Дата выхода: 15 марта 2011 года
На протяжении десяти лет серия Total War развивалась экстенсивным путем: больше новых солдат, больше территорий для завоевания, больший размах боевых действий. Shogun 2 делает акцент не на количестве, а на качестве. И если до недавних пор мы оценивали прежде всего качество новой картинки, то недавно у нас появилась возможность сыграть в пресс-версию «Сёгуна» и собственными глазами увидеть, что изменилось в Японии за время нашего отсутствия.
Меньше солдат, хороших и разных
Стратегический режим — вот, пожалуй, единственная часть игры, где со времен первой Shogun все осталось по-старому. Как и десять лет назад, нам предлагается взять под управление один из девяти благородных кланов и подчинить себе всю Японию, используя такие инструменты, как «процветающая экономика», «интриги дипломатов», «ниндзя-шпионы» и, конечно, «победоносные сражения».
Первым делом обращает на себя внимание заметно выросшее число провинций — карта страны Восходящего солнца больше всего напоминает двуспальное лоскутное одеяло. В Creative Assembly отмечают, что теперь при планировании военных кампаний придется учитывать ценность той или иной территории. Будете хватать все подряд — рискуете надорваться (да и соседи могут объединиться против чересчур активного завоевателя).
А вот масштаб самих сражений (количества солдат, размеры поля боя) несколько уменьшился, особенно если сравнивать с Empire и Napoleon. Оно и понятно — в феодальных войнах средневековой Японии было задействовано значительно меньше людей, чем в походах Бонапарта. Да и огнестрельное оружие для местных бойцов еще экзотика, поэтому нет необходимости разводить враждующие армии на огромную дистанцию.
Ассортимент войск тоже стал меньше — их осталось порядка тридцати разновидностей. Что, по словам разработчиков, не станет такой уж большой проблемой — ведь в той же Empire хватало подразделений с почти одинаковыми характеристиками.
Благодаря всем этим сокращением ориентироваться на поле боя стало не в пример легче. Да и интерфейс изменился в лучшую сторону. К примеру, теперь по одному взгляду на флаг подразделения можно определить его состояние — чем более потрепанным выглядит вымпел, тем меньше солдат осталось в строю. Наведите на знамя курсор, и всплывет окно со всей необходимой информацией. А вот если флаг замигал белым, запрашивать статистику уже бесполезно — отряд обратился в бегство.
На заметку: смена времен года отражается не только на глобальной карте, но и непосредственно на поле боя. Там, где весной цвела сакура, зимой ваши солдаты будут идти по колено в снегу.
На море-океане
Что касается морских баталий, то представьте себе Empire и сделайте скидку на «передовые» технологии эпохи Токугава. Например, почти полное отсутствие парусников. Корабли на весельном ходу двигаются с черепашьей скоростью, зато не зависят от направления ветра и прекрасно маневрируют. А маневрировать придется много — японские прибрежные воды полны рифов, островков и отмелей.
Корабли с пушками — тоже большая редкость, зато флот не испытывает недостатка в таранах, абордажных крючьях, лучниках с зажигательными стрелами и прочих орудиях «рукопашного» морского боя.
Флотилии смогут высаживать десант и блокировать вражеские порты. А вот объединенных сражений с участием кораблей и сухопутных войск, которые Creative Assembly надеялась предъявить уже в Shogun 2, скорее всего не будет. По крайней мере, обнаружить их присутствие не удалось ни в двух обучающих миссиях, посвященных морскому делу, ни в паре исторических сражений. В руководстве к игре есть лишь упоминание о том, что вступивший в бой десант не может получать подкрепление с кораблей.
Зато над чем разработчики точно успели потрудиться, так это над ИИ врагов, который долгое время был самой слабой стороной Total War. По мнению Creative Assembly, компьютерным полководцам не хватало агрессии. В тактическом режиме они предпочитали обороняться, отдавая инициативу противнику. В глобальном — слишком часто делали ставку на развитие экономики, в результате чего становились жертвами агрессивного игрока. Теперь же враги будут вести себя гораздо более активно.
Один из главных источников беспокойства, связанный непосредственно с Shogun 2 — высокие системные требования, — себя не оправдал. Компьютер с 2,6 ГГц, 2 ГБ памяти и видеокартой с 256 МБ памяти (системные требования Napoleon: Total War) без проблем справился с максимальными настройками графики во время сражения, в котором участвовало порядка тысячи воинов. Правда, загружались битвы довольно долго — но ради такого дела, наверное, можно и потерпеть.
После пробного знакомства с Shogun 2 в память сильнее всего врезалась осада некой крепости. Уж слишком сильно она отличалась от того, что доводилось видеть ранее. Напомним, что штурм замков в Total War всегда проходил по стандартной схеме: сначала пробить дырку в заборе, а потом всем кагалом ворваться внутрь и перебить защитников.
В Shogun 2 все не так — в основном благодаря устройству японских замков. Крепости в Стране Восходящего солнца состоят из нескольких ярусов, и взять их с наскока не получится. Зато стены не отличаются высотой, и солдаты легко попадают по ним внутрь — пусть и превращаясь на время в идеальные мишени для вражеских лучников. Кроме того, боевыми машинами может обладать как атакующая, так и защищающаяся сторона — что придает любой осаде дополнительную остроту.
Чемпионат по завоеванию Японию
Онлайновые сражения ждет еще одно серьезное новшество — на поле боя появятся так называемые «ключевые здания». Если у вас возникли смутные подозрения, то вы, скорее всего, на правильном пути — речь идет о системе контрольных точек. По карте будут разбросаны специальные строения, захват которых дает всем вашим отрядам плюс к определенной характеристике.
Это новшество должно исправить довольно обычную для сетевого режима Total War ситуацию, когда засевший в обороне игрок автоматически получает преимущество над тем, кто решился атаковать. Теперь более активный полководец сможет взять под свой контроль большую часть «призовых» зданий и тем самым нивелировать преимущество защищающейся стороны.
Именно многопользовательский режим в Shogun 2 претерпел наибольшие изменения. Расстроенные тем, что онлайн в Total War по популярности всегда уступал одиночному режиму, разработчики из Creative Assembly превратили многопользовательскую игру практически в полноценную сетевую стратегию. Правда, доступ к ней открывается только тем, кто прошел одиночную кампанию, — возможность использовать тот или иной тип отрядов игре по сети открывается по мере того, как вы захватываете провинции в оффлайне.
На заметку: не обойдется в Shogun 2 и без совместной игры — захватывать Японию можно будет вдвоем с товарищем. Более того, на время битвы вы сможете передать под управление друга часть своих отрядов.
Главной наградой за онлайновые победы является опыт для вас и ваших подопечных. Зарабатывая очередное звание, солдаты получают доступ к новой способности, становятся сильнее и... красивее. Да-да, многочисленные настройки внешнего вида бойцов, которыми так любят козырять в Creative Assembly, все эти дополнительные значки и гербы — все это будет наградой за успехи в сражениях против других игроков.
Есть у повышения ранга и негативная сторона: чтобы восполнить потери заботливо «откормленного» подразделения, требуется много времени. Реального времени. Отряд самураев-ветеранов может порубить в лапшу несколько подразделений противника, но понадобятся сутки, чтобы он восстановил свою численность.
Растет уровень и у командира. По мере накопления опыта ваше альтер эго в виртуальной Японии будет получать определенные плюсы — от банального повышения характеристик всех солдат до возможности посмотреть, что делал противник перед началом боя. Всего таких улучшений в Shogun 2 около семидесяти, но «взять с собой» в сражение можно от одного до пяти (количество активных плюсов зависит... правильно, от вашего опыта).
Еще один трофей, который вы сможете заработать, — призовые баллы для вашего клана. Если, конечно, вы состоите в одном из них, а он участвует в клановых войнах. Последние будут проходить по следующей схеме: участники девяти команд делятся на пары и сражаются друг с другом. Каждая победа приносит определенную долю контроля над той провинцией, в которой проходила битва. Клан, по итогам энного количества туров подчинивший себе наибольший процент территорий, объявляется победителем и переходит в лигу уровнем выше. Такой вот открытый чемпионат по завоеванию Японии.
Мы надеемся
Creative Assembly, как обычно, наступает по всем фронтам — превосходная графика, переработанный ИИ плюс сетевой режим, который тянет на самостоятельную игру. |
Мы сомневаемся
За одиночную игру беспокоиться не приходится, а вот во что выльется смелый эксперимент Creative Assembly с многопользовательским режимом, пока не знает никто. |