Дата выхода: не объявлена
— Теперь я с радостью помогу вам в вашем походе, — сказал Квигли. — Да, ведь имея оружие и добрых товарищей, чего еще может просить рыцарь?
— Денег, — напрямик сказал Ааз.
Роберт Линн Асприн, «Еще один великолепный МИФ»
Последний раз мы писали о Fable 2 полтора года назад, и с тех пор Питер Молинье, глава Lionhead Studios, наобещал много нового и интересного. Правда, те, кто помнит о том, что вышло из первой части игры, смело делят обещанное на два и извлекают из частного корень. Так, на всякий случай...
Вышло-то с Fable: The Lost Chapters на самом деле не так уж и плохо. Совсем неплохо. Местами даже здорово. Но от команды Молинье ждали если не прорыва, то, как минимум, гениальной ролевой игры — с такими-то заявлениями! В итоге же общественность получила очередной боевик с ролевыми элементами, игру красивую, веселую, увлекательную, но отнюдь не такую, о какой все мечтали.
К счастью, не за счет одной только «Басни» прославился Питер. Уж мы-то знаем, что создатель Populous, Syndicate, Dungeon Keeper и The Movies способен воплощать в жизнь неординарные идеи. Пусть иногда и не совсем целиком, а то и совсем не целиком, но все же.
Детство Бэтмена
Со времен событий первой Fable прошло ни много ни мало пять веков. За этот немаленький временной промежуток Альбион преобразился до неузнаваемости: изменилась даже его география, а многие прежние ценности обитателей мира успели уйти в небытие. Но одно осталось неизменным — жители сказочной страны не могут жить без героев. А любой герой, как известно, начинается с чего-нибудь неприметного. Например, с бродяжничающего сироты. Да-да, бродяжничающий сирота вполне сойдет.
Это интересно: в Fable 2 мы сможем выбрать пол героя (но по привычке будем считать его мужчиной), а вот насчет других вариантов выбора внешности информации пока нет. Вероятнее всего, нам опять оставят только возможность подобрать прическу, татуировки и другие мелкие детали — и дадут изменения во внешности, зависящие от выбранного игроком пути.
Как и раньше, растить героя нам предстоит с детства. Путь будущего спасителя мира (а может, и уничтожителя спасителей — кто знает?) берет начало в Боверстоуне, который за пять веков немало разросся, превратившись из скромного села в полноценный город. Здесь юнец оказался вовсе не по собственной воле: вместе с сестрой он сбежал от бандитов, разоривших родное село, и теперь ему остается лишь попрошайничать на городских улицах. А перспектив в этом деле, по сути, нет никаких, и вряд ли мечта сестрицы жить в роскошном боверстоунском замке когда-нибудь сбудется...
Но, как говорится, ничто не предвещало еще большей беды. Однажды наш попрошайка наткнулся на бродячего торговца, предлагающего большой ассортимент раритетных вещиц. Внимание мальчугана мигом приковала к себе шкатулка, которая, по словам продавца, в силах исполнить любое загаданное желание. Недолго думая герой решается разыскать деньги на чудо-шкатулку, которой предстоит стать подарком любимой сестре. Собственно, это и есть первое игровое задание.
Детство героя — это по-прежнему ненавязчивый обучающий режим. Но, несмотря на это, сделанные уже сейчас решения должны существенно повлиять на дальнейший ход игры. К примеру, в поисках денег наш подопечный повстречает местного шерифа, который попросит его разыскать ненароком потерянные ордера на арест орудующей в городе воровской банды. Найтись-то они найдутся, но тут же перед игроком возникнет моральная дилемма: вернуть злополучные бумажки нерасторопному стражу порядка или за кругленькую сумму продать их бандитам? В зависимости от сделанного решения герой не только получит какое-то количество очков мировоззрения, но и в том числе определит то, каким мы увидим это место через какой-то десяток лет (проще говоря, по окончании обучения). В первом случае все будет хорошо, и Боверстоун превратится в мирный и процветающий городок. Во втором шериф будет уволен, после чего сюда из разных уголков планеты начнут стекаться опьяненные своей безнаказанностью криминальные элементы. В итоге получится самый что ни на есть бандитский притон.
Молинье заверяет, что в течение игры будет еще немало таких «судьбоносных» происшествий. Поселения будут расти и развиваться без содействия игрока, но при этом он способен задать развитию населенного пункта общее направление — примерно так, как описано выше.
Это интересно: а еще Питер вновь пообещал, что можно будет вырастить из желудя собственный дубок. Эту деталь хотели реализовать еще в первой части вкупе с растущими в реальном времени деревьями (мы оценили масштабы амбиций), но то ли от недостатка времени, то ли из-за технических ограничений тогдашних игровых платформ от обеих «революционных» инноваций решили отказаться.
Он очень хотел собаку...
На том же этапе игрока познакомят с другим важным нововведением. Вооруженному палкой мальцу представится возможность спасти от хулиганов щенка. Эта пока еще небольшая собачонка навсегда присоединится к герою, постепенно развиваясь и меняясь вместе с ним. Внешний вид, равно как и характер верного пса, будет целиком зависеть от предрасположенности хозяина к добрым и злым поступкам. Система взаимодействия с питомцем во многом похожа на ту, что была в Black & White. Например, собака героя, так же как и божественное Существо, легко поддается дрессировке — пары пинков хватит, чтобы отбить у бедного животного всякую охоту к поеданию одуванчиков.
Те, кому пес излишне докучает, могут его где-нибудь запереть — мера жестокая, но эффективная. Но с этим можно и повременить, ведь собака в Fable 2 выполняет не только декоративную функцию. Тонкое чутье позволяет ей за версту чуять спрятанные сундуки и агрессивно настроенных субъектов. В бою четвероногий спутник тоже поможет. Зверь обучен эффективно сражаться, выбирая цель для атаки в зависимости от того, насколько сильную угрозу для хозяина представляет противник. Если хозяин сейчас размахивает мечом, пес постарается прорваться к стрелкам, а если герой лихо палит из именного мушкета, животина возьмет на себя фехтовальщиков.
Это интересно: за пятьсот лет величайшие умы Альбиона успели сделать немало грандиозных открытий. Скажем, луки ушли в прошлое, теперь балом правят ружья и, чуть в меньшей степени, арбалеты.
Наконец обучение закончено, а купленная на собранные деньги шкатулка подарена сестре. Из того, что будет дальше, известно немногое. Как бы то ни было, уже ясно, что желание дражайшей сестрицы сбудется, но что-то пойдет не так и протагониста, так же как и его предшественника, разлучат с единственной оставшейся в живых родственницей. А потом, может быть, беднягу заберут в Гильдию героев, где...
Стоп. Хватит пока предположений, лучше снова перейдем к обещаниям, благо тех еще уйма.
Злодеи тоже хочут кушать
— Гетьмен, просыпайся!
— Сегодня же выходной!
— Но ты же супергерой.
— А-а-а... Значит, супервыходной!
А. Куц, Д. Цыкановский, «Гетьмен против злой киноленты»
С завершением обучающей части закончится и детство героя. С этой поры он волен идти туда, куда вздумается, и делать то, чего ему захочется. Разработчики хотят сделать игровой процесс максимально свободным, а доступный для исследования мир — таким, чтобы в нем, как бы ни была заезжена эта фраза, действительно хотелось жить.
Не исключено, что нам в самом деле захочется поселиться в обновленном Альбионе. Как и раньше, игроки смогут приобрести жилье для легендарного героя или не менее легендарного злодея. Выбираете любой дом, замок или даже берлогу, выкладываете энную сумму денег и можете заселяться в новообретенное жилище (или сдавать его в аренду, обеспечивая себе тем самым стабильный доход). С некоторыми зданиями герою присваивается какой-нибудь титул: так можно стать мэром города, домовладельцем, а то и вовсе императором всея Альбиона. Теоретически реально скупить всю недвижимость в игре, но на это уйдет денежная сумма, совершенно недостижимая честными путями.
Это интересно: выросшая в десять раз игровая территория лишилась каких-либо намеков на «швы» между локациями. Теперь игроки будут путешествовать по единому региону, не тратя времени на ожидание загрузки следующей зоны.
Что до собственно заработка денег, то и здесь команда Молинье решила отказаться от традиционных методов. Как подобает герою и совершенно не подобает злодею, наш персонаж не просит какой-либо материальной награды за совершенные им на благо общественности дела, обходясь очками опыта и славы.
Это интересно: в общих чертах ролевая система Fable перекочевала в продолжение. Есть три ветки навыков, отвечающие за силу, ловкость и «волю» (то есть магию во всех ее проявлениях). Пока успешно используются какие-либо умения, на «счет» героя капает опыт, который можно потратить на развитие навыков из той же школы. В свою очередь, за выполнение заданий и убийство монстров выдаются универсальные очки — они не ограничены специализацией, и игрок волен потратить их на любое усовершенствование.
Поскольку без денег жить совсем неинтересно, даже легендарной личности придется со временем подыскать себе работу. Так, бывалый злодей, устроившийся уборщиком в гильдию наемных убийц, — вполне нормальное дело. Не стоит удивляться, увидев величайшего из ныне живущих рыцарей подрабатывающим в ближайшей кузнице подмастерьем. В конце концов, даже прославленная волшебница, протирающая стаканы за барной стойкой, может оказаться не хмельной галлюцинацией.
Тем, кому такая работа не по нраву, но у кого еще остались кое-какие деньги, будет предложено спустить заначку на азартные игры. В местных тавернах можно принять участие как минимум в трех «играх случая»: своеобразном гибриде рулетки и костей, карточной игре «Башня Фортуны», а также альбионском аналоге однорукого бандита. Поупражняться в них можно еще до выхода игры — сборник «игр из паба» уже выпущен в качестве отдельного приложения, приобретаемого через сервис Xbox Live Arcade.
Ох уж эти детки!
— Я хотел сказать, — очень быстро произнес Колон под аккомпанемент отчаянного кашля капрала Шноббса, — что у молодого Моркоу есть такая штука. Хорькизма называется. Так вот, у него ее целая куча.
— Куча?
— Ага, куча хорькизмы.
Терри Пратчетт, «К оружию! К оружию!»
В Fable 2 предполагается развитая социальная часть: начиная с действий-эмоций, которые теперь могут использоваться по ходу диалога (или монолога — общение в первой Fable можно с трудом назвать нормальной беседой), и заканчивая семейными проблемами. Как и прежде, на отношение окружающих к герою напрямую влияет его внешний вид, то есть одежда и признаки, свойственные данному характеру.
Несколько подробнее стоит остановиться на создании семьи. В Fable герой мог на ком-нибудь жениться, и... на этом все. Практического смысла в этом не было — только эстетический. Во второй части дело начинается примерно так же: цветочки, комплименты, цветочки, женитьба. Зато потом — не поверите! — потомство. Детишки тоже хотят походить на выдающегося родителя, потому каноническому злодею придется регулярно бывать у директора школы, а паладинский отпрыск обучится исцелять мышек наложением рук. Кроме того, рано или поздно дитятко попросит редко бывающего дома героя взять его в очередной поход. Обузой юный спутник не окажется и будет сражаться с нами плечом к плечу, полагаясь, прежде всего, на собственное бессмертие.
Это наследственное: герой в Fable абсолютно неубиваем. После обнуления полоски жизненных сил придется пожертвовать некоторым количеством очков опыта, а затем персонаж проведет мощную атаку, которая гарантированно распугает окружающих врагов.
В числе напарников могут оказаться и живые игроки. Предусмотрен режим совместного происхождения для двух игроков либо на два геймпада за одной консолью, либо посредством Xbox Live. При этом один из героев попадает прямиком в мир, в котором живет другой, и гость оказывается в положении наемника. Персонажи могут вдвоем исследовать мир, бить монстров, выполнять задания — все как при любом кооперативном прохождении. Тут же открывается еще один способ заработка: не исключено, что один из игроков затребует гору золота за помощь в убиении одного особо коварного босса. Вместе с тем осторожным надо быть не только в вопросах оплаты — пришедший из параллельной вселенной негодяй может поубивать, скажем, ваших родственников. И ничего ему за это не будет.
Раз уж речь зашла об убийствах, стоит упомянуть и о боевой системе. Молинье утверждает, что хотел сделать управление боем максимально простым и одновременно гибким. Получилось очень похоже на консольные рубиловки — да хоть на ту же Devil May Cry. За каждый тип атаки, будь то взмах мечом, выстрел или некое колдунство, отвечает своя кнопка. Итог нажатия на одну из них зависит от того, как именно игрок это сделал. Тут, в Fable 2, долбежка по клавише, отвечающей за ближний бой, обернется комбинацией из быстрых ударов, тогда как удержание той же кнопки заставит бойца встать в защитную стойку, а попытка наиграть на геймпаде боевую тему превратится в особенно мощный и зрелищный трюк.
Если с ближним и стрелковым боем все более или менее ясно, то с магией придется еще прояснить некоторые моменты. В игре будет восемь модифицируемых заклинаний и пять ячеек для их быстрого выбора. Кнопка, отвечающая за магию, позволяет задать мощность заклинания: например, огненное заклинание на первом уровне мощности даст обыкновенный огненный шар, а на последнем, пятом, — полноценный метеоритный дождь.
Ну что ж, если отбросить прочь обороты вроде «Да-да, серьезно!» и не злоупотреблять словом «обещает», то в конце реально свести все к одной фразе: «Это Молинье».
Увы, после основания Lionhead амбиции Питера редко сходятся с его возможностями, поэтому относиться к его новым проектам приходится с изрядной долей скептицизма. Выход игры на Xbox 360 намечен уже на этот октябрь. Посмотрим, что помешает Молинье и команде выполнить обещанное на этот раз.
Версия Fable 2 для персональных компьютеров до сих пор не анонсирована официально, и пока неизвестно, как будут реализованы свойственные консольному релизу вещи. Во всяком случае, недвусмысленные намеки на желание Lionhead перенести игру на ПК уже неоднократно проскакивали, так что компьютерная версия определенно не заставит нас долго ждать.