Предоставлено журналом Игромания
Сергей ПуриковИГРА
Подготовка к полету заняла каких-то десять минут. Еще десять минут потребовалось на то, чтобы завести турбины своего Hawker'а. Как бы то ни было, все рано или поздно кончается, и вот уже диспетчер, лениво позевывая в микрофон, предлагает мне убираться к… в смысле, на выполнение порученного мне задания. М-да, «Внуково» в наши дни совсем не такой, как вчера… а вчера он был?
Если бы не оставшаяся еще со времен полетов на Microsoft'ском Learjet'е карта аэродрома, я бы, наверное, заблудился. Тем более что «Беломор» уже сто лет как днем с огнем не сыщешь. Никаких тебе щитов, указывающих номера рулежек и направление на полосы, на аэродроме не было, равно как и не было здания аэровокзала, стоянок, заправочных машин… «Мать-Россия… Недоста ток финансирования… наверное, опять все растранжирили…»
Наконец я вырулил на полосу. Оная полоса была немного… странной. Наверное, я слишком много выпил сегодня. Вы не поверите, но полоса являла собой жуткую смесь розового с зеленым. Наверное, подразумевалось, что она заросла травой и ее частично покрыли опавшие химические листья (видать, химзавод в пяти шагах). На фоне облаков висела обгрызенная луна, за горизонт по строгому перпендикуляру относительно поверхности земли, махая квадратными крыльями, улетала чайка, зажав в клюве то, что еще пять минут назад было другой частью луны.
Диспетчер, сфокусировав взор на моем самолете, попытался вспомнить, спросил ли я у него разрешения на вылет. Прекратив сии бесплодные попытки, диспетчер предложил мне перейти на другую частоту и уже там запросить взлет. «Ладно, редиска, – злорадно подумал я. – Ты и пальцем не пошевелил, когда я тут полосу искал, ну я тебе сейчас устрою…» Для начала застопорим шасси, потом ручку газа на полную мощность. Самолет вроде бы не развалился, так что можно и поглазеть на температуру масла и расход горючего, проверить уровень топлива в баках и приступить к вторичной проверке всех систем. Еще бы не забыть послушать метеосводку, а то кто его знает, что там за облаками творится. (По словам дикторши, Москву заметало снегом. Странно: ни снега, ни тяжелых дождевых облаков не было.) Диспетчеру, судя по всему, было все побоку, в том числе и вопросом «свободна полоса али нет» он задавался лишь из чистого любопытства. Совсем обидевшись на такое обращение, я, наконец, попросил взлет. «Взлетай… И пока не выйдешь из зоны контроля, никуда не сворачивай. Зона контроля заканчивается там, где я тебя уже не вижу…» – таким был ответ.
Взлетная мощность… Приборы, полоса, приборы, полоса… Все нормально. Неужели?! Летим! Шасси мягко убрались в корпус самолета, а я немного сбросил газ. И получил по голове спинкой кресла – нос самолета тут же дернуло вниз. Мама! Что это?! А если бы я вообще двигатели выключил, эту воздушную «бибизику» вверх ногами перевернуло бы? Ладно, дураки учатся на своих ошибках…
Навигационный компьютер в самолете оказался на редкость удобным. В сущности, лететь можно было, не разбираясь в авианавигации даже на примитивном уровне. Но я же не американец, чтобы во всем доверять компьютерам! Выбираю ближайший ненаправленный маяк, чтобы получить его частоту, и обламываюсь. Частоты всех VOR-маяков мы знаем, NDB – ни за что. Ладно, еще раз благодарю ту самую старую карту.
Между делом глянул на термометр. За бортом минус шестьдесят. Боже мой! Это по Фаренгейту, но по Цельсию получается немногим лучше. Как я взлетел?! Был случай, когда самолет разбился, задержавшись во время такого мороза на пол осе всего на десять минут. Крылья покрылись слоем льда, и он перевернулся сра зу после того, как оторвался от полосы. А как у нас, интересно, с обледенением?
Сначала я ринулся было к приборной панели сверху и стал искать кнопку «Anti-icing». А затем любопытство взяло вверх. Всегда мечтал посмотреть, что же происходит при обледенении. А то все пугают историями, как самолеты гибли от этого явления, но мне такого видеть не доводилось. Да и на трубке Пито уже должен был образоваться толстый слой льда, мешающий точно замерить скорость. Смотрим. Спидометр работает нормально. Ну ладно, допустим. Но кондиционер я все-таки перевел в режим «hot».
До Германии добрался без приключений. Вот и Бремен, вот и аэропорт назначения. «Земля, борт такой-то, прошу разрешения войти в зону контроля для посадки». «Разрешаю, полоса 23, заходи слева». «Понял… Иду к третьему». «Принял». «Иду к четвертому… Выхожу на финал, иду по глиссаде, шасси выпущено, к посадке готов». «Посадку не разрешаю, идите на второй круг».
Чего-о? Захожу на второй круг. Меня отправляют на третий, а потом на четвертый. Потом пятый. Потом молчание… (пальцы на руках кончились). Если во «Внуково» были проблемы с нехваткой самолетов, то тут явно их избыток. Ладно, неподалеку виднеется еще один аэродром. Свяжемся с диспетчером, авось и посадят. Точно! У него все летное поле девственно чисто. Планировка… Радостно лезу на панель сверху и включаю посадочные огни. Диспетчер, не получив ответ на последнее сообщение, снова орет в наушниках:
– Борт такой-то, вы меня слышали?
– Типа того… – отвечаю я.
– А меня? – злорадно интересуется Windows. – Чего вы тут с конкурентами возитесь? GPF тебе по лбу и своп на 100 мегабайт в придачу!
Лично у меня отношение к игре вначале менялось чуть ли не каждые десять минут. Сначала было недоверие – спихнуть с первого места Flight Simulator пока не удалось никому. Затем, когда в списке аэропортов я обнаружил по крайней мере десяток российских, недоверие сменилось удивлением. Запускаю игру. Господи! Сказать, что панель управления на экране не помещается, – это ничего не сказать. Вдобавок в небе светила (точнее, темнела) какая-то непонятная уродливая звезда. А что касается грешной земли, то находился я посреди чистого поля. Жуть!
Настройка графических драйверов несколько прояснила обстановку. DirectX 6 помогать отказался, DirectX 5 работал, но медленно. Пришлось летать с драйверами для видеокарточки, какой у меня в жизни не было. После небольшого шаманства даже появи лись текстуры на самолетах. Но сразу видно, что 16-битного цвета создателям не хватило. Может быть, если бы они имели возможность использовать пару миллионов цветов, графика стала бы лучше.
Радиосвязь явно уступала Flight Unlimited. Зато все приборы в кабине были полностью функциональными и можно было играть со всем, начиная с обогревателя и кончая GPS'ом. Вот радость для кендера (см. DragonLance)! Так, мое отношение к игре сменилось на заинтересованное. Но после некоторых полетов я в ней разочаровался. Почему? Читайте ниже.
Разумеется, чем летать с низкой реалистичностью, лучше не летать вообще. Включаю эту самую реалистичность на максимум, взлетаю… Через некоторое время полет над абсолютно пустым и ровным полем мне наскучил, захотелось провести краш-тест. Пикирую, врезаюсь в землю…
Выключился двигатель. Я плюнул, завелся и полетел дальше.
После первого же перелета я стал понимать, что все эти приборы носят лишь декоративный характер, хотя на все кнопки и можно нажимать. А на самом деле самолет и мир менее реален, чем его аналог во Flight Simulator. Да и со временем в игре явные проблемы. Если вы хотите летать зимой, то вы должны установить соответствующий месяц в настройках Windows. А, каково?
Так что проведем сравнение.
Графика. Сложно сказать. Fly! могли сделать с гораздо лучшей графикой. Общее впечатление недоработанности преследует вас на протяжении всей игры. Бетонная полоса в Flight Simulator сделана из бетона, а травяная покрыта травой, чего во Fly! нет. Если есть облака, то во Flight Simulator они закрывают Луну, а никак не наоборот. Ну ладно, это, допустим, глюк, а вообще об облаках смотрите ниже.
Модели самолетов. Flight Simulator превосходит Fly! по части реалистичности моделей самолетов. Уж, по крайней мере, выключение двигателя не приводит к тому, что самолет тут же устремляется в пике.
Авиадиспетчеры. Microsoft утверждала, что не включила их в игру, так как они не получились такими хорошими, как должны быть. Подозреваю, что создатели Fly! о таком кодексе чести не слышали. Диспетчеры откровенно слабые и явно не от мира сего. В том смысле, что мир – сам по себе, а диспетчеры – отдельно. Если во Flight Unlimited мне запрещали посадку, поскольку на полосу заходит т яжелый «Боинг», то тут просто потому, что диспетчеру так захотелось. Самое смешное, пожалуй, то, что огни на полосе включают не они – их включаете вы со своего самолета.
Мир. Игровой мир во Flight Simulator меньше, но то, что есть, выполнено на порядок лучше, нежели где-нибудь еще. Да, нарисовать посреди поля две полосы и сказать, что это Санкт-Петербург, можно. А слабо нарисовать Эйфелеву башню или Кремль? Ощущение таково, что во Fly! есть всего пять или шесть нормально нарисованных городов, но и их нужно устанавливать с прилагаемого к игре диска. То есть так: хотите, чтобы у вас был доступен весь игровой мир, идущий с игрой? Извольте освободить под него полгигабайта дискового пространства. Flight Simulator такого не допускал. Практически все scenery-файлы для экономии места оставлялись на CD-диске, а на винчестер копировалось только то, что было в данный момент нужно.
Выбор самолетов. Он во Fly! слаб. Не хватает там хотя бы того же «Боинга-737». Наверно, решили, что пилоту будет лень ждать по пять минут, пока кабина проскроллируется из одного конца в другой.
Встроенные карты и планировщик пути. Да, пожалуй, это главный козырь Fly!. Конечно, любые бесплатные планировщики пути, свободно распространяемые через Интернет, лучше, не говоря уже о коммерческих. Но сам факт! Да, нельзя получить частоты NDB-маяков, нельзя посмотреть карту аэродрома, нельзя создать план полета, выбрав аэродром на карте, а не из списка, нельзя… Много чего нельзя. Но это прецедент. Может, во все следующие игры такого типа будут вставлять нечто подобное. Очень надеюсь.
Интерфейс. На вкус и цвет товарища нет. Налетав несколько часов, я привык к интерфейсу Fly!. Но старый добрый Flight Simulator все равно как-то роднее.
Облака. Если и стоит посмотреть Fly!, то только из-за очень красивых облаков. Как игроки запоминали красиво стекавшие по стеклу капли дождя во Flight Unlimited, так они будут тосковать по облакам во Fly!
Справочная система. Во Fly! она отсутствует. А во Flight Simulator можно было выбрать, например, навигационный прибор, нажать на него правой кнопкой мыши и, выбрав пункт «What is it?», прочитать емкое повествование на тему «На кой здесь этот прибор сдался» в частности и про навигацию вообще, просмотреть поясняющие работу прибора мультфильмы… Хорошие были времена.
Итог. Создатели Fly! потерпели творческую неудачу. Flight Simulator'у суждено остаться на вершине до тех пор, пока… А ведь скоро подоспеет новая версия!
КАК В НЕГО ЛЕТАТЬ
Если все сказанное выше на вас не подействовало и вы все равно хотите испытать Fly!, я помогу вам. В этой игре обязательно нужно знать несколько секретов, иначе полет покажется вам не развлечением, а смертельной скукой.
Во-первых, в игре можно повесить какой-то экран на «горячую клавишу». Например, вид вперед с практически убранной приборной панелью можно повесить на клавишу F1, нажав Shift+F1. Назначьте несколько таких видов, чтобы можно было быстро переключаться с одних приборов на другие. Если этого не сделать, то вы замучаетесь скроллироваться из одного конца приборной доски в другой.
Во-вторых, кабина не ограничивается тем, что вы видите на экране, и тем, докуда вы можете доскроллироваться мышкой. Вы можете смотреть вбок, вверх и вниз, зажав Ctrl и нажав соответствующую клавишу (стрелки вверх, вниз, влево, вправо). С этим связан один глюк, про который разработчики разработчики говорят, будто они его убрали: периодически пропадает возможность смотреть в разные стороны. Для разрешения этой ситуации несколько раз нажмите клавишу C.
В-третьих, в игре есть две разные карты: настоящая навигационная (клавиша M), которая работает только над территорией Соединенных Штатов, и векторная (Shift+M), которая работает во всем мире (и при этом намного удобнее). В ней вы будете видеть и маршрут, которым вам предстоит лететь, и другие самолеты, и все аэропорты, и радиомаяки. Никаким понятиям о реалистичности такая карта, разумеется, не отвечает.
Настроиться на частоту аэропорта можно тремя способами: либо найдя соответствующий аэропорт на карте, щелкнув на него два раза мышкой и выбрав из списка нужную частоту (например, напротив слова «Tower»); либо набрав частоту самостоятельно; либо нажав очень полезную комбинацию Ctrl+~ (тильда). Там при помощи появившегося меню вы сможете выбрать, с каким именно диспетчером вы хотите связаться и из какого аэропорта. Затем уже клавишей ~ можно вызвать меню связи и из него выбрать, что именно вы хотите от диспетчера.
Двигатель запускается при нажатии на клавишу E. Запускает ся он долго и со вкусом, инструктор при этом нажимает разные кнопки, переключает переключатели, поворачивает разные рычаги. Вообще это один из самых красивых и интересных моментов в игре. Когда же двигатель запустится и наступит пора взлетать, то не забудьте выключит ь колесные тормоза. Кстати, аккуратно притормаживая то одним, то другим колесом (клавиши , и .), можно без проблем вписаться в очень крутые повороты. Если хотите посмотреть на то, как нужно правильно взлетать или садиться, воспользуйтесь клавишей Z.
Если вы предпочитаете летать не совсем честно, то полезной может оказаться клавиша D, включающая ус корение времени, и Shift+D, выключающая его.
Если вы приблизились к аэропорту ночью, а огни на нем выключены, то настройтесь на частоту башни и быстро-быстро пять раз нажмите на Backspace. Знаю, совет напоминает шаманский, но он работает.
Управление можно настроить по своему вкусу, а можно воспользоваться файлом с настройками а-ля Flight Simulator 98. Очень рекомендую.
ДИСПЕТЧЕРЫ
Пару слов про полеты по кругу над аэродромом. Во вступлении было рассказано про мою несостоявшуюся посадку в Бремене. Там диспетчер сообщил, что я должен заходить слева, то есть использовать левый круг. На деле это выглядело так: я пролетел над полосой и через две минуты после получения сигнала дальнего радиомаяка повернул на 90 градусов влево. Около тридцати секунд я летел в этом направлении, а затем снова повернул на 90 градусов влево. Совершая этот поворот, я сообщил диспетчеру: «Turning left downwind». На этом участке я выпустил шасси и закрылки, а затем, когда пришло время, я снова повернул влево, сопроводив это передачей сообщения «Turning left base». Финальная часть, когда я выходил на глиссаду и собирался совершить посадку (естественно, после еще одного поворота влево на 90 градусов), так и называлась – «Final». Думаю, этих скудных данных хватит вам для того, чтобы нормально общаться с авиадиспетчерами во Fly! и выполнять их указания. Например, если вас попросят после взлета: « Turn right downwind», то, поймав сигнал дальнего маяка, вы должны повернуть направо, подождать пару десятков секунд, повернуть еще раз и, двигаясь таким курсом, покинуть зону контроля аэродрома.
В принципе, летать можно, вообще забыв о диспетчерах, и вы ничего от этого не потеряете. Это во Flight Unlimited2 они начинали беспокоиться и взволнованно предупреждали всех пилотов: «Тут на посадку заходит самолет, не отвечающий на запросы… Пожалуйста, держитесь от него подальше, пока мы прицеливаемся». А во Fly! диспетчеры абсолютно индифферентны к вашему поведению.
АВИАКАТАСТРОФЫ
Вы что, смеетесь?! Гордо садиться под вой сирен пожарных машин и машин «Скорой помощи» мы будем в другой игре. А во Fly! у самолета есть два состояния: либо он полностью работает, либо полностью не работает. Второй случай наступает крайне редко , и то при падении с очень большой высоты с очень большой скоростью. И это еще один пункт, по которому Fly! уступает Flight Simulator (в последнем можно даже установить вероятность отказа систем во время полета).
Очень хочется верить, что я что-то не заметил, не доглядел, пропустил. Может, через пару недель возмущенные покупатели забросают разработчика письмами, и тот выпустит несколько заплаток, а может, за дело возьмутся вольные художники и дизайнеры и создадут дополнительные самолеты и сценарии. Ведь буквально немного поработав над игрой, ее можно было сделать намного лучше. Так что ждем второй версии. И надеемся, что хоть с ней создатели не так поспешат, как с Fly!.