Дата выхода: весна 2009 года
Ролевая игра от BioWare — потенциально событие года в жанре. Впервые о Dragon Age мы услышали в 2004 году, и с тех пор в нас теплится надежда на уникальное приключение. Пять долгих лет мы задавали себе вопрос: не зря ли мы ждем, не оказалась ли работа неподъемной? Сомнения позади: мы видели игру.
Разработчики обещают, что различные герои увидят мир по-разному. Мы тоже решили не ограничиться одной точкой зрения: в этой статье вас ждут сразу два мнения.
Дважды в одну реку
В 2005 году «Драконий век» еще не носил приставку Origins, планировался только для персональных компьютеров и выглядел как заправские Neverwinter Nights. Тогда BioWare обещала вернуться к собственной классике Baldur’s Gate, переосмыслив ее под влиянием новых технологий.
С тех пор канадцы не изменили намерений. Суть Dragon Age укладывается в несколько слов: это тактическая командная ролевая игра. Многое BioWare берет из собственного золотого века, однако добавляет в привычную формулу несколько новых переменных.
Первое отличие — демиурги не делают игру с готовым миром, а создают все с нуля. Вселенная зовется Ферелден (Ferelden) и отличается мрачностью и серьезностью. Возникают даже вопросы: может быть, канадцы переборщили? Никаких ярких красок из Mass Effect нет и в помине: возникает впечатление, будто разработчики черпают вдохновение у CD Projekt и их «Ведьмака».
Впрочем, в любом аспекте мы найдем традиционные моменты. Темные силы под именем Blight будут осаждать мирные ферелденские города, а на противоположной стороне встанут хладнокровные воины Grey Wardens, то есть Серые стражи (спектры из далекой-далекой галактики шлют пламенный привет).
Александр Крелин
Это интересно: Blight («порча», «отрава») — не имя темных армад, а... явление. Армии демонов оставляют за собой выжженную, проклятую землю. Первый Blight сформировался четыре столетия назад по состоянию с начала игры.
Весенний призыв
Трагедию мирного государства Ферелден точнее всего назвать «мор». Проклятие регулярно вылезает на поверхность в образе чумы, оживших мертвецов, демонов — ах, кому я рассказываю! Для защиты от нечисти был создан отряд Серых стражей. На протяжении многих лет воины успешно давали отпор пришельцам.
С момента последнего мора прошло четыре сотни лет. Казалось, угроза миновала, спасители разбежались, а их казармы покрылись слоем пыли и паутины. Сегодня вы среди последних стражей, и у вас есть все основания считать: напасть вернется. Вот только спасать мир в поредевшем составе несподручно.
Что делать? Соберем боеспособную армию, найдем поддержку у жителей Ферелдена! Косвенные сведения шепчут: эта задача будет линейной. Не торопитесь огорчаться — миссия не будет такой простой, гордое население почему-то не готово вооружаться по первому требованию какого-то незнакомца. Решение очевидно: применим силу! А вот будет ли эта сила мысли, убеждения или меча — решайте сами.
Допустим, тропа приключений однажды выведет вас к деревне даллийских эльфов. В прошлом этот замкнутый народец был порабощен людьми, но позднее они получили право на самоопределение, теперь сидят в глуши, отлынивают от армии. Ну-ка, заглянем к ним на огонек! Исход первой встречи будет во многом предопределен расовой принадлежностью главного героя. С людьми, например, у эльфов разговор особый (как бы он не стал коротким). Если же вы сумеете произвести впечатление, старейшина Затриан поведает гостям о своем горе: деревня страдает от оборотней, разносящих заразу по соседнему лесу. Вот он, ключ к сердцу его эльфийского высочества!
Только вы приметесь уничтожать волков-переростков, как героям явится Хозяйка леса. Флегматичная дама удивит игрока не только фривольным костюмом, но и другим неожиданным откровением — по ее словам, сам Затриан повинен в эпидемии. Таким образом, возникнет три взаимоисключающих варианта: сохранить верность эльфам, принять сторону оборотней либо попытаться примирить враждующие стороны.
Прочитав эти строки, мы обязаны выразить сомнение. Не окажется ли третий вариант однозначно лучшим? Слишком часто так и бывает, а Dragon Age не выглядит чем-то революционным.
Наталия Погодина
Нечто большее
Ролевая система игры известна в общих чертах: стандартные архетипы (маг, воин, вор) в игре будут. Система мировоззрения — классическая, в трех званиях: за героем может идти слава героя, мученика или жестокого тирана. Не ждите оригинальных ходов в расовой системе, выбор ограничен эльфом, человеком и гномом.
Интересное нововведение — происхождение героя, его социальный статус. Именно оно влияет на отношение большей части игроков и, более того, должно определить сценарий. Слово Origins в названии указывает в основном на этот элемент.
Примечательно, что разработчики уделяют немалое внимание отыгрышу роли. На различных выставках внимание привлекалось к различным игровым ситуациям и способам их решения, к реакции окружающего мира на героический статус.
Скажете, ничего нового? Да, верно, но не полностью. В противовес стандартам и традициям BioWare добавляет несколько важных изменений.
Теперь все в бою опирается на последние технологии, нагружая физические мощности компьютера по полной программе. Помните, как в Oblivion мы швыряли огненным шаром в шкаф, а тот оставался целехоньким? В Dragon Age заклинания не вызывают масштабные катаклизмы в окружающей среде, но претендуют на важнейшие роли. Теперь магия — не просто еще один способ упростить жизнь команде, она становится основой для взаимодействия между персонажами. Представим, что один персонаж разливает из найденных чанов что-нибудь горючее, а второй кидает огненный шар. Как результат — половина локации в пламени вместе с монстрами.
На заметку: иногда, чтобы пройти дальше, нужно еще и нейтрализовать действие своих же заклинаний. Тот же огонь придется потушить заклинанием «Ледяной шторм».
Впрочем, обладатели массивных железок за плечами не обделены. Разработчики обещают нам немало «боссов», хвастающихся магическими сопротивлениями. Тут уж воин получит преимущество! Опять-таки на оригинальность эти сражения не претендуют — вспомним хотя бы сложные и многоступенчатые тактики охоты на Кангакса из Baldur's Gate 2, — но они выгодно разнообразят игровой процесс.
Что еще не даст скучать? Мы будем ставить ловушки, составлять яды, получать по голове молнией. Веселье обеспечено.
Александр Крелин
Плоть и кровь драконов
Большую часть времени мы управляем командой из четырех персонажей. На самом деле выбор спутников куда богаче: всех помощников объединим в отряд, а потом отберем по три кандидата перед каждой вылазкой. Вспомнили Mass Effect?
До этого момента все выглядело просто замечательно. Первый тревожный звоночек прозвенел, когда я узнала: BioWare отказалась от системы Dungeons & Dragons. По моему мнению, именно этой популярнейшей ролевой системе Baldur’s Gate обязана очарованием. Будет ли новый мир таким же притягательным?
Отличительной особенностью молодой страны станет жестокость. Фэнтези повзрослело вместе с нами, обросло современной графикой и реалистичными синяками и ссадинами. Сегодня кровавые подробности — это не лужицы из трех красных точек, а потрескавшаяся кожа и оторванные конечности. Поверьте, после боя ваши герои будут выглядеть так, будто попали под кровавый дождь. Нет, слово «очарование» точно пора подзабыть.
Главной душевной отдушиной должны стать компаньоны. Лучшие традиции Neverwinter Nights возвращаются! Нас будут сопровождать не просто помощники, а полноценные персонажи с характером. В бою мы будем переключаться между подопечными и направлять их с помощью быстрой панели умений — либо сосредоточимся на одном персонаже, а остальных доверим искусственному интеллекту.
Наталия Погодина
Как в кино
С некоторых пор канадцы ценят грамотную режиссуру сюжетных сцен. Dragon Age предложит нам понаблюдать даже за массовыми битвами — но со стороны. Поставленные фрагменты не ограничатся батальными сценами, они затронут некоторые сюжетные разговоры (которые, кстати, будут сделаны по всем традициям, никаких «разговорных кругов» из Mass Effect).
Когда великолепно снятая сцена закончится, мы окажемся далеко не в гуще битвы. Масштаб в роликах — пожалуйста, но ни один компьютер просто не сумеет обработать бесчисленные орды Blight. Наше участие в массовых сражениях диверсионное: отобьем катапульту да защитим ворота.
Внешнее великолепие рождает подозрения. Ролевая игра по канонам классики — это, конечно, замечательно, но возникает вопрос: а как идейный приемник Baldur's Gate будет смотреться после многих изменений, внесенных в жанр тем же Mass Effect и Fallout 3? Всегда нелегкая адаптация под консоли так или иначе затронет многие аспекты игры. Не окажется ли игровой мир слишком шаблонным?
Скорее всего, Dragon Age: Origins понравится поклонникам старых ролевых игр. Впрочем, это не спасет игру от критики — то драконов будет мало, то романтики на всех не хватит.
Александр Крелин