Дата выхода: не объявлена
Темнота — ваш лучший друг. В ней вы чувствуете себя куда удобнее, и грязные делишки проворачиваются превосходно. Но еще темнота в буквальном смысле живет в главном герое новой игры от Starbreeze. Это ужасный демон, который не только помогает в сражениях и защищает от пуль, но и постепенно пожирает человеческие души.
Сразу хочу предупредить читателей, что переносить игру на персональные компьютеры пока не собираются. Но такой шанс — хоть он и весьма невелик — есть, поэтому мы просто обязаны рассказать об этой игре. The Darkness — между прочим, боевик от создателей The Chronicles of Riddick, а по совместительству — одна из лучших игр года.
История в стиле нуар
Главный герой The Darkness — Джеки Эстакадо, бандит и убийца, состоящий на службе у мафии. Он не такой законченный подонок, как главные герои Kane & Lynch: Dead Men, в которых не осталось ни капли совести, и ближе к классическому типу героев — хороший плохой парень. Ему не чужды человеческие чувства и сострадание. В день, когда начинается игра, у него есть повод для радости — ему исполняется двадцать один год. Правда, даже в день рождения приходится ехать на задание, но разве это проблема? Ведь ничего не предвещает беды.
Помните удивительное начало The Chronicles of Riddick — побег из тюрьмы оказывался сном, и нам предстояла увлекательная прогулка по тюремному блоку? Приготовьтесь к тому, что завязка The Darkness производит куда более сильное впечатление. Трое бандитов, и главный герой в их числе, удирают на автомобиле от полицейских. Постепенно разговоры перетекают в стрельбу на оживленном шоссе. Поначалу мы наблюдаем за происходящим как свидетель, но затем приходится взять в руки оружие, чтобы помочь коллегам.
В этой достаточно обычной для игр сцене — в догонялки со стрельбой мы играли не раз и не два — столько атмосферы, что мысль о заезженности даже в голову не приходит. В постановке удивляет все, от разговоров и до нелепой и страшной смерти одного из напарников.
Погоня заканчивается автокатастрофой, и остаток пути мы вынуждены проделать пешком. После лихой зачистки стройки мы наконец-то добираемся до офиса, где находим поздравление с днем рождения от босса мафии и бомбу в качестве подарка. Дядюшка Пауль начал подозревать Эстакадо в предательстве и решил не дожидаться обострения проблемы, а сразу кардинально разобраться с ней. Джеки взрывом выносит в окно, но он остается в живых.
Однако это совсем не повод для восторга. Полиция с радостью нашпигует Джеки свинцом за безумную погоню на автостраде, да и злобная мафия тоже не оставит бедолагу в покое. Бежать некуда и незачем. Под ударом оказывается подруга главного героя — Дженни, луч света в темной душе Эстакадо и единственный человек, ради которого стоит жить и сражаться.
По правде говоря, у Джеки было мало шансов выжить, и, скорее всего, гнить бы ему в земле, если б не одно но... Когда удача, казалось, навсегда отвернулась от главного героя, в его душе поселилась Темнота. Она спасла Джеки от пуль в своих нежных объятиях, открыла запертые двери и выгрызла сердца врагов, которые пытались его убить. Вот только стоит ли этому радоваться?
Прежде чем искать схожие примеры в играх, разберемся в том, что такое «нуар». Дословно термин «film noir» переводится с французского языка как «черный фильм». В названии видна явная аналогия с «черной книгой» — так назывался жанр психологической криминальной драмы, популярный во французской литературе XIX века.
В кино же термин «фильм-нуар» появился в середине 1940-х годов, благодаря стараниям французских критиков. Эти фильмы отличались особым цинизмом и фатализмом, обязательной криминальной историей с продажными полицейскими и бандитами, мрачной обстановкой и реалистичностью действий. Помимо бандитских разборок важную роль играли психологизм и стирание различий между героем и антигероем.
Даже сейчас нуар-игр выходит относительно немного. Прежде всего, это Max Payne (особенно первая часть). Вспомните мрачную атмосферу города, обилие темных тонов, главного героя, балансирующего на грани закона, а заодно и на грани рассудка. Эта история была заранее обречена на печальный конец.
Во-вторых, хотелось бы упомянуть Discworld Noir. Если вы знакомы с творчеством Терри Пратчетта, то, наверное, удивитесь тому, как нуар может быть скрещен с юмористическим фэнтези. Уверяем вас, очень даже успешно. Взяв все внешние атрибуты жанра «нуар», Терри Пратчетт в соавторстве с Крисом Бэйтманом создал умопомрачительную сатиру. Впрочем, мы еще обязательно вернемся к «Плоскому миру» вообще и к Discworld Noir в частности. Считайте это долговременным анонсом.
Мистический союзник
Темнота — заклятый друг Джеки Эстакадо, который помогает выжить, одновременно пожирая его душу. Без ее помощи не остаться в живых, но сотрудничество с Темнотой ведет к куда более страшным последствиям, чем смерть физической оболочки. Как столь странное создание защищает Джеки?
По нажатию одной кнопки из-за спины главного героя вырастают две огромных зубастых головы, частично напоминающие змей. Они постоянно шипят и огрызаются друг на друга, но защищают Джеки от пуль и позволяют видеть в темноте. Еще Темнота, материализовавшись в мелкого демона, может на время покинуть тело Эстакадо, чтобы осмотреть местность, или заползти в узкое окошко, чтобы открыть запертую изнутри дверь, предварительно порвав горло незадачливому охраннику.
Потом вы сможете атаковать щупальцем — оглушать им врагов и передвигать препятствия. Даже огромный валун не помешает вам пройти. Но и это далеко не все дары Темноты. Она может открывать локальные черные дыры, которые засасывает врагов страшно даже подумать куда.
Правда, чтобы одарить Джеки этим богатством, Темноте необходимо расти. Для этого ей нужно кушать человеческие сердца. А где их взять?.. Вы повстречаете достаточно противников, чтобы не задаваться этим вопросом. Чем «чернее» сердце, чем больше злодеяний совершил его владелец, тем больше радости для Темноты. Процесс поедания происходит прямо на глазах у изумленного игрока. Змеиные головы с чавканьем и зачастую дракой за лакомый кусочек вырывают из груди мертвецов и пожирают заветный орган.
Но не думайте, что Темнота сделает за вас всю работу. Неведомая тварь, живущая в душе Джеки, от постоянного использования способностей начинает уставать. Чтобы восполнить силы, ей нужно побыть в тени. К тому же именно во мраке Темнота полностью раскрывает свои возможности, поэтому вскоре у вас разовьется маниакальная страсть к уничтожению всех встречных лампочек.
Но, несмотря на демонические способности героя, основным орудием убийства все равно остается проверенное огнестрельное оружие. В игре достаточно стандартный набор стволов — пистолеты, винтовка, дробовик, автоматический дробовик и штурмовая винтовка. Впрочем, в случае с The Darkness это нельзя назвать недостатком. Игровой мир и сюжет не подразумевают необычных и футуристических образцов оружия. Здесь оно смотрелось бы дико.
Большую часть времени вы будете пользоваться именно пистолетами. Игра не располагает к активным перестрелкам; вы будете ползать по переулкам, разбивать лампочки и разить противника из темноты точными выстрелами в голову. Интересно, что Джеки обычно использует сразу два пистолета и практически никогда не перезаряжает оружие. Когда кончаются патроны, он просто выкидывает ставший ненужным пистолет и достает новый. Их, разумеется, приходится подбирать с трупов врагов.
Остальное оружие если и используется, то очень редко. Дробовики — оружие ближнего боя, который главному герою строго противопоказан. Хоть его и защищает Темнота, умирает он до неприличия быстро. От штурмовой винтовки пользы гораздо больше, но и встречается она весьма редко. Наравне с пистолетами используется, пожалуй, только обычная винтовка. Она бьет на огромное расстояние и убивает с одного попадания.
Бесы в услужении
Джеки Эстакадо не чужды позерство и игра на публику. Если подбежать к противнику вплотную и нажать на кнопку выстрела, главный герой эффектно расправится с врагом. Несколько выстрелов в грудь в упор и последний в голову. Выглядит это представление не слишком зверски и весьма грациозно.
Правда, вы едва ли будете постоянно пользоваться этим приемом. Практической пользы от него мало, да и выполнить его сложно. Троих врагов вам в открытую не победить. Джеки вряд ли успеет дойти до жертвы и, скорее всего, упадет на землю, истекая кровью. Поэтому приходится вылавливать врагов поодиночке, чтобы насладиться пляской смерти.
Джеки не всегда работает в полном одиночестве. Темнота дала ему способности призывать помощников — небольших чертенят. Для этого нужно найти адский проход (он выглядит как пятно света) и провести несложный ритуал. В игре четыре вида помощников: берсерк, стрелок, камикадзе и убийца света.
Берсерк без затей бросается на противника и перегрызает ему горло. Он также умеет отодвигать предметы, которые мешают пройти персонажу. Как понимаете, это происходит только по велению сюжета.
Стрелок вооружен пулеметом, которым с удовольствием пользуется, завидев противника. К сожалению, ему явно не хватает мозгов, чтобы оценить вероятность попадания, поэтому бесенок регулярно расстреливает стенку или дверь, за которой спрятался противник. Но если он все-таки правильно прицелится, у негодяя нет ни одного шанса — его сметет свинцовый град.
Камикадзе плевать хотел не только на чужую жизнь, но и на свою, поэтому таскает на спине бомбу, которую незамедлительно приведет в действие, как только окажется рядом с противником. Правда, до противника еще нужно добежать, что у него, надо сказать, получается не всегда. Видимо, от постоянного стресса, развившегося из-за сиюминутного ожидания смерти, камикадзе периодически подрывается при встрече с дверью или Джеки.
Убийца света ненавидит лампочки с фонарями и пытается их отключить при первой возможности. Правда, из-за несовершенства искусственного интеллекта это опять же не всегда увенчивается успехом. Одновременно можно призвать не более одного чертенка каждого типа. У вас не получится, скажем, вызвать толпу стрелков и, удобно устроившись, посмотреть, как они выносят противника.
Пользы от бесов не так уж много. Они лучше всего действуют в темноте, которую еще нужно создать, разбив светильники, и к тому же из-за проблем с интеллектом зачастую бесполезно гибнут. Но маленькие демоны — большие поклонники черного юмора. Призывать их стоит хотя бы только ради комментариев, которые они отпускают на протяжении всей игры. Еще бесы не брезгуют советами, которые могут серьезно облегчить жизнь.
Эмоциональная составляющая
Основное действие игры происходит в Нью-Йорке, и хотя сюжет у игры линейный, вы можете свободно перемещаться по городу — пешком или на метро. Последнее незамедлительно воскресит в вашей памяти The Chronicles of Riddick. Здесь можно убрать пистолеты в карманы и передохнуть.
В метро отдыхают бездомные, развлекается танцами местная шпана, и куда-то спешат по делам обычные люди. Это своего рода небольшое убежище, где можно отдохнуть от стрельбы и заняться дополнительными заданиями. Скажем, старушка потеряла ценный браслет где-то на рельсах и не может его достать. Мимо проносятся поезда, и она боится, что не успеет подобрать и вылезти обратно. Помочь несчастной женщине или нет — зависит от вас.
В основном задания выдаются в метро, но бывают, что старые знакомые или просто попавшие в беду люди встречают вас на улице. Здесь вас ждет еще одна положительная особенность игры — живость мира. При достаточно скупом повествовании вы никак не назовете его мертвым. Выйдя в переулок, вы заметите, как отчаявшийся человек собирается прыгнуть с крыши. Внизу стоят прохожие, кто-то готовится вызвать полицию, а кто-то орет: «Чего тянешь, давай быстрее прыгай!»
The Darkness — единственная игра, в которой по-настоящему работает телевидение. Помимо новостей, в которых рассказывается о событиях, относящихся непосредственно к главному герою и сюжету, можно увидеть телепередачи, старые фильмы и многое другое. Понятно, что в какой-то момент они начинают повторяться, но я, честно отстояв перед телевизором десять минут, так этого и не дождался. Вроде бы мелочь — но производит сильное впечатление.
Еще здесь можно собирать телефонные номера — это местные плюсы, которые выдаются за выполнение задания и спрятаны в потаенных местах. Позвонив по указанному номеру, вы узнаете много нового о разных вещах, начиная с подробной информации о местных мафиози и заканчивая Темнотой. Можно просто звонить в разные службы ради развлечения. Ну и конечно, телефон необходим для сюжетных целей — чтобы связываться с важными персонажами.
The Darkness умеет пленять мелочами. Придя домой к Дженни, можно просто проговорить нужные фразы и помчаться по делам. Или пообщаться по душам, посмотреть вместе старый фильм. Джеки целует Дженни, после чего девушка кладет голову ему на колени и засыпает. В игре, несмотря на всеобщую неторопливость, много настоящих эмоций.
Помимо Нью-Йорка, Джеки Эстакадо попадет в самый настоящий ад, где немцы и англичане вынуждены сражаться до бесконечности на уже давно забытых полях Первой мировой войны. Им нет покоя и в смерти, они обречены влачить жалкое существование. Тела и лица несчастных, изуродованные вечной мукой, смотрятся еще страшнее в постоянном полумраке проклятого места.
Пропавший город
Визуально игра заслуживает твердой «пятерки». Общий стиль чем-то напоминает первый Max Payne. Мрачные улицы, кое-как освещаемые редкими фонарями, разрисованные стены грязных домов, усталые и озлобленные работяги, наркоманы, проститутки и шпана. Впрочем, даже их редко встретишь на улицах виртуального Нью-Йорка. Обычно они пусты, только бандиты и полиция рыщут в поисках Джеки Эстакадо.
Оказавшись в здании, не ищите домашнего уюта. Квартира Дженни — обшарпанная, с поблекшими обоями, тусклым освещением и разваливающейся мебелью. В таких домах нет счастья. Прочие достопримечательности «большого яблока», которые предстоит посетить, также не отличаются особым гостеприимством. Местный бар, владелец которого — знакомый Эстакадо, порадует сценкой, в которой хозяин прячет в багажнике трупы «потерпевших».
С технологиями у The Darkness также полный порядок. Приятные глазу спецэффекты — особенно в аду, — отличная анимация персонажей. Это, кстати, одна из немногих игр, где достоверно передана походка главного персонажа. Обычно персонаж словно катится на доске для скейтборда. Здесь же создается ощущение, что он действительно идет.
Разработчики не пренебрегли множеством приятных мелочей. Например, во время загрузок вы не будете с тоской смотреть на бегущую полоску индикатора. Пока загружается карта, вам покажут небольшую сценку, в которой Джеки делится своими рассуждениями или просто любуется пистолетами.
Голоса актеров подобраны настолько удачно, что заставляют вспомнить фильмы Мартина Скорсезе «Славные парни» и «Казино». Темнота, как и положено демону, нашептывает донельзя противным и шипящим голосом. Но особенно удалась роль актеру, озвучившему Джеки Эстакадо. Благодаря ему главный герой говорит голосом жестокого убийцы, в интонациях которого, однако, проскальзывают уязвимость и сомнения. Отдельно хочется упомянуть музыку. Как самостоятельные произведения мелодии не очень впечатляют, но отлично создают настрой и поддерживают нужную атмосферу.
Единственное, что в игре действительно не смотрится, — сетевой режим. Он просто плохо сделан. На маленьких и тоскливых картах бегает до восьми человек в свободной игре, командном бою и захвате флагов. Сетевой режим явно прилепили «для галочки», потому что играть скучно. Не спасает даже трансформация в монстров. Впрочем, это вряд ли можно назвать серьезным недостатком — The Darkness сделан для одиночной игры.
Проводить серьезное исследование нуар-фильмов в небольшой заметке — неблагодарное дело. Поэтому ограничимся рассказом о наиболее значимых фильмах последних лет в этом жанре.
На первом месте, разумеется, «Город грехов» режиссера Роберта Родригеса по комиксам Фрэнка Миллера. Кино снято в классическом стиле — черно-белая съемка для большего контраста. Цвет в фильме присутствует, но только для того, чтобы сильнее подчеркнуть образ: например, желтый урод, который похищал и насиловал девушек, или красная кровь убитых.
В «Городе грехов» рассказывается несколько практически никак не связанных между собой историй. Их объединяет лишь место, где происходит действие, и случайные встречи между героями. Персонажи, как и положено в нуар-фильме, один краше другого. Священник, между проповедями поедающий людей, продажный полицейский, стреляющий в спину своему напарнику, высокопоставленный чиновник, покрывающий сына-маньяка.
Но в «Городе грехов» образы и стиль повествования слишком гротескны. Куда ближе к классическому нуару детектив «Черная орхидея» Брайана Де Пальмы, где рассказывается история о расследовании зверского убийства девушки. Продажные полицейские, разложение богачей, психологизм и прочие атрибуты жанра — все на месте.
«Черная орхидея» снята по книге Джеймса Элроя, который прославился циклом криминальных романов о Лос-Анджелесе. Это не первая и не самая удачная экранизация произведений этого автора. В 1997 году на экраны вышли «Секреты Лос-Анджелеса» Кэртиса Хэнсона. Потрясающая игра актеров и закрученный сюжет практически сразу сделали фильм современной классикой нуара. В наличии полицейский-карьерист, полицейский с садистскими наклонностями, журналист, который ради денег продаст родную мать, коррумпированные чиновники и представители закона, роковые и коварные женщины — полный набор элементов нуар-фильма.
Тоскливая неизбежность
The Darkness — очень гармоничная игра, где сюжет вплетается в основу игрового процесса. Неспешное повествование убаюкивает игрока, рассказывая печальную историю Джеки Эстакадо. Перестрелки происходят в таком же неспешном ритме. Вообще, удивительно, как разработчиком удалось создать такую медленную боевую систему, которая не надоедает на протяжении всей игры.
В The Darkness никто не гонит игрока вперед, никто не торопится удивлять непрерывной сменой событий. Но при этом редкие сцены, которые происходят в игре, поражают до глубины души. События в офисе — перед тем как Джеки Эстакадо попадет в ад — одно из самых ярких впечатлений в игре. По сравнению с ними меркнут даже ощущения от атомного взрыва и казни президента в Call of Duty 4.
Нуар-игры никогда не пользовались большой популярностью. Поэтому The Darkness — тот редкий образчик, который нельзя пропустить. «Темнота» соткана из ощущения неизбежности утраты и вечной печали. Это игра, в которой невозможен счастливый конец, «взрослая» во всех смыслах.
Starbreeze в очередной раз доказали, что умеют делать гениальные игры. Взяв неплохой старт с Enclave и Knights of the Temple, разработчики по-настоящему удивили The Chronicles of Riddick, который уже стал классикой жанра. Точно такая же судьба, несомненно, ждет и The Darkness. Следующий проект Starbreeze — The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena. Это будет не простая адаптация под современные стандарты графики, а действительно глубокая переделка и переосмысление старых идей. Посмотрим, что получится...