Предоставлено журналом Игромания
GobzikРэйнджеры в PC-играх... какие ассоциации возникают у бывалого игрока? «А-а, – скажут некоторые, – была такая игра под названием Seal Team». Была, и если кто-то в нее играл, то знайте: SpecOps – это ни что иное, как Seal Team 2. На сегодняшний день это стопроцентный хит компании Zombie , известной такими играми, как Fire & Ice и ZPC.
Почему хит? Просто потому, что у этой игры очень мало недостатков. Пройдя ее, вы смело можете говорить, что на себе испытали все «радости» войны в Корее или за Полярным кругом. Играя в SpecOps, вы убедитесь, что все элементы пейзажа – от листиков на деревьях до бород на лицах «наших» (т. е. русских) «черных беретов» – выписаны с любовью и даже с каким-то обожанием. Тоже самое можно сказать о звуках: пение птиц, стрекотание сверчков, сухие автоматные очереди и глухие крики смертельно раненых (именно раненых!) врагов – все это есть в SpecOps. Теперь о героях игры. Глядя на мощные спины ваших солдат, на их плавный бег и выстрелы навскидку, начинаешь верить в то, что это реальные люди.
Кстати, о недостатках: главный из них – это отсутствие многопользовательской игры. Второй недостаток – отсутствие возможности перенастроить клавиатуру. Мелочь, а раздражает…
Предыстория
Во время Гражданской войны (американской) было решено создать спецподразделение рэйнджеров. Их основной задачей была разведка, а основным девизом стала фраза «Rangers lead the way» (Рэйнджеры прокладывают дорогу).
Вы управляете группой из двух солдат. Солдаты могут быть нескольких типов – Стрелок (Rifleman), Автоматчик (Machinegunner), Гренадер-Подрывник (Grenadier), Снайпер (Sniper). Естественно, что вы можете менять своих бойцов (нажатием клавиши Tab). Действие происходит в пяти различных районах: Россия (некий Voronye Forest), Северная Корея (Kapsan Mountain), Колумбия (Magdalena River), Гондурас (Sierra de Soconusca), Афганистан (Kabul). В каждом регионе вам надо будет выполнить три задания. Они, как правило, заключаются в том, чтобы взорвать какой-нибудь старатегически важный объект (в миссии пятой-шестой начинаешь чувствовать себя мелким хулиганом – крови в игре нет, жестокости тоже; возникает ощущение, что ты просто бегаешь и портишь чужое имущество). Оригинально отсутствие заставок перед миссиями – вам показывают slideshow, подчеркивая тем самым документальность и реальность происходящего.
Управление
Что бросается в глаза, так это обилие клавиш управления. Чего стоит только количество всевозможных приседаний-разгибаний-прыжков! Еще больше удивляет всякое отрицание права выбора, т. е. ваша полная неспособность что-либо изменить в управлении.
Стрелки – Переместиться соответственно вперед, назад, влево или вправо.
Ctrl – Открыть огонь из выбранного оружия.
Пробел – Бросить гранату.
X (удерживать) – Использовать оптический прицел (только для Снайпера или Автоматчика).
Shift + cтрелки – Медленное передвижение (поворот); лежа – ползти; для Снайпера (Автоматчика) – ускорить скроллинг в режиме снайперского огня.
Esc – Пауза.
Alt + cтрелки – Стрэйф (приставной шаг); сидя или лежа – перекатиться.
[ или ] – Следующий или предыдущий предмет в Inventory.
Enter – Использовать выбранный предмет.
A – Встать.
Z – Сесть; при повторном нажатии – лечь.
N – Прибор ночного видения.
Tab – Переключиться между рэйнджерами.
R – Перезарядить оружие.
G – Компас.
H – Показать здоровье.
H + Enter – Аптечка.
Команды второму рэйнджеру
End – «Стоять!» ( приказать напарнику остановиться).
Del – «Убей их!» или «Прикрой меня!» (открыть огонь по врагу).
Home – «За мной!» (советуем сразу в начале игры дать эту команду).
Pg Dn – «Торопись!» (приказ догнать вас).
1 – Assault Rifle (M16).
2 – Machine Gun (пулемет).
3 – Grenade Launcher (гранатомет).
4 – Sniper Rifle (снайперская винтовка).
5 – Shotgun (дробовик).
6 – Rocket Launcher (ракетница).
7 – SubMachine Gun (пистолет-пулемет).
8 – Special (специальное оружие).
F1 – Help (помощь).
F4 – Вращающаяся камера.
F5 – Default (камера).
F6 – Вид сбоку.
F7 – Вид сверху.
F8 – Вид из-за плеча.
Инвентарь
Satcom Radio – рация. Без нее уважающий себя рэйнджер как без автомата. По ней вам предстоит докладывать о каждой выполненной мисси. Внимание! Если вы не доложили об успехе по рации (т. е. не нажали Enter), миссия не считается выполненной.
Night Vision Goggles – прибор ночного видения. Все окрашивается в естественно-зеленый цвет. Это, конечно, неприятно, но без него как без рук, потому что, например, во время первой миссии (вы действуете ночью) без NVG вы прицелиться нормально не сможете.
Smoke Grenade – дымовая граната (шашка). И так все понятно, только ваш покорный слуга этим не пользовался – нет необходимости...
Frag Grenade – настоящая граната, но попасть ею куда-либо, мягко говоря, нереально, т.к. нужно, чтобы цель была на определенном расстоянии, в противном случае – недолет или перелет.
Claymore Mine – мина, конечно. Есть несколько путей использования: вы можете ее просто положить, предоставив самой себе (т. е. врагам), либо вы можете положить ее и взорвать при помощи Claymore Clackers (здесь же, в Inv.). Предупреждение – когда появится меню Inv., учтите, что при нажатии Enter предмет не выбирается, а используется.
Statchel Charge – взрывчатка, или C4; используется для уже упомянутых выше актов вандализма по отношению к объектам стратегической важности. Предупреждение: взрыв очень мощный, запросто может свалить дерево (это не шутка), причем свалить прямо на вас...
GPS – компас. Если вы потерялись, компас – лучший выход из положения, так как показывает не только стороны света, но и направление, куда нужно идти, т. е. waypoint'ы.
Меню оптического прицела
Вызывается клавишей X, управляется с помощью клавиш ]или[.
2 X Scope – оптический прицел, на экране появляется перекрестие прицела.
Acog – приспособление вроде продвинутых NVG: все светло и никакого зеленого цвета.
Binoculars – бинокль.
Рэйнджеры
Ниже будут приведены краткие характеристики каждого типа рэйнджеров.
Rifleman
Этот рэйнджер хорош для боя на средних и коротких дистанциях. Благодаря снайперскому прицелу легко снять врага, удаленного от вас на достаточно большое расстояние; если дело доходит до ближнего боя, M4 также легко справится с любым неприятелем.
Grenadier
Это воин – для фанатов подрывного дела, так как 203GL на первых порах является единственным «нормальным» взрывающим оружием (гранатой не попадешь, c satchel charge'м не добежишь). Очень рекомендую. Правда, нет satchel charge– ну да это не беда. Обойдемся.
Machinegunner
Автоматчик – универсальная машина для истребления вражеской живой силы. Огромное количество патронов (100 в обойме) и легкость попадания.
Sniper
Лучший боец на больших расстояниях. Четырехкратное увеличение творит чудеса, но только если вы сумеете вовремя переключиться на второго рэйнджера (очень желательно – machinegunner'a).
Reconnaissance
Используется в основном для подрывных работ. В рядовых миссиях, как правило, бесполезен, но есть миссии, где без него не обойтись (см. ниже).
Close Quarter
Самый бесполезный из всех. Shotgun – это, конечно, хорошо (убивает с первого раза), но скорострельность низкая, и перезаряжаться приходится постоянно. В общем, не берите его с собой, не надо.
Замечание!
Общую характеристику для каждого рэйнджера, прочитать желательно, но не следует забывать, что практически всех бойцов можно «уравнять» между собой, подбирая оружие погибших врагов. Рано или поздно вам все равно придется перейти на эти AK-47 и забросить все свои дробовики и ракетные установки куда подальше.
Миссии
Voronye Forest. Russia
Phase 1
Ваше задание – уничтожить вражеский лагерь. Для задания желательно взять хотя бы один satchel.
Можно обойтись и без satchel'a (здесь его можно заменить на GL или даже гранату). Миссия ночная, поэтому приготовьтесь к неудобствам, связанным с NVG. Главный совет – не взрывайте грузовик сразу, дайте ему доехать до базы. В противном случае из него выскочат злые владельцы (или водители) и попытаются сорвать на вас свой праведный гнев (их всего двое, но многое зависит от того, на каком уровне сложности вы играете). Когда вы придете на базу, прикажите напарнику прикрывать вас, а сами палите по командному центру из гранатомета.
Phase 2
Ваше задание – достать некий Starlos Data Module. Извлекать его надо из самолета, разбившегося (сбитого) в районе Вороньего Леса. После того как SDM будет в ваших руках, следует взорвать кабину самолета.
Выполняется миссия весьма просто – в самом начале вы включаете компас и бежите по заданному направлению. Через несколько секунд вы начинаете встречать обломки самолета, разбросанные по всему лесу, а еще через минуту – жалкие остатки кабины. Вы используете ключ (в меню Inv.) над черным отверстием, чуть повыше кабины. Закладываете satchel, ставите его секунд на 25 и бежите в нишу (на северо-западе от кабины, у подножия горы). Бах!.. Миссия пройдена.
Phase 3
Ваша цель – добежать до своего вертолета вместе с SDM. По дороге надо взорвать три зенитки. Но разве это проблема для настоящего рэйнджера?
Зенитки практически рядом, так что взорвать их весьма просто. Другое дело – это найти вертолет. А найти его надо в нише, опять-таки у склона горы.
Kapsan Mountain. North Korea
В Корее вы получите новый тип рэйнджера – Снайпера (см. выше).
Phase 1
Ваша задание – взорвать радар и мост.
К радару вас выведет дорога на базу, а вот чтобы попасть к мосту, придется вспомнить бой-скаутскую молодость (а какая еще могла быть у рэйнджера молодость?) и сориентироваться по компасу. Единственная проблема – второй рэйнджер на этот раз будет дичать и убегать в лес. Отсюда мораль: «Почаще переключайтесь между солдатами, чтобы избежать потерь».
Phase 2
Теперь от мелкого пакостничества вы перейдете к самому настоящему вандализму. Вам приказано взорвать 4 «Мига» и 4 ракетных установки.
Располагаются «Миги» на одной взлетной полосе, так что особых проблем возникнуть не должно. Вот ракетные установки – это забавно. Дело в том, что надо взрывать не машины, на которых установлены ракеты, а сами ракеты. Также на этой миссии вам встретятся два броневика. Технология борьбы с ними выдержана в духе 1941 года. То есть надо бежать под (!) броневик и закладывать satchel, и чем сильнее вы прижметесь к машине, тем меньше вероятности, что вас подстрелят.
Phase 3
Ваша задача – взорвать три бака и радар.
Здесь вы встретите небольшие бочки с горючим. Будьте осторожны! Если большие баки никак не реагируют на автоматные очереди (только взрывчатка!), то эти бочки стрельбы не любят и легко взрываются.
Первые два бака и радар вы встретите, идя по дороге, то есть в этой части все предельно просто. С третьим баком гораздо хитрее – в начале миссии надо свернуть направо, там он и будет.
Magdalena River. Columbia
Вашего полку прибыло! Теперь воевать можно двумя новыми солдатами – Reconnaisance и Close Quarter.
Phase 1
Ваша задача на этот раз несколько отличается от обычных хулиганских выходок рэйнджеров. Приказано захватить в плен некоего полковника Marcos'a. Между делом надо перебить его телохранителей, а потом сообщить обо всем по радио.
Что тут можно сказать? Пользуйтесь компасом – он, как известно, прекрасно осведомлен о том, где находится полковник. Чтобы захватить последнего, вам надо просто подбежать к нему, после чего его руки опустятся и он перейдет в ваше полное распоряжение. Издеваться над пленником, кстати, нельзя – за его смерть вам грозят словосочетанием mission failure.
Phase 2
На этот раз вам предстоит лишить крова колумбийских солдат – взорвать их казармы (или бараки; называйте как хотите) и вышки.
Остерегайтесь снайперов на этих самых вышках. Вы их легко узнаете по нехарактерной для компьютера меткости. Помимо снайперов ваши бравые ребята будут постоянно натыкаться на мины-ловушки. Их даже нельзя назвать опасностью – когда вы на нее наступаете, появляется надпись Get Down! Причем висит она на экране достаточно долго, чтобы ваш рэйнджер мог убежать на безопасное расстояние. Можно, конечно и лечь, но в таком случае постоянно отстающий напарник с радостным криком подбежит к ведомому и тоже ляжет... костьми. Насчет прохождения миссии как таковой сказать особо нечего. Все то же: бегите по компасу, закладывайте satchel'ы и отбегайте подальше.
Phase 3
Ваше задание – разнести центр по переработке коки (растения, из которого получают кокаин). Лучше всего использовать для этого satchel'ы. Между делом опять-таки надо перебить всех охранников. В конце миссии нужно бросить дымовую шашку (бросать надо в центр базы) и ждать airstrike'a. Потом, как и положено, идти к вертолету. По компасу.
Sierra de Soconusca. Honduras
Phase 1
Ваша первоочередная задача – взорвать главные ворота (Main Gates), одновременно перестреляв всех вражеских солдат.
Весьма и весьма прямолинейная миссия – надо просто бежать по компасу, отвлекаясь время от времени, чтобы нажать клавишу Ctrl. И все.
Phase 2
Наступил Судный День! Сколько раз вас передергивало при виде очередного рекламного ролика? Теперь вам надо рассчитаться с телевидением, взорвав машину (точнее, спутниковую антенну) какой-то телестудии. А заодно надо захватить в плен Sub Commander'a (зам. командира врага).
На эту миссию очень желательно взять одного Grenadier'а. Просто машины лучше взрывать из гранатомета, нежели мучаться с satchel'ами или, того хуже, с гранатами. Можно даже не смотреть на компас – бегите по дороге. Главное, чтобы не убили Grenadier'a. Поэтому вторым рэйнджером лучше брать, скажем Machinegunner'а, чтобы обеспечить прикрытие. Можно, конечно, взять оружие у одного из убитых и пополнить им арсенал Grenadier'а – решайте, что вам больше подходит.
Машину надо взрывать, стреляя не в кабину, не в центр, а именно по «тарелке» – иначе ничего не выйдет. Когда выбежит Sub Commander, опять-таки просто подбегите к нему.
Phase 3
Последняя фаза в Гондурасе. Как и положено, в конце миссии вам предстоит сесть в вертолет. Перед этим надо всего лишь отбить у гондурасцев ящичек с плутонием.
Самое интересное в этой миссии – компас. Его стрелка может показывать в любую сторону, кроме той, где лежит этот контейнер. Поэтому придется рассказать о миссии «по шагам».
Вам нужно подняться наверх по лестнице рядом с Monster Truck'ом. Затем идите по туннелю до ближайшего поворота налево. После узкого мостика (с двумя солдатами) надо повернуть налево и обратить внимание на груду деревянных ящиков – они-то вам и нужны. Пристрелив солдата, который прячется в этих ящиках, возьмите контейнер – и вперед, к вертолету!
Kabul. Afghanistan
Самое милое здесь то, что разработчики не пошли по пути фильма Rambo 3, т. е. вашими врагами здесь являются не наши (российские) солдаты, а местные бандиты, известные как «душманы».
Phase 1
Вернемся к хулиганству... Надо взорвать некий Rocket Launcher, параллельно с этим очистив зону от врагов.
Воевать на этот раз будем в городе. Бежать надо по компасу (после Гондураса его, видимо, починили). Единственный момент, где можно запутаться, это начало уровня. Бежать надо по дороге, не сворачивая вправо, в противном случае вы упретесь в непробиваемую стену. Очень советую взять на миссию Снайпера.
Phase 2
Началось! Не миссия, а просто рай для подрывника – надо взорвать одни ворота и три зенитки. Уничтожение всего персонала крепости подразумевается само собой.
Почему «началось»? Да потому, что ни на эту, ни на следующую миссию вам не выдадут компас, сославшись на то, что о крепости вашему командованию ничего не известно.
Перед тем как бежать к воротам (а они прямо перед вами), перебейте всех солдат в округе (это важно! Иначе вас просто расстреляют в спину), затем быстро пробегите под колючей проволокой (бежать надо действительно быстро – все подходы к крепости заминированы). Взорвав ворота, бегите внутрь и направо – к первой зенитке. Взорвите ее и бегите дальше, обогнув башню. Бегите вперед, пока не встретится вторая зенитка. Отправьте ее вслед за первой и поворачивайте обратно – к третьей зенитке, которая находится на стене, слева от входа.
Phase 3
Наконец-то рэйнджеры прекратили вести исключительно разрушительные действия. Ваша миссия – спасти человека, причем не просто спасти, но и эскортировать его к вертолету. Причем не просто человека, а сенатора Соединенных Штатов Америки!
Компаса нет, но это не беда. Обогните крепость справа (т. е. бегите вперед со стартовой позиции), и рано или поздно вы наткнетесь на группу солдат, охраняющих мирного жителя, который стоит на коленях, одетый в восточную одежду преимущественно бордового цвета. Когда солдаты будут убиты (по сенатору не попадите!), надо просто подбежать к пленному, после чего тот поднимется с колен и пойдет за вашим отрядом. (Интересно, где сенатор США научился так хорошо стрелять из Калашникова?) Найти дорогу к вертолету особого труда не составит – просто бегите обратно.
Вот и все, игра пройдена. Главной наградой для вас будет проникновенная речь Первого Человека США, обращенная лично к вам. Вот он, предел мечтаний любого простого американского солдата!