Предоставлено журналом Игромания
GobzikДля чего в первую очередь служит аркада? Правильно! Для того, чтобы мозг игрока, доведенный до отчаяния квестами и головоломками, расслабился, а его нервы, доведенные до предела последними достижениями в области 3d-action, успокоились. Именно поэтому хорошая аркада должна быть веселой и жизнерадостной, обладать чувством юмора и, конечно, приятным звуком и графикой.
Самое приятное в Shipwreckers это то, что она обладает абсолютно всеми вышеперечисленными качествами, дополняя их не просто приятной, но великолепной графикой. Музыка также не подкачала – временами ее можно даже послушать просто так, для удовольствия или чтобы создать себе хорошее настроение. О звуках сказать особенно нечего, потому что они являются стандартными для такого рода игр (выстрелы, крики, плеск волн и так далее.) А что, как не вышеперечисленные факторы, собранные воедино, определяют играбельность продукта?
Однако, если в наше прихотливое время аркада сводится к одному–единственному пункту меню – «Single Player Game», то у нее нет никаких шансов стать не то что хитом, но даже «хитенком». Shipwreckers же обладает заветным пунктом Multiplayer, реализованным, правда, в весьма своеобразной, если не сказать странной, манере (нам предлагается разместить за одним компьютером до 5(!!!) игроков). Огорчает отсутствие возможности играть по модему или через Интернет, что можно назвать чуть ли не единственным недостатком этой игры.
Сюжет
Судя по великолепной (не побоюсь этого слова) заставке, вы снова выступаете в роли представителей худшей половины человечества, которыми в данном случае являются пираты. Оригинально...
Но еще более оригинально отсутствие какой бы то ни было предыстории. Нет, у вас, конечно, есть определенная цель – собрать как можно больше сундучков с сокровищами (все дружно воскресили в памяти вечного Lode Runner'а), хотя, с другой стороны, пройти уровень можно, миновав заветное число сокровищ...
В общем, нам остается только гадать о цели нашего путешествия, но лучше не забивать себе голову всякой ерундой, а просто наслаждаться тропиками, морем и прочей экзотикой.
Главное меню
1 Player – начать игру в режиме одного игрока;
Multiplayer – начать игру с несколькими игроками;
Options – настройки.
Меню 1 Player
Start Game – начать игру (комментарии, надеюсь, не требуются);
Password – ввести пароль для перехода на определенный уровень (не понятно, зачем нужен этот пункт, если есть возможность сохраняться);
Load / Save Game – сохранение / загрузка игры.
Меню Multiplayer
Самое «печальное» меню. Зайдя в него, вы лишний раз понимаете, как просчитались разработчики, когда предполагали разместить 5 игроков за одним компьютером.
Корабли в верхней части экрана – (всего их пять) показывают состояние каждого из игроков (On / Off);
Start – начать битву;
Controls – переопределить клавиши (клавиатуры, джойстика);
Options – настройка параметров multiplayer'а.
Controls
Интересно: теоретически вы должны использовать 1 клавиатуру и 4 джойстика, но возникает вопрос: «Откуда у простого смертного такое количеств «палок радости»? Поэтому чаще всего приходится использовать просто две части клавиатуры (буквы и стрелки), но даже в этом случае компьютер начинает время от времени мерзко и недовольно пищать, тормозя тем самым игровой процесс. Если вы попытаетесь расположить на клавиатуре трех игроков, то оный писк станет раздаваться еще чаще, а половина клавиш просто отрубится. При попытке разместить за клавиатурой четырех человек, компьютер (MMX-200, заметьте) перешел на гудение и завис. Отсюда мораль: если количество желающих сыграть с вами в Shipwreckers больше двух, начинайте покупать джойстики или учитесь разводить их в домашних условиях.
Options
Wins – по законам жанра игра в multiplayer'е делится на матчи и раунды, то есть, чтобы выиграть матч, надо победить в определенном количестве раундов. А определяется это количество именно в этом пункте. Всего – от 1 до 9 раундов;
Timer – игра на время (до 4 минут). Когда истекает время, победителем становится тот, у кого осталось больше энергии;
Survival – игра на «выживание», т.е. победитель остается с тем же количеством энергии, с которым он закончил предыдущий раунд;
Overlays – определить, исчезает ли все «подобранное» оружие с началом каждого раунда;
Arena – «...и вот нашли большое поле...». Сменить поле боя. Всего доступно десять арен (Кстати, очень жаль, что к игре не прилагается редактор, а то весь этот десяток как–то быстро приедается);
Weapons – определить оружие и боезапас, с которыми игрок начинает каждый раунд (описание оружия см. ниже).
Меню Options
В этом меню все довольно банально: Difficulty, Volume, Controls. Единственное, на что следует обратить внимание, так это на Sfx Mode – игра поддерживает Dolby Surround.
Советы и дополнения
Арсенал
Cannon – пушка. Самое первое и самое основное оружие. Стрельба из cannon ведется с носа, что является привычным и понятным для людей, игравших во что-нибудь а'ля Star Control 1,2,3. Скорострельность относительно высокая, но убойная сила небольшая. Кстати, cannon – самое дальнобойное в игре орудие.
Broadsides – бортовые орудия. Улучшенный вариант cannon: выстреливают тремя ядрами сразу, отсюда – повышенная огневая мощь при чуть более низкой скорострельности. По дальнобойности broadsides уступают только cannon. Единственное неудобство связано с тем, что стрельба ведется с бортов, что несколько неудобно для начинающих shipwrecker'ов.
Depth Charge – глубинные бомбы. Фанатам Bomberman'a и Dyna Blaster посвящается... Представляют из себя бочки, нафаршированные взрывчаткой. Корабль кидает их с кормы в воду, где они и взрываются через некоторое время. Попасть ими достаточно сложно, поскольку для этого необходимо рассчитать, сколько времени потребуется врагу, чтобы попасть на этот бочонок. Зато если враг попадет... Глубинные бомбы можно назвать самым мощным, а заодно и самым бестолковым оружием в игре.
Rockets – ракеты земля-воздух. Единственные в своем роде, так как используются только для поражения воздушных целей (кстати, интересно: как это они умудрились поставить на деревянные посудины эти «Томагавки» ). Так как они «единственные в своем роде», то ни силу, ни скорострельность, ни радиус действия обсуждать бессмысленно.
Mines – мины. Аналог «depth charge». Отличаются от последнего тем, что, как и положено любой мине, взрываются при соприкосновении с ними. В остальном – то же самое.
Oil Slick – пленка нефти. Еще одна вариация на тему Bomberman'a, отличается от своих предшественников тем, что загорается сразу же после употребления. Пожалуй, одно из самых опасных орудий в игре – попадание на очередь oil slick'ов чревато долгой мучительной смертью. Приятно и то, что, попав на эту мерзость, корабль начинает гореть, выбрасывая при этом своих матросов за борт (в прямом смысле), морячки же, в свою очередь, некоторое время пытаются удержаться на плаву, но, если их не подберет какой-нибудь (все равно чей) корабль, идут ко дну.
Lightning – молния. Молния как молния – бьет слабо, недалеко, но непрерывно, сама наводится, да и к тому же хорошо «держит». В целом неплохое оружие, особенно для multiplayer'a, однако у lightning есть недостаток, свойственный для всего энерго-электрического оружия мира: катастрофически быстро кончаются патроны.
Flamethrower – огнемет. Приз зрительских симпатий. Пожалуй, лучшее оружие в игре. Шикарная убойная сила при среднем радиусе поражения. Мало того, что он способен испепелить вражеский корабль быстрее, чем тот сумеет сказать слово «МАМА», достаточно просто задеть корабль струей огня, чтобы тот вспыхнул как щепка...
Бонусы
Аптечка – ну, если вы не знаете, для чего нужна аптечка...
Ускорение – превращает ваше корыто в моторную лодку со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Полет – трансформирует ваше корыто в дирижабль (со всеми вытекающими отсюда последствиями). Длится, правда, это удовольствие меньше, чем ускорение.
Сундук с золотом – пресловутые сокровища, о которых и так уже было сказано больше, чем нужно.
Жизнь – См. пункт «аптечка».
Советы
Несмотря на кажущуюся тривиальность, карты просто наполнены секретами. Обращайте особенное внимание на водопады и стены.
Водопады – это определенно великая вещь: мало того, что за ними иногда оказываются секреты, они еще и превосходно справляются с ролью душа – если ваш корабль случайно (гм...) загорелся, заведите его под водопад, и огонь, как говорится, как рукой снимет.
Кстати, о пожарах. Если вас подожгли, а вы жаждете крови (точнее дерева) вашего обидчика, подходите к нему, как можно ближе, и огонь живо перекинется на его корабль.
Порой удивляешься, какую услугу могут оказать бесполезные на первый взгляд вещи: увидев на втором уровне воздушные пузыри, не спешите, они вполне могут заменить вам дирижабль, а встретив на первом рыбу, постарайтесь уплыть от нее. И чем быстрее, тем лучше – пусть этот плавучий кусок динамита взрывается где-нибудь подальше от вашего корабля.
Кстати, о рыбках. Они, как известно, разные бывают. Так что, встретив рыбу, совсем необязательно впадать в панику и нестись от нее в другой конец экрана. Если она хищная (акула, например), это значит, что рыбка просто предполагает пообедать матросиками, выпадающими за борт кораблей. В качестве взрывчатки же выступают, как правило, исключительно милые с виду рыбки, вроде той, которой обычно иллюстрируют бессмертное произведение А.С. Пушкина.
Есть такая вредная штука, как turret, или, иными словами, башня. Они бывают разных видов, но самые неприятные – это стреляющие зажигательными снарядами и просто стационарные огнеметы. Как их миновать? Очень просто: Любой стреляющий turret может поворачиваться только под определенным углом. Встаньте напротив «ребра» башни и наблюдайте за тем, как компьютер беспомощно стреляет во все стороны кроме вашей. Теперь огнеметы: с ними сложнее, так как они вращаются вокруг своей оси с приличной скоростью, но постарайтесь пристроиться за струю огня и у вас будет возможность спокойно расстрелять turret из бортовых орудий. Иногда встречаются приятные исключения – на первых порах ваша cannon дальнобойное огнеметного turret'a, что позволяет вам спокойно расстрелять turret издалека, однако бывает это чудо только на первых уровнях, да и то редко.
Иногда вас могут осчастливить – превратить в дирижабль. Это, конечно, хорошо, но если у вас есть мины, глубинные бомбы или, в конце концов, ракеты, не превратить ли ваш дирижабль в бомбардировщик? Как? Элементарно – просто скидывайте на turret'ы и корабли все вышеперечисленное.
Как бороться с летающими объектами? Просто встаньте на месте и дожидайтесь, пока это НЛО подлетит поближе. Ни в коем случае не двигайтесь (компьютер всегда стреляет с упреждением, так что если вы сдвинетесь с места, обязательно попадете под бомбу).
Если вы, несмотря ни на какие трудности, все-таки сели играть в Shipwreckers вместе с другим homo sapiens, постарайтесь вспомнить старого доброго Bomberman'a, то есть берите на изготовку любое минообразное оружие и начинайте хаотично носиться по карте, зажав клавишу выстрела. Главное – это не напороться на свои же мины, а уж противнику будет не до вас.
Прохождение
Мир 1
Самый «веселый» и простой мир в игре. Играет забавная музыка, враги беспомощно барахтаются и отстреливаются, как куропатки. Здесь вы будете, как всегда, осваиваться с управлением и самой игрой.
Все ваши противники представлены здесь в виде классических пиратских кораблей (галионы, фрегаты, бриги и т.д.). Мелкие кораблики с cannon на вооружении не представляют из себя никакой опасности. Более-менее агрессивны корабли с broadsides, но и их можно без проблем расстрелять издалека дедовским способом (т.е. из пушки). Наконец, самые мерзкие: корабли, оснащенные огнеметом – не то чтобы их можно было назвать опасными, но, тем не менее, они могут поджечь вас, доставив тем самым немало хлопот. Встречаются здесь и морские «чудовища»: попугай и осьминог. Попугая можно смело отнести к разряду самых безобидных «зверьков» – он, конечно, пытается сбросить на вас бомбу, но косит при этом с завидным постоянством и, к тому же, «выносится» (т.е. уничтожается) первой же ракетой. Осьминог (точнее, некая пародия на него) ничего вам делать не собирается. Он просто плавает по заданной траектории, никуда с нее не сворачивая, а ваше дело за малым – не встать у него на пути. Кстати, крики: «Ура, мы ломим!» – просьба оставить при себе, т.к. этого осьминога, по всей видимости, скрестили с Горцем, в результате чего первому стало наплевать на все ваше оружие, вместе взятое.
Есть еще один тип врагов – стационарные, т.е. неподвижные. О turret'ax см. выше, а ниже будут рассмотрены сами уровни.
Уровень 1
Собственно, самый простой уровень в игре: никаких секретов, служит исключительно для ознакомления с игрой. Здесь вас познакомят с рыбами–минами, бутылками и буями. От первых вам придется резво бегать (простите, плавать), вторые собирать, а по третьим стрелять. Причем буи и тара (читай бутылка) используются с одной и той же целью – открыть дверь.
Уровень 2
Здесь вы впервые встретите «секрет–с–водопадом», т.е. у вас будет возможность заехать в комнату, используя водопад в качестве пролива.
Уровень 3
Тут вы познакомитесь со вторым типом секретов – пробиваемыми стенами. Заметьте, что на такие стены вам будут показывать пальцем (плавающие руки в белых перчатках видели? то–то же!).
Уровень 4
Первый Босс. Рак. Вполне безобидное членистоногое, над которым вам предстоит зверски издеваться, отстреливая ему клешни, усы и другие жизненно важные органы. Лучше всего устраивать это избиение младенцев при помощи oil slick'a, так как Рак будет постоянно преследовать вас, но, так как передвигается он раз в шесть медленней вас, напарываться на ваши slick'и несчастное животное будет с не меньшим постоянством.
Мир 2
Мрачное место... Здесь уже не будет ни веселой музыки, ни синей воды... Все в серых тонах. Враги тоже. На воде бороться вам предстоит с теми же кораблями, только стилизованными под общую мистико-загробную атмосферу мира.
К воздушным врагам, т.е. к попугаю, прибавится бомбардировщик странной конструкции, сбрасывающий на вас мины (то есть mines). Приятной особенностью этого НЛО станет то, что после его смерти вам в награду достанется сладкий приз – катапультировавшийся пилот, одетый, почему-то в морскую форму. Иными словами подберете его, а жизни-то, глядишь, и прибавится.
К обширному племени турретов прибавится еще один – ракетный. Примечателен тем, что стреляет по вас тем, чем вы стреляете по попугаям и бомбардировщикам. Особой опасности из себя не представляет, т.к. чтобы попасть, ему придется прицелиться, а чтобы прицелиться – повернуться вокруг своей оси – все вместе представляет из себя процесс долгий, трудоемкий и легко нарушаемый вашим вмешательством.
Уровень 1
Несмотря на кажущуюся нелинейность он, на самом деле, достаточно прост. Тем не менее, в начале уровня лучше плыть вниз – будет возможность пособирать сундучки, не боясь быть прерванным врагами. Когда придет время воспользоваться (мыльным?) пузырем, не забудьте, что он управляем. Естественно, что разбить его можно выстрелом (из чего угодно), причем не делайте этого над стенами... не надо. Когда у вас появится возможность взять «жизнь», окруженную минами, «семь раз отмерь...», потому как сделать это, мягко говоря, непросто.
Уровень 2
Говорить о нем особенно нечего, поскольку его карта – это классический лабиринт, который постоянно встречается в детских журналах а'ля «Мурзилка».
Уровень 4
Босс. Один из самых оригинальных боссов в игре. Его оригинальность заключается в том, что убить его из своего оружия вы не можете. Возникает вопрос: КАК? Шар на северо–западе от «гада» видели? стрелять по шару пробовали? Так попробуйте. Как только пушка НЛО будет направлена на босса, выпустите ракету. Пушка выстрелит. Босс «мигнет». И так несколько раз. Кстати, по картинкам на стенам не стреляйте – это не секреты, а просто портреты главного героя этого уровня.
Мир 3
Вы любите зиму? А Антарктиду? А айсберги? А надо бы. Точнее придется по долгу службы. И придется именно в третьем мире, потому что плавать вам предстоит среди айсбергов, яранг, чумов, льдов, гейзеров (?), эскимосов и прочей экзотики.
Теперь о врагах. Об айсбергах. На мой взгляд – один из самых оригинальных врагов в игре. Главной его особенностью является то, что убить его можно двумя способами – из огнемета и из всего остального. Если из огнемета, то он растает. Медленно, но навсегда. А если из всего остального, то он расколется на две, а потом – на четыре части. Причем каждая из частей наносит такое же повреждение, что и айсберг в его изначальном состоянии. Зато расстреливаются быстро. Вот и выбирайте. К разряду «враждебно настроенные силы природы» можно отнести тучи. Они, конечно, как люди, но и молниями тоже бить умеют. Интересная особенность некоторых – невидимость. Они как бы материализуются из воздуха, когда вы проплываете по определенному месту. Остальные враги ничем не примечательны, кроме разве что попугаев. Попугаи интересны тем, что просто имеют место быть, поскольку, хм... символом Антарктиды из птиц можно назвать только пингвинов, а у них клюв поменьше и сами они черно-белые, а не зелено-голубые.
Уровень 1
Привычные белые акулы и зелено–голубые рыбки исчезнут. Им на смену придет новый обитатель океанских глубин – этакая тигровая акула, оснащенная (!) торпедами. Убить ее, по всей видимости, невозможно, так что приходится постоянно следить за водой.
Уровень 3
Здесь вы впервые встретитесь со Shipwreckers'овским аналогом телепортатора – трубой. Это хитрое устройство способно переносить вас из одного места в другое и наоборот. Выглядывает из воды, чем–то напоминая гигантский перископ. Телепортатор как телепортатор, сделанный, правда весьма оригинально. Самая оригинальная часть уровня – смерч (торнадо, вихрь – называйте как хотите). Сам по себе вреда он вам причинить не может, но при умелом использовании поднимет вас на приличную высоту. Главное – это попасть прямо в центр, в противном случае вас просто закрутит и швырнет на одну из ближайших мин. На этом же уровне вам предстоит познакомиться с «гейзерами» – явлением природы, на этот раз абсолютно безвредным. Попав на гейзер, вы начинаете подпрыгивать, причем высота прыжка зависит от силы (читай высоты) струи, а направление задается вами.
Уровень 4
Мой самый любимый босс. Этакая помесь тела Несси (в Антарктиде) с головой (одной из) Змея Горыныча. Поражает способностью размножаться, так как производит на свет себе подобных (сильно уменьшенных) с огромной скоростью и без какого–либо вмешательства со стороны. Ваша задача – не дать будущим монстрам вылупиться из яиц, так как попав в воду, детеныши становятся неуязвимыми и взрывоопасными. Еще совет – не лезьте вперед Несси в воду. Т.е. старайтесь все время идти либо сбоку либо сзади нее, поскольку, будучи наполовину Горынычем, животное вполне профессионально дышит огнем.
Мир 4
На этот раз индустриализированный. Этот мир цветовой палитрой смахивает на второй, так как преобладающим является серый цвет. Отсюда и общая серость всего мира. Никаких тебе айсбергов. Никаких тебе торнадо.
Уровень 1
Рай для летчиков. Весь уровень сводится к полетам от одной камеры к другой. Как всегда, в начале уровня есть выбор: вверх или вниз? Вниз. Там будет попроще. Не забывайте, что ракеты можно использовать в качестве бомб, но и не увлекайтесь – вы не B-17, бонус кончится, а падение на вражеский корабль чревато летальным исходом.
Уровень 2
После этого уровня вы возненавидите катамараны. Поскольку именно они будут встречаться чаще всего. Одно утешение – вооруженные мощным оружием (ракетами, раза в два сильнее ваших), они очень слабы броней. Кстати, здесь же у вас будет дежа-вю с тучами. Запомните, что опасные, т.е. «вооруженные» молниями тучи – темно-синего цвета.
Уровень 3
Один из моих самых любимых. Здесь придется мало стрелять, но много прыгать и уворачиваться. В начале уровня – поверните налево, т.к. лучше проскакивать мимо сдвигающихся стен, чем самонаводящихся молний. Далее – полный вперед и не в коем случае не старайтесь захватить save-порты. Просто ломите дальше и успех придет.
Уровень 4
Придется немного поиграть в шахматы. Биться с очередным боссом надо будет на поле, чем-то напоминающее шахматное. Босса будет на удивление легко забить. Есть целых два способа сделать это: с минами и без мин. Без мин – это когда вы становитесь к нему по диагонали и начинаете расстреливать, через некоторое время отъезжаете и снова расстреливаете. Используя этот способ, у вас больше шансов напороться на снаряд, или, еще хуже, на самого босса. Если у вас есть достаточно мин – просто хаотично носитесь по полю разбрасывая их, где попало. Главное – опять-таки не налететь на босса, а на ваши мины он налетит сам.
Мир 5
Наконец-то – светлый мир. Пляжно восточный уклон. Пляжно – это потому, что вам постоянно будут встречать пляжные зонтики, а с востоком уровень связывает босс и турреты. Самый противный враг на уровне – это банальные кораблики. Они не разнообразны (меняются только мачты). И очень быстры. Единственный способ убить их без особых потерь для себя – скорость и молния.
Уровень 4
Самый главный босс. Создатели игры даже изменили своему правилу, и, чтобы попасть к нему, вам придется забить несколько простых корабликов.
Когда вы увидите этого джинна, вас неприятно поразит его неоригинальность (для такой игры финальный босс мог бы быть и получше). К тому времени, когда вы его встретите, у вас уже будет полная коллекция всего оружия игры, но тем не менее сразу вы его не убьете. Сначала надо взорвать (!) лампу (ту, что посередине экрана). Сделайте это или из огнемета или из cannon. Так как босс постоянно телепортируется, вам надо будет вставать напротив него. Когда лампа взорвется, можно приступить непосредственно к самому джинну – лучше всего развеять его с помощью broadsides, хотя можно и из огнемета (если остался) или молнией (правда ей уже гораздо сложнее).