Дата выхода: 2009 год
Бытие — это не есть сознание, бытие есть подсознание.
Х/ф «Игла»
Где находится этот самый потусторонний мир, про который пишут и говорят на каждом углу? Существуют ли призраки? И что мы, в сущности, знаем о себе и своих скрытых способностях? Одни вопросы порождают другие, обходя ответы стороной. Впрочем, некоторые игроки считают, что в секретных лабораториях спецслужб уже все давно известно, что армии боевых телепатов и джиннов, плененных мощным электромагнитным полем, только и ждут своего часа...
А какую пищу для ума предлагает новый проект Джейн Дженсен (Jane Jensen), создательницы известного приключенческого сериала Gabriel Knight? Мистический квест Gray Matter собирается погрузить нас в темные пучины сознания и мыслей, столкнуть лицом к лицу с загадочными явлениями и попытаться объяснить их. И если не с научной точки зрения, то хотя бы с «обычной» магической. Поверьте, этого вполне достаточно!
Мистерия разума
Сон разума рождает чудовищ.
Франсиско Гойя
Представьте, что вы — знаменитый нейробиолог, живущий лишь одним чувством — любовью. Одна половина вашего сердца принадлежит науке, другая — женщине, чудесной жене, матери будущих малышек с розовыми бантиками. И вот наступает день, когда ее больше нет, когда ничто не в силах изменить исход несчастного случая. Что бы вы делали, оставшись один на один с таким горем? Нашли бы другую? Наложили бы на себя руки? Потопили бы свою печаль в алкоголе или бегстве в какой-нибудь виртуальный мир?
А вот доктор Дэвид Стайлс (Dr. David Styles) — главный герой игры — ушел в работу и затаился в особняке Dread Hill House. После трагической кончины супруги он стал ученым-отшельником, посвятив себя исследованию человеческого подсознания. Однажды его затворничество нарушает миловидная девушка по имени Саманта Эверетт (Samantha Everett). Она представляется студенткой и рассказывает о своем увлечении уличной магией, которое помогало выживать в городских джунглях ей и ее питомцу — белому кролику. Заинтересовавшись научными трудами Дэвида, Саманта предлагает ему свою помощь.
Ее заданием становится поездка в Оксфорд и отбор шестерых студентов для нового эксперимента Стайлса. По приезде, не особо разобравшись, кто где, док начинает первый сеанс. Задача предельно проста: подопытные должны вообразить себе физические упражнения, чтобы доказать, что мыслями можно легко контролировать бренное тело.
Но внезапно в доме начинает твориться всякая чертовщина — летают предметы, трясется пол и... появляется призрак покойной жены Дэвида. В чем истинная причина происходящего — вот вопрос, на который нам необходимо найти ответ, параллельно задумавшись о том, что же такое реальность и где ее грань. Но это уже так... На любителя.
Когда магия граничит с наукой
Наука — это колдовство, которое действует.
Курт Воннегут
Играть предстоит как за Саманту, так и за доктора Стайлса. Девушка отправится на осмотр достопримечательностей мрачного особняка, пытаясь найти ответы на уже прозвучавшие и еще не заданные вопросы. Старинный дом таит в себе немало загадок, и все их нужно разгадать.
Это интересно: Джейн Дженсен заранее предупредила аудиторию, что не стоит ожидать трудных и мудреных задач. Она ссылается на то, что современная молодежь недостаточно терпелива, чтобы часами биться над одним вопросом. Да и к чему это, если можно расслабиться и поиграть в Crysis или GTA? Именно поэтому все загадки в Gray Matter значительно упрощены по сравнению с предыдущими проектами Джейн.
Саманта получит в распоряжение личный интерфейс, созданный специально для ее фокусов, которые очень пригодятся в процессе прохождения игры этим персонажем. Что касается доктора Стайлса, то помимо головной боли с призраком ему придется заниматься гипнозом и работой с памятью — и интерфейс при игре за него изменится: разработчики «заточили» его под эти специфические задачи.
Если говорить о самом игровом процессе, перед нами — классический «point-and-click квест»: нажали на дверь — персонаж вошел, указали на ящик стола — и вот он открыт. Однако специально созданные для Саманты и Дэвида меню — не единственная заявленная инновация в жанре. Миссис Дженсен пообещала около сорока часов игры, что само по себе несколько необычно для квеста. Не останавливаясь на этом, она заявила о нелинейности и двух (как минимум) концовках. Идея интересна, а при обилии диалогов и многовариантности решения задач может стать еще интереснее, чем кажется. Но если судьба персонажей будет решаться в заключительном диалоге, это ничего, кроме недоумения, не вызовет.
Делиться деталями игрового процесса ни Джейн, ни разработчики не намерены. Особенно в свете последних событий, из-за которых и была перенесена дата релиза. Речь идет о решении сменить команду, работающую над проектом. Практически всю работу проделала студия Tonuzaba Entertainment, включая разработку собственного графического движка. Но «высшие силы» в лице продюсера посчитали нужным подключить к делу Wizarbox, известную нам по квесту So Blonde. И вот теперь изначальный вариант Gray Matter предается трепанации, а общественность вынуждена ждать.
Настораживает и ранее прозвучавшее заявление о подаче игры порциями. Похоже, многие оценили примеры Sam & Max и American McGee’s Grimm выше их достоинства. Если и Gray Matter будет издаваться по такой схеме, с популярностью могут быть проблемы. Вполне возможно, что, отведав горячее, десерта уже не захочется. Но, как вы наверняка помните, великолепный Fahrenheit тоже собирались выпускать по частям, но в итоге передумали, отдав предпочтение динамичности. Надеемся, что и здесь продюсеры и издатели сделают правильный выбор и не разочаруют нас.
Джейн Дженсен — знаменитая писательница, сценаристка и игродизайнер. Прежде чем попасть в игровую индустрию, она успела шесть лет поработать системным программистом (!) в компании Hewlett-Packard. Но любовь к мистике и развлечениям взяла верх, и в 1991 году Джейн очутилась в Sierra Online. Там она написала сценарии к Police Quest III: The Kindred и EcoQuest: The Search for Cetus. Затем поучаствовала в создании King’s Quest VI: Heir Today, Gone Tomorrow.
В 1993 году вышла первая самостоятельная игра Джейн — Gabriel Knight: Sins of the Fathers. Мрачная история о сверхъестественных преступлениях была отлично воспринята поклонниками жанра и критиками. Она получила звание «Квест года» по мнению журнала Computer Gaming World.
В 1995 году последовало продолжение — Gabriel Knight 2: The Beast Within. А в 1999 вышла третья часть — Gabriel Knight 3: Blood of the Sacred, Blood of the Damned. Она же и стала последней в связи с финансовыми трудностями Sierra.
На заметку: Гэбриел Найт — писатель и скромный владелец книжного магазина в Новом Орлеане, внезапно сталкивается со своим истинным призванием — охотником за тенями. Он оберегает наш мир от порождений тьмы. Он детектив, работающий с паранормальными ситуациями. За годы своего существования ему удалось раскрыть заговор вампиров, устроить облаву на оборотня, попробовать на своей шкуре магию вуду и... влюбиться в свою помощницу.
Потом наступило затишье, Джейн на время отошла от дел. За время «отдыха» она написала четыре книги. В основу сюжета двух из них легли приключения Гэбриела, другие — Millennium Rising и Dante’s Equation — не были связаны с играми.
Чуть позже она приступила к разработке мини-игр, но этот период ее деятельности продлился недолго. Самые известные проекты Джейн за это время — Inspector Parker и BeTrapped!.
Ну и наконец, мы подошли к моменту долгожданного возвращения миссис Дженсен в мир больших развлечений. Gray Matter была запланирована еще на 2003 год, тогда она называлась Project Jane-J. Но проект был заморожен до лучших времен... Дверь криогенной камеры распахнулась в 2006 году.
Пейзажи и мотивы
Графика Gray Matter представляет собой двумерное окружение и трехмерные модели персонажей. Этот симбиоз назван 2,5D, и используется во многих современных квестах. Хоть разработчики и скупы на скриншоты, уже сейчас можно говорить о качестве картинки. Задний план прорисован четко, без угловатостей, в мрачноватом стиле, в котором прослеживается былая красота старинного здания. Особняк украшен скульптурами, фресками, картинами. При этом окружение абсолютно не давит, спальни выглядят уютно, а убранству ванной позавидует даже президентский люкс.
Солнечный свет попадает в окна, а лампы освещают дом, создавая причудливые фигуры. Тени неидеальны (присмотритесь к зданию и Саманте), но держатся на добротном уровне. Зеркальные отражения также выполнены достойно — взгляните на сцену в ванной.
О музыкальном исполнении беспокоиться не стоит — за дело взялся муж Джейн Дженсен, композитор Роберт Холмс (Robert Holmes). Он уже хорошо потрудился во время работы над Gabriel Knight и с радостью приступил к новому проекту. Об озвучке персонажей доселе ничего неизвестно, как и о том, обретут ли они вообще голос.
Заключение
Чего стоит Gray Matter? Хочется верить, что дорогого. Интересно, что никакой пиар-кампании у игры не было и нет, а громкие слова не срываются с уст разработчиков и издателей. При этом сама Джейн утверждает, что проект еще рано хвалить и демонстрировать публике — всему свое время. Такой подход вызывает доверие. К тому же, само имя этой женщины заменяет многие лозунги и выкрики толпы. Что касается самой идеи... Мистический квест, нелинейность, инновации. Звучит неплохо, в самый раз для приключения в загадочном доме.