Разработчики часто затрагивают в играх объекты реального мира. Исторические события, модели вооружения, технику, знаменитых людей. И то здесь, то там всплывает какая-нибудь развесистая «клюква». То АК-74 в шестидесятые годы занесет, то рыцари Европу заполонят, а уж о нелегкой судьбе русских надписей может поведать каждая первая игра, где они есть...
Как относиться ко всей этой несуразице? Считать халтурой, снисходительно улыбаться или вовсе не обращать внимания?
АЛЕКСЕЙ ШУНЬКОВ
Искаженные факты или насилие над здравым смыслом — либо результат чьей-то плохой работы, либо сознательная условность, имеющая определенную цель. Условности узнать легко: чаще всего это альтернативная история в духе «а что, если бы во времена Николая II прибыл имперский штурмовик с лазерной винтовкой?» или «допустим, на Землю напали трехголовые марсиане...». Условность ложится в основу сюжета и временно принимается нами на веру, как правила игры. Бывают и детальки помельче: допустим, сказал геймдизайнер, что герою нужна сверхмощная уберпушка, и ничего не остается, кроме как вооружить средневекового священника метательным кадилом. Все это — и не клюква вовсе. В литкритике оно зовется «фантастическим допущением».
Главное, что весь остальной мир, окружающий «допущение», остается логичным. Он как бы принимает в себя новый факт, органично подстраиваясь под него. И тем самым позволяет нам с комфортом погрузиться в воображаемую реальность.
А есть клюква. Горячечный бред, который — и это тоже сразу видно — в игре не «зачем», а «почему». Потому что не сочли существенным. Потому что недоглядели. Или поленились. Или сочли будущего игрока достаточно узколобым, чтобы не усложнять себе жизнь. А нелепость в сюжете — она как опечатка в тексте. Опечатки бывают гомерически смешными, но остаются при этом халтурой. И хуже всего, если причиной халтуры стал не случайный ляп, а узаконенное неуважение к игроку, по умолчанию принятому за бревно. Дескать, «пипл схавает».
— Да ну, брось, это ведь просто игра! — скажут некоторые. Да. Просто игра, просто фильм, просто книга. Из таких «просто» состоит заметная часть нашей жизни. Это серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
АЛЕКСАНДР ПУШКАРЬ
Я бы сказал, что к клюкве стоит относиться с юмором. Допускаемые сценаристами ошибки порой настолько забавны, что служат отличным поводом похихикать в компании единомышленников. Особенно когда речь заходит о зарубежном видении стран бывшего СССР. Русский спецназ даже летом нередко обряжают в шапки-ушанки, ну или вооружают французскими автоматами и одевают в немецкий камуфляж.
В самой первой Call of Duty советский флаг над Рейхстагом поднимали вверх ногами. В недавней Black Ops фигурировала военная техника 1970-х годов — при том, что действие игры происходило в ранних шестидесятых.
А о том, какие «русские» надписи встречаются в играх, можно сложить поэму. Иногда кажется, что разработчики соревнуются друг с другом, наперебой сочиняя шедевры. В Battlefield: Bad Company был щит, гласящий дословно следующее: «ОСТАНОВКА! HALT! шлем велосипеда камеры танцует автомобильную республику компьютера козла тромбона сыра 79:12 DI.CE 05:21». В Soldier of Fortune встречались таблички «Стой! Грозный вход!». А о гусях из Alpha Protocol и вспоминать-то неловко.
Или вот взять игру C.I.A. Operative: Solo Missions — ничем не примечательный боевичок 2001 года, который тем не менее проходили очень внимательно. А все из-за миссии в Москве, где можно было найти казино «Скопьзкий Ниппепь», а в нем — игровые автоматы «Алый укусить» и «Безумный ректор» (с портретом Ельцина), вывеску «Мфскбд КАЗNНО Цубсбвуя Сцдстjlбым?» и надпись «Yверенность» на дверях мужского туалета.
Поиск таких вот несуразностей — занятие очень увлекательное. Эдакая своеобразная «игра в игре», дарящая массу положительных эмоций. Главное — не относиться к неточностям слишком уж серьезно.
ТИМУР ХОРЕВ
А мне клюква нравится! Конечно, не то чтобы совсем уж нравится, но вреда от нее нет, а вот польза есть, и немалая. Кислая развесистая ягода, которую принято поругивать, служит в играх приправой к достоверным историческим фактам. Притом приправой совершенно необходимой.
Во-первых, если историческая достоверность встает на пути у фактов, тем хуже для фактов. Мы же не возмущаемся, когда герой кинобоевика получает по голове наковальней и улыбаясь идет дальше. Это ведь кунг-фу! Художник так видит.
В играх все то же самое. Ну и что же, что не было в древнеримскую эпоху отрядов боевых гладиаторов с трезубцами? Зато на поле боя они выглядят красиво, и играть ими интересно. И разве плохо, что действие половины современных стрелялок происходит среди шаблонных пустынь и верблюдов? Все равно пейзажи симпатичнее, чем в вечерних новостях. Делать из игры урок истории разработчикам никто ведь не даст. Так что пусть отрываются, пусть наполняют сюжет анахронизмами и несуразицами, пусть засевают свои делянки клюквой — лишь бы игра была хорошая.
И не стоит опасаться, что, мол, из-за этой клюквы молодежь получит превратное представление об истории. Поверьте, если для человека Наполеон и Цезарь — это позиции ресторанного меню, ему уже не повредит никакая клюква. Ему уже вообще ничего не повредит. Включая наковальню. Надо ориентироваться на небезнадежных игроков, на тех, кому есть дело до окружающего мира. И для них польза клюквы в том, что она делает игру, может, и не правдивее, но интереснее и удобоваримее. И если благодаря этой приправе кто-то заинтересуется описываемым в игре местом и временем, откроет книги, заглянет на исторические сайты — значит, клюква сделала свое доброе дело.
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ
Отношусь с юмором — отличный повод похихикать | 53% | |
Искажать известные факты недопустимо | 21% | |
Безразлично. Ведь это просто игра, какой с неё спрос? | 14% | |
Обычно не замечаю никакой «клюквы». | 9% |