Дата выхода: 21 марта 2008 года
Десятилетняя история «спецназовской» серии Tom Clancy's Rainbow Six — пример того, как хорошая компьютерная игра пала, «сраженная толпой» приставок. «Радуга шесть», какой мы ее знали и любили, ушла в прошлое, отдав название и антураж серии стрелялок в стиле «убей пятьсот террористов — получи футболку». После не слишком удачного «симулятора открывания дверей» Rainbow Six: Lockdown компания Ubisoft решила сделать акцент на сюжет, красивую картинку и общий «гавк-эффект» (Wow Effect). Так мы в конце 2006 года попали на улицы легендарного города в пустыне в «боевой экскурсии» под названием Rainbow Six: Las Vegas и навели шороха в обители порока. Скоростные забеги по небоскребам и сражения среди игральных автоматов закончились недвусмысленным «Продолжение следует».
В поисках великой мечты
Во второй части тему города «Великой американской мечты» разработчики раскрывают до конца. Больше игр серии Rainbow Six с Лас-Вегасом не будет — по крайней мере, в обозримом будущем. Никто по этому поводу не унывает — виртуальных туристических мегаполисов на наш век хватит.
Место действия во второй части смещается из окрестностей Las Vegas Strip в «одноэтажные» районы и из наполненной неоновыми огнями ночи к жарким дням невадщины. В сюжете появляются новые герои, один из которых — молодой и талантливый боец спецназначения под кличкой «Бишоп» — и станет нашим альтер эго вместо Логана Келлера из первой части. В сопровождении верных ботов-помощников Бишоп пройдет по сюжету Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas 2, перестреляет всех террористов и, как положено в жанре, доберется до Главных Злодеев.
Основной мотив игрового процесса разработчики не тронули. Мы все так же передвигаемся по наполненным скриптами уровням, словно в каком-нибудь Gears of War, отстреливаем пачками врагов, проходим комнату за комнатой и наслаждаемся пейзажами в перерывах между яростными перестрелками. Никуда не делось и знаменитое «жульничество на углах», когда герой, прижавшись к стене, без особых сложностей ведет огонь из-за угла, а игрок в режиме от третьего лица видит то, чего герой увидеть ну никак не может.
Улучшится искусственный интеллект напарников. Не то чтобы на него сильно жаловались — все-таки компьютерные помощники в первой части вели себя вполне корректно, с приказами не спорили и в опеке особо не нуждались. Но передвигались они как стадо баранов (маленькое такое стадо) и тем самым сильно портили эффект присутствия. Пройдя под присмотром программистов спецкурс «бегаем красиво», напарники научились «лягушачьей» тактике Leapfrogging — теперь они быстро перебегают от укрытия к укрытию, по очереди прикрывая друг друга. К слову, и сам игрок теперь умеет быстро бегать — спринтерский режим ему очень пригодится, если вдруг очередное укрытие будет снесено метким огнем террористов.
Лаконичный список команд для компьютерных подопечных немного пополнился, но игрок все так же сидит в шкуре лишь одного спецназовца и выполняет большую часть грязной работы. Многие привычные тактики могут не сработать — враги теперь сами в состоянии нацепить на глаза очки ночного зрения или тепловизоры, а иногда догадываются прикрываться щитами (последние, впрочем, не сильно помогают, если группа захвата врывается в комнату с двух сторон сразу).
Из отеля в отель
Для тех, кому придется не по вкусу даже усиленный ИИ, есть еще совместный режим прохождения — в отличие от первой части, в Vegas 2 он полноценный, со всеми мини-видеовставками и скриптовыми сценками. Но разработчики отчего-то урезали число игроков в Cooperative с четырех до двух, оставив его прежним лишь в специфическом режиме Terrorist Hunt. Зато все компьютерные напарники будут на месте, как и в одиночном прохождении, — и игрокам придется сразу решить, кто отдает приказы искусственным бойцам. Главный становится Бишопом — он и командует парадом. Гость получает кличку Найт («Рыцарь»), и никто его не слушает — зато присоединиться к игре (и покинуть ее) гость может в любой момент.
Вместе драться, конечно, весело, но иногда хочется проверить друг друга на прочность — и тут приходят на помощь два новых многопользовательских режима. Оба, что характерно, «вдохновлены» небезызвестным Counter-Strike. Режим Demolition с двумя командами — «бомбистов» и «саперов» — «слизан» с CS подчистую, тогда как Team Leader — модифицированная версия эскорта. Команд тоже две, но вместо «Важной персоны» здесь такой же спецназовец. Разница в том, что «лидер» — ходячая точка возрождения для каждой команды, и с его гибелью шансы на победу становятся призрачными, если только осиротевшие бойцы не озвереют и не прикончат чужого командира раньше, чем его доведут до безопасной зоны — Extraction Point. Кроме того, лидер — самый информированный член группы. Только он видит вражеского предводителя на карте, и он должен внятно объяснить своим, куда бежать и как стрелять.
Кстати, среди многопользовательских карт замечены «ностальгические» из Raven Shield — специально для тех, кто хочет еще раз оплакать третью часть «старого» Rainbow Six.
Кружева, оборки, фестончики
Rainbow Six: Vegas 2 — проект мультиплатформенный, и мы, со стороны старого доброго PC, с некоторым удивлением воспринимаем искусственные консольные «удлинители игры», иначе называемые «Достижения» (Achievements). Все тщательно продумано. Игрок создает единого персонажа для одиночной и многопользовательской игры (разработчики гордятся этой системой и называют ее Persistent Elite Creation). Чем больше героем играют, тем больше ему «капает» опыта, а значит, и званий, за которые полагается дополнительный модный камуфляж, симпатичные шлемы, элегантные очки и все в таком роде. Вдобавок к такому «тюнингу» особая система A.C.E.S. следит за игроком, как Большой Брат, и выясняет, какая тактика ему ближе. Того, кто предпочитает тихо сидеть в засаде, может ожидать неожиданный подарочек — новая снайперская винтовка. Тем, кому ближе по духу дерзкий захват помещений, отсыплют гранат. Вряд ли, конечно, приставочные способы мотивации пробудят энтузиазм у компьютерщиков — но пусть будет, раз «шамо приполжло».
Перед нами — красивое продолжение красивой игры, в которой, в общем-то, и сюжет не так уж важен по сравнению с возможностью попрыгать на веревке с крыш и ворваться в комнату, предварительно забросав террористов гранатами. И если поумневший ИИ не начнет вдруг «залипать» на углах, а дневной Лас-Вегас окажется не хуже ночного, у нас будет еще один повод снова спасти мир от зла при помощи автомата и доброго слова. А про Rainbow Six «старой школы» давайте уже забудем. Что было, то было — прошло.