Дата выхода: 2011 год
В моем подъезде каждые полгода перекрашивают стены. То в зеленый покрасят, то в красный, то в голубой. Однажды его сделали ярко-розовым и расписали каждый этаж белым горошком.
Разумеется, старый подъезд от этого лучше не становится. Зато в нем постоянно воняет краской.
В «подъезде» онлайновых миров царит похожая ситуация. Ему необходим капитальный ремонт, но каждый раз дело ограничивается перекраской стен. Иногда встречаются фантазеры — разработчики Guild Wars 2, например, пытаются переделать стойку вахтерши в бар. Здорово, но не факт, что новшество найдет отклик среди населяющих дом бабушек.
Тем временем бригады корейских разработчиков одна за другой наносят новые слои краски на стену Lineage 2. То, что усердная работа валиком заставила ее прохудиться в нескольких местах, не смущает деятельных корейцев, ведь все и так прекрасно работает.
То-то они удивятся, когда всемирно ожидаемый бульдозер TERA наконец-то приедет. Или не приедет.
В любом случае, попробуем представить, чем он окажется.
Опоздавшие пионеры
Корейская TERA, она же The Exiled Realms of Arborea позиционируется западным издателем как «первый настоящий MMO-боевик». Насчет ее «первости», конечно, можно поспорить — например, Planetside и Neocron уже давно водрузили флаг на вершину боевитости, нынче облюбованную маркетологами из En Masse Entertainment.
TERA очень похожа на привычные онлайновые ролевые игры. В отличие от той же Planetside, где баланс между ролевкой и боевиком ощутимо сместился в сторону последнего. Иногда «Теру» и вовсе не отличить от злосчастных Lineage 2 и Aion. Хотя, признаться, выглядит она на порядок лучше этой парочки, вечно молодой движок Unreal 3 и команда талантливых художников прекрасно справляются со своей задачей.
Но очень скоро шаблон знакомой «линейки» начинает трещать по швам. Герой выходит на охоту, и проявляется тот самый «настоящий боевик».
Это интересно: костяк Bluehole Studio составляют выходцы из NCSoft, некогда работавшие над Lineage 2 и, видимо, до сих пор не анонсированной Lineage 3. В конце прошлого года NCSoft обвинила Bluehole в краже наработок по новой «линейке». Но несмотря на то, что суд поданный иск удовлетворил, все опасения были развеяны — будущему TERA ничего не грозит.
В большинстве онлайновых миров бой ведется в полуавтоматическом режиме. Герои сами атакуют, сами уворачиваются, сами блокируют удары. Успешность этих действий определяется прежде всего характеристиками сражающихся. На долю игрока остается только активировать умения, навроде огненного шара или лечащего заклинания, да послеживать за жизнью подопечного, чтобы успеть предпринять нечто душеспасительное в случае опасности. Больше от игрока ничего не требуется.
В TERA мы будем контролировать ход схватки целиком. Ранит ли герой врага, уклонится ли от атаки, успеет ли поставить блок — отныне это решают не безликие цифры из анкеты персонажа, а наша скорость и реакция. Можно и так сказать: если со стороны видно, что удар достиг цели, то у названной цели без проволочек отнимается энное количество здоровья; в противном случае засчитывается промах.
Управление ничуть не сложнее, чем в обычном боевике. В центре экрана — прицел. Левая кнопка мыши — основная атака, правая — спецумение, пробел — блок, отскок или лечащее заклинание. Цифровые клавиши по традиции отвечают за быстрый доступ к дополнительным умениям и предметам (например, к лечебным зельям).
При желании можно будет обойтись и вовсе без клавиатуры с мышью, так как обещается полноценная поддержка геймпадов. При этом, чтобы не приходилось тянуться к клавиатуре всякий раз, когда нужно что-то сказать сотоварищу, игра предложит воспользоваться встроенными средствами голосовой связи. Выбор, как говорится, за вами.
Давайте поглядим, чем оборачивается новоявленная система боя.
Во-первых, игра становится куда динамичнее и напряженнее. Безнаказанно сходить за чаем прямо посреди сражения не получится точно. Чтобы победить, игрок постоянно должен держать ушки на макушке и пальцы на кнопках.
Во-вторых, враги жеманно требуют к себе индивидуального подхода. Если научиться «читать» движения противников, можно без труда избежать атаки. Ключевая сложность в том, что разные виды монстров предпочитают расчленять героя разными способами. Скажем, первые очки опыта игроки зарабатывают на оживших деревьях. Драться с ними несложно; пока древолюд готовится к нападению, у героя есть запас времени, чтобы обойти его со спины, отхлебнуть упомянутого чая и нанести пару точных ударов. Но как только игрок успевает полюбить гигантских буратин за их беспомощность, на сцену выходят монстры с круговыми атаками. К ним уже так просто не подобраться.
Наконец, в-третьих, механика боевика проста и интуитивно понятна. Выведение сложных математических формул (излюбленное занятие некоторых ценителей ролевых игр) тут ни к чему. Попал — значит, попал, увернулся — значит, увернулся.
Это было слово защиты. Если же принять сторону обвинения, то можно отметить требования к скорости соединения и потребление интернет-трафика, которые наверняка значительно возрастут по сравнению со среднестатистическим онлайновым миром. И самое главное — далеко не всем нравятся боевики. Те, кто предпочитает непосредственному участию полупассивное наблюдение, позевывая, переключают телевизор на другие каналы.
Нечеловеческая красота
Не стоит забывать о ролевых корнях TERA. Расы, классы, погоня за опытом и лучшим снаряжением, а также квесты и подземелья — все это здесь осталось.
В списке играбельных рас есть только два знакомых наименования: люди и высшие эльфы. Люди как люди, эльфы как эльфы — больше ничего и не скажешь. Они похожи, но люди покороче ушами и пошире в плечах.
Дальше — только новинки. Кастанийцы подойдут тем, кому не по душе «слишком обычная» привлекательность людей и эльфов. Стремление к независимости и «шипастые» прически выдают в них неформалов, а красноватая кожа и рога делают похожими на демонов. Тифлинги рады обрести братьев если не по крови, так хотя бы по всем прочим признакам.
Если этого тоже недостаточно, чтобы удовлетворить вашу тягу к странному, то советуем обратить внимание на свирепых аман. Две человеческих ширины, полтора человеческих роста, рога, чешуя, наисквернейший характер... Просто душки!
Каменные гиганты барака, несмотря на суровую внешность и возникающие ассоциации с кровожадным Баракой из Mortal Kombat, оказались самим мирным, благородным, а главное — самым мудрым народом Арбореи. Кстати, так сложилось, что в природе не бывает барака женского пола. Гендерный вопрос решен на корню.
Последняя раса — жизнерадостные попори. На самом деле это вовсе не раса, а целое множество лесных народов, объединенным под одним названием. Этим объясняется непохожесть попори друг на друга: попори мужского пола выглядят как очеловеченные животные ростом (хотя в их случае куда уместнее слово «диаметр») не более метра, женского — как маленькие девочки со звериными ушками и большими-пребольшими глазами. Попорийские леди непременно приведут в восторг поклонников японской анимации.
Внешний вид, как утверждают разработчики, будет решающим фактором при выборе расы. Никаких врожденных особенностей быть не должно: мол, почему одинаково выдрессированные и экипированные кастаниец и человек вдруг окажутся неравными по силе? А чтобы исключить совсем дикие варианты, вроде массивного барака, с эльфийской грацией выписывающего кренделя в воздухе, некоторые расы будут ограничены в выборе классов.
Теранцы | ||
Человек | Аман | Барака |
Попори | Попори | Эльфийка |
Кастанийка, мистик | Человек, берсерк | Человек, копейщик |
Щитом и копьем
Самих классов ожидается в аккурат восемь. Закованный в латы сокрушитель и лихо управляющийся с двумя клинками воин в бою никогда не стоят на месте. Их ключевое умение — кувырок в сторону — позволяет при определенной сноровке избежать враждебной атаки.
Копейщик в правой руке держит щит, а в левой — трехметровую дуру, которую, видимо, надо называть копьем. Он предпочитает не избегать ударов, а самоотверженно принимать их на себя, встав в защитную стойку.
Как ни странно, тем же самым примечателен берсерк — его гигантский топор не только смертоносен в нападении, но и весьма крепок в защите. При этом берсерк — больше хитобой, тогда как «танка» лучше копейщика не сыскать.
Это важно: как в Warhammer Online или в R2 Online, движок TERA просчитывает любые коллизии между персонажами, не позволяя им проходить друг сквозь друга. А это значит, что становятся эффективными боевые формации; скажем, танки могут плотно выстроиться вокруг целителя и тем самым надежно огородить его от вражеских посягательств.
Оставшиеся четверо не любят, когда их бьют, — защитными приемами они обделены, зато отлично показывают себя в дальнем бою. Лучник, понятно, мастерски стреляет из лука. Волшебник — классический элементалист с огненными шарами и ледяными стрелами. Мистик на поле боя взывает к помощи духов природы. Духи всегда рады наслать на врага порчу или хотя бы свернуть ему шею. Завершает четверку классический жрец, который ценится не только за лечащие навыки, но и за богатый арсенал кар божьих.
В классовой системе разработчики придерживаются упрощающего принципа «один класс — один тип оружия — один боевой стиль». Отобрать у копейщика его щит можно точно так же, как и научить лучника ближнему бою. То есть никак.
Но это не значит, что персонажа нельзя будет настроить под себя. С каждым уровнем (а всего их, кстати, 60) герой получает специальные очки, которые тратятся на улучшение тех или иных умений. Во что вложиться — сугубо дело вкуса. Можно понемногу развивать все подряд, а потом связывать море спецударов в эффектные комбинации. Или, как вариант, поднять до упора только самое интересное и бить недругов несколькими излюбленными приемами, но насмерть.
Как будут обстоять дела с перераспределением очков, пока неясно. Скорее всего, за сброс будут просить игровых денег, так что придется быть осторожнее, чтобы в конце концов не разориться.
Мир мирного ремесла
И все же героям Арбореи не чужда мирная жизнь. Вне боя можно заняться ремеслами, торговлей и даже политикой.
Ужасов «корейской системы вещепроизводства», уже много лет терзающей игроков в Lineage и Ragnarok, разработчики стараются избежать. Делать предметы снаряжения сможет любой герой, выучившийся нужной ремесленной профессии, причем шансы испортить вещь будут минимальными.
Азартным дельцам, которым не терпится испытать везение, понравится идея шкатулки Пандоры. Ее услуги доступны каждому. Если положить в шкатулку ресурсы, она может вернуть их в умноженном количестве, уничтожить без следа, а то и вовсе оставить все по-прежнему.
Точного списка ремесленных профессий пока нет, равно как и информации об ограничениях на число изученных профессий. Зато известно, что некоторые самодельные предметы будут как минимум не хуже редких трофеев из квестовых подземелий. Пожалуй, ради этого стоит поднапрячься.
Сбыть награбленное и произведенное можно на аукционе или через личного гомункула-лавочника (NPC-торговцев не считаем). Аукционом сейчас никого не удивишь — автомобиль нынче не роскошь, а средство передвижения. А вот второй пункт выглядит любопытнее.
Гомункулы — местные питомцы. Вырастают они из добытого потом и кровью яйца. Причем заранее неясно, какой гомункул вылупится, — одни разновидности попадаются реже, другие чаще. Лучшие умы планеты прогнозируют массовые погони за редчайшими особями.
Игроки смогут настроить гомункулов для торговли и оставить их в специальной зоне, после чего питомец начнет зазывать клиентов. Удобно. Припасен и подводный камень: гомункул со временем изнашивается, а ремонт стоит денег. Если техобслуживание подзадержалось, есть риск лишиться питомца вместе с вверенным ему товаром. К счастью, провести ремонт можно дистанционно.
Возможно, гомункулов научат чему-то еще помимо торговли. На ум приходят, например, эсперы из Jade Dynasty или, чего уж далеко ходить, нелегальные боты из Lineage 2, позволявшие автоматически набить ресурсы из монстров, сбегать в город и там продать... но пока об этом неизвестно. Неясно и то, чем же услуги гомункула лучше аукциона. Кое-как сэкономить на комиссии и при этом не торчать самому на майдане в виде окаменевшего прилавка?..
Напоследок — о загадочной политической системе. На данном этапе разработчики предпочитают о ней не распространяться, хоть и твердят в каждом интервью, что «это будет круто». В систему неким образом вовлекут целые гильдии, но при этом даже игрок-одиночка сможет занять пост, например, мэра.
В Арборее играбельные расы мирно сожительствуют, но это не значит, что TERA обойдется без конфликтов между игроками. На PvP-серверах вообще нет ограничений на убийство, а в мирном PvE многое держится на той самой политике. Одна гильдия может объявить войну другой, кого-то могут поставить вне закона. Будут ли альянсы? Будут ли битвы за города? Кто будет следить за справедливостью? Ответ на все вопросы один: «Мы собираемся рассказать об этом ближе к релизу».
В последнее время отказ от классической боевой системы в пользу ручного управления стал одним из наиболее явных путей развития онлайновых миров. Не так давно идею подхватили Funcom и NCSoft, выдав анонсы The Secret World и Blade & Soul соответственно.
Будем надеяться, что Bluehole смогут порадовать нас не только элементами боевика. В противном случае TERA может оказаться всего лишь очередным слоем краски на многострадальной корейской стене.
Мы надеемся
На стороне TERA нестандартные сражения, интригующая политическая система, доступные ремесла и крайне привлекательная графика. |
Мы сомневаемся
Разработчики активно напускают туману вокруг политической системы, и потому за нее мы волнуемся сильнее всего. Есть вероятность, что мы получим очередную Lineage 2, только с прицелом на экране и ручным мечемашеством. |