Через три года после Civilization Microprose выпускает Colonization — игру, похожую оберткой, но совсем с другим содержимым. Войны вне времени на полигоне «планета Земля» сменились двумя континентами и периодом в две-три сотни лет. Все достижения цивилизации к тому моменту доступны изначально — это два с лишним десятка профессий колонистов, полтора десятка ресурсов, а число возможных зданий в колонии больше четырех десятков. К этому добавляются отношения с другими державами, индейскими племенами и собственным сюзереном, которые заботятся исключительно о своей выгоде. Науки нет, вместо нее — континентальный конгресс, где знаменитые исторические личности способствуют нашему процветанию. Сложно и запутанно? Ничуть! Colonization проста и интуитивно понятна, даже со всей начинкой, достойной сложной экономической стратегии.
Итак, в 1492 году наш монарх на аудиенции дает нам корабль, и с двумя отрядами колонистов и некоторым оснащением мы отправляемся в плавание на запад, на поиски новых земель для короны...
Соседи
Магеллан и индейская принцесса Покахонтас заседают в конгрессе. |
Первые, с кем предстоит встреча после крика впередсмотрящего «Вижу землю!» и высадки, — индейцы. Люди они добродушные до поры до времени и предлагают мир, дружбу и торговлю. Вот только их очень беспокоит активная экспансия белых по континенту, и настроения в племенах склоняются к войне. Особенно нервирует местное население появление солдат вблизи от их лагерей и городов. Реакция на наше безобразие может быть различной, от разового рейда на поселение или отряд вне города — в этом случае лучше просто забыть об инциденте, индейцы тут же принесут немного ресурсов в подарок, — и до войны. Сглаживать неровности отношений просто — основывать христианские миссии в близлежащих индейских поселениях и отправлять повозки с товарами в подарок вождям в столицу. Торговля тоже положительно сказывается. Иногда в знак дружбы между народами индейцы приносят в поселение ресурсы, но могут попросить или потребовать что-то им отдать.
Несколько позже произойдет встреча с конкурентами-европейцами. В дележе богатств Нового Света принимают активное участие четыре державы: Англия, Франция, Испания и Нидерланды (играть можно за любую из них). У каждой из них свои особенности, дающие определенные плюсы, и легкий намек на характер. Англичане агрессивны и предпочитают обустраивать свои колонии. В британских доках как кролики плодятся эмигранты, желающие начать жизнь заново. Склонные к экспансии французы — мастера переговоров с коренным населением, индейцы более дружелюбно к ним относятся. Солдаты под испанским флагом — полная противоположность французам, они успешнее несут мир и процветание в индейские деревни при помощи мушкетов. Эта нация полностью ориентированна на войну. Голландцы — мастера торговли, колебания цен в доках будут для них более благоприятными. Они более дружественны к другим европейцам и предпочитают отстраивать города, а не вооружать армии. Но даже в мирное время это знатные диверсанты — в качестве жеста дружбы любят поставить на дороге свой отряд и парализовать транспортные пути.
За частоколом
Как ни затерта фраза Сталина, что «кадры решают все», но более правильного определения не подобрать. Основа всего в игре — колонисты, которые живут и иногда размножаются в городах, городках и поселках. Многого им не нужно — народ в суровых условиях стал настолько неприхотлив, что для счастья достаточно только еды. За это жители поселений упорно трудятся на благо короны и правительство колоний, остальные занимаются разведкой, войной и благоустройством территории.
Час свободы пробил! |
Большая часть колонистов будет появляться в доках метрополии раз в несколько лет. Процесс найма можно ускорить, естественно — за золото, или просто приобрести необходимого специалиста. Только качество у добровольных переселенцев в Новый Свет не блещет — в основном это чернорабочие, а то и вовсе каторжники. Толк от них будет только в полях и лесах, на сборе ресурсов, для квалифицированного труда в поселении их знаний не хватит, и работать они будут с ощутимым штрафом. Еще один вариант — перевести этих личностей в полноценные члены общества, сделав их солдатами или миссионерами, последнее вообще бесплатно. Остальные отряды, появляющиеся в доках, — обычные свободные колонисты, не имеющие ни плюсов, ни минусов, и профессионалы, дающие хороший прирост производства ресурса или товара. Изредка в городах будет происходить прирост населения — будут появляться новые свободные колонисты.
После основания миссий в индейских поселках иногда в города на постоянное жительство будут приходить обращенные в христианство индейцы. Особенность этих любителей природы — плюс к производству естественных ресурсов и штраф на работу в поселении. Последний способ пополнения численности населения стар как мир — война с другими нациями и захват разгромленных войск и поселений.
Вот интересно: табак выращивать в Европе не умеют, а делать сигары — запросто... |
Поселенцев, за исключением индейцев, можно научить любой профессии. Для этого нужно уче6ное заведение соответствующего уровня — школа, колледж или университет — и один специалист, работающий преподавателем. В процессе обучения не только свободные колонисты получают специальное образование, но и каторжники становятся несвободными рабочими, а последние, в свою очередь, свободными колонистами. Есть несколько профессий, которым могут выучиться колонисты, работая на сборе этих ресурсов: в Европе нет своих охотников-трапперов, а тем более плантаторов сахара, табака и хлопка. Те же индейцы могут обучить одного колониста в каждом селении присущей им профессии. Не одного для каждой страны, а вообще одного — успели другие европейцы, значит, не судьба.
Вдали от берега есть рыба. Но она будет жить там вечно, потому что ловить ее невозможно. |
С ростом населения колония из хутора в три дома превращается в развитый городок. Общее число зданий невелико, но почти на каждое из них приходится по несколько улучшений. Возможность постройки сооружения зависит только от численности населения колонии. Простейшие производящие здания достаются задаром, при основании колонии, — где живут поселенцы, там они и работают. Также в колонии наличествует городской центр. С развитием поселения дома специалистов улучшаются до цехов, а последние — до фабрик, возводятся склады, доки и оружейная, вокруг поселения строится защитная стена — начиная с частокола и до цитадели. В поселении можно строить церкви и школы, из уникальных для подобных игр сооружений — печатный пресс и газета.
Государственные мужи нужны затем, чтобы снижать управляемость государства. Метко подмечено... |
Теперь «коротенько, минут на сорок» о ресурсах. Их все можно разделить на две группы и маленькую группку в придачу. К первой относятся природные богатства — это все, что добывают колонисты за оградой поселения: еда и прочие продукты сельского хозяйства, лес, пушнина, руда и серебро. В некоторых местах находятся специальные ресурсы, значительно увеличивающие прирост с данной клетки, что при работе специалиста дает замечательный эффект. Расчистка полей и наличие в клетке реки дает прирост фермерству, а прокладка дорог — всем остальным видам сбора. К тому же колония производит еду для одного жителя и сырье, присущее типу местности под ней. Вторая группа ресурсов — готовые товары, в которые поселенцы могут переработать большинство даров природы. У товаров, как правило, большая стоимость по сравнению с исходным сырьем, и именно их можно продавать в индейские поселения в случае нужды. Также к товарам относятся инструменты и мушкеты, входящие в единственную трехступенчатую цепочку производств, но их точно не придется продавать. Если в колонию завезти лошадей и построить конюшню, они замечательно начинают плодиться сами. Еще одна маленькая группа — нематериальные ресурсы, они не скапливаются на складе. В количестве молотков за ход выражается способность поселенцев строить здания, в них превращается древесина, попадая в руки плотника. Молотки не аккумулируются — если нет строительства, плотникам приходится украшать резьбой дрова и затачивать частокол. Кресты веры производятся в церквях и соборах проповедниками и, служа символом религиозной свободы в Новом Свете, увеличивают число добровольных эмигрантов в доках метрополии и обращенных индейцев. Колокола свободы — символ недовольства колонистов действиями монарха — создаются в городском центре государственными деятелями, подробнее о них чуть ниже.
Из всего собранного и произведенного колония всегда потребляет еду, ее запасы должны только прирастать. Без продовольствия на складе население колонии вымрет от голода до численности, которая может себя прокормить. А излишек превращается в нового колониста — видимо, они, как мыши, заводятся в амбарах... Дерево используется в работе плотниками, его запас держать не обязательно, но желательно. Последний из добываемых в окрестностях поселения ресурсов, полезных для колоний, — железная руда. Точнее, инструменты и мушкеты, которые из нее делают. Инструменты нужны для строительства больших зданий, для производства флота и артиллерии и на окультуривание окрестностей пионерами. Мушкетами в комплекте с лошадьми оснащаются войска. Все остальное можно продавать в метрополию и индейцам.
В Colonization золото не цель, а средство. Чем же еще можно заманить человека в неизвестность, как не увесистым мешком со звонкими монетами? Наибольший приток денег дает поставка товаров в метрополию — пусть король будет счастлив, именно за товарами он отправил нас осваивать Новый Свет. Кроме метрополии можно торговать и с индейцами — если привезти в их поселение товар, они скажут, что они хотели бы получить в следующий раз. В ответ краснокожие предлагают сырье, порой по очень выгодным ценам. Если правильно построить торговые отношения с местными — это станет очень неплохой статьей доходов. Некоторое количество золота даст исследование карты, на ней можно найти небольшую сумму или получить возможность разворовать гробницу индейского вождя. Последнее даст значительно больше денег, но и больше проблем — золото придется доставлять до ближайшего порта, и начнется война с племенем — хозяином гробницы. Удалось довезти до порта, но нет галеона? Король любезно предложит свой за половину стоимости сокровища. Война — тоже прибыльное дело, при захвате поселения часть казны противника переходит в руки победителя. Больше город — больше премия. Кроме золота можно найти фонтан молодости, что обеспечит приток восьми колонистов, причем в основном профессионалов.
Умные люди
Промышленный и университетский центр в действии. |
Наука упразднена за ненадобностью, но ее место занял Континентальный конгресс — знаменитые люди того времени мечтают присоединиться к будущему государству. Через некоторые промежутки времени, которые зависят только от производства колоколов свободы в поселениях Нового Света, появляется возможность пригласить в Конгресс одного из отцов-основателей. Как только накопится достаточное для вступления число колоколов — гром аплодисментов, и можно приглашать следующего. Каждый раз возможен выбор из пяти человек разных областей знаний — экономист, военный, исследователь, политик и религиозный деятель. Выбирать можно среди этой пятерки, но нельзя выбрать конкретного члена Конгресса. С вступлением нового конгрессмена в должность все призы от его правления сразу же входят в силу. Воздействие может быть различным — от изменения цен до превращения обращенных индейцев в свободных колонистов. Но это не главное, куда важнее вводить отца-основателя в конгресс вовремя — зачем в начале игры каперы или, наоборот, бесплатный фрегат в ее конце? За годы существования игры появилось множество версий о том, в каком порядке нужно формировать совет. Давать точные рекомендации здесь — неблагодарное дело, порядок зависит от стиля игры и достоин не одной статьи, но можно обозначить группы. В первую входят те, кто может помочь на этапе строительства первых колоний, во вторую расширяющие и улучшающие положение поселений и колонистов, и в последнюю группу — кто принесет пользу делу революции.
Путь к независимости
Экономика, война и намек на политику всего лишь прелюдия к главному — к независимости от метрополии. А чтобы жизнь не казалась медом — к этому будут усиленно подталкивать. Король, которому всегда всего мало, будет об этом сообщать и предлагать поцеловать его колечко. Можно и поцеловать, согласившись на повышение налога. Или в ответ на столь неприемлемое предложение устроить демарш по примеру Бостонского чаепития — в одном из портовых городов поселенцы потопят один из ресурсов. Как правило, тот, которого больше всего на складе. Торговля этим товаром с метрополией прекращается и может быть возобновлена только после уплаты существенного штрафа, а в поселении возрастает число революционно настроенных граждан. Выбор приходится делать каждый раз — платить таможенную пошлину на несколько процентов выше или жертвовать доходом от товара.
На пошлины с наших заработков его величество нанимает войска, которыми потом будет нас давить... |
Немного истории: в 1773 году жители города Бостон напали на три судна Ост-Индской компании и выбросили за борт груз чая. Причиной этого послужила отмена пошлин на ввоз чая для данной компании, что неблагоприятно сказывалось на колониальной экономике. В ответ на это власти Великобритании отправили к берегам Северной Америки военные корабли, разместили в Бостоне войска и закрыли порт города. Инцидент вошел в историю как Бостонское чаепитие и послужил одним из катализаторов войны за независимость.
В каждом городе мятежные настроения различны, и чем больше — тем лучше. Когда пламенных революционеров становится больше половины населения, производительность всех колонистов возрастает на единицу. Обратное правило действует, но несколько иначе — если число консервативно настроенных жителей городка превысит критический предел (зависящий от уровня сложности), все поселенцы получают штраф в единицу. При этом не важно, какая часть народа готова вести освободительную войну, — ограничивающая развитие численность консерваторов всегда одинакова.
Как только большая часть населения будет поддерживать идею независимости, а для этого придется воспитать немало государственных деятелей, — появится возможность объявить независимость. И тут же получить под стены своих прибрежных городов хорошо оснащенную колониальную армию, а в акваторию — военные корабли. Все, кто находится в европейских доках, становятся недоступны, а все корабли вне гаваней перехватываются флотами короны. Обороняться не очень сложно, при отстроенных фортах и цитаделях потери королевских войск будут выше. А при хороших отношениях с другой державой можно получить некоторое число солдат и от нее. Еще одну свинью подкладывают консервативно настроенные жители колоний, атакуя поселения внутри континента, выбирая наименее защищенные. Но от этих хоть толк есть — их можно захватить. После некоторого числа потерь король плюнет на новообразовавшуюся страну и отведет уцелевшие войска. На карте появится новое независимое государство.
Приближается дата выхода четвертой Civilization, а о продолжении Colonization даже и не слышно. Сейчас несколько команд создают любительское продолжение, с нуля или в виде модуля для других игр. Что из этого выйдет — покажет время, а пока остается только надеяться, что эта великолепная идея получит второе воплощение...