Дата выхода: 1 квартал 2009 года
Бегство — естественная реакция на опасность. Так повелось с древних времен: человек выкладывается на все сто процентов, несется, как ветер, под неистовую барабанную дробь сердца и останавливается только когда изображение в глазах сливается в мутный кисель, а к ногам словно приковывают бетонные плиты. Казалось бы, кто добровольно будет искать опасность, чтобы потом вволю от нее побегать?
Но для главной героини Mirror’s Edge, девушки с восточной внешностью по имени Фэйт (Вера), забеги на длинные дистанции превратились в стиль жизни, основное занятие и единственный способ заработать на хлеб. Ее родители пали от рук бессердечного правительства, решившего в один прекрасный день ликвидировать всех, кто осмелился участвовать в митингах. Безмолвствующий народ не мог сопротивляться жестокости диктаторов и лишился даже призрачных свобод. Неосторожно брошенное слово тотчас приводило к жестокой расплате, а электронную почту и аську, конечно же, контролировали соответствующие структуры. Под прицелом были все, и никто не мог укрыться от Большого Брата. Обычно в таких ситуациях должен найтись загадочный персонаж в улыбающейся маске. Но здесь положение спасли такие, как Фэйт, — бегущие.
Тринити, проснись!
Бегущий занимается тем, что передает секретные послания лично, из рук в руки. Гонцы в средневековье выполняли эту же задачу, но им не угрожала опасность. Бегущему же негде скрыться и нечего ждать: он сразу получает черную метку от коррумпированного правительства. Встретившись с органами правопорядка, бегущий должен тотчас убираться прочь, иначе его нашпигуют пулями и закопают на месте. Почестей мертвому в таком обществе не воздадут.
Наша героиня пошла в гонцы не от любви к адреналину и пулям. На выбор специфической профессии ее подвигла жажда мести за убитых родителей. А чуть позже случилась еще одна беда: сестру упрятали за решетку по ложному обвинению. Сама Фэйт волей-неволей оказалась втянута в целый клубок темных событий, после которых «верхи» возжелали ее смерти. Мирная жизнь оказалась позади. Впереди только бесконечная беготня по заданиям. Впрочем, профессия бегущего может дать и нужные связи с авторитетами подпольного мира, а там, глядишь, появится способ вызволить из заключения сестру.
Это интересно: над сценарием игры работает Рианна Пратчетт, дочь знаменитого писателя Терри Пратчетта. Раньше она принимала участие в создании мрачного консольного боевика Heavenly Sword и гротескного приключения Overlord. Сама Рианна отзывается о сюжете так: «Все мои герои и героини — поначалу обыкновенные люди. Только в ходе повествования становятся необыкновенными. Фэйт — мастер своего дела, но определенно не супергерой. У нее, как и у всех нас, есть недостатки. В этом и заключается ее особенность как персонажа».
Помочь героине способен лишь таинственный персонаж Меркьюри («Меркурий» или «Ртуть»), наставляющий ее на путь истинный и подсказывающий, как перехитрить вражеских агентов. Он может скорректировать намеченные Фэйт пути, позволив ей избежать прямого столкновения с противником. Но кто он такой и какими мотивами руководствуется, подбадривая девушку по рации, пока совершенно не ясно. Неизвестно также, носит ли он на лице маску с улыбающимся до ушей Гаем Фоксом.
Беги, Лола, беги!
«В движении — жизнь». Таков девиз истинного бегуна. Оказавшись в окружении десятка неприятелей, Фэйт не извлекает из кармана винтовку и не вступает в неравную битву. Она попросту ускоряет темп и вихрем проносится мимо полицейских. Великолепная физическая форма и отточенное мастерство позволяют ей бежать с прытью гепарда, ловко взбираться на стены, заборы и прочие высокие уступы, отталкиваться от любого твердого предмета и буквально перелетать различные препятствия. Та же полоса препятствий, только под свист пуль.
Адреналин подстегивает, а смерть следует по пятам. Фэйт с разбега прыгает с крыши на крышу соседнего дома, аккуратно приземляется, ныряет под вентиляционную установку и делает подкат, проскальзывая между ног у озадаченного полицейского. Пока враг не пришел в себя от встречи с прелестной девушкой на черепице крыши, у Фэйт есть пара секунд, чтобы, балансируя на узком тросе, перебежать на соседний дом и выбить служебную дверь аккуратным, но сильным ударом. А потом, оказавшись в тоннеле и увидев мчащийся навстречу поезд, успеть прижаться к стене.
Секунда передышки — и Фэйт продолжает свой путь. Вот она прыгает в бурный водопад, аккуратно задевает ногами металлическую балку, карабкается по ней к выступу на стене и медленно шагает на платформу. И вдруг в пяти метрах от Фэйт из темноты появляется полицейский — хладнокровный, опытный, готовый спустить курок. Девушка кубарем катится за ящик (естественное укрытие!), затем прыгает, отталкивается от стены и в прыжке наносит хлесткий удар по лицу. Боец падает, а Фэйт пяткой бьет его по затылку, надежно отключая сознание.
В Mirror’s Edge оружие — не спасение от врагов, а просто лишняя тяжесть. Любой автомат можно подобрать и даже изрешетить с его помощью неприятелей, но патронов в обоймах до обидного мало, а прятать боеприпасы Фэйт попросту негде. Совсем-совсем негде!
Перед девушкой дилемма: продолжить бежать налегке — или же сохранить трофей? Надолго его не хватит, а ускоряться и выделывать в воздухе эффектные трюки станет намного сложнее. Пожалуй, лучше довериться прежним методам и не вешать на себя тяжелые железки.
К сведению: в игре помимо сюжетной кампании будет дополнительный режим «бег на время». В нем перед нашими глазами находится спидометр, а происходящее, по словам очевидцев, живо напоминает серию гоночных аркад Midnight Club: буйство адреналина и при этом — холодный расчет каждого движения.
Мегаполис живет своей мегаполисной жизнью. Если взглянуть с крыш вниз, можно увидеть, как внизу ходят суетливые прохожие, не знающие, что над их головами вершится судьба целого города. Смешаться с толпой не получится — слишком колоритен бегун, слишком серо выглядят прохожие. А значит, ошибаться нельзя. Прервав комбинацию или прыгнув не туда, героиня может погибнуть — и тогда мы вернемся к ближайшей точке сохранения. Если же фатальных повреждений она не получит, нам придется срочно искать окольные пути и возвращаться к основной тропе.
Технология Unreal Engine 3 пришлась тут удивительно к месту. Обстановка не страдает от нехватки детализации, но и не отвлекает ненужными мелочами. Дома разукрашены в разные оттенки синего и чуть ли не сливаются с небом, а на крышах господствуют белые конструкции. Ничто не способно рассеять внимание, с которым мы ищем редкие красные узоры. Они символизируют те места, где можно выполнить очередной пируэт. Игра не ограничивает нас в маршрутах, позволяя выполнять задачи несколькими способами, но любую из дорог удастся преодолеть только благодаря акробатике.
При этом для управления хватит мыши и буквально нескольких клавиш. Оказавшись в «красном месте», мы совершаем единственное нажатие, и Фэйт тотчас прыгает/падает/карабкается в выбранном нами направлении. По словам тех, кому довелось поиграть в Mirror’s Edge лично, эффект присутствия незабываемый: зритель будто меняется с героиней местами и сам ощущает каждое ее движение, каждый наклон корпуса, каждый неуверенный шаг. Пожалуй, именно это значение и вкладывалось некогда в понятие «интерактивность».
Mirror’s Edge — настоящая отдушина для пацифистов. Игру вполне можно будет пройти, не произведя ни единого выстрела. И за это нас даже наградят виртуальными трофеями. Вместе с огнестрельной и рукопашной жестокостью канула в небытие и традиционная шкала здоровья. Впрочем, как и весь остальной интерфейс. Когда Фэйт получает повреждения, мир становится блеклым, а изображение немного размывается, усложняя ориентацию в пространстве. В такой ситуации не всегда удается вовремя увидеть красный объект и приблизиться к нему на полной скорости. Реакция естественным образом замедляется, и происходит это не у героини, а лично у нас.
От того, чтобы заранее причислить Mirror’s Edge к священному лику шедевров, нас останавливают только мелкие сомнения. В ходе пресс-показов игры даже продюсеры часто ошибались на одном и том же месте, а потом не без гнева повторяли путь от точки сохранения. Такие промахи дорого стоят и исправно доводят до нервного тика и хруста клавиатур, а еще способны изрядно снизить динамику. Трудно поверить еще и в то, что вся игра будет одинаково динамичной, без затянутых эпизодов. Как ни крути, игровой процесс все-таки однообразен.
Но ты беги, Фэйт, беги. А мы — посмотрим!