А Беседа Коса и Матушки Ци была уже в самом разгаре. Старуха скакала из стороны в сторону с той неуклюжестью, которая дается лишь опытом и годами ежедневных изнурительных занятий, а ее разнообразнейший Чань-бо и впрямь то норовил поддеть Коса на свою лопату, то старался забодать его рогами полумесяца, то хотел насмерть запугать звоном колокольчиков и мельтешением лент.
Г. Л. Олди, «Путь меча»
Среди многих игр-единоборств «Будокан» вспоминается в первую очередь чистым спортивным духом: никакой «кровищи», «добивающих ударов» и «ставок больше, чем жизнь». Ведь Будокан — это стадион, где проводятся — в числе прочего — состязания в боевых искусствах. Так что забудьте на некоторое время о грязных драках без правил; боевое искусство не стоит превращать в побоище.
Что такое «Будокан»
В «Будокане» игроку доступно четыре вида боевых искусств: карате, нунчаки, бо (шест) и кендо (бамбуковый меч-синай). Задача стоит простая и амбициозная: освоить в додзе все эти способы боя (там можно просто пробовать оружие или устраивать спарринг с партнерами разной силы), а затем стать чемпионом Будокана, победив двенадцать опытных бойцов. Все это происходит в изысканной обстановке японского состязания, переданной в 256 цветах (в 1989 году это была вершина технологий), причем с большим вкусом. Есть и возможность сразиться с живым соперником — поделив пополам одну клавиатуру.
Бой идет «на касаниях», но понятие урона тут есть. У каждого бойца есть два показателя: выносливость (stamina) и «ки». То и другое растет со временем, если не действовать активно (ки растет даже при блоках, главное — не атаковать). Выносливость тратится, когда в вас попадают, а также понемногу расходуется и на удары (особенно те, что в прыжке). Ки резко расходуется при ударе и определяет силу последнего (которая зависит еще от стиля и использованного удара).
Таким образом, бой в «Будокане» требует известного расчета; целый град ударов с низким ки может быть менее эффективен, чем один — с полным ки и в прыжке.
На заметку: если вытеснить противника с поля боя, большого урона это ему не нанесет, зато уничтожит его запас ки. Однако такой стиль считается «грязноватым»; особенно не рекомендуется применять его против самурая — он его значительно усилит.
Расчета требует и само состязание. Дело в том, что вам надо последовательно победить двенадцать именных бойцов, и у вас есть право каждый из четырех стилей использовать не более четырех раз. Считаются только победные бои, поражение не засчитывается за использование; но если вы проиграете одному противнику трижды, вам придется сдвигаться назад и вновь биться с уже побежденным; причем то применение стиля, которое вы потратили на предыдущую победу над ним, не компенсируется. И хотя бой с любым каратекой будет не слишком сложен, если взять нунчаки — делать этого не стоит, поскольку их просто не хватит на все сражения, где они были бы удачным выбором...
Йоко-гири и все-все-все
Арсенал движений и приемов богат до чрезвычайности: их около полусотни, хотя для управления хватает стрелок (девяти, а не четырех) и кнопки Shift (обычно отвечающей за удар). В их различных комбинациях кроются удары, блоки, прыжки, удары в прыжке с разворотом... Например: Shift, затем стрелка влево — блок на среднем уровне, стрелка вправо вверх, затем Shift, затем стрелка влево — прыжок вперед с ударом ногой в развороте (в карате). При этом есть несколько разных стоек; например, в нижней стойке те же Shift и стрелка влево означают не блок, а подсечку.
К счастью, логика приемов с разным вооружением похожа: блок на среднем уровне остается блоком хоть с синаем, хоть с бо. Но сами виды оружия при этом весьма различны:
Карате почти не дает защищаться против вооруженного противника, мало-мальски «дальнобойны» только удары ногой (и то не сравнить с бо или нунчаками), зато стиль достаточно быстр, а удар в прыжке становится отличным средством против слишком тупоумных противников, которые не обучаются от него защищаться. Стиль не из простых, но и его придется использовать — причина кроется в хитрых правилах турнира (см. выше).
Нунчаки тоже посредственны в защите, зато бьют почти так же быстро, как карате, и при этом больно и далеко (в дальности уступают только шесту). С ними нельзя забывать, что прыжковые атаки, радость и гордость многих стилей, здесь большого эффекта не дают, зато есть совершенно волшебный удар из передней стойки.
Бо — оружие очень длинное, что при правильной технике дает серьезное преимущество против почти любого стиля (включая нунчаки), но крайне медлительное и наносящее малый урон (этот недостаток отчасти компенсируют мощные удары в прыжке и подсечки).
Кендо — лучший защитный стиль, при этом с высоким уровнем урона, приличной дальностью и достаточно мощными атаками. Как и бо, кендо выглядит бледно при вхождении противника на близкую дистанцию; кроме того, у него практически нет «суперударов» — приходится довольствоваться «хорошим средним уровнем». Часто кендо выбирается против самых опасных противников — когда нет права пропустить даже пару ударов.
Секрет успеха
По сути дела, мы только что описали все основные правила игры (остались частности — какая последовательность кнопок за что отвечает, на что способны основные противники (об этом речь пойдет ниже. Так за что же «Будокан» остался в памяти народной?
Первой игрой-единоборством он не был: та же Karateka Джордана Мехнера (более знаменитого благодаря Prince of Persia) увидела свет на несколько лет раньше. Немало было игр этого жанра и после Budokan; и пусть этот жанр ярче расцветает на консолях, есть все же серия Mortal Kombat и еще некоторые.
Пройти состязания и увидеть финальные кадры — исполнение ката на фоне заката над морем — можно за пару часов и даже быстрее, если вы в полной мере овладели четырьмя боевыми искусствами. Графика, конечно, выглядела превосходно (а для тех, кто видит красоту за техническим несовершенством, превосходна и сейчас), но это еще не повод помнить игру без малого двадцать лет, за эти годы появилась не одна сотня красивых игр.
Атмосфера благородного спорта, которая особенно контрастно смотрится на фоне того же Mortal Kombat? Это ближе, но ведь перед нами не квест и не ролевая игра, где игровой мир — ключевая часть игры.
Сид Мейер утверждает, что идеальная игра — это последовательность интересных выборов. Budokan замечателен в первую очередь концентрацией впечатлений.
Если хотите получить от него максимум удовольствия, сперва хорошенько освойтесь со стилями в додзе, полностью овладейте спектром приемов, а потом... потом вам надо будет прямо в ходе сражения проникнуть в тайны боевого искусства противника и найти подходящее противодействие. Каждый соперник — уникален, каждый — личность, разница не только (и не столько) в оружии; главное — привычки, любимые приемы, слабые места... И нужно непосредственно на арене разобраться в личности противника, чтобы преодолеть его. Никакого «автоматизма», никакой рутины, только чистое творчество на поле боя.
Обидно, что Budokan кончается быстро. Но... в этом и сила игры. «Будокан» — это тест на умение быстро понять и сориентироваться. По количеству интересных выборов в единицу времени он почти идеален; вот за это мы его и любим.
Двенадцать мастеров
А теперь позвольте представить двенадцать соперников, которые ожидают вас в Будокане.
Горо Судзуки. Молодой каратист, который, согласно досье Будокана, «знаменит больше поеданием суши, чем техникой боя». Выражается это в том, что он плохо ставит блок даже против предсказуемых ударов; поэтому против него отлично работает грубый атакующий стиль. |
Эйдзи Кимура. Не менее молодой и неразумный кендоист. Он славится агрессивным нравом (его зовут в городе «наш камикадзе»); с кендо это сочетается... очень посредственно. С ним тоже можно работать агрессивно, а длинное оружие (бо, нунчаки) вообще не дает ему шансов. | |
Джимми Доран. Что могут смыслить белые в восточном спорте, даже если американский папа как-то в детстве привез их на Окинаву? Джимми вооружен парными тонфами (очень серьезный урон!) и носит устрашающее сомбреро, но сравнительно малоподвижен, а потому длинный шест или нунчаки его близко не подпустят. |
Сигэо Кавахара. Все, шутки кончились; это уже по-настоящему серьезный противник, который внимательно изучает вас и отлично обходит блоки ударами нунчаков. Против бо он стремительно входит на ближнюю дистанцию, против карате отскакивает назад — словом, это вдумчивый соперник. Похоже, лучшая тактика — кендо, но можно пробовать ставить на дальнобойность бо, однако в обоих случаях нужно рассчитывать каждый удар. | |
Тэцуо Окабе. Мастер шеста, который отлично парирует, и однообразная техника против него «не окупается». Однако в атаке он послабее, и это дает основания надеяться на тактику долгой защиты (с ростом ки) и победной комбинации. Но тут нужно оружие, которое хорошо отражает атаки, — бо или синай. |
Арни Густафсон. Этот здоровенный швед-каратист своими пинками может создать большие проблемы; хочется сэкономить на нем оружейный стиль, но его нога много сильнее вашей. Его слабое место — некоторая предсказуемость, и если освоить последовательности его приемов, можно их парировать «в зародыше». | |
Хироси Икеда. Знаменитый дед-горец с необычным оружием кусари-гамой (мы о нем вспомним еще раз в «Оружейной палате» этого номера) — один из самых запоминающихся противников. Он почти не обороняется, зато если раскрутит свой «спиннинг», добра не жди; защита работает посредственно. Либо отгоняйте его бо (в расчете на сброс за пределы арены, что неприлично), либо уповайте на мощь нунчаков и быстро бегайте. У деда очень плохое зрение, но с таким оружием это не его проблемы... |
Миюки Хиросе — дама с традиционной женской секирой-нагинатой. Нагината в «Будокане» похожа на бо — длинная, не очень быстрая, но... наносит гораздо больший урон. Отбивать ее удары довольно неприятно, потому что действует она хаотично; поэтому лучше всего заставить ее саму реагировать на вашу активность. Мне нравится немного парадоксальная идея — побить ее карате в ближнем бою, на быстрые атаки она отвечает плохо; но спокойнее все-таки кендо. | |
Ранди Ву. Лучший из мастеров нунчаков, который с легкостью необычайной обходит ваши блоки. Претендент на звание самого опасного противника. Защитный стиль тут плох; скорее напротив — надо пытаться использовать некоторую чрезмерную осторожность Ранди Ву (нунчаки в обороне выглядят так себе, особенно против прыжковых ударов). Несколько помогает частая смена стоек. |
Аяко Маруяма заставляет ваши рефлексы сыграть с вами дурную шутку. Она (или все-таки он?) — ниндзя и умеет, во-первых, кидаться сюрикенами (как их прикажете отбивать? Только отскакивать назад), а во-вторых... «телепортируется» на другой конец арены, вам за спину. В итоге вам приходится срочно переучиваться на ходу — стрелка «назад» теперь работает как «вперед», и наоборот... Если бы не это, она была бы не так уж опасна, но этот трюк мешает сделать самое простое — быстро отстучать по ней сколько нужно, поскольку защита у нее аховая. | |
Кадзуо Саката — самурай с копьем-яри: еще один претендент на звание сильнейшего бойца в «Будокане». Копье работает примерно как нагината, только вот самурай — не Миюки Хиросе. Отбивать его удары надо непременно (что исключает из рассмотрения как карате, так и нунчаки). И не забудьте про его кодекс чести... |
И наконец, Токагэ — человек-хамелеон: этот уникальный боец вооружен тем же, чем и вы, и старается сражаться в той же манере, что и вы, при этом обладая превосходной регенерацией выносливости. Как ни странно, наилучший шанс против него дает карате, хотя это утверждение и небесспорно. Образ Токагэ весьма символичен: главная победа для мастера боевых искусств — победа над самим собой! | |
В романе, из которого я взял эпиграф для этой статьи, ремесло противопоставляется искусству — и во владении оружием в первую очередь. Budokan — редкий пример чистого искусства, где нет никаких попыток «добавить чего-то для количества», разбавить четкую цепь событий проходными эпизодами — словом, добавить в игру мусора, что почти в обязательном порядке происходит в наше время. Отдадим ему должное; такого почти не делают.