|
Нам не нужны ни почести, ни троны, Нам не милы поблажки королей. А нам нужны за нашу кровь и стоны Дукаты, те, что солнца посветлей.
Штандарты не целуем мы и руки, Нам почести и слава ни к чему, Мы терпим боль, презрение и муки, Лишь поклоняясь злату одному. А. Сапковский, «Владычица озера» |
Империя спит спокойно. Она большая. Обо всех ее жителях денно и нощно печется император Карл-Франц. А если порой и обнаружится что-нибудь непотребное, то это случайность, издержки и нехватка бдительности со стороны святой Церкви.
А на границах Империи бродит такое, от чего даже полоумные монахи-флагеллянты начинают заикаться и истошнее обычного провозглашать конец света.
Мир стерегут от нечисти, небыли и нежити рыцарские ордена... только кто ж их видел на границах? Они пребывают в благочестивом размышлении, дабы сохранить чистоту перед лицом наступающего Хаоса.
Поэтому между вами и чьими-то острыми клыками стоим только мы. Платные герои по контракту. Вы хотите жить спокойно? Заказы принимает Клаус, наш бухгалтер. Второй шатер налево.
Жертв нет, но и опыт весь достался стрелкам. |
Псы войны на охоте
Итак, в лице славного кондотьера Моргана Бернхарда нам предстоит честно и профессионально выполнить свою работу на нескольких полях брани. Морган возглавляет наемную армию, в которой изначально всего четыре отряда — конница (ее ведет сам кондотьер), мечники, арбалетчики и пушка. Однако по мере того, как трудовая биография Моргана пополняется новыми успешными контрактами, к армии присоединяются самые разнообразные боевые единицы, и понемногу она становится целым войском, а локальные конфликты постепенно начинают до боли напоминать спасение мира. Что ж, за это тоже платят...
Главная наша работа происходит непосредственно на поле боя. Порой приходится принимать стратегические решения (сопроводить герцогиню до конечного пункта ее маршрута — или сразу броситься на перехват орочьей орды?), но чаще всего бой приходится принимать там, где встретились с врагом. Или — там, где велит задание.
Клаус, мой учитель, а заодно и бухгалтер. |
Первым делом изучаем театр военных действий. Холмы, реки, деревья, здания — все это непременно сыграет свою роль, и хорошо бы, чтобы на нашей стороне. Иногда нам нужно отражать натиск противника, иногда самим пробиваться через вражеские позиции.
(Cтрелки на холме не просто стреляют дальше: построившись на склоне, они могут задействовать несколько шеренг. А это очень даже уместно, потому что предельно растянутые стрелковые цепи трудно прикрыть от лобовой атаки.)
Далее нужно расставить наши войска. При этом следует помнить, что пушка — предмет громоздкий и малоподвижный, а потому во время сражения перемещаться не будет (разве что расчет орудия побежит с поля боя; тогда страх придаст артиллеристам силы, и они утащат пушку за собой). Следовательно, ее нужно установить так, чтобы она доставала как можно большую часть поля боя, при этом не попадая под удар неприятеля. Все остальные войска можно при необходимости перестроить, а вот орудие способно лишь поворачиваться на месте.
Не всякого наемника принимает лично император! |
И вот — бой. Все происходит в реальном времени. Рабочее место командира организовано очень удобно: даже те подразделения, что видны только в подзорную трубу (сиречь не помещаются на экране), отмечены на краю карты (с правильной стороны) флажком с эмблемой отряда. Причем с этими флажками можно делать все то же, что и с подразделением на экране: например, щелкнуть по флажку пушки, потом — по эмблеме цели, и пушка начнет обстреливать вражеский полк, даром что при отдаче команды вы не видите ни пушку, ни цель. Главное, чтобы сами пушкари ее видели.
Поначалу такой путь вызвал немало нареканий: дело в том, что для него пришлось пожертвовать привычной миникартой. Однако опыт показал, что управлять через флажки намного удобнее; а то, что нет общей картины поля боя, не слишком мешает. К тому же на флажке видно направление, в котором смотрит и двигается отряд, и то, что с ним происходит: стреляет ли он, или наоборот — стоит под огнем, находится ли в ближнем бою, идет, бежит прочь... Миникарта ничего такого не дает.
Команд не слишком много: движение, форсированный марш, атака, бегство с поля боя, стрельба (если есть чем), магия (для волшебников и тех отрядов, у которых есть волшебные вещи). Плюс особая кнопка позволяет воодушевить солдат, чтобы они лучше бились: благодаря этому генерал никогда не сидит без дела, если где-то есть враги, он все время может воодушевлять «ключевой» отряд.
Стая
Отряды организованы в боевые построения; и ошибкой было бы думать, что, если потребуется, они с легкостью пройдут один сквозь другой. В принципе, провести кавалерию через строй лучников можно, но в каком порядке они будут по завершении этого маневра — вопрос отдельный.
У отряда есть фронт, фланги и тыл. Думаете, я говорю банальности? Не скажите: стратегии, которые это учитывают, и сейчас-то можно пересчитать по пальцам, а 7 лет назад это было вообще за пределами военной науки.
На карте действий не предусмотрено, но для понимания сути происходящего она бесценна. |
Правда, строй умеет только расширяться и сжиматься (меняя количество рядов), но не умеет строиться в клинья и прочие загадочные конструкции. Но это не в укор; и не только из-за почтенного возраста игры, а еще и потому, что в жизни построение «свиньей» тоже было исключительной экзотикой.
Зато появился смысл у строев разной глубины. Если у стрелков построение в несколько рядов большого смысла не имеет (сзади стрелять не получается), то для ближнего боя это — дополнительный шанс обратить врага в бегство. Зато узкий фронт отряда проще охватить с флангов. Вот и прикидывайте свои силы...
Более того, солдаты умеют бояться. Они не любят, когда их атакуют с тыла, заставляют сражаться с зомби, нервничают, когда интенсивный огонь выкашивает половину полка еще на полпути к цели или просто когда им достается сильнее, чем противнику. А в дурном расположении духа могут и побежать с поля боя, предоставляя врагу возможность с комфортом погонять их мечами в спину.
Наконец, солдаты умеют ошибаться. Артиллерийский офицер не скомандует «Прекратить огонь!» без вашей санкции, даже если на пути снаряда — своя пехота. И это не недостаток его интеллекта, а сознательная позиция авторов Warhammer: Dark Omen. Порой — хотя любой приличный полководец страстно ненавидит такие моменты — приходится связывать вражеский отряд боем для того лишь, чтобы обрушить им на голову мортирное ядро или огненное заклятие.
Если бы директором был я |
Главное, в чем настоятельно нуждается игра — это в хорошем редакторе карт и кампаний. В те времена такие вещи еще были редкостью; но, если бы редактор там присутствовал, очень возможно, что не потомки Starcraft, а именно наследники Dark Omen были бы сейчас самыми популярными среди стратегий. Оригинал системы — Warhammer Fantasy Battles — заточен именно под игру против живого игрока; вдвойне странно, что здесь серьезного внимания мультиплееру не уделено. Впрочем, для этого требовалось бы сделать хотя бы 3 полноценных расы, во всем богатстве вариантов, а не по принципу «что встретилось Моргану в походе». Играм такого типа очень не помешает «прозрачность» игровой механики. Было бы здорово, если бы при помощи специального окна при желании можно было узнать подробности: кто по кому попадает и как, от чего бежали, почему дрожали... Это не так трудно, как кажется, потому что не надо расписывать каждого солдата по отдельности — достаточно уровня отрядов. |
Вожаки
У любого отряда есть командир; и, если фортуна будет к вам благосклонна, то его удастся снабдить добытым в походе волшебным предметом. Сам Морган, например, носит меч, способный «осчастливить» противника огненными шарами.
Бывают и особые герои — маги. Эти не становятся в строй, ходят сами по себе и в одиночку оказываются боевой единицей похлеще пушки. Однако, хотя по ходу дела нам достанется двое тружеников посоха, делать ставку на их взаимодействие не стоит: загадочные «ветры магии», приносящие им волшебную силу, одни на всех, и, хотя при двух чародеях они дуют вроде бы сильнее — реально пара магов в основном мешает друг другу.
К сожалению, из настольного Warhammer’а в компьютерный не пришла возможность перемещать героев из отряда в отряд (а также ставить мага в строй). Правда, у Псов войны в самом деле такое не в обычае.
Засадный кавалерийский полк враги не увидят до последнего. Ну чем я не Д. Донской? |
Тогда считать мы стали раны
Чем отличается наемник от полководца на службе у государства? Тем, что его действия должны быть оправданы. Экономически. У него нет военкомата, который взамен бездарно погубленных защитников отечества быстро рекрутирует новых.
Так вот, после сражения наступает момент подсчетов. Сперва — мелодичный звон: в казну поступает оговоренная оплата за миссию (возможно — с добавлением захваченных трофеев). Потом деньги с противным лязгом начинают уходить: на лечение/замену пострадавших и усиление войсковой экипировки. Усилить можно только броню, но и это делать надо с умом: пополнение отряда с улучшенными доспехами будет обходиться дороже, и нередко общий эффект будет только в минус.
Такова суровая правда жизни: наемный генерал все время должен думать о деньгах. Поддержать прорыв тяжелой конницей? И подставить ее под залп стрелков? А вы хоть представляете себе, сколько стоит заменить одного кавалериста?!
У мертвяков хватило ума пойти в обход, а не лезть под ядра и чары. |
Иногда в ваши ряды попадают «разовые» волонтеры и случайные попутчики, которыми циничный командир может и пожертвовать, но обычно потери — это огромная проблема, даже если одержана славная победа. А полностью выбитый отряд — катастрофа, потому что его уже даже за деньги не восстановишь. Правило «участие в бою должно окупаться» давит на кондотьера все сильнее, и если вначале вам кажется, что денег хватает с лихвой — то вы совершенно напрасно не копите их впрок. Впереди достанет битв, из которых без крови не выйти.
— Ага, — догадываются самые хитрые, — значит, наше основное оружие — пушки, стрелы и заклинания. Чем реже мы будем вступать в ближний бой, тем лучше.
Так, да не так... Потому что есть еще опыт, и его влияние на возможности солдат невозможно переоценить. Бойцам нужна практика, иначе, когда окажется, что одними стрелами и ядрами сражение не выиграть, против вражеских полчищ встанут необстрелянные новобранцы. Маги и артиллеристы набирают опыт быстро — на них почти всегда приходится более чем солидная доля вражеских тел, оставшихся на поле брани. А вот пехотинцы рискуют простоять в резерве слишком долго — и в решительном сражении оказаться несостоятельными.
Здесь как нельзя лучше пришелся бы такой элемент, как выбор миссии — из длинного списка. Увы... Хотя вначале он значился в планах разработчиков, постепенно оказалось, что в сюжете всего несколько развилок. Впрочем, выбор на них не так уж прост. Проводить графиню до места назначения — или сразу отправиться туда, куда зовет долг перед нанимателем? В первом случае вы получите награду от графини (ландскнехты, молчать!) и некоторый полезный опыт (ландскнехты! Я кому сказал?!); но укрепление, которое велено защищать, вам придется брать штурмом, потому что к его обороне вы опоздаете.
Реквием рогатой крысе
По правде говоря, Dark Omen — не первая игра серии. До нее была Shadow of the Horned Rat: игра с блистательной задумкой, но нелегкой судьбой.
Там мы вели все того же Моргана Бернхарда и его бравых ребят через конфликты с орками и крысюками (и демоном, что извлек крысюков из ниоткуда).
Построился классической цепью, чередуя стрелков и бойцов... |
Крысолюди — одна из самых интересных рас мира Warhammer. Больше всего они напоминают классических мутантов из научно-фантастических боевиков: полузвери, полулюди, владеющие высокой технологией, жующие гнилой камень (что-то вроде здешнего урана). Раса, возведшая трусость в ранг принципа. Раса тайных убийц, укротителей немыслимых тварей и почитателей Чумы. Впрочем, подробный рассказ о них (и других расах Warhammer) вы прочитаете на нашем диске.
В саге о рогатой крысе нам как раз предоставлялась полная свобода выбора миссий. Клаус, наш бухгалтер, просто собирал все выгодные предложения, а их было предостаточно. Система оплаты была устроена интереснее, чем в Dark Omen: нужно было платить каждому отряду, который выставили на поле боя, так что еще и приходилось решать, нельзя ли справиться меньшими силами.
...и угодил в замечательную ловушку. |
Да и сам бой был, в некотором смысле, интереснее. Но это — заслуга не столько игровой системы, сколько национальных особенностей наших противников.
Помните, мы говорили о том, что солдаты умеют бояться и бежать с поля боя? Так вот, в Dark Omen главный враг — нежить, которая ничего этого не умеет. То есть вы, если что, бежите, а вот запугать противника вам, как правило, не дано (исключая отдельные отряды, а также немногие битвы против орков). Этот факт несколько обедняет возможности; впрочем, тыловые и фланговые обходы все равно имеют смысл.
Несмотря на все это, Shadow of the Horned Rat на пьедестал не попал. И виной тому — несколько крупных просчетов разработчиков.
Один из них — графика; и дело даже не в допотопном движке, а в том, что собственно боевое окно занимало ничтожно малую часть окна. Почти как в Eye of Beholder. Но что худо-бедно позволено ролевке — непристойно для стратегии.
А вот — правильное построение в такой ситуации. |
Второй — интерфейс... До сих пор, как его вспоминаю, на клавиатуру падает скупая слеза. Даже мне, вооруженному руководством и немалым игровым опытом, пришлось потратить немало нервов, прежде чем я хоть как-то с ним освоился. Удобным он не стал даже к последней миссии. Он не просто плох — он нереально ужасен.
Третий — некоторые особенности системы Warhammer, которые совершенно напрасно были перенесены в компьютерную игру. А именно: пушки время от времени взрывались сами по себе, и с магами тоже происходило что-то подобное (так называемый сбой заклинания, miscast, зачастую фатален).
Дело в том, что Warhammer настольный рассчитан на однократную битву: там важны потери, конечно, но только в плане соотношения между вашими и вражескими. А значит, гибель отдельно взятого мага или пушки не страшна, коль скоро враг уже бежит. Ну, а здесь такое правило страстно взывает к save/load, и многие игроки вообще решили, что без артиллерии жить проще.
Слава Сигмару великому, после холодного приема «Рогатой крысы» разработчики не сложили оружие, а приняли уроки к сведению и осуществили вторую попытку. Движок Dark Omen оказался вполне современным, даже отчасти трехмерным (между прочим, в «Рогатой крысе» эффектов рельефа не было, только препятствия). Интерфейс переделали кардинально: вместо кучи информационных и управляющих панелей осталась только плавающая над картой круглая «кнопочница», миникарту тоже похоронили, заменив на флажки. Мышь наконец-то стало возможно использовать как обычно. Miscast и misfire ушли в прошлое, и, несмотря на это, пушки все же не стали супероружием. И только структуры миссий очень и очень жаль.
Армия Моргана Бернхарда в лицах | |
Представляем вашему вниманию некоторые наиболее отличившиеся полки в составе наемной армии кондотьера Бернхарда, впоследствии — войска спасителей мира от полчищ оживших мертвецов. |
|
Кавалерия наемников. Краса и гордость армии: личный отряд самого Моргана Бернхарда. Всегда на острие решающего прорыва, хотя злые языки и утверждают, что Морган ее слишком бережет — больно уж дорого стоит замена боевого коня и доспехов. Наемные арбалетчики. Дивное изобретение гномов, портативная баллиста, или арбалет, отлично приспособлена под пробивание доспехов. Но трудно привыкнуть, что стрелок, в отличие от лучника, неспособен стрелять поверх голов союзников... Командир, Виллем Флетчер, славится своим хладнокровием даже в ситуации, когда его стрелы летят в гущу схватки. Приказ есть приказ! Наемные мечники. Капитан Гунтер Шепке смотрит на жизнь философски: пока в армии нет «расходных» отрядов, именно ему предстоит сдерживать вражеское наступление, обеспечивая коннице время для выхода в тыл. Только во время долгих переходов у него появляется время смыть запекшуюся кровь с лица. Наемная артиллерия. Канонир Вольфганг Шварцкопф обучался в артиллерийской академии в Нульне, где обзавелся базовой подготовкой по баллистике и глубочайшим уровнем фатализма. Куда-нибудь ядро безусловно попадет, не правда ли? Ни один снаряд из пушки еще не покидал поверхности Земли навсегда. Имперские меченосцы. В Империи тем, кто показал свою доблесть перед лицом графа, дают право впредь, как настоящему герою, идти в бой без щита, зато с большим двуручным резаком. После чего гордо бросают их, невзирая на плебейское происхождение, прямо на благородных рыцарей неприятеля. Что им броня? Вжж, хрусть, пополам! Флагеллянты. По его виду и не скажешь, но Евзебий Блеклый и его бешеная братия — подлинные любимцы всей армии. Виной тому не веселый нрав и не умение показывать фокусы с чашечкой и двумя шариками, а тот простой факт, что монахи никогда не отступают и тем самым берут на себя чью-то чужую долю смертей. Все равно, как учит их вера, конец света наступает: кому так уж хочется присутствовать при нем лично? Гномья дружина Азгуза. Наука учит нас, что из всех тел равного объема наименьшая площадь поверхности — у шара: поэтому круглые гномьи пуза дешевле всего облечь в сплошную броню. Да и о подвижности думать не надо: гномы никогда не спешат. В общем, это та самая пробка, которой намертво затыкают самые опасные бреши. |
Конники Свена Карлссона. Солдаты на службе в Пограничье, как выяснилось, почти не уступают элите наемников. Но есть у них один недостаток — лояльность исходному хозяину. Вот потому-то мы расстаемся с ними довольно рано и навсегда. А так хотелось бы встретить их радостным кличем: «Карлссон вернулся!» Наемные огры. Если Морган Бернхард решит их проблемы с братьями меньшими — орками (а чего они больших ребят не уважают?), то в составе его армии появится бригада бойцовых огров. Широкая улыбка и ядреный аромат изо рта наводят на врагов панику, и иногда противник бежит с поля боя просто при виде приближающейся ханы. Волки Рагнара. Как ни странно, это вовсе не представители отряда собачьих, а самая что ни на есть нормальная кавалерия норсков на службе у царицы Кислева. Их вожак, Рагнар, знает толк в доброй охоте: в качестве дичи предпочитает не бекасов и даже не медведей, а ледовых троллей. Некоторые любят загонять их с копьями, но, как по мне, правильное оружие для такой охоты — артиллерия... Имперская мортира. Ужасающее орудие смерти, основанное на новейшем научном принципе: «на кого Сигмар пошлет». К счастью, летает ядрышко далеко, игнорируя холмы, здания и прочие мелкие препятствия. А потому есть надежда не уронить его себе на голову. Имперский паровой танк. Вершина научно-технической мысли: железный гроб на колесиках, который ездит. На практике доказал свою надежность: сорок вооруженных до зубов орков так и не сумели его расковырять, чтобы извлечь изнутри мягонькую тушку танкиста Людвига. Вооружен пушкой, правда, маленькой. Лютер Огнебой. Сам себе боевая единица, и похлеще многих. На все руки мастер: и бабахнуть огнем, и телепортироваться (например, чтобы вызвать у вражеских зомби безусловный рефлекс: «Мяяяясо!!!»). А впоследствии переквалифицируется в сокрушители колесниц: только он может пришпилить своими чарами колесницу к месту, как жука, чтобы потом без спешки обжарить со всех сторон восседающую на ней мумию. Владимир Буревестник. А вот его суровый коллега, придворный волхв царицы Катерины, появился в наших рядах слишком поздно. Но редчайшая в этом мире ледовая магия хороша тем, что некоторые ее заклятия можно с успехом швырять прямо в гущу схватки — без вреда для своих. |
Рассказ ветерана
...Наш отряд скитался на границах Империи. Там пошаливают гоблины и орки — а это значит, что местные землевладельцы регулярно трясут кошельками. Правда, они тут не богачи, но и работа обычно простенькая.
Вот, например, отбились как-то от стада четыре гоблинских полка. Идут, значит. Как водится у этой шушеры, растянулись так, что передние задних не видят. Случилось им проходить мимо деревни, и местный староста вообразил, что сейчас они пришли за ним лично. Ну, деньги на дороге не валяются. Мы их преспокойно расстреляли, так что мечам почти и дела не нашлось. А заодно еще сундучок какой-то с деньгами отхватили. Наверно, гоблинский. А может, и из деревни, какая разница?
Хотите, не хотите ли, порой и драться надо... |
Тут командиру повстречался его дружок — Свен Карлссон. Он тоже наемник, из норсков, теперь на службе в каком-то крохотном княжестве Пограничья. Основная орочья армия направлялась именно туда, и мы вместе со стариной Свеном и его конницей вышли им наперерез. Честно скажу: было жарко. Орки на своих кабанах наделали в наших рядах немало переполоху. Но командир, молодец, пропустил их колонну к городу, а потом мы наскочили с фланга и порубили стрелков. Хуже всего пришлось пехоте Гунтера Шепке: они прикрывали пушку от орочьей свинницы.
Героями мы заявились в этот, как его, Тойфельбад — Чертоград по-нашему. И что бы вы думали? Оказывается, эти самые орки не воевать нас шли — они бежали! Ну, как вы понимаете, если уж орки бегут, так позади у них не крестьяне с вилами. И точно: нежить! И много! Откуда столько — ведь до вампирского замка Карштейн неблизкая дорога?
Повезло нам вот с чем: кроме орков, от нежити сбежал еще один парень, Лютер. Он из тех, что носит оранжевое. Маг, в общем, причем огненный. Парень оказался не промах, присоединился к нам и показал класс. Авангард нежити мы покрошили; теперь бы понять, куда идет основная армия? Впрочем, сперва хорошо бы понять другое: кто заплатит? Командир рассудил толково: в такие дела лучше лезть под знаменами Империи. Работенка-то светит недешевая...
На императорской службе
Вышли мы, стало быть, в Хельмгарт через Богенхафен. А тут какая-то графиня, черт ее сюда занес, попалась в разбойничью засаду. Ее бравая, но не слишком могучая охрана отбивается как может. Казалось бы, дело привычное; только вот с бандитами приполз некромант...
Сентиментален все-таки наш командир. Казалось бы — ну, получи свои законные денежки и ступай себе мимо. Так нет — решил показать, что он рыцарь и не бросит даму в беде. Сидите, дескать, графиня, тут в церкви и смотрите, как мы за вас помирать будем. Хорошо хоть, Клаус с ума не сошел — взял с местного мэра сполна за защиту его гадюшника от нежити.
Вот стали мы вокруг церкви, а нежить поползла со всех сторон. Да не одна — с некромантом. Только мы порубаем скелетов на холодец — трупарь палочкой махнет, и они снова с нами. Морган велел магу его выцелить — так он защищен. Хорошо, пушкари не промазали. Как плюхнуло ему ядром по маковке — только уши по ветру полетели.
Поганый это был бой. Труднее всего было прикрыть пушку, стрелков и прочую нежную публику. Ведь приходится чертову церквушку со всех сторон окружать, а нас, между прочим, не так много. Но чародейный господин себя отлично показал. И наградили мы его по справедливости: пушкарь наш после боя в какой-то местный домишко пальнул (так, заместо салюта) — так в руинах мы волшебную книгу подобрали.
По нашу душу прибыл инквизитор. |
В общем, все это славно, только вот в Хельмгарт мы опоздали. Если бы не рыцарские порывы начальства — мы бы его защищали, а так пришлось штурмом брать. Лучников, допустим, из пушки поснимали, а дальше что?
Храбрый все-таки парень оказался этот самый Лютер. Телепортировался чуть ли не врагу в зубы, и только те кинулись хватать-давить-не пущать — прыгнул обратно. Нежить, она ведь глупая: видит врага — лезет в драку. Так вот только и совладали.
По всему было видать — пора в Альтдорф, в столицу. На такие дела надо с императором договариваться. Он нашего Бернхарда давно знает, скупиться не будет. Вот мы и собрались, только по дороге еще одна работенка привалила. Азгуз, гном, со своей дружиной застрял на каком-то Сигмаром забытом перевале, просит помочь расчистить — за какой-то замечательный щит гномьей работы. Счастье тут было даже не в щите: впоследствии Азгуз нам очень пригодился.
Сказки Великого Леса
Ненавижу колдунишек! |
Говорят, Фолькмар, теогонист при императоре (и не спрашивайте, что это за фигня такая — теогонист) что-то напророчил. Во всяком случае, ихнее величество распахнул перед командиром свои сундуки и отправил нас в Великий Лес.
Ой, что было... Нежити — толпы, но к этому мы уже привыкли. А вот мумии... Позвольте, это что же получается? Мы-то думали, что с сильванийцами деремся — вампиры, известное дело. А мумии — это уже что-то с юга, из самой Хемри. Рубить этих тварей — мечи пообломаешь, пушка и та не больно им страшна. Одна радость — Лютер со своими чарами: горят бинты на мумиях похлеще пороху. А с одного отряда добыли мы знамя: кто его несет — не побежит с поля боя. Мы его промеж себя «флагом смертничков» прозвали. Кому охота под таким в драку лезть?
Зато достались нам замечательные попутчики. Во-первых, флагеллянты. Это рехнувшиеся монахи, которые кричат о конце света и колошматят сами себя дубьем. Отличное подспорье в драке! Флагеллянт дерется насмерть: ему все равно на том свете хуже не будет.
Очень рискованный маневр: маг выходит на огневую дистанцию против стрелков. |
А во-вторых, здоровенная лязгающая железная коробка и ее обитатель, Людвиг-танкист. Его отряд покрошили орки, а сам он с командой выжил. «Мы просто залезли в танк и закрылись изнутри. Они до нас так и не добрались. Но у нас сломалась машина, и мы не можем никуда ехать!»
Почему бы и не помочь? Тем паче что в бою танк как-то резко ожил и доставил оркам массу веселых минут.
А потом мы еще раз встретились с Людвигом. Но это — уже совсем другая история.
После этого старый ветеран еще долго рассказывал — о Кислеве, стране царицы Катерины, об охоте на троллей, о рыцарях Черного Грааля... Но только врагов становилось все больше, а цензурных слов в речи воина — все меньше, и поэтому остаток его рассказа мы вынуждены опустить.
Dark Omen сегодня |
Перед теми, кто хочет сегодня вспомнить великолепие этой игры, встает две существенных проблемы. Первая: многие новомодные мониторы просто не держат разрешения 640 на 480 (не говоря уже о меньших). Поэтому, если картинка у вас на экране пошла широкими полосами — значит, нужен монитор поменьше или постарше. Вторая: неполная совместимость с операционными системами на базе Windows NT, то есть, в частности, Windows 2000 и Windows XP. И если в случае 2000 проблему решает Service Pack 3, то во втором придется идти на жертвы. Во-первых, в обязательном порядке отключить цветной курсор, во-вторых, в зависимости от параметров оборудования — возможно, отключить hardware rendering (многие современные видеокарты игра понимать отказывается), а иногда даже понизить качество изображения. Попробуйте также поиграться с частотами развертки монитора. Так, на одном из мониторов у меня игра сочла частоту 72 Гц враждебной провокацией, тогда как на 60 и 75 запустилась без проблем. Наконец, если игра продолжает вести себя странно (например, неожиданно меняет цвета на красно-желто-мерзкую палитру), попробуйте проставить в Windows изначально 16-битный цвет. В Windows 98 и МЕ никаких проблем (кроме размера монитора) не обнаружено. |
Что принес нам Dark Omen
Начну с очевидного: если бы не Warhammer, вряд ли сегодня существовала бы популярнейшая серия стратегий — Total War. Огромное количество идей и игровых механизмов перекочевала из Dark Omen в Shogun, а оттуда в Medieval и Rome. А еще — в серию «Казаки», Imperial Glory... Cловом, всюду, где, сломав былые принципы жанра, ввели понятие строя — и не прогадали.
Получился типичный тир. |
А вот правильных миссий в духе Dark Omen так и не появилось. Warhammer 40 000: Dawn of War, которому, казалось бы, сам бог велел идти по его стопам, гораздо больше похож на Warcraft, хотя и не без элементов Dark Omen. И это очень зря.
В результате гигантский заряд, который нес в себе Warhammer: Dark Omen, сегодня расходуется процентов на 50: замечательный тактический режим прижился, но он срабатывает на «случайных» битвах, а не на тщательно срежиссированных миссиях. А хотелось бы и того, и другого.
Сегодня это направление пытаются реализовать в таких играх, как «Магия войны», но настоящий прорыв еще впереди.
С другой стороны, если бы в Warhammer был настоящий, полнофункциональный мультиплеер в духе исходной игры — с подбором войск по правилам, близким к настольным, — то сегодня мы, вероятно, имели бы достаточно много тактик с идейным подбором армии. Что это такое, человек, играющий только на компьютере, может представить на примере «Демиургов», где колода без идеи, простой «набор сильных карт», гарантированно проигрывает. В стратегиях не-карточного жанра на компьютере такого подхода пока по-настоящему нет — хотя его пытались реализовать в военных играх «генеральской» серии (Panzer General, Fantasy General и другие).
Warhammer: Dark Omen попытался повернуть жанр стратегий в реальном времени на другую дорогу, вместо протоптанной Dune 2, Warcraft и С&C. Ему это удалось только отчасти: семена, им посеянные, взошли, но урожай еще не созрел.