Предоставлено журналом Игромания
Дмитрий БурковскийПризнаться, очередной «Токи» я ждал с нетерпением и большим волнением. Ну как же, это ведь Codemasters, создатели одного из лучших автосимуляторов прошлого года. Colin McRae Rally был и остается имитатором ралли №1, так что посмотреть на тво рение его создателей в несколько другой области было весьма и весьма интересно. Конечно, шоссейно-кольцевые гонки – это не ралли, и подход здесь должен быть другой. Однако, что бы ни говорили противники, профессионал – он и есть профессионал, в какой бы области он ни работал. Что ребята из Codemasters вновь с успехом и доказали.
«ЧТО ЭТО?»
TOCA Touring Car Racing – соревнования, мягко говоря, не слишком широко освещаемые в России. Разумеется, автогонки класса «Туризм» более или менее популярны в любой стране, но так как глобального чемпионата (как в том же «Гранд-туризме») не существует, каждому государству приходится довольствоваться национальными соревнованиями. Собственно, TOCA – это и есть один из вариантов, если точнее, британский. Как повелось, создатели игры получили соответствующие лицензии RAC British Touring Car Championship. Не знаю, стало бы большим недо статком их полное отсутствие – имена вполне официальных пилотов вряд ли известны многим. По сути, кроме эпизодически появляющегося Найджела Менсола, никого легендарного там нет вообще.
Впрочем, все это только прелюдия. На самом деле соревнования TOCA вполне интересны, особенно после последнего изменения правил – введения спринт-участка и ограничения времени квалификации одним кругом. В лучших традициях Codemasters воссоздали правила и регламент – чем выше уровень сложности, тем ближе к реальности. Включены даже никогда не появлявшиеся на экранах мониторов соревнования автомобилей поддержк и, что само по себе заслуживает отдельной благодарности.
Разумеется, не забыт и любимый всеми аркадный режим, и довольно редкий Challenge – гонка на выносливость с основным противником в виде времени и чек-поинтов. Присутствуют и свободные заезды, а также весьма оригинальный режим практики – нам на откуп дается целый автодром с несколькими спецучастками с различным покрытием, имитирующими разнообразные условия. В общем, все как у людей – сугубо функционально и ничего лишнего. Для желающих и отдельных фанатов (да, поверьте, есть и такие) – небольшая энциклопедия с описанием автомобилей и гонщиков, а также весьма полезная информация о трассах с кратким описанием отдельных участков и с рекомендациями по их прохождению. Я же говорю, работали профессионалы.
О ПОЛЬЗЕ БЬЮЩИХСЯ СТЕКОЛ
Графический движок всех игр от Codemasters в последнее время не особо меняется (разве что MicroMachines 3D…). Оно и понятно – пословицу про коней и переправу напоминать никому не надо. Вот и сейчас перед нами основательно подлатанный и заретушированный «дядя Коля», он же Colin McRae (а если кто еще помнит, то и первая TOCA). Основные изменения – «свежие» текстуры, кое-какие спецэффекты. В принципе, довольно неплохо – старик скорее жив, чем мертв. А местами все смотрится вообще бесподобно – чего только стоит один мокрый асфальт!
Ладно, это лирика. Главное в другом – у автомобилей, наконец, начали биться стек ла! С одной стороны, в тактике игры это абсолютно ничего не меняет, с другой – какое эстетическое наслаждение! Если к этому добавить еще гнущиеся рамы и двери, сминающийся капот и отлетающие антикрылья… Мечта фаната Destruction Derby во плоти.
Графическая модель неотделима от физического движка – здесь тоже за основу взят ставший классикой Colin McRae. Как и у прародителя, идеально анимированы эффекты, связанные с управлением и движением: пробуксовывают ведущие колеса, из-под днища летит грязь, «играет» и прогибается на поворотах подвеска… Разумеется, это все внешнее – намного важнее, что там спряталось внутри. И тут следует сказать кощунственную для многих фразу. Итак, физика TOCA2 немного не дотягивает до Colin McRae. Впрочем, вполне может быть, что именно «дядя Коля» не соответствует тому уровню, на который его возвели специалисты от компьютерной индустрии. Все-таки, чего греха таить, ралли – соревнования, не особо приближенные к обыденности. Согласитесь, устроить гонки на бешеной скорости по пыльным проселочным дорогам, следуя указаниям штурмана и интуитивно вписываясь в повороты, удается не так уж часто. А вот по асфальту, да за рулем почти «серийки» – пожалуйста. Столкнувшись с необходимостью имитировать стандартное поведение, хваленый движок дает сбой. Тут-то и начинают выползать всяческие шероховатости, впрочем, не играющие особой роли: за одно то, как легким движением руля можно отправить машину в глубокий занос, я готов простить многое.
Весьма посредственный звук. Конечно, в симуляторах это не самое главное, однако риторическое «могло быть и лучше», увы, весьма уместно. Хотя и здесь не все так плохо – комментатор, например, на редкость хорош – в меру информативный и ненавязчивый.
Отдельное слово об AI – по моему сугубо личному мнению, он лучший из всех последних автосимуляторов (за исключением, пожалуй, NASCAR'99 от Papyrus, однако его не принято рассматривать всерьез). Компьютер отнюдь не туп и весьма агрессивно реагирует на все ваши маневры, однако главное достоинство «искусственных идиотов» TOCA заключается в их грамотном поведении в момент обгона – оппоненты стараются избегать столкновений любой ценой. Если потребуется, то и на обочину вырулят, лишь бы не угробить машину. Сражаться с такими – одно удовольствие.
СЛЕД ОТ ПРОТЕКТОРА
Так что же получилось у Codemasters на этот раз? Безусловно, добротная и качественная игра. Симулятор, который никто иначе, как в качестве аркады, и не рассматривает. Так сказать, аркада с правильной физикой. Но суть не в этом – главное, играть не только интересно, но и приятно. Впрочем, ничего другого я и не ожидал.
СОВЕТЫ
Как это ни прискорбно, но без хорошо руля или джойстика добиться нормальных результатов весьма проблематично. Все из-за необходимости очень четко регулировать угол поворота колеса – согласитесь, с клавиатуры это не всегда получается. Если же иного выхода нет, то запомните следующее: лучше несколько раз быстро нажать на клавишу поворота, чем надавить и удерживать ее в течение нескольких секунд. Так намного легче контролировать машину и не позволять ей уйти в неуправляемый занос.
Весьма полезно также знать и правила чемпионата. Со спринт-участком все понятно, а вот основная гонка обладает рядом отличий. Так, за первое место в любой квалификационной сессии дается одно очко, идущее в общий зачет. После объявления открытия пит-стопов необходимо по крайней мере один раз остановиться в боксах и произвести любую замену, например, резины. Под угрозой дисквалификации настоятельно рекомендуется об этом не забывать.
Что же касается собственно гонки, то здесь нужно помнить старую байку про повороты и торможение, точнее, историю о том, что перед чем должно следовать. Какими бы ограничениями ни страдал физический движок, удар по тормозам в момент прохода апекса с одновре менным изменением угла поворота он воспримет как издевательство и вполне законно выкинет вас на обочину, предварительно прокрутив несколько раз. В таких случаях можно лишь рекомендовать не отпускать руль и довершить поворот на 360 градусов – вернуться на трассу будет гораздо проще. Также не бросайтесь в другую крайность и не входите на поворот на максимальных оборотах – авто при выходе будет практически неконтролируемым. А лучше заранее выучить трек и не допускать таких ошибок, загодя сбрасывая газ: во время соревнований важен не единичный лучший результат, а стабильность в прохождении кругов.
Пользуйтесь слабостями «умных» противников. Блокируйте авто соперника – он вряд ли решит рисковать своей машиной ради вашей персоны. Впрочем, любой наглости есть предел. Если ему будет удобнее вместо вылета на обочину врезаться в ваш внезапно появившийся автомобиль, не сомневайтесь, он так и сделает. Кстати, этим приемом тоже не следует брезговать: если противники идут перед вами плотной толпой, смело врезайтесь в эту гущу на повороте, кто-нибудь да подставит свой бок. Главное, чтобы это был именно бок… Не стесняйтесь выталкивать соперника с трассы – если все делать правильно, то предупреждение об опасном вождении дается не так уж часто.
Самый опасный же вид поворота – наклонный. Точнее, опасен не сам поворот, а момент вхождения в него, т.е. смена уровня. В любых условиях старайтесь как можно дольше сохранять один и тот же угол наклона руля, это поможет избавиться от практически обязательного заноса в таких случаях. Машины «Туризма» – это не болиды NASCAR с ограничениями в 13 градусов, здесь малейшее неверное движение на овале приведет к потере управления. Особенно, если это происходит под дождем. Не помогает даже смена резины (кстати, не забывайте это делать, а то компьютер иногда неверно рассчитывает силы гонщика и выпускает пилота на трассу под страшным ливнем на абсолютно голом слике). Единственное, что радует при плохой погоде, это возможность перегазовывать на старте.
Самый удобный вид, как всегда, сзади-сверху на максимальном удалении. К сожалению, обзор из кабины не дает необходимой перспективы – контролировать гонку при таком варианте довольно сложно. Повреждения автомобиля не так критичны; если ничего экстраординарного не прошло, то до официального пит-стопа лучше в боксы не заезжать. Кстати, во время обязательной остановки не забывайте выбрать, какие покрышки будете менять: на решение отводится всего лишь несколько секунд, иначе придется проезжать мимо и возвращаться на следующем круге.
Залог здоровья – постоянная практика, тем более, что тренировочный режим в обычных соревнованиях отсутствует. Очень рекомендую для изучения треков вариант Challenge – эффективно и не так занудно, как обыкновенный Time Trial. Отличный вариант тренировки навыков езды – попробуйте проходить овалы тестового трека, не сбавляя скорости. Как только без заноса удастся завершить не менее пяти кругов подряд, вас можно допускать к серьезным соревнованиям.
Относительно последних: здесь действует правило необходимости получения минимального количества очков, без которых вас не допустят на следующий трек. Немного не спортивно, зато заставляет выкладываться на все сто – например, завершать не такую уж и важную квалификацию на первом месте. Чего не сделаешь ради лишнего очка…
За каждую удачно завершенную гонку, т.е. получение первого места в обоих этапах, в качестве бонуса становится доступным какой-нибудь cheat-код. Пустячок, а приятно.