Знаете ли вы, почему в журнале «Лучшие компьютерные игры» для оценки игр существует одновременно рейтинг и награда? Причем без рейтинга мы раньше обходились, а награда была изначально?
Некоторые полагают, что награда как-то связана с рейтингом. Даже спрашивают: со скольки, дескать, процентов начинается «Корона»?
А ни со скольких. Дело в том, что это вообще разные способы оценки. Какой из них важнее для вас, вы вольны выбрать сами; для нас же важнее награда.
Как вы думаете, что такое компьютерная игра? На этот вопрос существует немало ответов. Но если отбросить суждения несведущих («пустое времяпрепровождение», «нечто вроде наркотика» и другие глупости), останется только два варианта:
1. Игра — это некий продукт, который поставляет нам издатель.
2. Игра — это некое произведение искусства, которое делает разработчик.
Если рассматривать игру как произведение, нас будут интересовать странные и не подлежащие числовой оценке вещи. Насколько игра красива, умна, что она способна дать игроку, насколько сильно захватывает, за что «цепляет».
Если же искать в ней продукт — тогда надо тщательно выверить: хороша ли графика, звук, нет ли багов и каких-то других недочетов, много ли в игре нового...
Какая оценка нужна вам — зависит от того, что вы ищете. Смакуете вы игру или потребляете? Что вам важнее — качественная работа или сильное впечатление? Предпочитаете позволить игре себя развлекать — или сами ищете, что может дать игра?
Мы подбирали авторов из числа тех, кому интересна игра как произведение. Благо тех, кто оценивает потребительские достоинства продукта, и без нас более чем достаточно. Поэтому главная оценка ЛКИ — награда: именно она ставится исходя из впечатления об игре. Ну, а рейтинг введен для тех, кто хочет быть уверен, что за свои деньги получит качественный продукт. Он разделен на несколько отдельных оценок: качество геймплея, графики, звука...
Поэтому, если рядом с высоким рейтингом нет ожидаемой «Короны», это вовсе не ошибка: значит, по мнению наших экспертов, перед нами очень качественная игра, но на произведение искусства она не тянет. И наоборот: «Корона» отлично может сочетаться с рейтингом около 70 или даже ниже, если блистательная идея подпорчена неприятными недочетами.
Например: баги вообще почти не оказывают влияния на награду. Они, конечно, сильно портят игру как продукт, но содержания ее не меняют. Только не стоит путать баг — недочет, подлежащий исправлению при помощи патча — с ошибкой в дизайне программы. Невелика хитрость сделать так, чтобы игра перестала «тормозить» или «вываливаться», или устранить явный дисбаланс — но если надо изменить сам способ, которым играют в игру, это уже не баг, а совсем другое существо. И ошибки такого рода на награду, конечно же, влияют.
На оценку игры как произведения воздействуют в основном те же параметры: увлекательность, графика, сюжет... Только вот учитываются они по-иному. Техничность графики, например, остается за бортом. А вот работа художника становится важной вдвойне. И, что главное — искусство нельзя разложить на составляющие. Оно живое и может быть оценено только все вместе. Поэтому у нас нет отдельных «Корон» за красоту, звук или игровой мир.
Как я уже говорил, для нас самих награда важнее рейтинга. Но если вам привычнее оценивать игру как потребительский продукт — ваше право. Рейтинг предостережет от приобретения некачественной игры. Хотя вполне вероятно, что-нибудь ценное вы при этом пропустите.