Предоставлено журналом Игромания
Алексей ГригорьевВ 1997 году, Фил Стэнмайер (Phil Steinmeyer), создатель таких игр, как Heroes of Might and Magic, Heroes of Might and Magic II и Iron Cross, основал в городе Сант-Луис маленькую компанию PopTop Software. PopTop приступила к осуществлению трех проектов. Первым проектом было создание Heroes of Might and Magic III для компании New World, но последняя занялась пересмотром финансовой политики и в конце концов прекратила все разработки, переданные другим компаниям. Второй проект показался Филу не самым удачным началом для PopTop Software. Третьим проектом была игра под названием Iron Horses. Эту железнодорожную стратегию, во избежание скандала, планировали создать предельно непохожей на Railroad Tycoon. Однако разработчикам неожиданно удалось получить разрешение у Microprose, и необходимость в создании принципиально новой игры исчезла. Так появился Railroad Tycoon II.
Страницы истории
Я думаю, немногие помнят те времена, когда 80086 компьютеры казались особо впечатлительным подросткам высокопроизводительными монстрами. Толпа друзей набивалась в комнату счастливых обладателей этих монстров, чтобы посмотреть на шедевры игровой индустрии, такие как Kings Bounty, Death Track, Budokan, Pirates! и Railroad Tycoon. Первый Tycoon, даже в своем четырехцветном обличии, был воспринят игроманами на ура. Еще бы, как-никак одна из первых real-time стратегий, хотя и не в совсем привычном для нас понимании этого термина. «Сюжет» игры, а также вполне приличная для того времени графика, надолго привязывали к себе любителей компьютерных игр. Они просиживали часы, дни, недели самозабвенно играя в Railroad Tycoon. Но вот, технический прогресс произвел на свет 286 и 386 процессоры, и на смену Railroad Tycoon пришли Dune 2, Civilization, а также множество других хитов моего времени. Стремительно ворвался в нашу жизнь могучий 486-й, а вместе с ним появился на наших экранах и Transport Tycoon, законный наследник железнодорожной серии. Графика в этой игре очень неплохо смотрится даже сейчас, динамика игрового процесса была усиленна введением автомобилей, кораблей, самолетов, вертолетов, фуникулеров, а возможность поставить самому себе статую в городе долгое время приводила в восторг всех фанатов игры. Единственный минус этой игры – отсутствие логического конца, во всяком случае мне до него дожить так и не удалось (я выключал монитор и уходил, оставляя на самотек монотонный процесс игры, в надежде на то, что когда приду, увижу надпись типа «Congratulations. You Win»). Однако, несмотря на свою вполне солидную «продвинутость», Transport Tycoon не собрал вокруг себя такого количества фанатов, какое в свое время собирал его предшественник. Возможно это объясняется тем, что с ростом производительности вычислительных машин, конкуренция в области компьютерных игр увеличивается в геометрической прогрессии. Теперь, уже гораздо сложнее эксплуатировать одну и ту же концепцию, лишь обновляя согласно последней моде графику и звук. Не знаю, о чем думали создатели относительно недавно появившейся игрушки Industrial Giants, когда передрали добрую часть Transport Tycoon'а, совершенно не улучшив (а многие наверняка скажут, что ухудшив) графику. Но как бы то ни было, интерес к паровозикам, вынесенный каждым из нас из того счастливого времени, когда деревья были большими, с годами угасать не собирается. На такую своеобразную ностальгию по детству, очевидно и рассчитывала компания PopTop Software, когда решила вернутся к давно забытой игре. Выпуск Railroad Tycoon II также рассчитан на преданных этой теме фанатов, количество которых уменьшается с каждым годом и к которым принадлежит ваш покорный слуга. На этом я заканчиваю свой краткий экскурс в историю железнодорожных магнатов и перехожу непосредственно к виновнику этой статьи. Railroad Tycoon II является ремейком старого Tycoon'а. Последнее время в игровой индустрии наметилась тенденция к так называемому «осовремениванию» хитов прошлых лет. Новое – это хорошо забытое старое. Так появились на свет Civilization II, Dune 2000, Caesar III. Так появился на свет Railroad Tycoon II. Действительно, зачем выбрасывать на свалку одно из знаменитейших творений Сида Мейера, когда его можно «осовременить», перекрасить и снова выкинуть на прилавок. Теперь игра стала музыкальнее красочнее, снабжена современным интерфейсом и дизайном. S3D движок, по словам производителей, способен визуализировать до 300.000 полигонов одновременно. Словом, для фанатов серии, а также просто любителей стратегий выпущена, а вернее сказать возвращена, вполне добротная и, безусловно, очень интересная игра.
Что новенького?
Было бы несправедливо утверждать, что эта игра является точной копией своего предшественника. Все же ее назвали Railroad Tycoon II, а не Railroad Tycoon Gold. Если раньше на одной, заранее выбранной карте, ваша железнодорожная империя могла развиваться и мирно существовать неограниченное время, и победа или поражение означали конец всей игры, то сейчас вам придется начинать все сызнова 18 раз, так как компания (Campaign) в этой игре содержит 18 сценариев (ну прямо не Tycoon, а C&C какой-то). Но только если, к примеру, для C&C это было органично (захватил территорию, изволь высаживаться на следующую), то для Railroad Tycoon'а это по меньшей мере странно (не успел как следует обжиться на линии Балтимор-Огайо, как тебя уже на БАМ посылают). Ни в одном из Tycoon'ов такого не было, даже в Pizza Tycoon. Если же отыгрывать одиночные сценарии, то вам светят максимум 2 часа игрового времени, что, согласитесь, маловато для современного игромана. Это, на мой взгляд, единственное неудачное нововведение, хотя вполне возможно, что кто-то сочтет его удачным, но тут уж, как говорится «на вкус и цвет товарищей нет». Остальные новинки вполне приемлемы. Усовершенствована система контроля за поездами, появились новые компоненты функционирования паровоза. Несколько расширена, по сравнению с первым Tycoon'ом, и довольно удачно реализована возможность усовершенствования станции (кстати она очень сильно напоминает обустройство городов в Civilization и Colonization). Максимально детализированы характеристики паровозов, а их (паровозов) в игре свыше 50 штук. Также появился некоторый политический аспект жизнедеятельности компании: отношения с государствами играют немаловажную роль. Нет тоннелей и светофоров. Кстати вот еще что: если раньше вы были единым целым со своей компанией, то сейчас вам предложена роль управляющего с кошельком, отделенным от основной казны компании. Ну довольно, теперь можно перейти непосредственно к игре.
Первые шаги
Существует такие игроманы, которых интересует не столько сам игровой процесс, сколько возможность разобраться во всех его взаимодействиях, функциях и.т.п. Таковым предлагаю пропустить эту часть статьи, потому что в ней описываются азы управления зарождающейся железнодорожной империи. Итак, все в игре подчиняется базовому закону «Ты платишь – я везу», то есть основные доходы компании приносит перевозка грузов и пассажиров. Ваша задача обеспечить все необходимое для максимально прибыльной транспортировки товаров. Перед тем как начать, оговорю несколько пунктов. Вам будут доступны все поезда за некоторым исключением. В зависимости от сценария и карты, это исключение будет изменятся. Также будет изменятся максимально и минимально доступное количество противников. В некоторых сценариях вы возглавите уже функционирующую компанию. Поэтому, чтобы не отвлекаться на рассмотрение каждого отдельного случая, воспользуемся абстрактным макетом, в котором присутствуют все поезда (присутствуют естественно не сразу, но со временем появятся абсолютно все), все виды товаров, куплены права на строительство только у одной страны, отсутствуют какие-либо условия победы и все игроки начинают деятельность одновременно и с нуля. Для начала вам нужно основать компанию (кнопка внизу игрового экрана). Выбрав название и логотип своей компании, можно приступать к строительству. Ваша первая железная дорога должна быть высоко прибыльной и не очень длинной. Найдите два, минимально удаленных друг от друга крупных населенных пункта, желательно имеющих на своей территории промышленные объекты и постройте в станции.
Строительство станции
При выборе месторасположения и размеров станции, старайтесь охватить зоной влияния наибольшее количество зданий, они обеспечат приток пассажиров и товаров. Зона влияния, впрочем, как и цена, напрямую зависит от типа станции (чем больше – тем больше). Также старайтесь расположить станцию так, чтобы к ней было удобно подвести железнодорожное полотно. Станцию необходимо обустроить. Три здания, которые нужно строить в первую очередь это: водяная башня (Water Tower), башня с песком (Sand Tower) и ремонтное депо (Roundhouse). Эти три здания призваны поддерживать уровень воды, песка и масла на должном уровне в каждом останавливающимся на станции или просто проезжающем станцию поезде (последнее утверждение к ремонтному депо не относится, так как для обслуживания в нем поезд должен остановится). Отвлекаясь от станционной темы, скажу, что вода, песок и масло – три необходимых компонента эффективного функционирования поезда. Вода необходима для парового двигателя, песок позволяет поезду легче преодолевать спуски и подъемы, масло снижает затраты на обслуживания двигателя. О недостаточном уровне любого из вышеперечисленных компонентов сразу же сигнализирует соответствующий значок в окошке информации. Однако вернемся к строительству станции. Телеграф и телефон уменьшают время за которое поезд перестраивается, чтобы двигаться в обратном направлении (грубо говоря, разворачивается). Рестораны, отели и салун увеличивают прибыль от транспортировки пассажиров. Также вы можете увеличить размеры станции, если изначально не построили самую большую. Остальные здания являются хранилищами для разного рода грузов и снижают штраф за задержку их отправления. Итак мы имеем два более или менее благоустроенных вокзала и нам необходимо соединить их железнодорожным полотном.
Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы...
Во-первых, прокладывая трассу необходимо всячески избегать крутых спусков и подъемов, так как поезду придется существенно снижать скорость на участках с сильным уклоном. Во-вторых, при выборе типа моста надо помнить что: проезжая деревянный мост (самый дешевый), состав снижает скорость на 40%, проезжая стальной – на 20%, и лишь каменный мост (соответственно самый дорогой) позволяет не снижать скорости. В-третьих, если вы собираетесь пускать по одной ветке более двух составов, то имеет смысл строить двухколейную дорогу, чтобы упростить, а следовательно и ускорить разъезд двух поездов. Ну, пора запускать паровозик.
...едет поезд запоздалый
Самый первый и самый важный момент – покупка тягача для состава. Ну в каком-нибудь 1820 году, когда у вас будет роскошный выбор из двух модификаций парового котла на колесиках, гордо именуемого создателями паровозом, вы и сами решите, что покупать. Но через пару десятков лет паровозов станет значительно больше и вам предстоит нелегкий выбор. У каждого тягача есть ряд характеристик: цена, расходы на топливо и амортизацию, быстрота разгона (ускорение), надежность и максимальная скорость. Причем скорость дана для различного количества вагонов, массы состава и наклона полотна. Этой таблицей надо руководствоваться в первую очередь, при выборе тягача для поезда заданной длины. Теперь о наклоне. Давайте условно разделим местность на три типа: «горы», «холмы» и «равнина». Для каждого типа местности оптимальным будет определенный тип тягача. Для гор необходим специальный паровой (электрический, дизельный) движок, позволяющий развить относительно высокую скорость на крутых подъемах (см. третью и четвертую строчку таблицы скоростей). Как правило поезда снабженные таким движком дешевы, просты в обслуживании и совершенно неэффективны на равнине. Для равнин нужен тягач, развивающий очень высокие скорости на ровной поверхности (см. первую и вторую строчку таблицы скоростей). Такие поезда обычно очень дороги в эксплуатации и не очень надежны. Для холмов подходит третий, комбинаторный тип тягачей (см. вторую и третью строчку таблицы). Поезда этого типа по своим характеристикам находятся как бы между «горными» и «равнинными» поездами, обходя первых по скорости, а последних по способности преодолевать подъемы. Однако учтите, что приведенная выше классификация очень груба и схематична, и что в каждом отдельном случае, нужно искать оптимальный выбор. Вернемся к нашей железной дороге. После покупки тягача, вам следует определить маршрут вашего поезда, щелкнув на соответствующие звездочки на карте. Затем надо прицепить к тягачу вагоны. Количество последних выберите исходя из характеристик тягача, а тип определите, учитывая предложение и спрос проезжаемых станций. Иногда число пассажиров и грузов, ждущих отправки значительно меньше того, которое может вместить поезд, поэтому чтобы он не ездил порожняком необходимо указать время стоянки поезда на каждой остановке, для этого служит светофор в правом верхнем углу таблички каждой станции. Зеленый свет означает, что состав покинет станцию без задержек, погрузив только то, что было готово к отправке. Желтый означает, что состав покинет станцию, дождавшись пока накопится и погрузится хотя бы половины груза. Красный: состав покинет станцию только полностью заполненный. У каждого поезда есть статус, который определяет его преимущество на трассе. «Экспресс» – не уступает дорогу никому; «нормальный» поезд – уступает дорогу только экcпрессу, «медленный» – уступает дорогу любому поезду другого статуса. И последний элемент управления – рычаг регулировки скорости. Он может находится разных местах, в зависимости от того, какого типа ваш тягач: паровоз, электровоз или дизель. С помощью этого рычага вы можете определить предел скорости для каждого состава. Ограничивающим фактором является надежность, которая уменьшается, с увеличением предела. Помните, что чем выше будет скорость вашего поезда, тем чаще он будет выходить из строя.
Функции управляющего
Вы являетесь управляющим компании, подчиняющимся совету директоров. В вашем ведении помимо строительства и развития железнодорожной структуры, находится управление акциями и ценными бумагами. Назначая размер дивидендов, вы можете в какой-то степени регулировать котировки. Дополнительным выпуском акций и ценных бумаг можно воспользоваться для увеличения денежных активов компании. Для людей неискушенных в финансовых вопросах, скажу, что это своеобразная разновидность займа, при которой вам придется выплачивать проценты акционерам и держателям сертификатов. Выбрасывая на финансовый рынок большое количество акций, надо помнить две вещи. Во первых, при стабильном положении вашей корпорации и успешном ходе событий котировки будут расти, а выкупать акции придется по текущей цене. Во-вторых, чем больше постороннего капитала вольется в казну вашей железной дороги, чем крупнее будут пакеты оказавшиеся на руках у акционеров, тем легче будет захватить вашу компанию. Необходимо, чтобы контрольный пакет всегда принадлежал вам. Купить акции своей или какой-либо другой компании можно на деньги управляющего. Как я уже говорил в начале статьи, в Railroad Tycoon II деньги управляющего отделены от общей казны. В зависимости от экономической ситуации в мире, а также от темпов роста вашей компании, совет директоров назначает вам зарплату. Заработанные таким способом деньги, имеет смысл вложить в акции. Тогда кроме зарплаты у вас появится такой источник доходов, как дивиденды, ежегодно выплачиваемые акционерам. Также в функции управляющего входят наем и увольнение менеджера, который своими действиями напоминает героя из Master of Orion II. Менеджер (ему кстати приходится платить зарплату), дает вашей компании некоторые (чаще всего довольно незначительные) преимущества. Один, к примеру, может уменьшить расходы на строительство и содержание железнодорожного полотна, другой может снизить цены на покупку поездов и вагонов, третий – сделать дешевле рабочую силу, изменить процентные ставки, увеличить скорость поездов и так далее. Когда останется слишком мало места для развития в границах одной страны, вы можете купить права на строительство у какой-либо другой. И последняя функция управляющего – осуществление слияния компаний. Вы можете получить контроль над любым конкурентом, если большинство акционеров проголосует за слияние. Для этого вам надо предложить хорошую цену, за их пакеты. В случае, если голосование пройдет успешно, то конкурирующая компания просто перестанет существовать, а все ее имущество как бы вольется в ваше.
Пара нюансов
На всякий случай хочу их упомянуть, во избежание недоразумений. В доброй части сценариев, в произвольном месте вы можете построить только самую первую станцию. Дальше вам придется прокладывать полотно и к нему пристраивать остальные. Полотно также не может быть проложено в произвольном месте: необходимо, чтобы оно соединялось с общей сетью. Короче, отдельные линии вам построить не удастся. Также функционирование железной дороги зависит от уровня сложности. Уровень сложности игры, определен двумя основными характеристиками: «финансовый уровень» и «индустриальный уровень». На первом «финансовом уровне», вы можете купить акции только своей компании, не можете захватить другую и не можете быть захвачены другой. На втором уровне вам доступны основные операции с акциями. На третьем вы контролируете все. На первом «индустриальном уровне» вам будут платить за любой доставленный груз. На втором уровне вам будут платить только половину тарифа за «ненужный» груз. На третьем – вам будут платить только за груз, который необходим станцию. Причем если на втором уровне вам платят полный тариф за любое количество «нужного» груза, то на третьем строго определено количество принимаемого груза. Также на третьем уровне вы можете покупать промышленные объекты.
Советы и хитрости
Начну с советов. В самом начале игры самый удобный объект для транспортировки – это пассажиры. Они приносят высокий и относительно стабильный доход, к тому же их достаточно довести до ближайшего города. Кстати доход от перевозки пассажиров можно значительно увеличить, если построить на станциях несколько дополнительных зданий и прицепить к составу вагон-ресторан. Экспресс, курсирующий между двумя крупными городами с высокой скоростью, будет всегда приносить вам очень большую прибыль. Кстати, если ваш поезд обслуживает три (или больше) станции, соединенные одной железнодорожной линией (не кольцевой), то не забудьте сделать так, чтобы состав на обратном пути из города «3» в город «1», остановился в городе «2». Для этого нужно лишь немного внимательности при определении маршрута поезда. Как только изобретут электровоз, начинайте строить железнодорожные пути, снабженные силовыми линиями, независимо от того, какой тип тягачей вы намерены использовать в ближайшем будущем. Без электровозов вам все равно не обойтись и перекладывать пути, вам рано или поздно придется. Теперь хочу поделится опытом выбора тягача. Я уже ранее объяснил принцип покупки, а теперь лишь перечислю несколько, на мой взгляд, стоящих поездов. Для горной местности (в порядке появления): 3-Truck Shay (паровоз); 2-6-0 CamelBack (паровоз); 2-10-0 Class 13 H (паровоз); 2-8-2 Mikado (этот достаточно быстрый, дешевый и очень надежный паровоз долгое время был моим любимым тягачом для гор и холмов); 4-8-4 Daylight (покупка этого паровоза имеет смысл только в том случае, если ваши пути еще не оснащены проводами питания для электровозов); GG1 (этот очень надежный и высокоскоростной электровоз советую ввести в эксплуатацию сразу же после появления и не менять ближайшие 25 – 30 лет); GP18 (дизель); E69 (этот дешевый электровоз способен быстро преодолевать самые крутые подъемы); Class E11 (электровоз). Для «холмов» (в порядке появления): 2-8-0 Consolidation (паровоз); 2-6-0 Mogul (паровоз); 2-6-2 Praire (паровоз); Class 1045 (электровоз); 4-6-4 Hudson (паровоз); Class 1020 (электровоз); 4-4-4-4 T-1 (паровоз); F9 (дизель); E60CD (электровоз); Penn. E44 (последние 2 электровоза одинакого хороши для коротких дистанций); Class 55 Delt (дизель); SD45 (дизель). Для «равнины» (в порядке появления): 4-4-2 Atlantic (паровоз); 4-6-2 Pacific (паровоз); 4-6-0 Class B12 (паровоз); Class A4 Mallard (паровоз); Class E18 (электровоз); Shinkansen Bullet (электровоз); FP45 (дизель); Thayls Bullet (электровоз).
Иногда плохой менеджер может быть полезен. Если вы хотите в начале игры купить акции своей компании как можно дешевле, наймите плохого менеджера. Желательно использовать менеджера, который уменьшает стоимость акций. Также можно нанять менеджера (если только такой доступен), который увеличивает различные затраты вашей компании, тем самым делает годовой баланс менее привлекательным. Воспользуйтесь низкими котировками и купите нужное вам количество акции, а затем наймите нормального менеджера. Обязательно покупайте индустриальные объекты, которые вы обслуживаете. Тогда они не исчезнут, их не снесут оппоненты, а вы сможете получать от них неплохой доход. Частые поломки поездов, значительно снижают прибыль от доставки товара, замедляют работу железнодорожной сети и ужасно утомляют. Резко снизить вероятность поломок и аварий, можно путем повсеместного строительства ремонтных цехов (Roundhouse). Если вашему поезду приходится постоянно преодолевать очень длинную дистанцию, то где-нибудь на пути нужно построить маленькую платформу с обслуживающими башнями (водяной и «песочной»). Однако, как остановку, в маршруте ее обозначать не надо, поезд будет пополнять свои запасы во время транзитного проезда через эту станцию. Обязательно обращайте внимание на уровень спроса каждой станции: он отражается либо количеством нарисованных вагончиков, над соответствующим товаром, либо такой строкой: Demand – MORE – Food@9. Чем больше число после символа @, тем соответственно выше уровень спроса. Постоянно следите за этим уровнем. Город, который ежегодно потреблял 4 вагона продуктов питания, может неожиданно снизить потребление до 2-х вагонов. Лишний груз он все равно будет принимать, но ваша прибыль заметно уменьшится. В таком случае, нужно временно снизить (прекратить) доставку продуктов в этот город и поискать (или построить) станцию с более высокими запросами. Как только неблагодарные жители начнут голодать, они снова предложат вам большие суммы за доставку еды, в случае, если кто-то иной не удовлетворит их спрос, раньше вас.
Коды
Для того, чтобы ввести код, нажмите TAB, а потом (после ввода) Enter.
ViagraГорода достигнут своего максимального размера
BigfootGoldПобеда в сценарии с золотой наградой
BigfootSilverПобеда в сценарии с серебряной наградой
BigfootBronzeПобеда в сценарии с бронзовой наградой
BigfootBoBoПоражение в сценарии
King of the hillНаличность управляющего достигнет $100M
Cattle futuresНаличность управляющего достигнет $1M
PowerballНаличность компании достигнет $100M
Slush fundНаличность компании достигнет $1M
Let me in Speed Racer AMD103Все тягачи заменят на AMD103
Casey Jones Show me the trainsМожно использовать все поезда