Однажды я решил резко изменить свою судьбу. Я купил билет на летающую машину под названием «дирижабль», чтобы отправиться в самый большой город на континенте — Тарант. Если бы я знал, к каким приключениям это приведет, то дважды подумал бы — стоит ли?..
Я поднялся на борт, разложил багаж и отправился в общий зал, чтобы немного выпить. Капитан, милейший человек, после взлета заходил в пассажирский салон и сказал, что все в порядке — мы скоро будем в Таранте.
В зале я заметил пару университетских друзей. Теперь они — промышленные магнаты. Играла спокойная музыка, люди танцевали и развлекались...
Мы были где-то над горами, когда я услышал громкий звук моторов. «Но так не бывает, — подумал я, — летательные аппараты не приближаются друг к другу в полете, это же опасно!» Я отправился к капитану спросить, что происходит. Но тут раздались выстрелы, и я понял, что стреляют по дирижаблю. Наш корабль резко пошел вниз и с грохотом рухнул.
Я отделался буквально парой синяков. Начался пожар, столпотворение. Не помню, как я бежал и как выбирался на свободу. Первое, что помнится отчетливо, — голос старого гнома, из последних сил молившего о помощи. Он дал мне кольцо с синим камнем и попросил отыскать хозяина кольца.
Впоследствии я узнал, что кольцо принадлежало Гилберту Бейтсу, самому влиятельному человеку Арканума. Но это уже совсем другая история...
Пар против волшебства
Пять лет назад, в 2001 году, часть команды разработчиков игры Fallout покинула свою прежнюю студию и создала компанию Troika Games. А вместе с ней — новый проект и небывалый новый мир.
Бесславный конец. |
Прощайте, бункера постъядерной Америки. Вселенная Арканума скорее напоминает викторианскую Англию или раннюю Америку, воспетую Жюлем Верном и О. Генри. Дома закопчены — угольный дым въедается во все подряд. Серые дожди Туманного Альбиона. Тарантская газета — вылитая «Таймс». Мужчины носят сюртуки и цилиндры, дамы — пышные бархатные платья с тяжелыми юбками. Фонари — вылитый XIX век.
В этом мире есть две противоборствующие силы — магия и технология. С древних времен в Аркануме главенствовала магия. Но недавно изобрели паровую машину, начался рост промышленности и изобретательства, и оказалось, что технология неплохо служит людям, не требуя, как волшебство, каких-то особых способностей. К тому же она дешевле: можно осветить целый город газовыми фонарями или согреть дома паровым отоплением.
Поначалу казалось, что все к лучшему, но вскоре выяснилось, что магия и технология... вредят друг другу. Там, где полагаются на чары, механизмы быстро ломаются и выходят из строя, а колдуну в болезни не поможешь научной медициной; и наоборот, инженера не исцелишь волшебством и не покатаешь на ковре-самолете. В городе, где слишком много чародеев, перестают функционировать паровые машины, а слишком обильные технологией места заставляют гаснуть заклятия.
Большинство крупных городов все же выбрало технологию: магия редко в силах помочь тысячам. Но, скажем, в Каладоне применяют и то, и другое.
Разумеется, маги и технологи вредят друг другу. Например, чародей пытается добиться поломки паровой машины в Туманных Холмах. Пока что технология выигрывает войну за счет массовости и простоты, и магия умирает — даже в тех местах, где процветала испокон веков. Хотя герои-одиночки предпочитают заклинания — для них они, по большому счету, эффективнее.
Кстати, вражда гномов с эльфами — от того же корня: эльфы любят чары, гномы — механизмы.
...Да-да, в этом мире проживают и те, и другие. Но не ждите традиционных плащей с капюшонами и зубчатых курточек. Гнома гораздо проще встретить все в тех же сюртуке и цилиндре. Только ради того, чтобы полюбоваться на этакое диво, стоит поиграть в «Арканум»!
По следам кольца
А мы между тем ищем владельца кольца, полученного от умирающего гнома. Разобравшись, где сделано кольцо, можно отправляться к фирме-изготовителю.
В метро с такой компанией не пустят. |
Увы, вместо солидного офиса нас ожидает... чуть ли не склеп. С охранниками-зомби. А господа Шуйлеры, оказывается, некроманты! Но это дело наказуемое — и мы организуем небольшой шантаж. Пообещав не рассказывать об их делишках, получаем право побеседовать с духом старого Шуйлера.
Это выводит нас на след исчезнувшего гномьего клана Черной горы. А там постепенно выясняется происхождение богатств Гилберта Бейтса (недвусмысленный намек на Билла Гейтса), который, в общем-то, получил их за счет гномов, нагло украв технологию парового двигателя.
Дальше история ведет нас на каторжный остров, показывает крупные города и глухие закоулки, музеи и злачные места, чудовищ и магнатов...
И из этих необыкновенных декораций постепенно выплывает тень зла, вознамерившегося уничтожить все живое.
Но вы вольны не вцепляться в сюжетную линию зубами. Игра благоволит внимательным и вдумчивым. Можно найти много интересного прямо возле дирижабля — например, побеседовать со страдающим духом, который просит избавить его от проклятия. Если вы легковерны и последуете его просьбе... то обнаружите, что остались в дураках. Но можно поступить и наоборот, узнав побольше о причинах проклятия.
И дальше никто не требует идти туда, куда зовет «основное» задание. Свобода не знает границ. Можно даже, если денег вдосталь, обзавестись собственным кораблем, и — плавай, куда душа пожелает!
Таких разнообразных заданий, как в «Аркануме», вы не найдете почти нигде. Например, надо разобраться в государственном вопросе: провинция не желает платить налоги и хочет перейти под власть другого правительства. Или вот — имеется серебряная шахта, которую неплохо бы избавить от призрака ее владелицы, и опять-таки есть несколько способов — в зависимости от того, насколько вы разобрались в происходящем. В одном городе хотят ставить памятник, но никак не договорятся — поможете? На фабрике забастовка — кто прав, хозяин или рабочие?
Ваши способности тоже влияют на решение — еще как! Мрачный тип, который обделен искусством убеждать, едва ли справится с переговорами, и ему просто-таки придется разбираться силовыми методами. Хотя, если он достаточно ловок, можно кое-чего достичь и воровскими путями... Таким образом, каждое новое прохождение оказывается совершенно непохожим на предыдущее.
Да, примерно так было в игре тех же мастеров — Fallout; но где еще? Хотя пытались многие.
Друзья и просто встречные
Первым, кого вы встретите после крушения (умирающие и всяческая дикая живность не в счет), будет некий загадочный господин, который видит в вас то ли пророка, то ли воплощение бога. Он страстно и горячо предлагает вам свои услуги. Зовут его... Вергилий (и не случайно: если помните, Вергилий был проводником Данте в аду).
Выставка диковинок Таранта. |
И Вергилий честно исполняет свою роль проводника, комментируя ваши действия, предлагая способы решения проблем, делясь идеями и чувствами. Но его не покидает религиозный экстаз: он все время видит в вас некую высшую силу.
(К слову, Данте вы впоследствии тоже найдете; он — монах и во многом похож на Вергилия.)
Гуляя по городам, можно собрать изрядную и пеструю компанию; и далеко не только Вергилий будет иметь по любому поводу свое мнение. Впрочем, большинство спутников с ним не навязывается; однако если однажды им станет с вами не по пути — кое-кто просто уйдет, а кое-кто и предаст...
...Огр Согг Кружка Меда, к примеру, мало что может посоветовать — он вообще не в ладах с членораздельной речью. И присоединяется исключительно к тем, кто умеет говорить красиво, — самому ему это недоступно.
...Франклин Пейн, знаменитый путешественник, идет на службу лишь к самым прославленным. Только в их обществе он может стать еще известней!
...Карлик Воллинджер — большой мастер по части ружей, но, увы, не отличается добродетельным нравом. С этим авантюристом надо держать ухо востро.
...Ермунд, гном, влип в нехорошее дело; спутник он верный, но странный, потому как, будучи гномом, занимается магией. Выходит это у него посредственно, но он твердо уверен в правильности избранного пути.
...Джейна Стайлс, медичка, напротив, глубоко убеждена в необходимости технологии и присоединится лишь в том случае, если вы разделяете ее воззрения и последовательны в этом.
И это — очень малая часть списка. В нем фигурируют загадочные существа, ящеры, темные эльфы... и даже обычная собака.
Не проходите мимо
В мире Арканума издаются газеты и научные труды. Например, регулярно выходит новый выпуск Тарантской газеты — с последними новостями и даже прогнозом погоды. В библиотеке Таранта можно почитать труды различных авторов, начиная от эльфийской поэзии и книги «О расах Арканума» и заканчивая «Языческими богами Арканума» и «Психологическим трактатом».
Штурвал парусника можно доверить даже прожженному колдуну. |
В Таранте есть музей с чучелами животных и разными предметами (среди которых есть Гигант Тихих Вод, умный орк, двухголовая корова и уменьшенная копия парового двигателя). Они представляют собой искусно сделанные подделки.
В археологическом музее представлены: окаменевшее яйцо дракона, древний железный сундук, который создан во времена драконов, и череп Беллерогрима (последнего великого дракона).
Многие дома Таранта снабжены табличками, на которых написаны адреса.
Если у вашего героя криминальные наклонности, то ему, вероятно, придется по душе местная преступная сеть, которая простирается от Таранта (здесь находится главное «логово» воров) до Каладона. К ней можно присоединиться и даже поучаствовать в борьбе за власть. Этот факт не пройдет незамеченным (как бывает в некоторых играх, не будем называть имен); вступите в воровские разборки на стороне одной группировки — другая начнет на вас нападать, а убьете главаря — и от роста преступности «заполыхает» весь Тарант. Ведь противостояние двух кланов было залогом относительной стабильности в преступном мире.
Между крупными городами работает железнодорожная сеть. И если вы технолог, то можете ехать в обычном вагоне. Ну а если маг — вас посадят в специальный вагон, который находится в конце поезда (а все из-за того, что маги своей волшебной энергией действуют на приборы, чем мешают им правильно работать).
Кто я?
При создании персонажа перед игроком встает очень нелегкий выбор, ведь он сталкивается с огромным количеством параметров, которые влияют на весь стиль поведения в игре. Во-первых, на выбор дается восемь рас: человек, гном, эльф, полуэльф, карлик, полурослик, полуогр и полуорк.
А в продолжении можно было бы добавить другие континенты... |
Во-вторых, в игре существует 16 магических школ, в каждой по 8 заклинаний самых разных направлений: вы можете призывать монстров себе на помощь или оживлять людей.
В-третьих, есть 8 технических специализаций, в каждой по 8 устройств. Вообще, идея создания оружия и препаратов своими руками делает игру разнообразней. Способность создавать пули самому или сделать самое сильное оружие в игре — «Пушку Тесла» — привлекала многих.
В-четвертых, в игре присутствует 8 главных характеристик: сила, ловкость, телосложение, интеллект, обаяние, воля, восприятие и внешность, которые влияют на производные от них значения, такие как максимальное количество веса, которое вы сможете нести, или первоначальное отношение к вашему персонажу.
В-пятых, есть различные навыки: боевые (стрельба из лука, рукопашная, умение уклоняться от ударов и метание), воровские (удар сзади, установка ловушек, скрытность и воровство), социальные (красноречие, торговля, игра в кости и лечение), технологические (стрельба из ружей и пистолетов, снятие ловушек, ремонт и взлом). То есть каждый может выбрать себе персонажа по духу. Хотите быть оратором, развивайте навык красноречия и интеллект, вором — взлом и скрытность, могущественным магом — учите заклинания.
Все навыки можно совершенствовать: для того чтобы получить звание подмастерья, много труда не нужно, на то есть много учителей. А вот за звание мастера надо побороться: сначала разыскать мастера (что уже не слишком-то легко), а потом выполнить его условия.
Кстати, слишком углубившись в магию или технологию, вы столкнетесь с некоторыми неприятностями. Сюда относится вышеупомянутый пример с поездом или такой случай: вы, технолог, заходите в магический магазин, а продавец вообще не желает с вами разговаривать. Но развивать все равно придется что-то одно: иначе вы будете совсем плохим магом и одновременно никудышным технологом. Одно будет мешать другому.
В торговле все стандартно: вы можете покупать и продавать товары, ремонтировать вещи. Единственной интересной особенностью обладают неиндентифицированные вещи. Вы не увидите их волшебные свойства (а значит, не сможете использовать), пока не идентифицируете.
Все вещи делятся на магические и механические. Если вы маг, то сможете использовать магическое оружие на 100% его мощности, то же относится и к механическому оружию.
Жизнь мага и технолога несколько отличается. Технолог может найти составные части для своих приборов и ингредиенты для снадобий практически везде, будь то поле (различные травы) или город (в корзинах для мусора много интересного). Маг же не может создавать предметы, поэтому покупает зелья, оружие и свитки в магазине. Но все-таки магом играть намного легче, так как для колдовства ничего не нужно, кроме собственных сил.
В игре есть несколько режимов боя: бой в реальном времени и пошаговый. Мне было интересней играть в пошаговом режиме, так как есть время придумать план дальнейших действий. Но если вы хотите острых ощущений, попробуйте поиграть на самом высоком уровне сложности в реальном времени.
Песок в шестеренках
Ну что ж, пришло время поговорить о недостатках.
Начнем, пожалуй, с графики. На момент выхода игры в индустрии вовсю применялись трехмерные технологии. Здесь же перед нами представал изометрический вид с трехмерными персонажами.
Само по себе это не грех: будем честны, далеко не всегда три измерения красивее двух. Но по тщательности прорисовки игре было трудновато тягаться даже с серией Baldur’s Gate: тоже изометрия, но совсем другого качества!
Последний дракон Арканума. |
То, что авторам игры было интереснее всего, прорисовано на славу: паровозы, дирижабли и прочие аппараты, портреты гномов и полуросликов, одетых по моде XIX века, фонари... В общем — характерные черты избранного мира. Но вот картинка того же Вергилия не идет ни в какое сравнение с его же портретом!
Города проработаны намного лучше, чем открытые пространства, — по той же причине. Города в «Аркануме» особенные, а лес — он и в Африке лес.
Художники — люди творческие; они стараются вложить всю душу в то, что им нравится, а остальное делают как получится. Задача руководителя проекта — хоть немножко сгладить это противоречие...
Подкачал и искусственный интеллект. Он не то чтобы плох, но если у вашего напарника лук или ружье, он запросто может попасть по вам. Что раздражает больше, чем верный спутник, который ни с того ни с сего влепляет вам пониже спины заряд дроби просто потому, что не додумался отойти в сторону или перейти в рукопашную?
Многие считали недостатком игры ограничение уровня. Каждый уровень — это всего лишь одна единичка к характеристике или умению, и в сумме их — только 50. Возможно, если бы их стало чуть больше — это было бы приятнее? Как знать; в таких случаях всегда под угрозой баланс. Вспоминаются незадачливые пираты, которые в Ultima Online убрали ограничение на суммарный уровень навыков — убив тем самым всю игру; они даже не догадались, что сотворили...
Его пример — другим наука?
По официальным данным, Arcanum был продан тиражом в 234 тысячи копий. Неплохо, но — не более того. Это при том, что, по всеобщему признанию, он стал классикой жанра. Впрочем, Fallout получил признание тоже вовсе не сразу, а продажи его были намного меньше, чем хотелось бы издателю.
Вообще, эти две игры часто сравнивают. Некоторые даже говорят, будто Arcanum — это тот же Fallout, только в прошлом (странная идея; разве кто-то из нас может указать на карте Тарант или похвастаться прадедушкой-гномом?). Однако судьба у них похожа только на первый взгляд...
Fallout знают все — даже те, кто отродясь в него не играл. У Arcanum судьба другая: ценители в восторге, а вот далекие от ролевого жанра игроки весьма смутно представляют его себе.
У Fallout, помимо официальной второй части и «игры по мотивам» — Brotherhood of Steel, немало подражателей. The Fall, Metalheart, TimeZero, еще несколько игр пребывает в разработке. За право делать Fallout 3 дрались именитые компании. А вот Arcanum... хоть одного «идейного наследника» назовете?
И тут уж, право, дело не в графике и не в ошибках ИИ. Дело в другом: скрестить фэнтези, фантастику и жюльверновскую техноромантику невероятно трудно. По сравнению с этим постапокалипсис, да не обидятся на меня поклонники этой идеи, — проще пареной репы. Как сделать постъядерный мир, из которого не торчат недоделки и странности, худо-бедно представляют многие; а вот состыковать атмосферу XIX века — задача труднейшая.
В литературе тому есть несколько примеров, даже название жанру придумали — steampunk, по аналогии с киберпанком. Но и там чаще всего улетучивается главное: жюльверновская романтика. Без нее это совсем другая вселенная. В которой многие жить не захотят.
Если бы директором был я |
Я бы улучшил ИИ как врагов, так и своих товарищей. Чтобы они так же легко использовали магию и зелья, как и наш герой. Наверное, стоило усложнить игру (усиливать монстров), чтобы было не так легко получать опыт. Стоило бы добавить больше мини-игр (например, карточных — покер, бридж, блэкджек) и сделать так, чтобы игра в кости была анимированной. Очень нужна возможность играть и после финальных титров. Ведь за одно прохождение невозможно увидеть все интересные места и вещи. И я бы обязательно сделал нормальное руководство для World Edit (редактор, позволяющий создать модули для игры). Можно было дать игроку возможность встраивать в модуль Арканума свои квесты, оружие, броню... Хоть так игра обрела бы вторую жизнь. |
Ну а Troika Games, как бы это ни было прискорбно, не так давно закрылась. И причина вполне ясна. В «Тройке» работали гениальные игровые дизайнеры и... очень посредственные экономисты. Как можно было, например, выпустить Vampire: The Masquerade — Bloodlines в один день с Half-Life 2, да еще и ценой огромных недоделок? Как можно было настолько провалить рекламную кампанию всех своих разработок? Ведь только реклама «Арканума» освещала самые привлекательные черты игры, и то так себе; а над рекламами Temple of Elemental Evil и Bloodlines вообще можно только прослезиться.
Troika закрылась не по причине разработческой несостоятельности, как Black Isle (увы, эта часть создателей Fallout вполне заслуженно пострадала от своего супердолгостроя Lionheart, оставшегося недоделанным). Вина тут — исключительно на менеджерах и маркетинговом отделе. Так, увы, тоже бывает.
Говорят, что кто-то из Troika перешел в Bethesda — эта компания получила вожделенные права на Fallout 3, и, быть может, с помощью «троечников» игра станет настоящим Fallout. На «родной» состав Bethesda надежды мало: по духу их проекты космически далеки от идеалов Fallout-Arcanum.
А о продолжении Arcanum — по-прежнему ни слуху, ни духу. И нам остается только снова запустить старый диск и ступить на улицы Таранта. Наше сердце поселилось там навсегда.