Дата выхода: 22 апреля 2011 года
Принцесса спит сто лет, сто лет,
А храбреца все нет и нет.
И, если рыцарь не найдется,
Принцесса так и не проснется.
Георгий Гладков
Три сотни лет прошло с тех пор, как Челл, повелительница порталов и гроза компьютеров, вновь уснула в хрустальном гробу. Лаборатории Aperture Science зарастают бурьяном и разваливаются на глазах. Но электронная жизнь в подземных залах продолжается — за ними присматривают личностные «сферы», разбуженные в момент гибели GLaDOS. И они неплохо справляются. Но спящий должен проснуться.
Точнее, спящая.
Все еще жива
на свою голову научившихся создавать порталы »
До выхода второй части легендарного Portal осталось не так много времени. Можно уже начинать зачеркивать дни в календаре. Пришла пора подвести итог тому, что уже известно о новых похождениях гражданки с пружинками на ногах (а также двух роботов подозрительной наружности).
С тех пор как Челл пожгла микросхемы GLaDOS и их обеих вынесло на поверхность, прошло порядочно времени. Лет триста, если быть точнее. За все эти годы Челл хорошо сохранилась. Иначе и не могло быть — в хрустальном-то гробу капсулы заморозки. Напомню, что побег у нашей героини не вышел. Едва вдохнув дымный воздух свободы, подопытный экземпляр вновь оказался в лапах машин и был уложен спать — это нам подсказала измененная перед анонсом Portal 2 концовка игры.
Все эти триста лет GLaDOS валялась металлоломом, но в лабораториях орудовали те самые «личностные сферы», которые, как мы помним, запускались в сцене с тортиком из оригинальной игры. Разбудит Челл одна из таких сфер. Точнее, один — голос у него мужской и совсем не кибернетический. Шарообразный «прекрасный принц» по имени Уитли рассудителен, застенчив, мнителен и слегка пуглив. Он попросит Челл о помощи и проведет сменившую наряд зевающую девушку через лаборатории, играя роль одновременно R2D2 (взлом электроники) и C3PO (болтовня и причитания). Кончается все опять плохо — Челл и говорящий шар ненароком воскрешают GLaDOS. Да здравствует сюрприз!
Сцена воссоединения вышибает слезу. Ожившая машина произносит горький обвиняющий монолог, Уитли бормочет: «Вы что, знакомы уже?», а Челл, как всегда, по-фрименовски многозначительно молчит. Воскреснув, GLaDOS возвращается к любимому занятию — жестоким экспериментам. Параллельно она восстанавливает разрушенную лабораторию. Челл остается лишь подчиниться — до поры. А мы будем наблюдать за возрождением Aperture Science и решать новые, еще более замысловатые, головоломки.
Мыслить красками
Основа игрового процесса останется прежней — мы мечем на стены, пол и потолок пару порталов, перебираясь из одного места в другое через получившееся отверстие. Однако на этот раз через дырку будут «просачиваться» не только персонажи, предметы, плазменные шары и ракеты, но и другие вещи. Например, ветер! Знакомые нам пневматические трубы засасывают воздух, а правильно расставленные порталы избавят нас от автоматических пушек. Главное — не попасть в трубу самим, потому что ведут они обычно к мусоросжигателям.
Еще одна новинка из области физики — жгучие лучи и кубы с зеркалами, позволяющие отклонять луч, куда нам надо (например, в сторону автоматической пушки). Из не открытых пока физиками эффектов в Portal 2 попадут пешеходные «световые мостики» (название говорит само за себя) и синие транспортирующие лучи, в которых предметы медленно дрейфуют по воздуху в нужную сторону. Световые мостики и переправляющие лучи, как и лазеры, можно будет «удлинять», менять их направление и перебрасывать в нужную сторону парой порталов. Наконец, если в оригинальном Portal для прыжка надо было искать высоту, то теперь к нашим услугам «батуты» — подбрасывающие вверх платформы.
Все это может сделать из головоломок нечто совершенно безумное, хотя разработчики и обещают, что одиночная кампания не заставит кипеть мозги среднего Элджернона.
Однако самое интересное нововведение в правилах Portal 2 — цветные жидкие «краски», меняющие физические свойства всего, что ими заляпано. Эта концепция целиком взята из бесплатной физической головоломки Tag: The Power of Paint, чья команда разработчиков была в полном составе нанята Valve.
Это интересно: кстати, команда, разработавшая Tag, — сплошь студенты института видеоигр DigiPen, что в Редмонде, штат Вашингтон. Из того же учебного заведения Valve в свое время «выудила» головоломку Narbacular Drop, а с ней — концепцию и команду оригинального Portal. Совпадение? Нет, тенденция!
Суть «красочных» нововведений понять несложно: есть разные краски, которые локально меняют правила физики на покрытой ими поверхности. Красная, например, позволяет быстро разогнаться и бежать с огромной скоростью, преодолевая опасные участки или готовясь к прыжку. Синяя действует как батут, позволяя не только далеко прыгать с «закрашенного» места, но и перескакивать между двумя параллельными стенами «по-персидски». При этом краска обычно вытекает из труб и, если ее перенаправить порталами, щедро орошает все вокруг. А если, например, заляпался пол, где стоят автоматические пушки, бедным киберсторожам гарантированы веселые прыжки с последующим отключением.
Кибериада
Разработчики напускают на себя таинственность, когда речь заходит о новой внешности Челл. Ни одного скриншота с ней они так и не выдали. Однако, судя по рисункам, знакомого нам оранжевого комбинезона на Челл не будет — а будет что-то светлое. И шапочка.
Нет определенности и с амортизирующими протезами. В оригинальном Portal они не только объясняли неуязвимость Челл к падению, но и были данью памяти «принцессе Без-Колен» из Narbacular Drop. Скорее всего, протезы останутся, но будут частично спрятаны под одеждой и покрашены в неброский цвет.
Вместо Челл разработчики показывают нам Атласа и Пи-Боди, двух храбрых роботов, персонажей для нового в серии совместного режима прохождения. Обоих роботов создала GLaDOS в своем неутолимом желании подвергать хоть кого-нибудь зловещим экспериментам. А на безлюдье и робот — подопытный.
Атлас — шарообразный, сработанный из «личностного ядра». Имя у него непростое, расшифровать его можно по-разному — тут вам и поддержка, и горные хребты, и греческая мифология, и Эйн Ранд. Пи-Боди — яйцевидный, сделанный из автоматической пушки. У него тоже интересное имя. Тут вам и отношение окружности к диаметру, и лавкрафтовский художник, и клеточные органеллы (P-bodies, «Р-тельца»).
Причина, по которой героями для «кооперативной» кампании стали роботы, очевидна. Многопользовательская кампания по определению непроходима с одной парой порталов и даже с двумя очень сложна. Многое в ней зависит и от слаженности действий, и от точного расчета времени. Поэтому гибнуть персонажи будут часто, а воскрешения объяснить куда проще, когда герои — роботы, а не люди. Выпрыгнул новый робот из трубы — и готово! Да и выглядит поджаренный или расплющенный робот чуть эстетичнее, чем человек в той же ситуации.
И Атлас, и Пи-Боди будут пользоваться портальными пушками. Цвета порталов у обеих пушек сделаны разными, чтобы игроки не запутались. А запутаться очень даже немудрено в новой безумной геометрии, так что на помощь игрокам придет голосовой чат, режим «раздельного экрана» и система информационных пиктограмм, которые можно развешивать по ключевым местам уровней.
Эксперименты в многопользовательской кампании будут включать в себя не только огромные залы с жуткими лазерами, бдительными пушками и бьющими по полу прессами. В этих опытах ожидается и элемент психологии: GLaDOS старательно ссорит роботов, нахваливая Пи-Боди и пренебрежительно отзываясь об успехах Атласа. Удастся ли замысел злого компьютера, или бесхитростная кибернетическая дружба преодолеет все испытания — это мы узнаем лишь в кампании.
Кампании в Portal 2 будут не в пример длиннее, чем в оригинале. Нам обещают по шесть часов прохождения на одиночную и столько же — на «кооперативную». Очень хорошо, что в кои-то веки владельцы консолей (по крайней мере PlayStation 3) смогут играть вместе с компьютерщиками. В боевиках разработчики никогда не сталкивают лбами компьютеры и приставки в сетевой игре. Но совместный режим головоломки — другое дело. Если нет состязательности, нет и причин для сегрегации и апартеида.
Те, кому не хватит официальных уровней, смогут попробовать любительские. Создавать их, правда, можно лишь на компьютере, но доступны эти уровни будут и для PlayStation 3, и для Xbox 360 (вот это удивительно, потому что Microsoft всегда с большим подозрением относилась к создаваемому игроками контенту).
Единственное, что огорчает, — отсутствие тортика. Разработчики клятвенно пообещали, что тортов в Portal 2 можно не ждать. И не потому, что кто-то в команде разлюбил сладкое. Просто «ложный торт» достал уже многих, а Valve — особенно.
Мы надеемся
Гейб Ньювелл сказал, что Portal 2 станет лучшей игрой Valve. Он это сказал. Именно это. Именно Гейб Ньювелл. А раз так, то какие еще могут быть вопросы? Кому еще верить, как не ему? |
Мы сомневаемся
Жанр специфический. Новизны уже нет. Не будет и подстраховки, каковой была Orange Box. Если новые головоломки покажутся публике слишком заумными или она внезапно потеряет интерес к теме, Portal 2 может и не повторить успеха первой части. |