Им важнее, где рваться минам,
Им важнее, где быть границам...
Старики управляют миром,
Только им по ночам не спится.
Александр Галич
Хотели бы вы стать правителем? Нет, конечно, не настоящим, ибо дело это неблагодарное: ни минутки свободного времени, верить никому нельзя, все пытаются использовать вас в своих интересах. Зазеваешься, чуть ослабишь хватку — тут же съедят с потрохами...
А вот временно и понарошку хотели бы попробовать себя в роли главы государства? Управлять внешней и внутренней политикой, армией, наукой... Стратегии от Paradox Interactive дают такую возможность. Главное — не пугаться сложности в освоении, это неизбежная плата за обширные возможности и стратегическую глубину. Тысячи игроков полюбили игры Paradox и уже десятилетие хранят им верность. Сегодня мы расскажем вам историю игр этой замечательной шведской студии от первого ее проекта и до наших дней.
Первенец
Двухтысячный год, близится перелом тысячелетий. Именно тогда увидело свет первое детище Paradox — глобальная стратегия Europa Universalis, сделанная по мотивам одноименной настольной игры. Она не была первой в своем роде — «Цивилизация» родилась значительно раньше. Но такой глубины проработки мира, такой исторической точности доселе не было ни в одной глобальной стратегии.
Перед нами карта мира и три сотни лет его истории: от Эпохи великих географических открытий и Реформации до Просвещения. Впрочем, предусмотрены и малые кампании с более узкими временными рамками. На выбор предлагаются сильнейшие европейские государства того времени, жаждущие достичь под вашей рукой мировой гегемонии. Точнее, формально не совсем под вашей — игрок выступает не монархом, а министром, который исполняет королевскую волю.
Министр выбирает задания из выкаченного королем списка, не более трех одновременно: установление дипломатических контактов, завоевание, географическое открытие. Выполнив или провалив задание, можно взять следующее. Награда — очки престижа, штраф за провал — вычеты из них же. Выигрывает игрок с самым высоким престижем на момент окончания кампании. Раздав задания, король самоустраняется от процесса, и вся внутренняя и внешняя политика страны, а также армия оказываются в вашем полном распоряжении.
На заметку: есть и альтернативные режимы игры, где победа достигается иначе. Например, победить может тот, кто первым заработает определенное количество очков или первым захватит столько-то провинций. Еще один режим дарует победу игроку, прежде всех выполнившему уникальную для каждой страны миссию.
Внутренняя политика состоит в распределении государственного бюджета между наукой (дающей множество полезных преимуществ), улучшениями в провинциях, военными расходами и инвестициями в стабильность. О стабильности поговорим подробно. Значение стабильности меняется от +3 (лучший вариант) до -3, и от этого зависит вероятность восстания какой-нибудь провинции. Чаще всего бунтуют недавно оккупированные территории, особенно иноверцы. Поначалу восстания не опасны, но крупной империи вполне способны подпортить жизнь. Если стабильность упала ниже максимума, уже есть смысл раскошелиться на ее повышение.
Основные источники дохода — налоги с провинций, контрибуции и торговля. Последняя выглядит следующим образом: мы выбираем, в какой из крупных торговых центров отправить купца, и тратим деньги на его отправку. Если торговец конкурентоспособен (это зависит от уровня торговых технологий — ваших и соперника), он будет приносить доход.
Дипломатические возможности игры, к счастью, не исчерпываются привычным «объявить войну», «подписать мир» и «заключить союз». Страны по-разному относятся друг к другу: при хорошем отношении вероятность выгодной сделки выше, а войны — ниже. При плохом — наоборот. Дружественные отношения с более слабой страной позволяют сделать ее вашим вассалом. Вассал делится со своим сюзереном доходами, к тому же, если все сложится удачно, пятью годами позже вы сможете присоединить его земли к своей империи. Если две страны веруют одинаково, живут в мире и соблюдают взаимные соглашения, дружба между ними крепнет. Улучшить отношения можно и с помощью подарков и заключения династического брака. Брак — отличная страховка от войны!
Это интересно: монархи в серии Europa Universalis необычайно плодовиты. Игрок может заключать практически бесконечное число династических браков.
В Europa Universalis, в отличие от Shogun: Total War, не менее знаменитой игры-ровесницы, возглавить свои рати на поле битвы нельзя. Но и без того есть чем заняться, так что минус ли это?.. Роль игрока в местных войнах сводится к созданию армии и флота, а также управлению ими на стратегической карте. Компьютер сам сосчитает исход битвы, учитывая количество и качество армии, рельеф местности и прочее.
Для победы в войне нужно не только разбить армию противника, но и оккупировать его территорию, захватить его города. Можно осадить вражеский город, но это надолго. Можно попытаться штурмовать крепость, но потери будут огромны и быстрый успех не гарантирован. Чуть позже, когда научный прогресс позволит вам отливать пушки, захват городов значительно ускорится.
Но вот наконец твердыня врага пала, и что же теперь? Провинция отныне принадлежит вам? Как бы не так! Тут вас ожидает одно из интереснейших нововведений от Paradox: провинция по-настоящему станет вашей, лишь когда отойдет к вам по условиям мирного договора. Чем удачнее война для вас и неудачнее для неприятеля, тем легче он соглашается на уступки ради перемирия. Даже чтобы получить две-три области, придется оккупировать значительную территорию. Кроме отнятых земель, по условиям перемирия вы можете получить контрибуцию или заставить другую страну стать вашим вассалом. Если же вся территория противника уже под вашим контролем, можно просто присоединить эти земли к своей империи.
И так можно было бы без труда покорить весь мир, но... если страна расширяется слишком быстро, соседи встают на дыбы и начинают дружить против вас. В одиночку справиться с коалицией теоретически возможно, но лучше все же вести внешнюю политику осторожно и не зарываться.
На заметку: игры от Paradox Interactive рассчитаны больше на одиночное прохождение, чем на игру по сети, поэтому то, что государства были и остаются очевидно не равными по силе, не нарушает баланс. Для мультиплеера предусмотрен специальный исторически недостоверный режим, в котором все равны, как близнецы-братья.
Выгодное отличие «Европы» от прочих глобальных стратегий — в невозможности поработить весь мир, действуя согласно привычному принципу «всех убью, один останусь». Вы не можете просто так объявить войну другому государству. Всегда нужен casus belli, то есть официальный повод, пусть даже этот повод прозрачен. Немотивированная агрессия снизит стабильность в вашей стране на две единицы, и о печальных последствиях оного снижения уже было сказано.
Повод может быть получен различными способами, чаще всего в результате случайного события. Они нередки, и «срок годности» поводов обычно достаточен для успешного завоевания. Повод для войны может дать и религиозная рознь. Еще casus belli всегда имеется против государства, удерживающего спорные с вами земли. Вдобавок, если вы взяли у монарха миссию захватить какую-либо область, это автоматически дает повод против страны-владелицы этой территории.
Расширять территорию можно и за счет колоний. Главное — успевать защищать поселенцев от агрессивных дикарей. Но, даже сколотив огромную империю, не обольщайтесь — до конца игры еще долго, а земли нужно не только получить, но и удержать. Задача эта, уж поверьте, нетривиальная.
Меньше, чем продолжение; больше, чем дополнение
Многие не верили в успех слишком «умной» игры, но успех имел место, и годом позже Paradox выпустили сиквел. Сохранив игровой процесс первой части со всеми его достоинствами, разработчики Europa Universalis 2 привнесли в него именно то, чего так хотелось игрокам. Временные рамки были раздвинуты, затронув XV и XIX века. Теперь вы можете играть не только за одну из стран «большой восьмерки», но за любое государство, которое можно отыскать на карте в избранном для начала игры году. Будь это хоть итальянский город-государство, хоть племя американских индейцев — вы можете возглавить его и вести к величию. Правда, за неевропейцев игрок получает огромные штрафы к науке, что терпимо вначале, но чем дальше, тем более проблематично. В любом случае, нововведение очень разнообразит игру.
Это интересно: несмотря на общую историческую точность, в играх от Paradox встречаются ляпы. То Украина окажется католической, то неведомая сила забросит в XIX век город Первомайск. Наверняка жители других стран тоже находили примеры подобной «клюквы».
Значительно доработали и дипломатию. Теперь вы можете провоцировать государство на войну с вами, оскорбив его, можете запрещать купцам другой страны торговать на вашей земле или же, наоборот, заключить торговое соглашение, запрещающее конкуренцию между подписавшими государствами. Желаете больше поводов для войны? Объявите себя защитником веры или предоставьте как можно большему числу стран гарантии независимости.
Внутренняя политика государства обзавелась шкалами-настройками: наступление-оборона, консерватизм-инновации, армия-флот и т.п. Какие приоритеты у вашей страны? Что для вас важнее: стабильность или научный прогресс? Доход от торговли или сильная кавалерия? Боевой дух армии или количество рекрутов? Оптимизация своего государства под выбранную вами стратегию приносит щедрые плоды.
Да, Europa Universalis 2 напоминает скорее дополнение, нежели продолжение. Но дополнение очень качественное, сделавшее игровой процесс увлекательнее. В дальнейшем многие продукты Paradox будут лишь слегка улучшенными версиями предыдущей части. Мало новенького — однозначный минус, на который не раз жаловались игроки.
Но изменения в играх от Paradox по крайней мере почти всегда к лучшему, чего не скажешь о «революциях» во многих игровых сериалах. К тому же «парадоксальные» игры отличаются высокой реиграбельностью. Сегодня вы ведете в бой стройные ряды молодецки вышагивающих пруссаков, а завтра, может быть, предпочтете в роли венецианского дожа устанавливать свою монополию на рынках Европы.
Идет война народная
Уже не шеренга мушкетеров дает залп, а бойцы Красной армии ведут огонь из окопа. Не кирасиры, устремившие острия палашей в небо, несутся на них, а приземистые и неотвратимые танки Гудериана. А в это время вдали от крови и смерти люди со стальными сердцами передвигают фишки на карте...
Hearts of Iron («День Победы») — ответвление серии Europa Universalis, где действие перенесено во Вторую мировую. Механика игры осталась прежней, разве что упор в большей степени сделан на войну. Что поделаешь, ситуация сложилась напряженная. Три могучих союза — Ось, Коминтерн и альянс западных демократий — ведут бескомпромиссную борьбу. Вокруг них и вращаются события игры. На чью сторону встанете вы?
Надо сказать, боевые действия в двадцатом веке стали сложнее и интереснее. По сравнению с тремя родами войск в Europa Universalis тут истинное изобилие: пехота, мотопехота, горные стрелки, танки, эсминцы, подводные лодки, истребители... И даже банальную пехоту можно снабдить противотанковой или зенитной артиллерией, превратить в инженерную часть. Каждый род войск имеет собственную сферу применения. Показатели атаки против живой силы и против техники разделены. А если еще добавить все хитрости снабжения армии... Короче, есть чем заняться доморощенным Роммелям. К тому же ради удобства игроков все модификаторы, влияющие на битву, можно увидеть в самой игре, а не только на специальных форумах.
А вот дипломатии повезло меньше. Несмотря на то, что большинство настроек успешно перекочевало из Европы, дипломатическая система подверглась упрощению. Объявлять войну и расширять жизненное пространство стало значительно легче, особенно тоталитарным государствам. Альянсов может быть всего три, мы их уже назвали. Формируются они по идеологическому признаку. Увы, демократу завести «своего сукина сына» среди ультраправых режимов вряд ли удастся.
Совершенно по-другому в Hearts of Iron работает экономика. Чтобы улучшить инфраструктуру, создать армейскую часть или совершить научное открытие, нужен промышленный потенциал. Дают его заводы, но только при наличии нужных ресурсов: нефти, железа и электричества. Заводы можно строить самому в больших количествах, а ресурсов обычно хватает (по крайней мере у сильных стран). Поэтому трата большей части промышленного потенциала на постройку заводов в начале игры оправдывала себя.
В Hearts of Iron 2 жизнь игроков стала значительно труднее. В хорошем смысле слова. Описанный выше фокус с заводами оказался уже не настолько эффективным. Да и захват мира стал задачей совсем не тривиальной. Оккупированные территории часто восстают, и чем больше стран вы перекрасили в свой цвет на карте, тем больше будете страдать от восстаний. Демократическим государствам и того труднее: они могут объявить войну только стране-агрессору. Правда, против чумы, именуемой демократией, существует эффективное лечение: перекочевавшие из «Европы 2» шкалы внутренней политики. Ставьте интервенционализм на максимум и воюйте на здоровье.
На заметку: во всех играх серии Hearts of Iron при прочих равных за тоталитарное государство играть выгоднее, нежели за демократическое. К сожалению, в жизни так оно и есть. Когда приходит война, своя же «свободная» пресса способна нанести демократической стране чуть ли не больше урона, чем противник.
В остальном продолжение похоже на первую часть. Разве что графика стала красивее, а игровой баланс и битвы чуть лучше. Дополнение Doomsday еще добавило шпионаж, хотя полезность его неочевидна из-за высокой стоимости операций при низкой вероятности успеха.
И только в третьей части, вышедшей в 2009 году, серия Hearts of Iron достигла апогея. Стратегическая глубина компенсировала даже глючность. Заметнее всего изменились в Hearts of Iron 3 боевые действия. Ушли в небытие свободно бегающие по карте бригады и танковые корпуса. Отныне ваши вооруженные силы — единый слаженный механизм, построенный по иерархическому принципу. Игрок отдает лишь глобальные приказы штабу театра военных действий, микроконтроль же отдан на откуп искусственного интеллекта. Штабы самостоятельно наносят тактические авиаудары и делают танковые прорывы. Это может показаться удивительным, но кремниевый мозг оказался достаточно хорош, чтобы справиться с подобными задачами. Карта стала подробнее, значительно возросло число территорий — и простор для маневра увеличился.
Довели тут до ума и разведку. Ее эффекты, такие как саботаж противника или снижение собственной нейтральности, стали действительно полезны. Кстати, разведка, как и наука, отныне связана не с промышленным потенциалом, а с лидерством. Это особый показатель, величина которого зависит от затрат на образование. Такое нововведение в некоторой степени уравнивает шансы государств c разным промышленным потенциалом.
В игру добавили различные государственные указы. Интересно, что демократическим странам выгодно как можно раньше вступить в войну, это поможет «закрутить гайки» с последующим «подниманием страны с колен».
В эпоху пара
Игровые принципы Europa Universalis хорошо подошли для Второй мировой, почему бы не испытать их в другой эпохе? Девятнадцатое столетие — век великих социальных потрясений, войн и дипломатических интриг, век роскоши и бедности. Именно ему посвящено ответвление Европы — игра Victoria. Одно из главных ее нововведений — социальная политика. Общество разделено на классы: крестьяне, капиталисты, рабочие, клерки, военные и т.д. Каждый класс важен для государства, у каждого своя уникальная функция, свои интересы и убеждения. Классы не статичны, и граждане способны перейти из одного в другой, если увидят в этом выгоду.
«Виктория» сильна и своей экономической системой. В игре есть множество ресурсов, каждым из которых нужно обеспечить страну. Еда, сырье, предметы роскоши, оружие — все это необходимо любому государству. Некоторые ресурсы добываются буквально из земли, иные же можно только произвести на фабрике. Если по тем или иным причинам самостоятельно получить ресурс невозможно, приходится импортировать его, что довольно дорого. Экспорт же, наоборот, обогатит вашу страну, и это создает острый конфликт за рынки сбыта.
В вышедшей недавно Victoria 2 меньше стало скучного микроменеджмента, больше непрямых способов управления населением. У сверхдержав появились сферы влияния. Страна, входящая в сферу влияния, становится сателлитом сверхдержавы, ее сырьевым придатком и рынком сбыта. Присоединить страну к своей сфере влияния можно с помощью дипломатии или военным путем.
Кстати, про войну. В новой «Виктории» кормить свою армию на вражеской территории весьма непросто. Обеспечение снабжения большой армии может стать проблемой, а разделение ее по очевидным причинам опасно. Оттого война стала значительно увлекательнее. К тому же вторая «Виктория» вобрала в себя многие удачные находки «параллельных» парадоксовских игр — различие поводов для войны, например, — и о них я еще расскажу.
Не все игры Paradox Interactive были одинаково хороши, случались и у этих ребят творческие кризисы. А бывали игры вроде и неплохие, но малопопулярные. Расскажем вкратце и о них.
Two Thrones — предельно упрощенная Europa Universalis, посвященная Столетней войне. Ну не стоит «парадоксам» лезть не на свое поле! Хорошо получается хардкор — делайте хардкор.
Crown of the North — борьба за власть между королями и князьями Скандинавии в XIV веке. Еще одна недо-Europa с урезанной дипломатией и экономикой.
Crusader Kings — игра, как понятно из названия, о крестовых походах. В принципе неплохая, но, к сожалению, тоже упрощена по сравнению с Европой и тускнеет на ее фоне. При этом в Crusader Kings есть ряд удачных нововведений, связанных с королевской династией, которые заслуживают похвалы. Возможно, анонсированное в 2010 году продолжение окажется лучше.
Diplomacy — хорошая игра, но строго на любителя. Построена она на международных интригах во время Первой мировой. Ударить в спину вчерашнему союзнику — что может быть приятнее для коварного интригана? Делалась «Дипломатия» по мотивам одноименной настолки и потому создана для сетевого режима. Если, конечно, удастся найти еще семерых таких же маньяков (в хорошем смысле этого слова) — уж слишком она не для всех. Играть же против компьютера прескучно.
Свобода нас встретит радостно у входа
Europa Universalis 3, о которой так долго говорили разработчики, свершилась! Двумерную карту сменила трехмерная, но стала ли графика от этого лучше?.. Впрочем, не картинка — конек игр от Paradox. Главное пожелание игроков было учтено, и новая «Европа» не зависима от исторических событий. Можно хоть до второго пришествия ждать унии Польши с Литвой, но сама по себе она не произойдет (хотя случайные события остались, куда же без них). Игрок во многом самостоятельно определяет судьбу своей страны. Даже кампанию теперь можно начать с любого дня в рамках игровой эпохи.
Изменилась и система престижа — отныне он дается за военные, дипломатические и прочие успехи. Количество престижа напрямую влияет на процветание вашей страны: в сверхдержаве люди и работают с большим удовольствием, и сражаются храбрее.
Расширились и возможности внутренней политики. Научные открытия в области управления позволяют выбирать национальные идеи. И те действительно приносят пользу. Обычно — улучшают один из многочисленных параметров государства. Скажем, вы можете поднять дисциплину в армии или снизить стоимость отправки купца, получить стабильный приток престижа или уменьшить инфляцию.
Улучшения можно получить и благодаря советникам (их бывает до трех человек). Впрочем, хороший и полезный советник — великая редкость. Из Hearts of Iron 2 в Европу пришел шпионаж, но польза от него и тут далеко не очевидна. Шанс успеха у шпионов невелик, а деньги уходят.
На заметку: благодаря размещению многих данных в удобно читаемых файлах для игр Paradox относительно легко делать модификации. Некоторые, вроде Magna Mundi Platinum, весьма хороши.
Зарабатывать победу за счет одной только грубой силы в «Европе 3» стало еще труднее, чем в предыдущих частях. Долгие войны отныне истощают государство, вызывая инфляцию и бунты.
Но, несмотря на все достоинства, у третьей части ощутимо хромал баланс. Некоторые политические, экономические и прочие опции возможности были очевидно выгодными или, наоборот, столь же очевидно ненужными. Napoleon’s Ambition и In Nomine исправили дыры в балансе и привнесли много нового и интересного. Взять, к примеру, колонизацию: чрезвычайно простой и выгодной она была в оригинальной «Европе 3», но теперь не так. Хотите заморских колоний — изучайте морские технологии и стройте сильный флот, как и в реальности.
Наконец, шпионаж стал в самом деле действенным. Тайные агенты вашей страны могут сфабриковать претензии на трон соседнего государства, что дает повод для войны. Повстанцы обзавелись индивидуальными целями и сделались разнообразнее. С ними даже можно вести переговоры, хоть это совершенно невыгодно. Появились политические и религиозные указы, способные ощутимо повлиять на страну. Для подписания каждого указа нужно соблюсти особые условия. И конечно же, даты начала и конца игры в очередной раз раздвинуты, добавлены новые национальные идеи, технологии и прочие приятные мелочи.
По-настоящему революционным стало третье (и пока последнее) дополнение к «Европе» — Heir to the Throne. В нем полностью переработали систему поводов для войны. Напомню: чтобы объявить войну другому государству не во вред стабильности, нужен повод. Все верно, только теперь casus belli бывают разные. Что вы скажете своим подданным, когда объявите им о войне? Что идете освобождать какой-нибудь народ? Что хотите покарать еретиков? Или скажете, что вернете две провинции, испокон веков принадлежавшие вашей стране? Каждый повод нельзя провозгласить самовольно, нужно получить его дипломатическими и религиозными средствами. В зависимости от декларируемой цели войны будет легче добиваться уступок при подписании перемирия. А главное, если повод для войны не связан с завоеванием, «дать волю рукам» не дадут соседи.
Кстати, реакция других государств на быстро растущую империю тоже изменилась. Теперь можно в любой момент посмотреть, сколько у игрока дурной славы и сколько ее он заработает, если сделает то-то и то-то. Империи-соперники стали значительно враждебнее к слишком быстро крепнущим, а значит, опасным странам.
Если ваша дурная слава уже близка к критической массе, поможет еще одно нововведение — культурные традиции. В теории они накапливаются, если долго не вести войну, и должны стимулировать игроков воевать поменьше. На практике же можно на это плюнуть, а культурные традиции получать за счет государственных указов. За эти самые традиции можно «купить» превосходного советника, который обычно недоступен. Если нанять трех хороших дипломатов, международное напряжение будет падать значительно быстрее. Но оправдано ли подобное послабление в жесткой стратегии, стремящейся усложнить экспансию?
Священная Римская империя и Папская курия стали действительно влиять на политику, не просто источниками престижа. Кроме государственных указов появились провинциальные.
А впереди уже маячит недавно анонсированный Divine Wind... Что-то он принесет третьей «Европе»?
Орел шестого легиона
Толпа варваров накатывает подобно валам морским. Легионеры смыкают щиты, и вражеская волна разбивается об их строй, словно о скалу. Древний Рим... Можно ли не любить его? Игровой процесс Europa Universalis: Rome схож с тем, что мы видели в третьей «Европе», но отличия все же не только в эпохе.
EU: Rome значительно больше внимания уделяет роли личности в истории. На каждую государственную должность требуется подходящий человек. Кандидат должен быть наделен нужными именно для его работы качествами: воинское искусство для полководца, обаяние для дипломата, хватка для губернатора. Но кроме того, он должен быть лоялен, иначе ждите бунтов и саботажа. Или того хуже — гражданской войны. Лояльность можно повысить: раздавая титулы, исполняя просьбы, закрывая глаза на небольшую коррупцию. Если не поможет — заключите персонажа в тюрьму или казните. Интересная система, жаль только, в реальной жизни компетентность и лояльность подчиненных далеко не так просто регулировать, как в игре...
Еще одна интересная особенность римского ответвления «Европы» — в системе товаров. Каждый товар нужно не только добыть в определенной провинции, но и доставить куда надо по торговым путям, иначе плюсы за этот товар получит только провинция-добытчик. Например, чтобы строить, нужны лес и камень, а тренировать кавалерию можно только там, где есть лошади.
Неплох и реверанс в сторону «Виктории» — деление населения на группы: граждане, свободные и рабы. Каждая из групп, как и в «Виктории», имеет свои функции. А вот религия в EU: Rome странновата. У богов можно выпрашивать различные улучшения, что не очень вписывается в общую реалистичность «парадоксальных» игр. Но тем не менее всем любителям глобальных стратегий и античной истории рекомендуем не обходить «Рим» вниманием.
Добавил бы в игру больше взаимоотношений между союзниками. Все в нашем мире относительно: сегодня союзник, завтра враг. Интересы союзников весьма часто расходились. Пусть члены альянса торгуются, кто какой вклад должен сделать в общее дело, договариваются, как делить захваченные у противника земли. Это увеличило бы и интерес, и степень реализма.
Если уже вводить в игру персонажей, то стоит привнести в их использование больше неожиданности. У человека не написано на лице: «навык дипломатии 5, лояльность 63%». Обо всем этом можно судить только по косвенным признакам.
Давно пора увеличить роль международной торговли и ее зависимость от сильного флота. Блокада должна стать действительно эффективным средством навязать противнику свою волю.
Дипломатической системе в игре не хватает ультиматумов. Было бы интереснее, если бы государство могло добиться своей цели от более слабой страны без применения силы, но угрожая ее применить. И пусть страны часто соглашаются на ультиматумы, каждый ведь хочет жить.
Среди заядлых игроков нередки упаднические настроения. Дескать, нынче в геймдеве правят бал массовость и штамповка, игры делаются исключительно с ориентацией на казуалов и каждая последующая часть хуже и примитивней предыдущей. Однако студия Paradox Interactive самим своим существованием опровергает вышесказанное. Она уже десять лет не только создает действительно умные, глубокие и продуманные до мелочей игры, но и делает свои продукты все лучше, умудряясь при этом не разориться под давлением массово-ориентированных конкурентов.
Славные вехи | ||
Год | Релизы | Русское название игры |
1998 | Возникновение Paradox Interactive | — |
2000 | Europa Universalis | Европа |
2001 | Europa Universalis 2 | Европа 2 |
2002 | Hearts of Iron | День Победы |
2003 | Victoria | Виктория |
2005 | Hearts of Iron 2 | День Победы 2 |
2006 | Hearts of Iron 2: Doomsday (дополнение) | День Победы 2: Новая война |
Victoria: Revolutions (дополнение) | Виктория: Революции | |
2007 | Hearts of Iron 2: Doomsday — Armageddon (дополнение) | День Победы 2: План Сталина |
Europa Universalis 3 | Европа 3 | |
Europa Universalis 3: Napoleon’s Ambition (дополнение) | Европа 3: Войны Наполеона | |
2008 | Europa Universalis. Rome | Европа. Древний Рим |
Europa Universalis 3: In Nomine (дополнение) | Европа 3: Византия | |
2009 | Hearts of Iron 3 | День Победы 3 |
Europa Universalis. Rome: Vae Victis (дополнение) — последняя версия. | Европа. Древний Рим: Золотой век | |
2010 | Hearts of Iron 3: Heir to the Throne (дополнение) — последняя версия. | Европа 3: Великие династии |
Hearts of Iron 3: Semper Fi (дополнение) — последняя версия. | День Победы 3: Всегда верен | |
Victoria 2 — последняя версия. | Виктория 2 |