Дата выхода: 2009 год
Настоящий джентльмен — это человек, который называет кошку кошкой, даже наступив на нее в темноте.
Английская народная мудрость
Впервые об идее проекта с рабочим названием Alive Ив Гильмо (генеральный директор Ubisoft) вскользь упомянул в 2006 году. Совсем вскользь, да и переспрашивать особенно не стали, тема развития не получила и все о ней как-то забыли, хотя и записали.
Так что, когда летом прошлого года на выставке Е3 Ubisoft презентовала проект I Am Alive, обещая порадовать новой необычной игрой уже весной 2009-го года, все, мягко говоря, удивились...
Это провокация?
Дело пахло скандалом. Ничего вещественного, кроме презентационного ролика, разработчики показывать не стали, хотя и охотно рассказывали, какая это будет замечательная игра. Понятное дело, средства массовой информации с наслаждением принялись трепать и мусолить тему. Как, неужели они надеются так быстро завершить разработку проекта? Не пострадает ли от этого качество, не окажется ли игра скороспелым пшиком? Или, быть может, ее разработка тайно ведется уже долгие годы (тут то и припомнили давнее упоминание 2006-го года) в обстановке строжайшей секретности?
Кто-то предвкушал плоды «секретного проекта», кто-то злорадно потирал лапки, предрекая, как красочно сядут в лужу авторы игры, кто-то наставительно разглагольствовал в том плане, что вот, мол, поспешишь — людей насмешишь. А в результате Ubisoft добродушно заметила: «А и правда, куда спешить-то? Уболтали! Переносим выход игры на следующий финансовый год!» Заметим, что эта обтекаемая формулировка допускает выход игры в промежуток с апреля этого года по март следующего.
Как видите, вокруг выхода игры, скорого или не очень, уже завязалась легкая интрига. Что же нам собираются подать под таким пикантным соусом?
Это катастрофа?
Вы когда-нибудь задумывались, насколько мир, в котором мы живем, может оказаться иллюзорным, условным? Престижная работа, положение в обществе, репутация и перспективы карьерного роста вдруг могут оказаться не ценнее глотка воды! Что делает человека человеком — тысячелетия развития или всего лишь обычаи окружающего социума, то есть, по большому счету, просто привычки?
«Главная тема игры — катастрофа. В общем понимании смысла этого слова», — заявляют разработчики игры. Главный герой... впрочем, в том-то и дело, что Адам — вовсе не герой, не полицейский, не спасатель, не врач. Он клерк из какой-то заунывной конторы, вся заслуга которого в том, что он остался в живых в поразившей Чикаго катастрофе.
Что это была за катастрофа — трудно разобрать, быть может, сильное землетрясение. Да и не важно это! Сейчас важны совсем другие вещи: как и дальше оставаться живым. Думаете, катастрофа — это самое опасное, что могло произойти? Ошибаетесь. Куда опаснее тот факт, что в этом перевернутом с ног на голову мире никто не осудит вашего бывшего босса, если он размозжит подчиненному череп камнем за бутылку воды.
«Либо я — либо меня». Очень тяжело остаться человеком в таких условиях. Живым человеком — во много раз сложнее. Адаму нужно выжить, найти и спасти свою девушку, по возможности — помочь другим людям. Но как им помочь, если в таких условиях многие из них очень быстро теряют человечность?
Понятное дело, авторы всячески расхваливают свой проект, сравнивая его с фильмами «Я — легенда», «Война миров», «Послезавтра». Продюсер игры (кстати, это не Джейд Рэймон, как уверяли нас вначале, а Алексис Годдард — вспомните Cold Fear) обещает удивительный мир и революционный игровой процесс, в котором постараются нарушить побольше стереотипов. Перед игроком всегда будет выбор: например, найдя бутылку с водой (судя по всему, в этой игре она будет играть роль привычной всем аптечки), ее можно будет истратить на себя... или откупиться от мародеров. А незаряженным оружием можно припугнуть противника, сэкономив боеприпасы.
Это... что это?
Все-таки разработчики, кажется, решили сохранить вокруг своего детища ореол таинственности. Напомним, что его выход до недавнего времени был намечен на весну, но тем не менее никакой технической информации по игре нет.
Что же есть? Есть несомненно интересная идея. Есть продекларированное намерение разработчиков делать игру оригинальной, уходящей от стереотипов, обладающей своей уникальной атмосферой. Нас не станут пугать разгуливающими по руинам монстрами и мертвецами, на нас не станут (вроде бы) возлагать спасение человечества, не станут заливать экран кровищей. Есть ведь вещи и пострашней, а задачи — посложней. Например — назвать кошку кошкой. То есть человека — человеком.
Давайте попробуем представить себе нечто среднее между Fallout и «Мор.Утопией»! Если и получается, то с большим трудом. Между прочим, это может стать большим плюсом: мы даже не можем вообразить себе нечто, а кто-то воплощает это в жизнь!
В целом же, похоже, разработчики заметили вещь настолько очевидную, что мало кто ее замечал. Исследование поведения в экстремальной ситуации — едва ли не наиболее популярный прием в литературе двадцатого века, многие тысячи книг базируются на таком шаге. А теперь вспомните игры с чем-то подобным! Боюсь, список окажется коротким.
Кстати, в чем-то похожем я вижу коренное различие между Fallout 2 и Fallout 3. В классическом варианте люди стали действовать после войны по-разному. Кто-то опустился до примитивного уровня, другие стали хищниками, третьи восприняли трудности как вызов, четвертые стали жить в свое удовольствие, пятые нашли укромное, но уютное место... В третьей части Fallout мир целиком опустился в развитии, разница лишь в глубине этой пропасти. Ривет-сити, якобы крупнейший населенный пункт пустоши, заполнен апатичными людьми без особых целей и желаний — лишь бы мутанты были подальше.
Не может быть, чтобы катастрофа на всех подействовала одинаково. Даже в тяжелых условиях нужно не просто выживать — жить! Похоже, что I Am Alive будет построена именно на этом фундаменте, и такой факт очень приятен.
«Как вы лодку назовете — так она и поплывет». Раз уж мы уже который год следим за судьбой Duke Nukem Forever, то проект с названием «Я живой» просто не имеет права сгинуть. Думаю, в результате мы получим если не сенсацию, то просто яркий, необычный мир.
Александр Яковенко