— Вот ты говорил: «город — сила», а здесь слабые все.
— Город — это злая сила. Сильный приезжает — становится слабым. Город забирает силу... Вот и ты пропал.
х/ф «Брат»
Истории, которые рассказывают нам компьютерные игры, уходят в прошлое, оставаясь в нашей памяти, в развалах винчестеров и на полках с дисками. Казалось, еще совсем недавно я бегал по пикселизированным улочкам городов GTA и нарезал круги по лондонскому Гайд-Парку прямо на глазах у нерасторопных бобби. «Авторитет — это главное!» — твердили мне на улицах красочного и чуть игрушечного мира GTA 2. А потом я вышел на улицы Либерти-Сити развязной походкой юного грабителя банков Клода и там пропал, растворившись среди прохожих, сырых улиц, ярких витрин и замызганного граффити. И вместе со мной там пропали миллионы тех, кто навсегда полюбил миры Великого Автоугонщика, нежданный подарок от Rockstar.
В обители зла
Все эти миры очень разные, и каждый из нас находит в них что-то свое. Одним близко к сердцу традиционное безбашенное «мочилово». Других радует романтика вольных дорог, когда угнанный в городе пижонский автомобиль мчится в ночи по загородной автостраде, оставляя позади фермерские грузовички, — дождь хлещет в лобовое, из колонок льется кантри, за холмами спят города американской глубинки. Третьим запомнятся безумные скорости мотоциклов, рассекающих по улицам города Вайс-Сити, когда тропический рассвет раскрашивает небо в невозможные оттенки красного. Кому-то игра больше нравится как виртуальная «машина времени», уносящая нас в веселые хипповские шестидесятые, яркие восьмидесятые, еще свежие в памяти девяностые... Музыка былых времен, автомобили, одежда, нравы — пристанище тех, кто навсегда отстал и выдохся в погоне за эпохой.
Эпическая игра обернулась для разработчиков и издателей эпической победой. Оставив конкурентов далеко позади, Rockstar North обеспечили себе место в истории жанра, а политикам — повод для скандалов на десять лет вперед. Задержавшись на ставшей вдруг тесной платформе PlayStation 2, после GTA 3 они дважды шли на подвиг, высылая программистов на оптимизационные амбразуры и заставляя дряхлую консоль выдавливать на голубые экраны новые и новые спецэффекты. Но меняются поколения приставок (которые, между прочим, суть зло), все возвращается на круги своя. Пора приписывать к названию игры заветную четверку.
Отойдя в незапамятные времена от родной компьютерной платформы и удалившись в стан идеологически чуждых консолей, разработчики поселились в додзе PlayStation. Нам, честным пролетарским компьютерщикам, игры серии начиная с GTA 3 доставались по сильно остаточному принципу, да и обладатели «коробочек X» ждали игру на общих правах. Но времена меняются, скромный прошлогодний старт третьей PlayStation — приставки, больше подходящей на роль детали суперкомпьютера, чем развлекательного центра, — заставил призадуматься многих. Нам с этого ничего как не светило, так и не светит, но владельцы Xbox 360 получили свою порцию GTA 4. Наша же, компьютерная GTA 4 все еще миражом виднеется где-то в светлом будущем — она совершенно точно не выйдет в этом году, а в следующем — только если сильно повезет.
Впрочем, не стоит по этому поводу сильно убиваться. Это во времена PS2 игра была гадким утенком, который с каждым годом становился все гаже и гаже. Деревянные дуболомы в роли персонажей нам уже не грозят; на дворе Next-Gen с вполне приличной графикой, и почему бы не дать консольщикам годик-другой побегать по новому миру на костылях геймпадов с услужливой системой автоприцеливания, заменяющей на консолях мышь («Пусть бвана скажет, в какого врага целиться и в какую часть тела, а дальше мы уж сами...»). К тому же там как раз подоспеют недорогие носители и дисководы Blu-ray — причина, по которой обделенный таковым Xbox 360 по сравнению с PS3 вдруг оказался для разработчиков слабым звеном. Зато как раз обладателям консоли имени Билла Гейтса достанутся платные дополнения через службу Live!.
Ну здравствуй, брат!
Пройдя через лондонские шестидесятые, не задерживаясь в семидесятых и сделав по паре остановок в следующих двух десятилетиях, «машина времени» серии GTA добралась до наших дней и с щелчком остановилась в 2007 году.
Знакомый нам город Либерти-Сити, «худшее место на планете». Современность. Осень. На Брайтон-Бич опять идут дожди, когда в город приезжает Николай (Нико) Беллич, протагонист. Он прибыл сюда в поисках Великой Американской Мечты, которую ему так живописно описал двоюродный брат Роман, переехавший в Либерти-Сити пятнадцать лет назад, — дескать, живу я тут отлично, у меня четыре джакузи, две женщины и пятнадцать спортивных машин!
Представьте себе удивление Нико, когда он обнаруживает, что Роман живет вовсе не так кучеряво, как описывал, и все его машины представляют собой лишь подержанный таксопарк, приносящий одни долги вместо прибыли. Трусоватый Роман должен серьезным людям деньги и уже обзавелся немалым количеством врагов, дескать, не выручишь, брат, — мне край! Нетрудно догадаться, почему он заманивал кузена в гости, особенно если описать Нико подробнее.
Николай Беллич — тридцатилетний выходец из Восточной Европы, многое повидавший и внешне достаточно устрашающий — напоминает гипотетического «злого близнеца» актера Владимира Машкова, который уже был замечен в буржуйских фильмах на «русских» ролях. У Нико богатый опыт преступной жизни, войны и общения с исправительной системой. «Я убивал людей, я продавал людей», — признается он нам в трейлере. Он участвовал в войне на Балканах в качестве солдата-миротворца и сидел в тюрьме в одной из стран третьего мира. В Либерти-Сити он, помогая брату, попутно разыскивает человека — явно не для того, чтобы вспомнить старые добрые времена за чашечкой кофе.
Долго запрягать Нико не будет и, конечно же, сразу наведет в городе изрядный шорох в лучших традициях серии. Тем не менее стать, подобно Томми Версетти, «королем» преступного мира в большом городе ему не удастся. Таков новый Либерти-Сити — один человек здесь ничего уже не значит.
Худший город в мире
Либерти-Сити был местом действия в GTA, GTA 3, GTA: Liberty City Stories и появлялся в «эпизодических ролях» в GTA: Vice City и GTA: San Andreas. Это игровой Нью-Йорк, немного вычурный, сказочный и сатирический. Узнать его было легко практически везде, но в четвертой части серии разработчики довели сходство до предела. Остров Манхэттен, статуя Свободы, Бруклин, Бронкс, Эмпайр Стэйт Билдинг — снова самый большой в округе небоскреб — все это бережно перенесено в игру и аккуратно переименовано — и для соблюдения авторских прав, и для пущего юмора.
Либерти-Сити — большой, густонаселенный и шумный город. Здесь есть и набережные, и забитый небоскребами центр-«даунтаун», и трущобы, где так удобно обтяпывать темные делишки. Город в игре разделен на четыре больших острова — Боэн (Бронкс), набитый гетто Дюкс (Куинс), где расположен знаменитый аэропорт Фрэнсис (аэропорт имени Кеннеди), пляжно-магазинный Брокер (Бруклин) вместе с развлекательным парком Карни (Кони-Айленд) — именно тут работает (или пытается работать) владелец прогорающего таксопарка Роман Беллик. Последний остров — набитый небоскребами Алгонкин. Это игровой Манхэттен — здесь кипит жизнь, и здесь же находятся самые известные исторические здания и районы: Средний парк (Центральный Парк), Звездный перекресток (Таймс-Сквер), здание «Гэтэлайф» («Метлайф») — и, конечно, островок Счастья вместе со статуей Счастья. Что интересно, в игре статуя Свободы (конечно же, это она) повернута «лицом» к Алгонкину, тогда как в реальности она «смотрит» в сторону от Манхэттэна, заражая оптимизмом приплывающих в Нью-Йорк эмигрантов.
Так полюбившиеся нам по GTA: San Andreas загородные шоссе, фермы, горы и леса в четвертой части игры не появятся. Район немного не тот — найти мирные пасторальные пейзажи в окрестностях Нью-Йорка непросто. Да и по размеру карта чуть поменьше, чем игровой штат Сан-Андреас, зато вся она представляет собой большой город, сильно выросший по сравнению с тем Либерти-Сити, который мы видели в GTA 3. Все четыре острова со всех сторон окружены водой и соединены мостами — разработчики снова, как в старые добрые времена, перекрыли мосты, чтобы открывать один остров за другим по ходу сюжета. Если в Вайс-Сити блокированные острова объяснялись угрозой урагана, то в реалиях Либерти-Сити закрытые дороги означают террористическую угрозу.
Урбанизированной картой разработчики объяснили решение выбросить из игры все самолеты. Конечно, по сравнению с пустынями и лесами Сан-Андреаса, полетать здесь действительно негде, но как же «Додо» из GTA 3? Он прекрасно справлялся с ролью самолета. Правда, остались еще вертолеты — многие образцы мы уже видели в предыдущих играх серии, и с некоторыми будут связаны миссии. Придется полетать на «вертушках», и повисеть на них тоже доведется. Жаль, что исчез знаменитый реактивный ранец из San Andreas, — GTA 4, по мнению разработчиков, слишком реалистичная игра для таких средств передвижения.
Население Либерти-Сити — под стать городу. Покрутившись в преступном «полусвете», герой столкнется с параноидальной доминиканской женщиной-наркодилером, торговцем оружием карибского происхождения, с русским бандитом-ростовщиком по имени Владимир, а также с плейбоями, богачами, адвокатами, конгрессменами, продажными полицейскими, девушками по вызову и целой толпой преступных боссов всех калибров. Однако уже знакомых нам героев в игре не будет. Разработчики решительно прервали добрую традицию, чтобы отделить GTA 4 от предыдущих игр. Да и вообще, «почти все они уже умерли». Лишь на рисунках граффити мы увидим старые мотоциклы и старых персонажей.
Город действительно сильно изменился внешне. Исчезла былая легкость, несерьезность и намеки на мультяшный стиль. Уже не нужно экономить на текстурах, жертвуя фотореалистичностью (хотя мутноватые текстуры все-таки никуда не денутся — консоль есть консоль). Уже можно дать игровым персонажам не руки-дощечки и полтора полигона на голову, а настоящие пальцы и рельефные текстуры. Даже время здесь течет иначе — сутки длятся не привычные 24 минуты, а вдвое больше. Горизонт раздвинется до предела, а на улицах (о времена, о нравы!) появится самая настоящая внутриигровая реклама. Впрочем, никуда не денется и полюбившийся нам напиток «Спранк». Пропадут раздражающие загрузки — вообще все. Как только игра запустилась, мы сможем свободно заходить в здания и выходить из них, видя с улицы все, что происходит внутри.
В «повзрослевшем» Либерти-Сити меняются и правила игры. Нам вместе с Нико Белличем придется к ним привыкать.
«Бен, это Данила. Ай нид хелп»
Начать можно с того, что теперь уже нельзя зайти в магазин и просто так разжиться парочкой пулеметов. Здесь вам не Вайс-Сити, здесь климат иной — чтобы прикупить пару стволов, Нико придется выходить на нелегального торговца оружием, назначать встречу по мобильному телефону, состыковывать графики и приезжать на «стрелку», чтобы подобрать себе арсенал. И здесь снова всплывает параметр «уважения» из GTA 2 — очень многое, от доступных товаров и миссий до готовности идти навстречу пожеланиям Нико, — зависит от личных отношений, связей и доверия. Например, если подружиться с торговцем оружием, он сам будет приезжать туда, куда нужно.
Прохожие на улицах Либерти-Сити изменятся не сильно — они по-прежнему будут похожи друг на друга как близнецы, а их поведение так и останется примитивным, хотя они и научатся имитировать повседневную жизнь обычных жителей Нью-Йорка и туристов — они теперь умеют покупать хот-доги, разговаривать по телефону, курить, уплетать «фаст-фуд». Прославленные нью-йоркские бомжи, поддерживая древние традиции, будут по вечерам жечь бумагу в бочках и стрелять мелочь на выпивку.
Все они останутся болванчиками, весь смысл жизни которых заключается в роли статистов. Конечно, увидев пальбу, они попытаются слинять, а от случайной машины отскочат в сторонку, но большего от них ждать не приходится. Они станут лишь чуть «плотнее» в плане физики — собственный движок Euphoria заставит героев применяться к ситуации. Нико, например, будет на бегу отталкивать мешающих прохожих, а те, стараясь не упасть, начнут хвататься за все подряд. На новые возможности физического движка будут завязаны и мини-игры — например, в одной из них герою придется балансировать на крыше едущего грузовика, чтобы пробраться к кабине и выбросить из нее плохого, негодного водителя.
Угон автомобилей, всегда бывший таким незамысловатым, отныне усложнится. Чтобы угнать машину со стоянки, придется по-терминаторски разбить стекло и поковыряться в проводах. Зато навигации теперь поможет устройство GPS, которое покажет наиболее удобный путь к цели миссии. И в бою автомобиль станет удобным — если раньше мы могли только пострелять из пистолета-пулемета через боковое стекло, то теперь разбитое окно предоставит свободу использовать любое оружие — от пистолета до ручного гранатомета.
Мобильный телефон как центр связи — примета времени. С его помощью Нико может самостоятельно звонить по добытым номерам, назначать встречи, получать задания и даже, как сознательный гражданин, вызывать полицию и скорую помощь на место происшествия. Встроенное в телефон радио позволит слушать любую из восемнадцати игровых радиостанций, среди которых бдительные игроки заметили и ту, что крутит лицензированные российские и украинские песни.
Поскольку даже самым отъявленным бандитам надо где-то проводить досуг, разработчики припасли для Нико боулинг, походы по магазинам одежды, игру в дартс и возможность по-восточноевропейски напиться, наблюдая при этом интересные визуальные эффекты. Ставшие не самым удачным элементом GTA: San Andreas походы в спортзалы было решено из GTA 4 выбросить, объяснив это просто: «Нико человек действия, такие не толстеют». Но осталась возможность назначать свидания и строить отношения с женщинами. Когда разработчики объявляют об этом в интервью и на пресс-конференциях, журналисты, как правило, делают скромные лица, а представители Rockstar, выдержав мхатовскую паузу, негромко возмущаются по поводу того, что «у нас была такая замечательная во всех отношениях игра, а люди почему-то заметили только эту дурацкую модификацию...».
Беги, Нико, беги!
Все для благо человека, все во имя человека, и имя этого человека — Нико Беллич. Теперь не обязательно угонять такси, чтобы подработать извозом, — можно «звякнуть» брату, и тот одолжит кэб. Да и почему обязательно Нико должен всех возить? Почему бы не поднять руку, чтобы изловить знаменитое нью-йоркское такси, назвать адрес и спокойно подождать, пока водитель-индиец не довезет тебя по адресу? Все это в игре найдется — и еще интернет-кафе, в которые можно натурально войти, присесть за машину, проверить почту и побродить по сотне внутриигровых интернет-сайтов.
Но даже в интернет Нико, по большей части, придется заходить лишь для того, чтобы выполнить какое-нибудь грязное задание — например, отправить фальшивое резюме в адвокатскую контору, чтобы выйти на «заказанного» продажным полицейским адвоката Тома Голдберга. «Я не боюсь пистолета — не пушки убивают людей, игры убивают людей!» — воскликнет Том(псон), прежде чем схватить пулю от Нико и вылететь в окно спиной вперед.
Такого рода противоправные действия привлекают внимание полиции Либерти-Сити, а современные полицейские совсем не те увальни, от которых было так легко скрыться, перекрасив машину. Теперь они не просто увеличивают напор, повинуясь количеству «звезд разыскиваемости», а расширяют радиус поиска. Чем больше звезд, тем больше радиус — если Нико успел выбраться из зоны розыска до того, как был обнаружен, «звезды» гаснут, и герой снова невинен как овечка в глазах закона. Но стоит полицейскому или даже бдительному прохожему заметить героя, как зона поиска смещается туда, где его видели в последний раз, — и начинай сказку сначала: в радиоэфир полиции пойдет обновленная информация, и копы снова сядут на хвост. К счастью, сам игрок видит полицейских на мини-карте и может при желании избежать встречи с ними, а те не откроют первыми огонь, если «звезд» не слишком много. Нико может даже попробовать притворно поднять руки, а потом дать стрекача, когда офицер уже достанет наручники. Смена машин, переодевание — все годится, чтобы ускользнуть из зоны розыска.
Поменяется и стиль боя. Теперь в нем будут иметь значение две вещи: разрушаемость и укрытия. На приставках входит в моду бой в стиле Gears of War, когда герой сидит в укрытии или прижимается спиной к стене, чтобы в нужный момент осыпать врага пулями и снова спрятаться. Такой хитрый способ придуман не от хорошей жизни — на приставочных геймпадах слишком сложно одновременно передвигаться и целиться, так что разработчики стараются по возможности не заставлять игроков делать эти две вещи сразу. Про услужливую систему автоприцеливания мы уже говорили выше — тут уже ничего не поделаешь. К счастью, автоприцеливание в серии GTA редко переживает перенос на идеологически правильные компьютеры, где проще самым естественным способом прицелиться самому, хоть из машины, хоть на бегу.
Если раньше пули наносили ущерб только транспортным средствам, то теперь интенсивная перестрелка будет разрушать и другие укрытия, так что выбирать место сражения придется чуть тщательнее, надеясь еще на традиционные бронежилеты, позволяющие не сразу отбросить копыта в жарком бою. Но в остальном перед нами обычный бой GTA — чуть сумбурный, не всегда удобный и почти всегда от третьего лица. Даже комплект оружия останется прежним — кулаки, ножи, пистолеты, УЗИ, гранаты, автомат Калашникова и гранатомет.
Сейчас, когда вы читаете эти строки, консольщики всего мира уже начали разбирать в магазинах черные коробки с GTA 4. Мы остались «бедными родственниками», и нам, по правде говоря, не привыкать. Нет сомнений в том, что игра снова вознесется на пьедестал почета и войдет историю как очередной успех Rockstar North, чей авторитет в жанре эпических боевиков можно сравнить с авторитетом Blizzard в ролевых играх и стратегиях. Нико Беллич встанет в один ряд со знаменитыми героями серии — Клодом, Томми Версетти и Карлом «Сиджей» Джонсоном, а мы подключим к делу специалистов по консолям, которые наверняка подтвердят: да, это будет игра на «Корону» и высшую оценку.
Обязательно будет. Потом. Когда-нибудь.