Много раз в рубрике «Книга рекордов» сталкивались лбами игры, персонажи, снаряжение, пейзажи и даже грозовые тучи. Конкурсанты выстраивались по ранжиру, и побеждал сильнейший — будь то самый вольный мир, самый вредный враг или самая серьезная пушка. Но до сих пор в каждом из наших рейтингов был элемент субъективности. Автор проявлял волюнтаризм. Он раздавал места по своему вкусу. Куда хотел, туда и заталкивал игры. Вообще что хотел, то и делал.
И лишь сегодня впервые за всю историю «Книги рекордов» перед вами стопроцентно объективный рейтинг. Мериться можно персонажами, оружием, напитками, но когда-то все равно надо вернуться к истокам и обнажить линейку. Поэтому тема сегодняшней рубрики — размеры игровых миров. Их площадь в квадратных километрах станет главным критерием победы. А для наглядности сравнения к каждой игре в рейтинге мы подобрали близкий по размерам реальный географический объект.
7. Just Cause 2 (1000 кв. км)
С парашютом по МКАД
Развеселый боевик Just Cause 2 от студии Avalanche сумел весной прошлого года неплохо выделиться на фоне стандартных клонов GTA. Он запомнился нам тремя вещами — вертолетами, тарзаньими прыжками туда-сюда с применением парашютов и, конечно же, огромной картой тропической страны Панау. Страну эту на карте можно не искать, но территория в тысячу квадратных километров — это действительно крупное достижение, особенно если учесть, что разработчики ухитрились сделать так, что огромный остров совершенно не тормозит на наших компьютерах. Так с чем же можно сравнить Панау по величине? Подобрать к ней реальный аналог несложно. Тысяча квадратных километров — это площадь Москвы. Так что, летая на вертолетах над зелеными тропическими равнинами Just Cause 2, вполне можно представлять там, внизу, не выдуманное азиатское государство, а столицу вполне реального. |
6. Asheron’s Call (1300 кв. км)
Зов Гонконга
В 1999 году вышла первая онлайновая игра от студии Turbine — Asheron's Call. Была она очень необычной: с единым бесшовным миром, бесклассовой ролевой системой и оригинальными обитателями. Вместо обычных гномов и эльфов здесь были люди-ящеры и люди-кошки, недобрая насекомовидная раса и великаны.
Но удивлял игроков не только нестандартный игровой мир, но и его величина. К 2005 году на карте континента Дерет и окрестных островов можно было насчитать 1300 квадратных километров! Проще всего сравнить Asheron’s Call с Гонконгом, китайским островным мегаполисом. Правда, для того, чтобы достичь этих цифр, понадобилось два дополнения, но ведь и Гонконг не сразу строился!
Для сравнения, площадь двух главных континентов Азерота — всего 80 квадратных километров. Азерот — просто мелкая провинция по сравнению с Деретом, который и поныне удерживает планку самого необъятного и просторного онлайнового мира. И тем, кто начинал путь к виртуальным мирам с его холмов и гор, должно быть, сейчас неуютно и тесновато в современных MMOG, больше похожих размерами на парки развлечений.
5. Test Drive Unlimited 2 (2000 кв. км)
Мы с тобой — два острова
В этом феврале вышла вторая часть онлайнового гоночного мира Test Drive Unlimited от студии Eden Games. И тут уже нам не нужно рыскать по карте, выбирая схожие по размерам города и страны, ведь действие игры происходит на картах, воспроизводящих реальные острова в реальном масштабе. Главное место действия Test Drive Unlimited 2 — дороги и бездорожье средиземноморского острова Ивиса, известного многим как Ибица. Его размер — около пятисот квадратных километров. Маловато, конечно, но есть и второй остров — гавайский Оаху, который был местом действия в первой части и с некоторыми изменениями перекочевал во вторую. Его размер — полторы тысячи квадратных километров. По сумме территорий два острова выводят Test Drive Unlimited 2 на пятое место в рейтинге! |
Космосимы всех мастей (15 парсеков на Кессельскую гонку)
Если бы кроме площади мы измеряли и объем, то оказались бы в сложном положении: толком измерить пространство практически невозможно, когда речь идет о космических играх со свободными полетами кораблей среди планет и светил.
А таких игр больше, чем звезд на небе — Elite, X: Beyond the Frontier, Orbiter, Freelancer, EVE Online, — и в каждой масштабы намного превышают все «земные» достижения. В некоторых расстояния и скорости настолько реальны, что лететь от одной планеты к другой можно днями, неделями и месяцами. Есть повод вспомнить, что Земля большая, но космос еще больше.
4. Fuel (15000 кв. км)
«Багама-мама, акаций белый цвет»
Fuel от студии Asobo — тоже гонка, хотя и не онлайновая (впрочем, многопользовательский режим в ней тоже есть). Площадь доступных к покорению просторов тут в семь раз больше, чем в Test Drive Unlimited 2, но вместо реальных островов это кусок суши, и вдобавок вымышленный. Отчасти даже постапокалиптический, потому что место действия Fuel — потрепанная глобальным потеплением Америка будущего, с рыжими выжженными пейзажами, над которыми гуляют песчаные торнадо.
И тут стоит заметить, что пятнадцать тысяч квадратных километров игре не очень помогли. Разработчики откусили больше, чем смогли прожевать, и мир Fuel получился чрезвычайно пустынным, мрачным и тоскливым, что не очень-то настраивает на гоночный азарт. Лучше бы Asobo, честное слово, взяла пример с коллег из Eden и сделала местом действия игры яркие Багамские острова. Или Черногорию. Площадь и Багам, и «Монтенегро» та же, но интересных мест там определенно побольше.
3. World War II Online: Battleground Europe (30000 кв. км)
Европа размером с Бельгию
Третье место рейтинга оккупировала фашистская Германия. А с ней — вишистская Франция. И чуть-чуть — Великобритания. Увы, Советский Союз, США, Италия и Япония остались за бортом первого в игровой истории онлайнового боевика (MMOFPS). Суть World War II Online — массовые сражения за виртуальную Европу, с применением танков, артиллерии и авиации. И не удивляйтесь, если вы ничего не слышали про эту игру, — она нишевая и в этом качестве успешно существует уже десять лет.
С момента выхода World War II Online в 2001 году ее графика сильно устарела, но размеры игровой карты по-прежнему впечатляют. Вмещаются на карту лишь часть Германии, часть Франции, страны Бенилюкса и маленький южный кусочек Великобритании. Масштабы карт к тому же уменьшили в несколько раз. Но все равно получилась игровая карта размером с целую Бельгию (к слову, о Бенилюксе). И карта не просто нарисована — все, что в ней представлено, существует в игре! Пеший поход от одной границы карты к другой займет столько же времени, сколько переход через Бельгию. Хорошо, что World War II Online есть самолеты — с их помощью недоверчивые игроки могут быстрее убедиться в реальности заявленных разработчиками масштабов.
2. The Elder Scrolls II: Daggerfall (160000 кв. км)
Пермский край у залива Илиак
В свое время вторая часть эпоса «Древних свитков» от Bethesda прославилась двумя вещами. Во-первых, как вы уже наверняка знаете, багами. Во-вторых — размерами! Доступные к покорению окрестности залива Илиак (окраины провинций Хай Рок и Хаммерфелл) содержали сотни городов, тысячи подземелий и совершенно неприличную территорию, по которой можно было идти неделями реального времени. Еще бы — за полсотни тысяч квадратных километров! Примерно такого же размера Пермский или Алтайский край, Башкортостан или Ненецкий автономный округ.
Если сравнивать залив Илиак со странами, то он легко сравнится с Бангладеш, Уругваем и Тунисом. Кстати, к югу от залива встречаются и джунгли, и пустыни, и флегматичные верблюды, и города, напоминающие Мос-Айсли.
Конечно, многие города в The Elder Scrolls II: Daggerfall были похожи друг на друга. Зато подземелья создавались процедурным способом, что иногда приводило к таким запутанным катакомбам, что без заклинания якоря и возвращения нечего было и думать туда соваться. Позже идею генерации подземелий с успехом применят разработчики Diablo и небезызвестного Minecraft. Но ролевых миров такого исполинского размера не делал больше никто. А жаль.
1. Microsoft Flight Simulator X (510 млн кв. км)
«На круглой планете летаем в интернете»
А вот и наш победитель. Кто бы сомневался, что в старинной серии авиасимов, которую Microsoft лишь недавно начал пытаться откачивать, земли под крылом больше, чем по берегам залива Илиак. Вся планета доступна виртуальным пилотам — от африканских саванн до антарктических льдов.
Но не только из-за масштабов MSFS X угнездился на вершине рейтинга. В авиасимуляторах всегда было много земли, даже в самых древних. Но только в последней версии Microsoft Flight Simulator так подробно была воспроизведена вся планета — с городами и деревеньками, дорогами и бескрайними лесами, машинами на дорогах и яхтами у берегов, сменой погоды и времен года. Летать тут можно по реальным картам. В Париже любой сумеет разыскать Эйфелеву башню, в Лас-Вегасе — знаменитый «Стрип», а в Москве — не только Кремль, но и комплект недавно выстроенных небоскребов.
А еще тут есть реальные опасности — грозы, ветер, обледенение — и незримые диспетчеры, ведущие «Боинги» и «Цессны» по воздушным трассам. Круглая планета замыкается на себя. MSFS X — это полмиллиарда квадратных километров суши и океанов, и больше этих просторов не может быть уже ничего.