Дата выхода: конец ноября 2009 года
Долой абстрактную усредненную Кальрадию! Долой Свадию, Вергис, северян, родоков и кергитов. Ура Московии, Речи Посполитой, Войску Запорожску, Шведскому королевству и Крымскому ханству!
Война в Европе
Именно с такими чувствами мы разглядывали глобальную карту нового Mount&Blade. Теперь вместо «сферических в вакууме» европейских городов можно увидеть весь цвет Восточной Европы на пике Нового времени — Выборг, Новгород, Полоцк, Варшаву, Полтаву, Бахчисарай... Всего тридцать четыре крупных города и несколько десятков крепостей и деревень. Карта напоминает свою товарку из Total War. Повсюду разъезжают вооруженные отряды, непрестанно пытаясь в междоусобных боях расширить границы владений своей короны. Разбойники и мародеры караулят свои жертвы в лесах и вольных степях. Поначалу они будут мешать вашему нейтральному герою. А уж когда вы определитесь со своим сюзереном, то почувствуете весь солоноватый вкус соперничества с по-настоящему профессиональными войсками.
В «Огнем и мечом» можно не только увидеть реальные города XVII века, но и повстречать исторических деятелей эпохи — гетмана Богдана Хмельницкого, князя Януша Радзивилла, королей Яна Казимира и Карла Густава, королеву Кристину Шведскую, султанов Ислама и Мехмета Гиреев, атамана Степана Разина, царя Алексея Михайловича и других. Причем они не просто истуканы-NPC, раздающие задания. Они участвуют в походах, берут города, перемещаются по глобальной карте.
Можно не только брать у них задания, но и всячески взаимодействовать, что реализовано в сюжетных квестах. Например, помочь выполнить историческое деяние, совершить покушение или помочь претенденту на престол добиться трона. Нас ждут даже «шпионские миссии», когда ваше альтер эго пытается незаметно сбежать из тюрьмы самым безопасным маршрутом, выкрав у стражи ключ от камеры.
Законы Нового времени
Бывало, оригинальную игру критиковали за бесцельность. Покуражились поначалу, пообкатывали лошадок. Потом набрали сильный отряд, прошлись по городам и весям, завоевали все. На этом игра и заканчивалась.
Теперь все не так. Теперь есть кампании, цепочки сюжетных квестов, а значит, и цель в жизни у нашего героя Нового времени. Кампания не ведет нас железной рукой, отнюдь нет. Начинаем мы на распутье, между Речью Посполитой, Московией и Запорожской Сечью. Мы вольны просто разбойничать или начать служить правителям этих держав. Поначалу можно служить всем, пока, раскручивая одну из сюжетных линий, мы не доберемся до точки невозвращения. Выбор одной из сторон сулит нам гарантированную концовку. Их всегда несколько — видимо, в зависимости от того, за какие из взаимоисключающих заданий мы возьмемся.
В некоторых кампаниях мы сможем стать правителем своей державы. Но даже это не является финалом — нужно будет удержаться у власти, усмирить повстанцев, отбить нападки соседей и выполнить последнее, поистине королевское задание. По заверениям разработчиков, это будет непросто.
Но историчность накладывает и свои ограничения — играть теперь можно только мужским персонажем. Согласитесь, козацкий гетман-женщина выглядела бы нелепо. Однако спутники-женщины еще будут встречаться на нашем благородном пути.
Место действия накладывает свой отпечаток — в городах мы видим национальную архитектуру: например, характерные кремлевские зубчатые стены или русские деревянные церквушки. Очевидно, что тот же вышеупомянутый гетман не мог жить в готическом замке.
Время тоже диктует свои законы — больше никаких рыцарских турниров. Отныне молодой герой может попробовать свои силы в кабацких драках, на манер тех, что были в Ведьмаке.
Помимо трех классических способов найма войск, появился и четвертый. Раньше мы могли рекрутировать крестьян и прогонять их сквозь горнило боя, покупать серьезных наемников и «перевоспитывать пленных». Теперь можно получать от своего монарха самые элитные виды войск — например польских крылатых гусар или русскую боярскую дружину. Они принадлежат определенной нации, и получить их можно, только верно служа своей короне.
Демография: над игрой работают более тридцати человек.
География: из Украины, Турции, России, Польши и Монголии.
История: разработка проекта идет одиннадцать месяцев, и в ней принимали участие исторические консультанты и писатель.
Словесность: частично сюжет игры основывается на событиях романов Генриха Сенкевича «Потоп» и «Огнем и мечом». А игра выходит на русском и польском языках, локализуется в СНГ, Польше и Чехии.
Музыка: часть музыки для игры писалась при участи Московского этнографического театра, чья труппа специально сделала подборку русских и украинских песен той эпохи.
Рисование: в проекте принимал участие известный монгольский художник Ганбат Бадамханд, участвовавший в разработке концептов карточных игр, в том числе российских.
Арифметика: объем текста увеличился в два раза, размер текстур — в три раза по сравнению с оригинальной игрой.
Эпоха мушкетов и пищалей
Изменилась не только архитектура или покрой платья. На поле все чаще стали звучать «трубки грома», спешивая и тяжелых рыцарей, и вертких степняков.
Первый раз взглянув в окно создания персонажа, можно подумать, что в игре просто заменили все встречающиеся слова «арбалет» на «ружье» и этим ограничились. Это не так, у ружей есть ряд отличий, проверенных нами в бета-версии:
Ружья более смертоносны — пехотинца убивает попадание в любую часть тела.
Ружья более дальнобойны, чем арбалеты.
Ружья гораздо дольше перезаряжаются.
Верхом можно стрелять далеко не изо всех видов ружей
Отстрелянные боеприпасы нельзя подобрать после боя.
Ну и добавим, что физика движения выпущенного снаряда совершенно другая. Порох внес свои коррективы и в штурмы крепостей. Теперь вместо «катания» осадной башни наши солдаты делают подкопы под вражеские стены и закладывают мины. Взрыв образует брешь, а дальше уже классическое «враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя»! Удивительно, но при этом в игре нет артиллерии.
Факт: изначально артиллерия была, но опыты показали, что удачный залп картечью «складывает» два-три десятка человек, а несколько залпов обескровливают любую штурмующую армию.
Так как в «Огнем и мечом» бои куда более камерные, чем в том же Total War, артиллерию решено не включать в игру.
Но не порохом единым живо бранное поле Восточной Европы. Нам обещают умную и опасную пехоту — теперь она действует слаженно, выставляя перед собой лес копий. Теперь не получится так легко сминать двуногих врагов. Но всадники стали еще опаснее — кавалерист теперь может возить с собой до двух пистолей, что при должной меткости гарантирует ему почти три десятка смертей на личном счету. Последняя обещанная новинка — это гуляй город, круг из повозок. Если ваш отряд подвергся нападению, перед боем он может построить круг из телег и на тактической карте использовать их как укрытие, сводя на нет все преимущество конницы. Именно этим способом гуситы удивляли рыцарей, а колонисты — индейцев.
Мы надеемся
Если все доберется до релиза таким же красивым, как мы видели, да еще поумневшим, то нас ждет гармоничный сплав тактической части Empire: Total War, причем от первого лица, и свободолюбия Gothic. Заметьте, в рамках редко воспроизводимой и интересной исторической эпохи. |
Мы сомневаемся
Если разработчики не доведут до ума игру, то мы рискуем увидеть всего лишь модификацию, в которой перекроили карту да заменили арбалеты мушкетами. Все та же суетливая пехота под копытами, неудобные аркадные штурмы, неадекватные цены в лавках и бесцельная игра. |