По следам старой статьи «Русские в сети» полемика не утихает до сих пор. И вот недавно форумчанин Dart Vader отметил:
«Сейчас, как известно, есть русские сервера. И играют на них в основном россияне, украинцы, белорусы и выходцы из ближнего зарубежья. Разговаривают все (кроме тех, у кого клавиатура без кириллицы) на русском языке. Играю полгода. Мата не слышал. Иногда используются выражения из новояза. У меня один раз спросили: Будешь моим пупсегом? Меня это как-то оскорбило, и я пожаловался сотруднику Blizzard. Еще там используют оскорбительные имена и названия гильдий. Пример: Поушеныжрите, Ордопотрошитель, На колени алени и т.п.»
На первый взгляд — можно порадоваться: мата не слышно, игроки в массе своей научились себя вести... Увы, чуть ниже этот феномен объясняется: на прямые, адресные, оскорбления и на нецензурщину можно пожаловаться, и оскорбитель получит свой бан. То есть — увы, приличия внедрены из-под палки. В той же Eve, как я недавно наблюдал через плечо, ничего не изменилось...
Но письмо интересно не этим: из него мне стало видно, в чем, собственно, состоит та особенность нашей игровой культуры, из-за которой наших соотечественников недолюбливают в онлайне.
Как видит игру хороший, уважаемый игрок?
— Игра — это место, где все мы собрались получить удовольствие. Надо, чтобы окружающим было со мной классно, тогда мы все здорово проведем время!
Этот подход активно насаждают игровые сообщества в Европе и в Америке; конечно, встречаются дремучие граждане, до которых ничего не доходит, но общий «вектор развития» именно такой.
Как принято видеть игру во многих отечественных сообществах?
— Игра — это место, где все собираются выяснять, кто круче. Моя задача — показать всем, что круче — я. Пусть им будет неприятно даже смотреть в мою сторону! Пусть они чувствуют мое превосходство каждый миг!
Что, скажете, не так? Именно за этим гильдиям и персонажам дают такие имена, как написал Dart Vader. Чтобы встречным игрокам было заранее противно. Они еще ничего не проиграли, но их уже тошнит. Цель достигнута.
На Западе тоже хватает игроков, которые стараются показать, что они круче, — и это абсолютно нормально. «Подавители», как называет их Ричард Бартл, — важная часть игрового сообщества, без него жить в виртуальных мирах не так интересно, а в некоторых просто скучно. Но умный подавитель (или хотя бы начитавшийся умных мыслей на форумах) понимает: чтобы уважали, надо выигрывать максимально корректно. Брезгливость, которую вызывает у нормальных людей «Поушеныжрите» или «На колени», в уважение превратиться не может ни при каких обстоятельствах.
Почему же так поступают у нас? А потому что путают игру с войной. Они вечно забывают, что «игра — место, где все мы собрались получить удовольствие». Они думают, что игра — это место, где ненавидят.
У Роджера Желязны есть эпизод, когда герой, убивая своего противника «не по правилам», заявляет ему: «Это — не Олимпийские игры!» Дескать, тут у меня вопрос жизни и смерти, а ты со своим фехтованием... Эта цитата на русском языке раз в двадцать популярнее, чем на английском, причем я постоянно ее слышу именно тогда, когда речь идет об игре! «Зачем играешь нечестно? — Это не Олимпийские игры!» «Зачем оскорблять противника? — Это не Олимпийские игры!»
Черт вас дери, а что?! Война? За идеал и лучшие надежды?
И это не наша с вами вина. Англичан, например, столетиями учили тому, что такое игра, «британским принципам спортивности» и так далее (и то науке поддались далеко не все, что показывает пример футбольных болельщиков). А наше общество училось презирать игру. И поэтому мы все никак не можем поверить, что игра — это именно игра, а не война, не вопрос национальной чести и не повод сражаться до последней капли собственной репутации.
Но ничего, придет и это.