Дата выхода: 2009-2010 гг.
Это будущее игр!
Ив Гильмо, исполнительный директор Ubisoft
В 2003 году мир увидел Beyond Good and Evil. Проект Мишеля Анселя вышел очень самобытным. Критики поголовно пели дифирамбы новой игре талантливого дизайнера, игроки с радостью знакомились с миром «по ту сторону добра и зла». Однако, как это очень часто бывает с неординарными проектами, BG&E провалилась в финансовом плане.
В мае 2008 года издательство Ubisoft, которому принадлежат права на игру, дало продолжению зеленый свет. Вопрос лишь в том, станет ли Beyond Good and Evil 2 прибыльнее своей предшественницы? Попытаемся разобраться.
История вопроса
Мастер французского игростроения Мишель Ансель долгие годы придумывал новые и новые игры серии Rayman. Создавая новый проект под названием Beyond Good and Evil, Мишель изначально планировал трилогию. Разработка продолжалась три года; наконец, незадолго до рождественских праздников, игра поступила в продажу.
Как и многие игры Анселя, BG&E выполнена в жанре action/adventure — вернее, примерно в таком жанре. Сюжет вертится вокруг приключений фоторепортерши Джейд. История рассказывает о заговоре планетарного масштаба: таинственные пришельцы похищают жителей мира Хиллис, а противостоящий ему Корпус «Альфа» ведет себя слишком уж вяло. Вскоре Джейд обнаруживает повстанцев, пытающуюся донести правду до народа.
Перво-наперво игра задает тон персонажами. Выбирайте по душе: красавица и спортсменка Джейд, ее свиноподобный дядюшка Пей’дж, механик и мастер на все руки (по совместительству — на едкие шуточки), и Аш Два, незадачливый тайный агент. Каждый — со своей изюминкой, обаянием. Бывшему солдату Аш Два верим, с Пей’джем иронизируем, в Джейд же просто влюбляемся.
Далее «За гранью добра и зла» хватает игрока и не уже отпускает: настолько действие разнообразно. Автор этих строк прошел игру на одном дыхании. Не успела игра начаться — и сразу драка! Потом — нехитрые задачки. Через несколько минут — уже разудалые гонки на воздушных подушках! Не успело надоесть — и начались stealth-миссии, напряжение которых ощутимо передается в стиснутые зубы и сведенные пальцы на клавиатуре. Вместе с тем игра демократична: вы никогда не окажетесь в тупике, неспособные выполнить какой-то особый сложный трюк и пройти трудный участок. Авторы не требуют от игрока бесконечного терпения и умения выбивать клавиатурную чечетку за полсекунды.
Сюжет интригует на самом деле. В финале вы, возможно, и не расплачетесь, но сложные эмоции гарантированы. Заметно, что игра «повзрослела» по сравнению с предыдущими творениями Анселя. Пусть вас не смущают умильные персонажи и симпатичная картинка в кислотных цветах — вопросы, которые авторы ставят перед игроком, очень даже взрослые: продажное правительство, подкупленные СМИ, массовые похищения взрослых и огромное количество детей-сирот. Где правда в этом мире?
Странное название вызывает немало вопросов. Чтобы лучше понять его идею, приведу комментарий самого Мишеля Анселя: «Поначалу игра называлась Between Good and Evil, но его забраковал маркетинговый отдел. Смысл названия в том, что мы всегда находимся на грани двух конфликтов — внутреннего и внешнего, базирующихся на наших понятиях о добре и зле. В мире Хиллис, как и в нашем собственном, за людей думают средства массовой информации, именно они дают нам понять, кто друг, а кто враг. Если же вы вглядитесь в проблему пристальнее, то обязательно найдете свою собственную правду. Это и есть тема всей игры. Ну а маркетинговый отдел согласился с заменой between на beyond, что лучше соотносится с сюжетом игры».
Кроме всего прочего, Beyond Good and Evil обладает удивительным обаянием. Каждая минута, каждый момент в игре не воспринимаются скучными или надуманными — а это один из главных критериев. Оценки критиков колебались в районе 8 из 10, тогда как народные рейтинги достигли в среднем 9. Смешение жанров и стилей не только не навредило, но очень даже помогло — разнообразные идеи Мишеля помогли ему создать увлекательную игру.
История ответа
Любой проект проходит довольно долгий путь от создания концепта до релиза. Ключевые элементы, из которых зачастую складывается финансовый успех или неуспех игры, — это продавец, реклама и издатель.
С издателем в нашем случае все было в порядке: начав с публикации чужих игр во Франции, Ubisoft постепенно перешла к собственной разработке — и первыми играми, позволившими компании встать на ноги в этом направлении, были различные версии серии Rayman. Отказался бы издатель в такой ситуации вкладывать деньги в новый проект золотоносного дизайнера, придумавшего Реймана и других запоминающихся персонажей? Нет, конечно. Ансель получил необходимые инвестиции и поддержку.
А вот с рекламой и распространителем игре не повезло. Реклама была крайне неагрессивной, в то время как многочисленные игровые обозреватели занимали отстраненные позиции. Мол, все данные у будущей игры хороши — и знаменитости, задействованные в разработке, и оригинальный игровой процесс. А что получится — посмотрим.
С реализаторами же получился и вовсе конфуз. Известно, что наибольшие продажи игр — на Рождество и в летнее время отпусков. Также известно, что основная часть прибыли приходится на первые несколько недель после выхода. Так вот, злую шутку с BG&E сыграла предновогодняя лихорадка. Скажите, что лучше окупится в суете: проверенное название или необычный концепт?
«Ваш сын предпочитает футбол? Вот появился Pro Evolution. Увлекаетесь гонками? Есть Need for Speed. Что из новинок? Поступила Beyond Good and Evil. Ну, там девушка-фоторепортер бегает вместе с дядей-свиньей, выполняет всякие поручения, разгадывает секреты, спасает планету... Что попроще? Да, есть очередной...»
Прошел год с момента выхода игры — а разработка едва окупилась. Это, кстати, было основной причиной, по которой релиз проекта в России сильно задержался.
Это интересно: много позже критики опомнились, советовали обязательно купить игру: ведь она очень интересная! Только стоить она к этому времени стала всего несколько долларов. Время было упущено.
Совершенно очевидно: обжегшись на откровенно слабых продажах первой части, издатель поставил крест на последующих. Анселю было отказано в средствах. Иногда в сети проносились слухи о якобы тайной разработке второй части, но они не имели под собой оснований. Так продолжалось до мая прошлого года — пока в одном из интервью Ансель не рассказал о том, что он собирает материал для продолжения.
Чуть позже, в конце мая, на проходящей ежегодной выставке Ubidays Ив Гильмо, исполнительный директор Ubisoft, официально заявил: следующая игра Мишеля Анселя будет о новых приключениях Джейд.
За пределами пределов
Чего нам ожидать от игры с цифрой 2? На данный момент науке известно следующее. Разработкой занимаются двенадцать человек из студии Montpellier, напрямую причастных к оригинальной Beyond Good and Evil.
О компьютерах пока не сказано ни слова: Ансель утверждал, что игра выйдет на консолях последнего поколения. Основной доход первая «За гранью добра и зла» собрала именно оттуда. С другой стороны, мы почти не сомневаемся: в случае успеха на консолях обязательно последует версия для родных персоналок.
На заметку: игра пришлась по душе многим игрокам, и они были возмущены решением Ubisoft отказаться от дальнейших разработок в этой вселенной. Особо предприимчивые написали петицию с требованием выпустить продолжение приключений Джейд, Пей’джа и Аш Два. На данный момент ее подписало более четырех тысяч человек. И хотя положительное решение по второй части принято, ваш голос наверняка не будет лишним, если в комментариях вы укажете требование выпустить ПК-версию проекта: www.petitiononline.com/bgaep/petition.html
Крен в сторону консолей немного настораживает: уже на Ubidays Ив Гильмо довольно долго распространялся на тему некоторого упрощения BG&E 2 по сравнению с оригиналом. «Многие остались довольны качеством Beyond Good and Evil, однако сегодня меняется как рынок, так и сами игроки. Четыре года назад было значительно меньше «казуалов», чем сейчас, — и мы не можем этого не учитывать... Мы полагаем, что первая Beyond Good and Evil была для многих трудновата, поэтому продолжение станет более доступным для самого широкого круга игроков. Мы создаем Beyond Good and Evil 2 с прицелом на новое поколение, которое совсем недавно пришло в мир видеоигр».
Между прочим, BG&E никогда и не была особо сложной, тяжело найти какие-то моменты, где упрощение действительно необходимо. Некоторые затруднения вызывают мини-игры за обладание жемчугом (один из основных ресурсов игры), очень напряженными были моменты ухода от погони спецназа «Альфа»... Но большую часть игры составляют скрытые миссии, в течение которых Джейд приходится проявлять ловкость и сообразительность. Мини-игры и гонки можно пропустить, в драках с боссами нужно всего лишь просчитать принцип и последовательность, а вот stealth-миссии составляют обязательную часть программы. Так что Ubisoft заставит Мишеля уменьшить, возможно, количество задачек по совместным действиям персонажей и наверняка — сложность скрытых миссий.
Не будем паниковать раньше времени! Логично предположить, что при таких мерах издательство постарается сделать акцент на каких-то других составляющих проекта — например, на сюжете или графике. К слову о графике: несколько зарубежных источников сообщили, что к команде Анселя присоединились также Йошитако Амано и Энки Билал. Первый стоял у истоков Final Fantasy, кроме прочего, непосредственно разрабатывал дизайн персонажей нескольких частей. Второй — гениальный автор комиксов, совместно с Бенуа Сокалем участвовал в разработке недавнего проекта Nikopol: Secrets of the Immortals. Оба разработчика в первую очередь художники, что немаловажно — с совершенно различным стилем.
Сюжет же, по замыслу Мишеля Анселя, напрямую продолжает приключения героев первой части. Известно, что действие будет происходить на нескольких планетах, на которых Джейд найдет новых спутников в большом приключении.
Мы надеемся
Под новым соусом игра выглядит весьма аппетитно. Новая графика? Jade Engine, на основе которого создавался еще Prince of Persia: Warrior Within, можно и обновить. За сюжет и действие волноваться особо не приходится — игры Анселя славны именно увлекательностью, умением затянуть. Будем надеяться, что блюдо, кроме прочего, будет подороже первого. Ведь, как известно, самое вкусное подают на третье! А без успешного второго оно, увы, невозможно. |
Мы сомневаемся
Новые художники не намерены улучшать игровой процесс: не станет ли действие однообразным? Меры для привлечения новой аудитории могут уменьшить существующую. Пока что непонятно, насколько велик будет вклад приглашенных знаменитостей (Йошитако Амано и Энки Билала) и как он повлияет на итоговый результат: не сделает ли картинка пару шагов навстречу аниме? Это будет обидно, ведь мы видели в BG&E проявление французской культуры. |