуальны на фоне выросшей силы монстров. Как бы ни был тренирован герой, он не должен гонять медсестер полотенцем. «Пара пропущенных ударов, и герою конец!» — говорят разработчики.
Сделав шажок в сторону с боевой системой, разработчики тщательно избегают отходить от генеральной линии партии, справедливо опасаясь обвинений в ереси. Вероятнее всего, все монстры в игре будут в той или иной степени напоминать повадками и чертами уже знакомых нам и полюбившихся многим жителей тихого городка. А искусственный интеллект может сильно измениться. Во все времена чудища Сайлент Хилла и окрестностей были увальнями — их было легко обмануть, перехитрить или хладнокровно просто обежать вдоль стенки. Такое положение дел не устраивает Collective. Подробностей пока нет, но как минимум извращенные органы чувств у монстров подвергнутся серьезной модификации — чудовища, например, могут услышать звук нечаянно опрокинутого стула. Интерактивный мир вынудит игрока осторожничать.
Город из прошлого
Разработчики защищаются от нападок, размахивая своей приверженностью традициям как белым флагом. Все полюбившиеся игрокам элементы вернутся — и шумящее радио (рация на плече героя), и фонарик, и бой при помощи обломка трубы.
Вернутся привычные фильтры, которые будут менять настроение картинки в реальном времени, прямо по ходу игры. Да и сам Сайлент Хилл станет одним большим возвращением в прошлое, когда и медсестры были симпатичнее, и загадки загадочнее. В городе откроются новые области, но многие районы будут узнаваемыми. Но при этом разработчики будут подавать их в немного измененном виде, чтобы можно было узнать, к примеру, что таится за углом, ранее недоступным. Такая вот может получиться экскурсия в любимый город.
Некоторые находки позаимствованы разработчиками из экранизации — не самой удачной, но безупречно передавшей дух и неповторимый стиль жуткого городка. Переход города из обычного состояние в «туманное» и в «адское» теперь будет происходить в реальном времени прямо на глазах героя — и выглядит это очень впечатляюще.
Игровые концовки — еще один момент, разочаровавший всех в Silent Hill 4. Пятую часть обещают разветвить намного более качественно и прозрачно для игрока. Думаю, фанаты не расстроятся, если разработчики пообещают возможность раскрыть в конце заговор жукоглазых инопланетян-сектоидов или разумных собак.
В общем, картина получается противоречивая. С одной стороны, сторонняя компания, опыта в жанре совершенно не имеющая, равно как и качественных проектов за душой. С другой стороны, разработчики всерьез озабочены тем, чтобы вернуть съехавший с традиционной колеи сериал на место, повторив удачные ходы из первых трех частей. Получиться может как хороший кошмарик, достойный носить имя Silent Hill, так и ужасная игра в плохом смысле этого слова. Впрочем, даже в неудачном исходе вряд ли имеет смысл вешать двухголовых собак на Collective. Виноваты будут, прежде всего, японцы, утомленные туманом и решившие отдать Silent Hill не в те руки.
В любом случае, музыка Акиры Ямаоки никуда не денется. А этот товарищ икебаны не вяжет.