Дата выхода: III квартал 2008
О Mount & Blade стало известно давно. Это едва ли не уникальный случай в игровой индустрии — уже за несколько лет до выхода игры вокруг нее сформировалась армия поклонников. Версии сменяли друг друга, появлялись новые возможности, дорабатывались уже существующие, а что-то уходило в прошлое как неудачное. Не так давно игра нашла своего издателя. Эта статья пишется уже по почти релизной версии, а вскоре после выхода журнала мы сможем увидеть игру в ее финальном варианте.
Mount & Blade — игра не про героя, спасающего мир. Да и нет в этом необходимости — Калрадия живет по своим суровым средневековым законам. Постоянно происходят какие-то события — государства объявляют друг другу войны и заключают мир, отряды сражаются, сжигают деревни, захватывают замки, по округе бродят банды разбойников, дезертиров и мародеров... Во власти игрока оказать на мир какое-то влияние, но вряд ли удастся полностью его переделать.
Наше воплощение в начале игры — безвестный путешественник с тощим кошельком и отнюдь не самой лучшей экипировкой. Кстати, само создание персонажа сделано едва ли не лучшим из возможных способов — начальные характеристики задаются путем «создания» истории будущего героя. Тут и род занятий почтенного или не очень родителя, детство, юность, а напоследок — и цель в жизни.
А дальше — почти полная свобода действий. Можно попытаться собрать собственный вольный отряд и выжить вместе с ним, хотя бы став бандитом с большой дороги. Намного проще продать свои услуги одной из пяти стран, периодически воюющих друг с другом. При должном усердии можно попробовать стать вассалом, получить деревеньку в лен, а после захватить замок или даже город. Есть и менее явные пути развития: например, путешествовать по миру в гордом одиночестве и участвовать в турнирах.
Проходя через огонь и воду, наше игровое воплощение становится все более известным. Чем большие силы противника разбиты в бою, тем больше славы достанется персонажу.
Верхом с клинком
Игра недаром носит название Mount & Blade, поездки на верховых лошадях и сражения — центральная часть игрового процесса. Стиль боя зависит от оружия, а оно уже подбирается под свой стиль игры. Кто-то предпочтет мечу быструю саблю, но она короче и ею невозможно наносить колющие удары, кому-то больше подойдет копье, а иной и вовсе выберет лишь лук и стрелы.
Но вряд ли разумно ограничиваться одним видом оружия, оно применимо не всегда и везде. Какой толк от лука или арбалета, если противник размахивает мечом в полуметре от нас? Столь же бесполезно в подобной ситуации и большинство копий. Зато меч или клевец в этот момент будут просто незаменимы. А до того длинное и стрелковое оружие принесет больше пользы. Но стоит взять щит — и луки с арбалетами отходят на второй план, противник может навязать удобную для него дистанцию.
С клинковым и древковым оружием управляться несложно — с помощью мышки; доступны удары сбоку, сверху и укол. В зависимости от типа оружия какие-то нанести невозможно. Со стрельбой все намного интереснее — стрелы подчиняются законам физики, то есть летят по дуге. Потому надо забирать выше цели, чтобы попасть в яблочко. Нужно давать упреждения и на движение, ведь на полет тратится время. На точность влияют и умение персонажа обращаться с луком, и его сила.
Лошадь в бою стоит многого. А хорошая лошадь многого стоит не только в бою, но и у торговца, ведь за нее придется выложить ничуть не меньше, чем за доспехи и оружие. Кавалерийский наскок — страшная вещь, он почти наверняка опрокинет пешего воина, а сам удар нанесет немалый урон. Но это не все — ведь сила удара зависит еще и от скорости, а добрый конь несется в несколько раз быстрее пешего воина. А если взять в руки копье, то им даже бить не надо, удар огромной силы нанесет опять-таки лошадь своим весом.
Но и пехоту недооценивать не стоит. Она не маневренна, а поодиночке кавалерии страшны только копейщики. Зато в плотном строю всадники просто вязнут и гибнут, а пешие стрелки намного превосходят своих конных коллег — они точнее стреляют. Раздолье для конницы заканчивается в горах — стоит отряду пехоты занять оборону на пригорке, и противники уже не несутся с пиками наперевес, а едва взбираются на верную гибель.
Бой скоротечен, сшибка двух армий длится считанные минуты, но за столь короткий промежуток времени происходит масса событий. Всадники с копьями сошлась на полном скаку, и часть бойцов вылетела с седел. Кружат в смертельном танце конные лучники. Залп арбалетчиков выкашивает приближающуюся легкую конницу. Рыцарские дестриэ опрокидывают строй пехоты...
Наша маленькая армия
Персонаж развивается — получает опыт и становится все сильнее. Часть навыков персональные, часть действует на весь отряд, некоторые из личных напрямую влияют на боевые качества героя. Он может сделать многое, но при любом раскладе один в поле не воин.
Можно нанять собственную небольшую армию. Подчиненные, точно так же, как и их командир, получают опыт, но не растут в уровнях, а получают возможность «продвинуться по службе». Это означает и лучшие характеристики, и лучшую экипировку. Зачастую встречаются развилки, определяющие дальнейшую судьбу солдата — станет он стрелком, пехотинцем или рыцарем. Для каждой разных наций и фракций свои деревья развития. Но развитие подчиненных не проходит для персонажа даром — чем лучше армия, тем дороже она обходится. Но затраты оправданны — сотен необученных крестьян в нашем подчинении быть не может, а несколько десятков опытных ветеранов — очень даже вероятно.
Солдаты гибнут в сражениях, поэтому постоянно нужны новобранцы. Быстро пополнить отряд качественными войсками можно в тавернах, где предлагают свои услуги небольшие группы наемников. Но это стоит немалых денег, и далеко не всегда есть то, что нужно. Второй способ — собирать рекрутов по деревням и растить их. Это дольше, зато значительно дешевле и позволяет сформировать армию желаемого состава.
Помимо рядовых бойцов к партии могут присоединиться персонажи. Возни с ними больше — они точно так же получают уровни, как и персонаж (то есть медленно), снаряжать их придется за свои деньги. Но зато им можно развить групповые умения, сделав их специалистами: один врач, другой — следопыт, третий — инженер. Каждый из персонажей может рассказать свою историю, а некоторые из них способны что-то добавить впоследствии. А некоторые так и вовсе не могут ужиться в одной группе и пытаются конфликтовать.
Маленький отряд — маленькие проблемы; чем больше армия, тем сложнее с ней управляться. Снижается скорость передвижения по карте, а это уже сказывается на боевой эффективности — от противника будут просто убегать. От численности войска зависит боевой дух, на его поддержание придется тратить время и деньги — участвовать в сражениях и обильно и разнообразно кормить солдат.
На время турниров и обычных сражений на аренах нам придется расстаться со своей группой. Временные соратники набираются совершенно случайно, по тому же принципу выдается оружие.
Наши соратники всегда готовы слушать наши команды. Вот только команд этих всего ничего — атаковать, стоять здесь, следовать за командиром. Одним словом, необходимый минимум, не дающий сражению превратиться в неуправляемое побоище.
Надежды на лучшее
Как бы ни хотелось иного многим из нас, это не эпическая игра, а ролевая с очень сильной боевой составляющей. Занятие, по большому счету, одно — война, война и снова война. Владение деревней, замком или даже городом приятно само по себе, но главное — они приносят деньги и служат для размещения гарнизона. Мы вольны принять любую сторону, но за нее непременно придется сражаться. Даже «турнирный» вариант игры — это череда боев. Можно попытаться стать торговцем, да только на разнице в ценах много не заработаешь, война приносит много большую прибыль. Да и для эффективности нужно поднимать соответствующие навыки, для чего все равно придется сражаться, а для защиты от разбойников и дезертиров — опять-таки нанимать и содержать собственную армию. Выполнение заданий — тоже достойное занятие, но оно почти наверняка подразумевает временную службу одному из королей или даже вассалитет. Да и сами задания в большинстве своем боевые. Вот и получается, что в центре внимания — сражения.
Цель игрок должен придумывать себе сам, для одних это достоинство игры, для других — недостаток. И при любом варианте рано или поздно в игре наступает момент, когда все желаемое можно получить без особых усилий.
Самое слабое место боевой системы — уже упоминавшееся управление собственной армией. Пока что раздельно можно управлять только пехотой, пешими стрелками и кавалерией, конные лучники никак не выделяются из общей массы всадников. Да и то все сводится к примитивным командам. Нелишней была бы возможность хотя бы отдавать команду на занятие определенной точки на карте, не говоря уже о более тонком управлении типами войск. Почему нельзя построить пехоту в каре? Или приказать конным стрелкам держаться на расстоянии от врагов?
Параллельные измерения
Уже сейчас есть десятки модификаций на самую разную тематику. Часть вносит косметические изменения — новое оружие и доспехи, текстуры для существующих, деревья развития бойцов, NPC, задания.
Некоторые меняют место действия. Так, Legion переносит нас в античность, примерно во времена второй Пунической войны, Crusaders — во времена второго и третьего крестовых походов, а Last Days — и вовсе в Средиземье. В The Eagle and The Radiant Cross действие перенесено в позднее средневековье, добавлено раннее огнестрельное оружие. Можно найти модификации на любой вкус — от эпохи викингов до гуситских войн.
А отдельные меняют правила игры. Один из лучших примеров — Expanded Gameplay II: Illumination. Этой модификации можно посвятить отдельную статью, потому перечислим только основные особенности — несколько доступных для игры персонажей, каждый со своими линейками; особые умения; возможность выполнить специальный квест на бессмертие персонажа; смена эпох с обновлением линеек войск; множество новых предметов; войска намного сильнее и дороже.
До выхода одной из самых оригинальных игр последних лет осталось совсем немного времени. Не пропустите.