«Силы Добра — эльфы, люди, гномы — противостоят в этой игре силам Зла: оркам, нежити, демонам...»
Сколько раз мы с вами видели такую — или очень похожую — фразу? Боюсь, что так часто, что даже перестали задумываться о том, что она означает.
Вот только представьте себе: люди — все люди! — «сражаются на стороне Добра». Это, извините, как? Что с ними такого сотворили, что они раз и навсегда сделали свой моральный выбор? Можете вообразить целый город таких людей?
Я — не могу. Да и авторы игры, между нами, тоже не могут. Поэтому на поверку оказывается, что и «Добро» какое-то очень странное: выражается оно в основном в готовности днем и ночью колошматить «Зло» и отнюдь не предполагает ни сострадания, ни любви, ни чего-либо еще, что психически нормальный человек вкладывает в понятие добра с маленькой буквы. Все это настолько глупо, что время от времени «Добро» и «Зло» переименовывают в «Свет» и «Тьму»; тоже довольно странно, но все-таки проще.
Принято считать, будто эта нелепая традиция пошла от Толкина. Это, разумеется, чепуха: во «Властелине колец» не было и быть не могло никаких «сил Света» или «сил Добра», все это придумали неуклюжие переводчики и неумные авторы «вариаций на тему», пытаясь упростить для себя далеко не примитивную книгу.
Беда в том, что упрощение всегда находит своих поклонников; нетрудно убедиться, что практически в любой игре по «Властелину колец» (а также в 90% «героической фэнтези») понятие «сил Света» прочно прописалось. Так оно легче — думать не надо, нет надобности заботиться о том, чтобы добрый герой и в самом деле был добрым, а злой — злым. Эльф? Значит, молодец, хороший парень, о чем тут говорить! Орк? Негодяй, однозначно негодяй!
Чем дальше в лес, тем, как водится, толще партизаны. В мире Кринна («Драконы осенних сумерек» etc.) в воплощения «Добра» угодил король-жрец Истара, вообразивший себя богом и уничтожавший всех, кто с ним не согласен, и высокомерные черт-те до чего эльфы... Впору подумать, что необходимым элементом «Добра» в этом мире считается гордыня! И вообще непонятно, что мешает признать «добрым» Рейстлина или Китиару, они-то чем хуже?
А потом мы удивляемся: почему это «добрые» герои выглядят такими бледными и скучными? Наверное, это потому, что добро — такая бледная и скучная штука? И почему-то совсем не хочется с ними подружиться, не говоря уже о том, чтобы себя с ними ассоциировать. А вы бы хотели подружиться с маньяками, которые в любой момент готовы изрубить в капусту первого встречного «за идею»?
В играх дела обстоят еще хуже, чем в книгах, там-то ведь идея «механизировать» все и вся — перевести, так сказать, отношения на язык алгоритмов просится сама. Причем это происходит не только в героическом фэнтези; любая война, хоть в будущем, хоть в прошлом, хоть на Марсе, всегда оказывается «Добром против Зла», и в девяти случаях из десяти непонятно, чем одна сторона отличается от другой.
Давайте, может, уж тогда переименуем окончательно фальшивое «Добро» в Свет? И всем будет все понятно: просто у одной стороны мундиры беленькие, и ее представители предпочитают высокую освещенность помещения, а другие носят темное и обладают высокоразвитым ночным зрением. Последние ведут принципиальную борьбу за качество и количество фонарей на улицах городов. Право слово, это менее глупо, чем то, что описано выше.
А добро и зло напишем с маленькой буквы; большая буква там, где ее не предписывает грамматика, — уже признак лживого пафоса. Пусть они останутся понятиями этики и не пытаются руководить армиями на карте.