Дата выхода апрель 2009 года
Компьютерные игры как искусство обладают огромным, грандиозным недостатком. Именно этот недостаток делает сценарии скучными, а сюжетные повороты — неубедительными. Редкие исключения считаются чем-то гениальным и неповторимым. «Крестный отец» стал идеальной мишенью для проклятия.
Вопреки логике
«Крестный отец» всегда был слегка безумным проектом. Я говорю не об игре — история начиналась с книги и фильма.
Сорок семь лет — далеко не юность, некоторые люди уже подводят итоги всей жизни. Марио Пьюзо в сорок семь лет не мог похвастаться ничем значительным: годы были потрачены на тыловую службу в Европе, бульварную журналистику и несколько романов, далеких от популярности. Трудно не сдаться в такой ситуации! В сорок восемь лет Пьюзо написал книгу на криминальную тему, чтобы заработать хоть что-нибудь.
Создатели фильма «Крестный отец», казалось, делали все возможное для провала. Режиссером стал 33-летний экспериментатор и «свободный художник» Фрэнсис Форд Коппола. Такую странную кандидатуру еще нужно поискать! В главной роли — неизвестный актер со странным именем Аль Пачино. Герой романтических историй Марлон Брандо превратился в главного мафиози.
Два выстрела наугад превратились в два грандиозных успеха. Когда логика бессильна, люди вспоминают слово гениальность, причем по смыслу этот термин близок к магии. В такой ситуации любые странные решения имеют шанс на жизнь, и совсем не грех воскликнуть: «Давайте сделаем игру по фильму тридцатилетней давности!»
К сожалению, компьютерные игры — совершенно другая стихия. Оценки в 60-70 процентов — вот удел первой части The Godfather: The Game.
Без смысла
Почему мы так подробно вспоминаем историю? Очень просто: принципиальные недостатки жанра никуда не делись.
Выдуманные истории чаще всего рассказывают о людях, их проблемах, их борьбе и победах. Именно человек — точка отсчета координат в разнообразных книгах, фильмах... но не играх. Вот оно, проклятие, виновное в плоских сюжетах и нереалистичных диалогах! Чаще всего автомат на экране становится самым важным объектом, а солдат (человек!) отходит на задний план. Так произошло и с The Godfather: The Game.
В романе важны не преступные комбинации и не романтика 50-х. «Крестный отец» — книга о том, как люди меняются в критических условиях, как поступки и слова превращаются в нечто под названием власть.
Неудивительно, что первая часть игры вызвала столько отрицательных отзывов! Что общего между тонкой игрой дона Вито и избиением лавочников?! Конечно, власть мафии основана на насилии, и Пьюзо этого никогда не отрицал, но одна большая драка длиной в сюжет — это слишком. Порой слова сильнее оружия, и значительная часть книги рассказывает именно об этом.
Вспышки насилия в «Крестном отце» — острая приправа к сложному и тщательно подготовленному блюду. Кто-то скажет, что это романтизация насилия, но другие ответят: такой подход лишь усиливает отрицательный образ мафии. Одно дело представить себе монстров с пистолетами в руках, и совершенно другое — понять: вот эти милые, умные, талантливые люди на самом деле убийцы и бандиты.
Концентрированное насилие полностью уничтожает описанный нюанс. Если стрельба — основа всего действия, то идея вырождается до примитива.
Понимают ли это разработчики? Конечно, да! Было бы очень глупо считать их недалекими и недумающими людьми. К сожалению, современные компьютерные игры — наименее удачный жанр для истории Корлеоне.
Что же делать с такой проблемой? Как подняться над избиениями? Вот один из ответов: смена жанра.
Против традиций
Мафиозный дон — в первую очередь стратег. Создатели игры учли это и без лишней скромности добавили к жанру слова «стратегия в реальном времени». Нет, разработчики не решились на резкий разворот наподобие «Дюны 2», мы по-прежнему можем лично избивать мирных жителей и убивать конкурентов. В дополнение к насилию из The Godfather: The Game мы получили надстройку для планирования.
Теперь мы начинаем не с роли пешки, а входим в роль руководителя среднего пошиба. Это значит, что мы еще лично ездим на операции, но уже способны планировать действия далеко вперед.
Больше всего стратегическая часть похожа на настольную игру Risk: точно так же мы распределяем ресурсы между объектами города, захватываем районы, защищаем завоевания. Если план продуман правильно, достаточно лишь понаблюдать за действиями подопечных. Лишь в случае проблем необходимо личное вмешательство!
Наши подчиненные далеко не одинаковы, они различаются по ролям: взломщик, боевик, медик, сапер... Собственно, еще одна часть игры — симулятор отдела кадров. Мы должны правильно подобрать команду, учитывая разработанный план, а затем правильно использовать персонажей.
Не стоит ждать от стратегической части особенной глубины, но это уже огромный шаг вперед. Критика подействовала. Не забыт и внешний лоск: теперь немалая часть действия основана на разнообразных взрывах. Впрочем, остались и проблемы — разработчики по-прежнему преступно далеки от фильма и книги.
Мы надеемся
Разработчики не шли на поводу у жанра: боевые действия смешались и со стратегией, и с зачатками ролевой системы. Следовательно, была хорошо проработанная идея — и есть шансы увидеть нечто необычное. |
Мы сомневаемся Негативное наследство первой части игры так просто не исчезает. Устаревшая графика, безудержное насилие с уклоном в садизм и однобокое восприятие мира способны сделать игру плоской и просто неинтересной. |