Предоставлено журналом Игромания
Надо признать, что известие о создании стратегической игры корпорацией Microsoft вызвало у игроманов некоторое недоверие. Мало кто ожидал от компании, до этого практически не занимавшейся играми, что она добьется такого успеха.
Age of Empires представляет собой некую смесь динамичных боевых действий Warcraft'а и глобальности Civilization. Одним из основных достоинств игры является то, что авторам удалось создать действительно целостный мир, в котором уживаются быстроразвивающиеся сражения, строительство государства и научное развитие. Игра получилась очень захватывающей и интересной. Разнообразие строений и персонажей, огромное (для real-time'а) количество технологий, специфические особенности каждой расы и приличное количество различных возможностей позволили Age of Empires достигнуть весьма завидной популярности.
С точки зрения графики, игра достаточно хороша и представляет собой улучшенный вариант Warcraft II и KKnD. Действие происходит на псевдотрехмерной карте, объемность которой сводится к изменению характеристик и скорости передвижения героев по разным видам местности. Все персонажи и объекты спрайтовые, правда, достаточно четко и детально прорисованные и выполненные в высоком разрешении. В принципе, графика смотрится очень даже неплохо, хотя до уровня Myth'а и Total Annihilation все же не дотягивает. Музыкальное и звуковое сопровождение неплохое, хотя местами несколько однообразное. К достоинствам игры также можно отнести удобное управление и интерфейс, достаточно грамотный AI, неплохо реализованную игровую концепцию.
Безусловно, игра удалась и заслуживает внимания не только любителей стратегий в реальном времени, но и всех игроманов. Несмотря на некоторую однообразность и немного устаревшую графику, можно смело сказать, что Age of Empires – настоящий хит.
Режимы игры
Вы можете выбрать один из нескольких режимов игры: случайная карта, кампания, смертельная схватка, один из готовых сценариев.
Определитесь также с наиболее подходящим для вас народом (если такой выбор, конечно, существует).
Когда играть против компьютера вам надоест, воспользуйтесь многопользовательским режимом. Поддерживаются сетевые протоколы IPX и TCP/IP, нуль-модемное и обыкновенное терминальное соединение по модему.
Содержание игры
Игровой процесс – это не просто длительное накопление и совершенствование боевых юнитов (предназначенных, в конечном счете, для решающей атаки), но и поэтапное развитие вашего народа, как и в любой «глобальной» стратегии типа Civilization.
И в одиночной игре с одним или несколькими виртуальными противниками, и в многопользовательском режиме для нескольких игроков вы можете сами выбрать себе нацию, которую собираетесь провести через века, начиная с самых глубин каменного века и заканчивая веком железным.
Если же вы решили пройти по очереди все четыре кампании, предлагаемые в игре, то каждой будет соответствовать свой народ, которым придется управлять на протяжении двенадцати этапов. У каждой из наций – свои достоинства и недостатки.
Первая из четырех кампаний – как бы вводная. Она позволяет игроману освоиться с многочисленными юнитами и технологиями. Любопытно, что при таком обилии видов боевых единиц численность вашего народа весьма ограничена. Вы не можете нанять более пятидесяти персонажей (причем, за последних считаются даже обыкновенные крестьяне). Так что задавить противника числом не получится.
Однако далеко не всегда вам придется обращать в руины селения противника. Конечная цель может быть совсем иной. Для ее достижения бывает полезно применять не только силу, но и дипломатию. Вы можете заключать военные и торговые союзы, совместно делать географические открытия и обмениваться ресурсами. Причем никто не мешает вам вероломно расторгнуть заключенный договор, как только вы решите, что больше не нуждаетесь в нем.
Этапы развития вашей цивилизации соответствуют вехам становления реального человечества. Это каменный век, век земледелия, бронзовый и железный века. На каждом этапе возможны определенные исследования, повышающие характеристики юнитов и дающие возможность возведения новых построек.
Управление
Управление стандартно для стратегий в реальном времени и осуществляется мышью. Можно отметить один персонаж или, удерживая клавишу мышки, выделить несколько. Все основные действия проводятся либо непосредственно на игровом экране, либо на панели внизу. В первом случае вы просто указываете курсором на то место, куда хотите отправить ваш персонаж. Так, например, если вы выберете крестьянина и щелкните мышью на дереве, то он срубит его, если воину указать цель, то он будет атаковать ее и т.п. Но большинство специальных действий (такие, как строительство и исследование) осуществляется путем выбора соответствующей пиктограммы на интерфейсной панели. Так, чтобы построить дом, достаточно отметить крестьянина и в меню строительства выбрать то, что вы хотите соорудить. Все исследования и модернизация производятся в соответствующих зданиях аналогичным способом.
Как начать игру
В начале отметьте пару крестьян и отправьте их на поиск пищи. Можно заняться собирательством, охотой или рыболовством (если рыба недалеко от берега). Как только накопите достаточное количество ресурсов, создавайте еще одного крестьянина и отправляйте его туда же, куда и первых.
Только когда добычей пищи будет занято не менее пяти человек и постоянный приток ее будет достаточно большим, начните привлекать крестьян и на другие работы.
Каменный век (Stone Age)
Это первая эра в развитии вашей цивилизации. Вы не можете делать абсолютно никаких усовершенствований, кроме перехода в новую эру. Да и набор возможных построек весьма ограничен.
В первую очередь создайте несколько домов, амбар (Granary) и хранилище (Storage Pit). Последние две постройки старайтесь возводить как можно ближе к тем местам, где рабочие занимаются добычей пищи и рубкой леса соответственно. Не скупитесь на дополнительную постройку этих сооружений, когда первоначальные места добычи пищи или дерева выработаны, а новые находятся достаточно далеко.
Затем, построив док и казармы, начните собирать армию. Сперва не для нападения, а лишь для обороны. В это время, возможно, имеет смысл перебросить некоторое количество селян с добычи пищи на рубку леса, для постройки мощного флота.
Век земледелия (Tool Age)
Ключевая эра в развитии вашего народа. На этом историческом этапе впервые появляется возможность каких-либо усовершенствований ваших построек и юнитов. Для перехода в эту эру необходимы хотя бы две постройки каменного века и 500ед. пищи.
Проведите минимальные начальные усовершенствования в вашей армии. Ограничьтесь модернизацией воина с дубиной в воина с топором. Если же имеется небольшой избыток средств, то проведите исследование кожаной брони пехотинцев и лучников.
Постепенно начинайте отказываться от естественных ресурсов пищи, переходя на постройку и разработку ферм. Но не стоит это делать резко, а то уровень вашей экономики может серьезно упасть. Делайте это постепенно, «довырабатывая» плодоносящие кусты или убитых животных.
Фермы стройте в глубине базы, оставляя между ними достаточно много места для прохода крестьян, иначе последние будут долго путаться и создавать пробки в прямо в центре вашего поселения. В связи с этим начните постепенно расширять свои владения.
Постарайтесь как можно быстрее провести первые модернизации, связанные с вашим внутренним хозяйством. В хранилище исследуйте работу с инструментами, а после постройки рынка исследуйте приручение и работу с деревом. С остальными исследованиями стоит подождать до тех пор, пока в них не появится необходимость. Например, не стоит совершенствовать добычу золота, если вы еще не нашли золотого месторождения и этот металл не требуется ни на что расходовать.
После повышения производительности труда ваших селян, прежде чем переходить в следующий век, накопите небольшой запас продуктов. Если вы истратите все силы только для того, чтобы сменить эпоху, то, оставшись на какое-то время без средств, можете серьезно подорвать свою экономику после отражения даже небольшой атаки противника.
Доступные усовершенствования
Амбар
Постройка малой стены (Small Wall). Прочность – 200ед. Стоимость – 50ед. пищи.
Постройка часовой башни (Watch Tower). Прочность – 100ед., вооружение – стрелы. Стоимость – 50 ед. пищи.
Хранилище
Изобретение инструментов (Toolworking). Повышает силу удара в рукопашном бою на две единицы. Стоимость – 100ед. пищи.
Создание кожаной брони для пехотинцев (Leather Armor for Infantry). Повышает защиту всех пехотинцев, включая профессиональные войска, на две единицы. Стоимость – 75 ед. пищи.
Создание кожаной брони для лучников (Leather Armor for Archers). Повышает защиту всех стреляющих войск на две единицы, включая конных лучников (Horse Archer) и лучников на слонах (Elephant Archer). Стоимость – 100ед. пищи.
Создание кожаной брони для кавалерии (Leather Armor for Cavalry). Повышает защиту всех конных юнитов, а также боевого слона (War Elephant) на две единицы. Стоимость – 120 ед. пищи.
Рынок (Market)
Вы сможете полностью отказаться от охоты и собирательства, начав создавать фермы (Farm), постройка которых становится возможной после создания рынка. И, как следствие этого, появляется возможность ряда усовершенствований.
Улучшение работы с деревом (Woodworking). Повышает на единицу расстояние полета снарядов, камней и стрел и на две – производительность труда при рубке леса. Стоимость – 120ед. пищи и 75ед. дерева.
Совершенствование добычи камня (Stone Mining). Повышает на три единицы производительность труда при добыче камней. Стоимость 100ед. пищи и 50 ед. дерева.
Совершенствование добычи золота (Gold Mining). Повышает на три единицы производительность труда при добыче золота. Стоимость – 120ед. пищи и 100 ед. дерева.
Приручение животных (Domestication). После этого каждая ферма изначально будет иметь ресурс пищи на 75ед. больше прежнего. Стоимость – 200ед. пищи и 50 ед. дерева.
Бронзовый век (Bronze Age)
В этой исторической эпохе у вас есть все условия для начала создания мощной армии и флота. В этот же период есть возможность окончательно укрепить внутреннюю экономику и заняться внешней политикой. Для перехода в эту эпоху необходимы хотя бы две постройки века земледелия и 800ед. пищи.
Доступные усовершенствования
Амбар
Создание средней стены (Medium Wall). Прочность – 300ед. Стоимость – 180ед. пищи и 100 камней.
Создание сторожевой башни (Sentry Tower). Прочность – 150ед., больший радиус поражения, чем у часовой башни, вооружение – стрелы. Стоимость – 120ед. пищи и 50 камней.
Хранилище
Работа с металлами (Metalworking). Повышает силу удара в рукопашном бою еще на две единицы. Стоимость – 200ед. пищи и 120 ед. золота.
Создание металлической брони для пехотинцев (Scale Armor for Infantry). Повышает защиту всех пехотинцев, включая профессиональные войска, еще на две единицы. Стоимость – 100ед. пищи и 50 ед. золота.
Создание металлической брони для лучников (Scale Armor for Archers). Повышает защиту всех стреляющих войск еще на две единицы, включая конных лучников и лучников на слонах. Стоимость – 150 ед. пищи и 50 ед. золота.
Создание металлической брони для кавалерии (Scale Armor for Cavalry). Повышает защиту всех конных юнитов, а также боевого слона еще на две единицы. Стоимость – 150ед. пищи и 50 ед. золота.
Изобретение бронзового щита (Bronze Shield). Повышает на единицу защиту пехотинцев от баллист (Ballista), хелеполиса (Helepolis) и другого оружия, включая стрелы. Стоимость – 150ед. пищи и 180 ед. золота.
Рынок
Создание ремесел (Artisanship). Повышает на единицу расстояние полета снарядов, камней и стрел и на две – производительность труда при рубке леса. Стоимость – 170ед. пищи и 150 ед. дерева.
Изобретение плуга (Plow). Каждая ферма после этого имеет изначальный ресурс, превосходящий прежний еще на 75ед. Стоимость – 250ед. пищи и 75 ед. дерева.
Изобретение колеса (Wheel). После этого все рабочие в вашем поселении станут двигаться на 30 % быстрее. Изобретение колеса необходимо также для найма колесниц (Chariot) и лучников на колесницах (Chariot Archer). Стоимость – 175ед. пищи и 75ед. дерева.
Правительственный центр (Government Center)
В этом веке впервые становится возможной постройка Правительственного центра и проведение трех основных усовершенствований.
Возникновение знати (Nobility). Увеличивает здоровье у всех конных юнитов, лучников на колесницах и качество самих колесниц. Стоимость – 175ед. пищи и 120ед. золота.
Возникновение письменности (Writing). После этого становятся возможными совместные исследования с вашими союзниками. Стоимость – 200ед. пищи и 75ед. золота.
Развитие архитектуры (Architecture). Уменьшает время строительства на 33% и повышает прочность построек на 25% . Стоимость – 150ед. пищи и 175ед. дерева.
Еще одна новая постройка в этом веке – это храм.
Храм (Temple)
Открытие астрологии (Astrology). Повышает эффективность обращения вражеских юнитов на вашу сторону на 30%. Стоимость – 150ед. золота.
Открытие мистицизма (Mysticism). Здоровье священника (Priest) удваивается. Стоимость – 120ед. золота.
Возникновение политеизма (Polytheism). Скорость передвижения священника увеличивается на 40% . Стоимость – 120ед. золота.
Железный век (Iron Age)
Финальный этап в развитии вашего народа. Вся накопленная ранее армия теперь может достигнуть вершины своего развития после проведения последних исследований и модернизаций. Для перехода в эту эру необходимо иметь хотя бы две постройки бронзового века, 1.000ед. пищи и 800ед. золота.
Доступные усовершенствования
Амбар
Создание фортификационных сооружений (Fortification). Прочность – 400ед. Стоимость – 300ед. пищи и 175 камней.
Постройка охранной башни (Guard Tower). Прочность – 200ед., больший радиус поражения, чем у сторожевой башни. Вооружение – стрелы. Стоимость – 300ед. пищи и 100 камней.
Постройка башни с баллистой (Ballista Tower). Имеет в два раза меньшую скорострельность, чем охранная башня, но гораздо большую разрушительную силу. Использует баллисту. Стоимость – 1.800ед. пищи и 175 камней.
Хранилище
Развитие металлургии (Metallurgy). Повышает силу удара в рукопашном бою еще на три единицы и дает возможность совершенствования тяжелой кавалерии (Heavy Cavalry) до катафракта (Cataphract). Стоимость – 300ед. пищи и 180 золота.
Создание кольчуги для пехотинцев (Chain Mail for Infantry). Повышает защиту всех пехотинцев, включая профессиональные войска, еще на две единицы. Стоимость – 125ед. пищи и 100 ед. золота.
Кольчуга для лучников (Chain Mail for Archers). Повышает защиту всех стреляющих войск еще на две единицы, включая конных лучников и лучников на слонах. Стоимость – 150ед. пищи и 100 ед. золота.
Кольчуга для кавалерии (Chain Mail for Cavalry). Повышает защиту всех конных юнитов (а также боевого слона) еще на две единицы. Стоимость – 175ед. пищи и 100 ед. золота.
Изобретение железного щита (Iron Shield). Увеличивает еще на единицу защиту пехотинцев от баллист, хелеполиса и другого оружия, включая стрелы. Стоимость – 200 ед. пищи и 320 ед. золота.
Рынок
Повышение мастерства (Craftsmanship). Повышает на единицу расстояние метания снарядов, камней и стрел и на две – производительность труда при рубке леса. Это исследование необходимо для совершенствования баллисты до хелеполиса. Стоимость – 240ед. пищи и 200 ед. дерева.
Использование орошения (Irrigation). Каждая ферма после этого получает к изначальному ресурсу еще 75ед. Стоимость – 300ед. пищи и 100 ед. дерева.
Изобретение денег (Coinage). Производительность труда при добыче золота увеличивается на 20 % и появляется возможность платить дань другим народам. Стоимость – 200ед. пищи и 100 ед. золота.
Разработка осады (Siegecraft). Повышает производительность труда по добыче камня на три единицы, а рабочие теперь могут уничтожать вражеские стены и башни. Стоимость – 190ед. пищи.
Правительственный центр
Появление аристократии (Aristocracy). Выпускники Академии (Academy) передвигаются на 25% быстрее. Стоимость – 175ед. пищи и 150ед. золота.
Баллистические исследования (Ballistics). Повышают точность при стрельбе из катапульт (Catapulta) и баллист у всех, кто использует это оружие. После этого становится возможным создание башен-баллист. Стоимость – 200ед. пищи и 50ед. золота.
Алхимические исследования (Alchemy). Прибавляют на единицу силу у баллисты и хелеполиса. Стоимость – 250ед. пищи и 200ед. золота.
Инженерные исследования (Engineering). Повышают на две единицы дальность стрельбы у осадного оружия. Стоимость – 200ед. пищи и 100ед. дерева.
Храм
Исследование загробной жизни (Afterlife). Увеличивает на три единицы расстояние, на котором священник может обращать врагов на свою сторону. Стоимость – 275ед. золота.
Создание монотеизма (Monotheism). Позволяет обращать не только врагов, но и их дома на свою сторону. Стоимость – 350ед. золота.
Исследование фанатизма (Fanaticism). Священник восстанавливает свою магическую силу на 50% быстрее. Стоимость –150ед. золота.
Исследование джихад (Jihad). Увеличивает силу и скорость простых рабочих. Стоимость – 120ед. золота.
Постройки
Центр города (Town Center)
Основная часть вашего поселения, где нанимаются рабочие и производятся переходы из эпохи в эпоху. Возможно строительство дополнительных центров для упрощения добычи чего-либо на островах или в отдалении от основного города. Для постройки необходимо 200ед. древесины.
Дом (House)
Дом, где «живут» все нанятые вами юниты: крестьяне, воины, боевые слоны, катапульты, баллисты и даже корабли. В одном здании может находиться до восьми персонажей. При недостаточном количестве этих домов вы не сможете создать больше ни одного юнита. Для постройки необходимо 30ед. древесины.
Казармы (Barraks)
Здесь вы можете нанимать воинов для ближнего боя, а также проводить связанные с ними усовершенствования. Создавать самых простейших пехотинцев можно в любом веке и любым народом. Для постройки необходимо 125ед. древесины.
Хранилище
Служит для хранения пищи, и здесь же производятся дополнительные усовершенствования, связанные с боевыми юнитами. При наличии хранилища рабочие носят пищу в него, а не в центр города.
Для постройки необходимо 120ед. древесины.
Амбар
Служит для хранения древесины, камней и золота. Здесь же производятся усовершенствования, связанные с вашими охранными сооружениями, такими как стены (Wall) и сторожевые башни. При отсутствии амбара все носится рабочими в центр города. Для постройки необходимо 120ед. древесины.
Док (Dock)
Единственная постройка, сооружаемая на воде. Док необходим для создания боевых кораблей, транспортных, рыболовецких и торговых судов. Здесь же возможно их совершенствование. Для создания необходимо 100ед. древесины
Рынок
Существование этого здания дает возможность возводить фермы, а также совершенствовать навыки как обыкновенных рабочих, так и лучников. Для постройки необходимо 150ед. древесины.
Стрельбище (Archery Range)
Здание, аналогичное казармам, только здесь вы можете нанимать всевозможных лучников, начиная от самых простых и заканчивая передвигающимися на слонах. Здесь же также проводятся усовершенствования, связанные с ними. Для постройки необходимо 150ед. древесины.
Конюшня (Stable)
Первоначально – здание для вербовки и содержания всадников, но впоследствии здесь же можно сделать колесницу и даже выдрессировать боевого слона. Как и во всех постройках этого типа, здесь возможны основные совершенствования, связанные с этими юнитами. Для постройки необходимо 120ед. древесины.
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Правительственный центр
Здание, позволяющее вам несколько улучшить как внутреннюю, так и внешнюю политику. С его помощью возможны совместные географические открытия с союзниками, дополнительная модернизации как боевых юнитов, так и обыкновенных рабочих, и многое другое. Для постройки необходимо 175ед. древесины.
Храм
Сооружение, напоминающее по своим функциям монастырь, где обучаются маги и производятся все связанные с этим исследования. Для постройки необходимо 200ед. древесины.
Мировое чудо (Wonder)
Огромная монументальная постройка, должная символизировать мощь и благосостояние вашего народа. Никакой практической пользы она не приносит, но может служить залогом вашей победы в игре, если вы сумеете сохранить ее в течение 2.000 виртуальных лет (примерно 15 минут реального времени). Или просто повышает ваши очки, для чего можно построить ее в нескольких экземплярах. Если вас, конечно, не смущает непомерно высокая цена, занимаемая площадь и время, затрачиваемое на ее сооружение. Для постройки необходимо 1.000ед. древесины, 1.000ед. камней и 1.000ед. золота.
Академия
Здание, практически аналогичное казармам, за тем лишь исключением, что здесь можно нанимать и модифицировать более профессиональных и умелых в боевом искусстве юнитов. Для постройки необходимо 200ед. древесины.
Мастерская осадного оружия (Siege Workshop)
Мастерская, где собирается и совершенствуется тяжелая боевая техника, необходимая для осады укрепленного противника. С помощью производимых здесь катапульт и баллист можно с довольно большого расстояния нанести огромный урон врагу. Для постройки необходимо 200ед. древесины.
Сторожевая башня (Tower)
В своем изначальном варианте это башни, обороняющиеся только стрелами, но после проведения соответствующих модернизаций начинают стрелять по врагу с применением баллистического оружия и превращаются в хорошо укрепленный оборонительный центр. Для постройки необходимо 150 камней.
Ферма
Небольшая плантация, на которой работает рабочий, сам же ее и строивший. Изначально имеет определенный ресурс пищи, который затем расходуется и ферму нужно строить заново. Можно на этом же самом месте. Для постройки необходимо 75ед. древесины.
Стена (Wall)
Построив ее по периметру базы, вы сможете на время оградить себя от врагов. Для создания одного сегмента необходимо 5 камней.
Руины (Ruins)
Остатки древних цивилизаций. Владение руинами, также как и постройка Мирового чуда, дает вам очки, а контроль над всеми руинами на карте в течение 2.000 виртуальных лет (примерно 15 мин.) приносит вам победу. Завладеть руинами можно, подведя к ним любого своего юнита, причем контроль над ними можно отнимать у других народов. Количество руин на карте может доходить до пяти.
Юниты
Рабочий (Builder)
Выполняет всю черную работу в вашем поселении. Может строить и ремонтировать дома, рубить лес, добывать камни или золото, собирать ягоды, возделывать пашни на ферме и охотиться. Помимо этого, способен чинить приставшие к берегу корабли. Рабочий умеет даже обороняться, правда, не очень эффективно. Для найма необходимо 50ед. пищи.
Воин с дубиной (Clubman)
Самый простой из боевых юнитов. В качестве вооружения имеет дубинку с острыми шипами и эффективен только в ближнем бою. В дальнейшем, после усовершенствования, превращается в воина с топором. Для найма необходимо 50ед. пищи.
Воин с топором (Axeman)
Усовершенствованный и конечный вариант воина с дубиной. Дешевая и незатейливая военная сила. Вооружение – топор; эффективен только в ближнем бою. Для найма необходимо 50ед. пищи.
Воин с коротким мечом (Short Swordsman)
Достаточно сильный пехотинец, хотя и довольно легко уязвимый. Может наниматься в тех же самых казармах после проведения в них соответствующего усовершенствования. Вооружение – короткий меч. Для найма необходимо 35ед. пищи и 15ед. золота.
Воин с широким мечом (Broad Swordsman)
Усовершенствованный воин с коротким мечом. В качестве защиты, помимо брони, появляется щит. Очень эффективен для прикрытия уязвимых в ближнем бою катапульт и священников. Для найма необходимо 35ед. пищи и 15 ед. золота.
Воин с длинным мечом (Long Swordsman)
Улучшенный вариант воина с широким мечом. По-прежнему эффективен только группами по несколько человек. Для найма необходимо 35ед. пищи и 15ед. золота.
Легионер (Legion)
Конечный вариант меченосца. Практически незаменим при обороне базы и для прикрытия других юнитов. Для найма необходимо 35ед. и 15ед. золота.
Хоплайт (Hoplite)
Выпускник Академии. Профессиональный воин. Передвигается медленно, но зато очень живуч в схватке. Хотя и дорогой, но очень опасный для противника пехотинец. Вооружение – копье. Для найма необходимо 60ед. пищи и 40ед. золота.
Фаланга (Phalanx)
Несколько улучшенная версия хоплайта. Такие воины, если не принимать во внимание их дороговизну, могут совершать небольшие диверсии в тылу врага, и в случае чего смогут дождаться подкрепления. Для найма необходимо 60ед. пищи и 40ед. золота.
Центурион (Centurion)
Самый лучший пехотинец в игре. Способен сражаться как в группе, так и в одиночку. К сожалению, их цена делает нерентабельной создание больших групп этих воинов, но и несколько таких персонажей способны, обойдя оборону противника, нанести большой урон его хозяйству, перебив, например, всех рабочих. Для найма необходимо 60ед. пищи и 40 ед. золота.
Лучник (Bowman)
Самый простой из всех стреляющих воинов. Сам по себе не совершенствуется никак. Очень эффективен для найма в ранних эпохах, годится как для обороны, так и для нападения. Вооружение: лук и стрелы. Для создания необходимо 40ед. пищи и 20 древесины.
Меткий лучник (Improved Bowman)
Нанимается там же, где и обыкновенные лучники – в лучной мастерской после проведения модернизации. Имеет несколько более высокие характеристики, чем просто лучники. Вооружение: лук и стрелы. Для найма необходимо 40ед. пищи и 20 ед. золота.
Крутой лучник (Composite Bowman)
Еще более совершенный стреляющий юнит, в которого превращается меткий лучник после модернизации. Очень хорошо держать его на задних рядах под прикрытием пехоты при наступлении. Вооружение: лук и стрелы. Для найма необходимо 40ед. пищи и 20 ед. золота.
Лучник на колеснице (Chariot Archer)
Создается все в той же мастерской после очередной модернизации. Достаточно дешевые и мобильные лучники с высоким радиусом поражения. Хороши как для небольших и быстрых набегов в тыл врага, так и для снятия обороны противника большой группой. Вооружение: лук и стрелы. Для найма необходимо 40ед. пищи и 70 ед. дерева.
Лучник на коне (Horse Archer)
Достаточно быстрый и мобильный воин, нанимаемый вместе со всеми остальными лучниками. В отличие от последних, имеет еще и щит. Лучше всего его использовать так же, как и лучника на колеснице – в диверсионных набегах. Выгоднее это делать смешанными группами, учитывая высокую стоимость этого юнита. Для создания необходимо 50ед. пищи и 70ед. золота.
Тяжелый лучник на коне (Heavy Horse Archer)
Самый мощный лучник в игре. Использовать лучше всего так же, как и его менее усовершенствованные версии, но при необходимости он может сражаться и в одиночку как на передовой, так и в тылу врага. Для создания необходимо 50ед. пищи и 70ед. золота.
Лучник на слоне (Elephant Archer)
Еще один вид лучника, нанимаемый там же, где и все остальные. Обладает большей защитой и еще большим радиусом поражения. Но, вместе с тем, очень дорог и медленно передвигается. За счет этого имеет смысл создавать не более одного-двух таких юнитов. Вооружение: лук и стрелы. Для найма необходимо 180ед. пищи и 60ед. золота.
Разведчик (Scout)
Самый простой из кавалерии. Пригоден разве что для разведки, потому как, кроме высокой скорости передвижения, никакими особыми достоинствами не обладает. Не поддается усовершенствованию. Вооружение: короткое копье. Для найма необходимо 100ед. пищи.
Колесница (Chariot)
Нанимается наряду с разведчиком, хотя и является практически его слегка усовершенствованной моделью. Эффективна только в ближнем бою. Вооружение: длинное копье. Для создания необходимо 40ед. пищи и 60ед. древесины.
Кавалерия (Cavalry)
Быстрый и сильный юнит для ближнего боя. Лучше всего применять такого воина для истребления вражеских рабочих, удалившихся от собственного поселения. Для создания необходимо 70ед. пищи и 80ед. золота.
Тяжелая кавалерия (Heavy Cavalry)
Более совершенный кавалерист, использующийся не только для быстрого истребления беззащитных крестьян, но и могущий постоять за себя на поле боя. Для найма необходимо 70ед. пищи и 80ед. золота.
Катафракт (Cataphract)
Самый лучший кавалерист в игре. Использоваться может повсеместно, но, учитывая высокую стоимость, лучше не оставлять его одного надолго. Надежнее всего использовать с небольшим прикрытием. Для создания необходимо 70ед. пищи и 80ед. золота.
Боевой слон (War Elephant)
Нанимается все в тех же конюшнях. Хотя и эффективен только в ближнем бою, имеет большую разрушительную силу и немалую защиту. В качестве вооружения использует только самого себя (точнее, свои габариты и массу). Для создания необходимо 170ед. пищи и 40ед. золота.
Камнеметатель (Stone Thrower)
Очень эффективное для обороны оружие большой разрушительной силы. Стреляет очень далеко, причем – гораздо дальше оборонных башен. Но совершенно беззащитно в ближнем бою. Поэтому при наступлении нуждается в прикрытии других боевых юнитов. Вооружение: каменные ядра. Для создания необходимо 180ед. древесины и 80ед. золота.
Катапульта (Catapult)
Усовершенствованный вариант камнеметателя. Обладает большей скорострельностью и большим радиусом поражения. Вооружение: камни. Для создания необходимо 180ед. пищи и 80ед. золота.
Тяжелая катапульта (Heavy Catapult)
Конечная стадия развития катапульты. Самое мощное оружие в игре. Вооружение: ядра. Для создания необходимо 180ед. древесины и 80золота.
Разведывательный корабль (Scout Ship)
Самое простое из морских военных судов. Эффективно только в больших группах. Вооружение: стрелы. Для создания необходимо 135ед. дерева.
Боевая галера (War Galley)
Улучшенный по своим боевым характеристикам вариант простого корабля. Обладает более высокой меткостью при стрельбе. Вооружение: специальные снаряды. Для создания необходимо 135ед. дерева.
Триера (Trireme)
Самый совершенный боевой корабль. Очень мобильный и опасный морской боевой юнит, использующий баллисту и наносящий огромный урон береговой охране противника. Вооружение: снаряды. Для создания необходимо 135ед. дерева и 75ед. золота.
Триера с катапультой (Catapult Trireme)
Создается наряду с другими триерами, но обладает еще большей разрушительной силой, чем остальные, имея катапульту. Для создания необходимо 135ед. дерева и 75 ед. золота.
Джаггернаут (Jaggernaut)
Самый мощный боевой корабль во всей игре. Взяв на вооружение катапульты и обладая их разрушительной силой, стреляет еще дальше, чем усовершенствованная триера. Вооружение: ядра. Для создания необходимо 135ед. дерева и 75ед. золота.
Рыбацкая лодка (Fishing Boat)
Небольшое мирное суденышко, ловящее рыбу в местах ее скопления на карте. Для создания необходимо 50ед. дерева.
Рыбацкое судно (Fishing Ship)
Усовершенствованный вариант рыбацкой лодки. В отличие от нее, может перевозить больше рыбы за один заход. Для создания необходимо 50ед. дерева.
Легкий транспорт (Transport)
Транспортное судно, способное перевозить 5 любых юнитов. Боевыми функциями не обладает. Для создания необходимо 150ед. дерева.
Тяжелый транспорт (Heavy Transport)
Усовершенствованный вариант легкого транспорта, с грузоподъемностью до 10 любых юнитов. Для создания необходимо 150ед. дерева.
Торговая лодка (Trade Boat)
Ваш посредник в делах внешней политики. Перевозит разнообразные товары. Боевыми функциями не обладает. Для создания необходимо 100ед. дерева.
Купеческое судно (Merchant Ship)
Усовершенствованный вариант торговой лодки. В отличие от нее, может передвигаться быстрее. Для создания необходимо 100ед. дерева.
Священник (Priest)
Сам по себе не сражается, но с помощью магии и заклинаний перетягивает силы противника на вашу сторону. Также может лечить и ремонтировать всех и вся, кроме кораблей. Поддается множеству усовершенствований-исследований, улучшающих его способности, но все равно крайне слаб физически и нуждается в защите других юнитов. Для найма необходимо 125ед. золота.
Артефакты (Artifacts)
Некий мобильный аналог руин. Тоже один из осколков культуры погибших цивилизаций, находка и владение которым приносит вам дополнительные очки. Но также может принести и полную победу, если вы завладеете всеми артефактами на карте и удержите их в течение 2.000 виртуальных лет. Их можно также отнимать у другого народа, если он нашел их раньше вас. Для этого достаточно подвести любого юнита к чужому артефакту, и он станет вашим. Артефакты разбросаны по всей карте, и их количество варьируется от нуля до пяти.
Ресурсы
Пища
Пища в игре является неким эквивалентом денег. Накопленные запасы расходуются на различные модернизации и создание почти всех персонажей. Только такие юниты как корабли, боевые осадные машины и священники вовсе не требуют еды для своего найма.
Добыча пищи может вестись четырьмя различными способами – это рыболовство, охота, собирательство и земледелие. Первые три являются единственными доступными средствами производства еды на ранних эпохах развития. Четвертый способ становится возможным только после создания рынка, когда появляется возможность строить фермы.
Охотиться можно на газелей, зачастую в больших количествах обитающих возле поселения, львов, крокодилов и слонов. Газели не оказывают никакого сопротивления при атаке, только довольно вяло пытаются скрыться. А вот все остальные могут постоять за собственную жизнь, и их стоит опасаться. Кстати, надо сказать, что в пищу пригодны только те животные, которые были убиты охотниками. Животные, погибшие от рук воинов, бесполезно пропадают.
Собирательство, как и рыбная ловля – более мирное и безопасное занятие, чем охота. Вокруг вашего поселения наверняка растет кустарник, с которого крестьяне могут собирать ягоды. Каждый кустик несет в себе потенциал пищи, равный убитой газели – то есть 150ед.
Рыбная ловля – очень эффективный способ добычи пищи, доступный с каменного века. Для этого всего лишь надо построить док и рыбацкую лодку. Причем, если рыба находится возле самого берега, ловить ее может самый обыкновенный рабочий-рыбак с помощью своего копья. Хотя места скопления рыбы на карте постепенно истощаются по мере отлова, обилие этих мест вряд ли заставит вас скоро отказаться от этого способа.
Постройка ферм дает практически неисчерпаемый ресурс пищи до тех пор, пока у вас хватает дерева на их возобновление. На ферме работает обычно тот же рабочий, который занимался ее постройкой. Изначально ферма несет в себе ресурс в 250ед. пищи, в последующих веках вы можете три раза модернизировать фермы. Модернизации производятся на рынке. После истощения своего ресурса фермы исчезают, и тогда их нужно строить заново.
Дерево
Древесина – это первооснова всего в игре. Ресурс этот невосполняем. Деревья могут быть различных пород, неся в себе от 40 до 75ед. древесины. Рабочий-дровосек сначала срубает дерево, а затем разрубает его на дрова. Как и в ситуации с фермами, одним стволом могут заниматься сразу несколько человек. Дерево жизненно необходимо для создания кораблей, баллист, катапульт и лучников всех мастей, кроме лучника на слоне. При строительстве флота расходуются солидные запасы древесины, поэтому для быстрого восполнения рекомендуется иметь не менее 5 рабочих-дровосеков.
Золото
Как и дерево, невосполнимый ресурс. Залежи золота выглядят как камни с желтыми вкраплениями, разбросанные небольшими группами. В каждой из них обычно находится от 300 до 400ед. золота. Весь рудник обычно содержит от 3.000 до 5.000ед. Несмотря на кажущиеся обилие, это не так много. Профессиональные боевые юниты, священники, а также исследования, в основном проводимые в монастыре, быстро истощают запасы золотого месторождения. Золото необходимо также для перехода в заключительный – железный – век.
Камни
Также как дерево и золото, камни невосполнимы. И, подобно золоту, камни довольно редки и быстро исчерпываются. В одном месторождении обычно бывает от 1.500 до 2.000ед. камней, а в каждой группе камней – в среднем 250ед. Но если золото можно расходовать на широкую сферу деятельности, то камни тратятся только на возведение и совершенствование оборонительных сооружений и на постройку Мирового чуда.
Торговля
Торговля имеет решающее значение при острой нехватке золота в вашем государстве. С ее помощью становится возможным очень выгодно пополнить свою казну, обменяв излишек какого-либо товара на золото у своего союзника. Но если у вас нет союзников, то при желании можно торговать с нейтралом или даже врагом (в том случае, конечно, если вы не боитесь попасть под обстрел вражеского флота или береговой охраны). Для торговли в игре совершенно не обязательно обоюдное согласие сторон. Обменивать можно любой продукт на любой другой товар по курсу один к одному. Торговая лодка способна перевозить 20ед. того или иного продукта, на обратном пути везя уже золото. Обмениваемый товар убывает после того, как торговая лодка входит в чужой порт. Возможна также единичная модернизация торговой лодки в купеческое судно с целью увеличения скорости передвижения.
Политика
В игре ваши дипломатические отношения с соседями могут быть трех различных вариантов. Это союзник, нейтрал и враг. По сути дела, эти три позиции отражают отношение вашего соседа к вам. Изменение вручную в меню «Политика» этих положений будет означать только то, что ваши войска не станут атаковать при встрече юнитов вашего соседа. Отношение же соседа к вам не измениться никак. Но в тоже время, заключив союз с кем-нибудь из них, например, посредством уплаты дани нейтральному соседу, вы сможете беспрепятственно проходить через его территорию, рубить на ней лес, добывать золото или камни. А когда все ресурсы у него будут выработаны, можно снова сменить отношения на враждебные, предварительно введя в его город свои войска, и быстро уничтожить ничего не подозревающего недавнего союзника.
Война
Из того обилия юнитов, которое предоставлено в игре, далеко не все из них необходимы при ведении боевых действий. Если только вы решили поэтапно проходить всю игру, то в каждом сценарии вам могут понадобиться именно те или иные войска. Да и в других сценариях вам будет совершенно не обязательно доходить до последнего, железного века, производя все усовершенствования по ходу дела. Вполне можно ограничиться, скажем, веком бронзовым, и, выбрав наиболее подходящий в этом случае род войск (например, флот), разгромить им еще более отсталого противника. Помимо прочего, в качестве наступательного оружия применяются и оборонительные сооружения, например, сторожевые башни. Строить их можно практически в любой точке карты, в том числе и в непосредственной близости от самой базы противника.
Народы в игре
Если вы решили сыграть в режиме смертельной схватки, выбрав себе одну из двенадцати предлагаемых наций, то будьте готовы к тому, что ни один народ не обладает абсолютно всей мощью боевых юнитов. Кто-то искусный мореход, но дилетант в плане кавалерии, а кто-то – совсем наоборот.
Египтяне
Как работники египтяне – очень хорошие земледельцы, лесорубы и металлурги. Им доступны разработки в области орошения, мастерства и металлургии. Но каменотесы и золотоискатели из египтян неважные, они не могут создавать осаду и монеты.
Пехота весьма посредственная. Лучший пехотинец – это воин с коротким мечом.
Из лучников вам недоступны только конные и тяжелые конные лучники.
Кавалерия не самая лучшая из того, что может быть. Доступны только разведчики, колесницы и боевые слоны.
Из осадных орудий доступны только камнеметатели.
ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА
Защита. Доступно к исследованию все, кроме бронзового щита и железного щита.
Корабли – одни из лучших. Доступно все, вплоть до Джаггернаута.
Профессиональные войска. Возможны только хоплайты.
Священники – доступны для исследования абсолютно все возможные религиозные атрибуты.
Оборона – максимально возможная. Можно строить даже башни с баллистами.
Внутренняя политика тоже одна из лучших. Помимо основных усовершенствований, доступны и все дополнительные.
Греки
Очень неплохие работники. В отличие от египтян, могут изобрести и монеты, и осадные орудия.
Пехота такая же, как и у египтян. Лучший воин, доступный для найма в казармах – это воин с коротким мечом.
Лучники – худшие из возможных. Доступны для найма только простые лучники.
Кроме разведчиков, доступна только кавалерия и ее более совершенная версия – тяжелая кавалерия.
Одни из лучших осадных орудий. Возможно создание тяжелой катапульты и конечного варианта баллисты – хелеполиса.
Защита – максимальная.
Корабли – тоже одни из лучших.
Профессиональные войска. Абсолютно все, вплоть до фаланги и центуриона.
Священники неплохие. В храме недоступны для исследований только монотеизм и джихад.
Оборона – максимально возможная.
Внутренняя политика (так же, как и у египтян) – одна из лучших. Помимо основных усовершенствований, доступны и все дополнительные.
Вавилоняне
Не самые хорошие работники из возможных. Для исследования доступно все, кроме металлургии.
Пехота – доступны все виды войск.
Лучники не самые лучшие, но и не самые плохие. Возможен найм практически всех видов, кроме тяжелых конных и лучников на слоне.
Вы можете нанять любой вид кавалерии, кроме двух – боевого слона и тяжелой кавалерии.
Осадные орудия. Из баллист недоступно ничего, зато катапульты совершенствуются до тяжелых катапульт.
Защита. Возможна только модернизация брони до металлической брони пехоты, лучников и кавалерии. Еще возможно изобретение бронзового щита.
Корабли у вавилонян не лучшие. Из всех боевых кораблей им доступны только разведывательный корабль и боевая галера. Но зато мирные суда могут совершенствоваться максимально.
Из профессиональных войск доступен только хоплайт.
Священники – одни из лучших.
Оборона максимально возможная.
Внутренняя политика. Доступны только письменность и баллистика.
Ассирийцы
Очень хорошие работники. Для исследования доступно абсолютно все.
Пехота – есть возможность нанимать в бараках любых юнитов.
После проведения всех исследований можно нанимать почти все виды лучников, кроме тяжелых конных и лучников на слонах.
Кавалерия. Возможен найм разведчиков, колесниц, кавалерии и тяжелой кавалерии.
Из осадных орудий доступны камнеметатели, впоследствии превращающиеся в катапульты и баллисты.
Защита. Возможна только модернизация до металлической брони пехоты, лучников и кавалерии.
Корабли. Ассирийцы в игре – неважные мореходы. Торговая лодка не совершенствуется до купеческого судна, так же, как и транспорт – до тяжелого транспорта. Из боевых кораблей лучший – триера.
Из профессиональных войск доступен для найма только хоплайт.
Священники – одни из самых лучших.
Оборона – максимально возможная.
Внутренняя политика. Можно исследовать только письменность и баллистику.
Миноане
Работники – для исследования доступно абсолютно все, включая монеты, осаду и металлургию.
Пехота – одна из самых лучших.
Для найма доступны простые лучники, лучники на колесницах и конные лучники.
Кавалерия практически минимальная. Только разведчики и собственно кавалерия.
Из осадных орудий доступны камнеметатели, впоследствии превращающиеся в катапульты и баллисты.
Защита – абсолютно полная, включая бронзовый и железный щиты.
Не самые плохие корабли. Им недоступно только совершенствование торговой лодки в купеческое судно и триеры с катапультой в Джаггернаут.
Из профессиональных войск возможен найм хоплайта, который после модернизации превращается в фалангу.
Священники – самые примитивные. Возможно исследование только политеизма.
Оборона тоже не самая лучшая. Малая стена модернизируется только в среднюю, а часовая башня – только в смотровую.
Во внутренней политике доступны все исследования.
Хиттиты
Работники – одни из лучших. Для исследования доступно абсолютно все, включая монеты, осаду и металлургию.
Пехота. Невозможно усовершенствовать меченосцев только до последнего их состояния – легионера.
Из лучников этому народу неизвестен только тяжелый конный лучник. Все остальные доступны для найма.
С кавалерией ситуация, сходная с лучниками – невозможно нанимать только тяжелого кавалериста. Все остальные доступны для найма, включая боевых слонов.
Осадные орудия достаточно примитивные. Есть только возможность совершенствования камнеметателя в катапульту.
Защита – абсолютно полная.
Корабли – самые минимальные. Возможна только модернизация разведывательного корабля в боевую галеру. Все остальные корабли не модифицируются никак.
Из профессиональных войск возможен найм хоплайта, который после превращается в фалангу.
Священники – самые примитивные. Возможно исследование только астрологии.
Оборона – максимально возможная.
Для внутренней политики доступны все исследования.
Венецианцы
Не самые плохие работники. Из всех исследований им недоступны только осада и металлургия.
Пехота – одна из лучших.
Из лучников недоступны только конные лучники и, как следствие, тяжелые конные лучники.
Кавалерия. Невозможно ни одно усовершенствование в конюшне, но зато можно нанимать разведчиков, колесницы, кавалерию и боевых слонов.
Из осадных орудий доступны только камнеметатели.
Защита – доступен железный щит, но броня модернизируется только до состояния металлической брони пехоты, лучников и кавалерии.
Корабли. Невозможно только триеру с катапультой усовершенствовать в Джаггернаут.
Из профессиональных войск возможен найм хоплайта, который после превращается в фалангу.
Священники – в храме доступны все исследования.
Оборона – максимально возможная.
Внутренняя политика – почти лучшая. Недоступно только исследование архитектуры.
Шумеры
Не самые плохие работники. Из всех исследований им недоступно только исследование монет и металлургии.
Пехота – доступны абсолютно все виды войск.
Лучники – не блещут. Вы можете нанять либо обыкновенных лучников, либо на колеснице, либо на слоне.
Кавалерия тоже не лучшая. Для найма доступны разведчики, колесницы и боевой слон.
Из осадных орудий довольно скудный выбор. Разве что камнеметатель превращается в катапульту.
Защита – почти полная, не считая изобретения железного щита.
Для кораблей – почти минимальный набор усовершенствований. Рыбацкая лодка модернизируется до рыбацкого судна, а разведывательный корабль – до боевой галеры, а затем до триеры.
Из профессиональных войск возможен найм хоплайта, который после превращается в фалангу.
Священники – практически самые примитивные. Могут исследовать только мистицизм и политеизм.
Оборона – максимально возможная.
Внутренняя политика – одна из лучших, доступны все исследования.
Персы
Самые неспособные работники. Хотя им и известна металлургия, все остальное – в самом примитивном варианте. Недоступно даже колесо.
Пехота – доступен даже легион.
Лучники – почти лучшие. Невозможно нанять только тяжелого конного лучника.
Кавалерия – одна из лучших. Для найма доступны абсолютно все.
Осадные орудия достаточно примитивные. Есть только возможность совершенствования камнеметателя в катапульту.
Защита. Абсолютно полная.
Корабли. Невозможно только модернизировать триеру с катапультой в Джаггернаут.
Профессиональные войска. Вообще никаких. Нет даже возможности построить Академию.
Священники – в храме доступны все исследования.
Оборона – почти полная, за исключением возможности постройки башен-баллист.
Внутренняя политика. Нет возможности исследования аристократии и баллистики.
Шенги
Работники – очень хорошие металлурги, лесорубы и земледельцы. Но каменотесы и золотоискатели не самые лучшие. Им недоступны последние исследования в этих двух областях деятельности – осада и изобретение монет.
Пехота. Невозможно модернизировать меченосцев только до последнего их состояния – легионера.
Лучники достаточно неплохие. Им неизвестен только тяжелый конный лучник и лучник на слоне.
Кавалерия не самая лучшая. Можно нанять только разведчиков, кавалерию и усовершенствовать последних до состояния тяжелой кавалерии.
Из осадных орудий доступны камнеметатели, впоследствии превращающиеся в катапульты и баллисты.
Защита – абсолютно полная.
Корабли не очень хороши у данного народа. Легкий транспорт не усовершенствуется до тяжелого транспорта, а разведывательный корабль модернизируется только до состояния боевой галеры.
Профессиональные войска. Только хоплайт.
Священники – в храме доступны все исследования.
Оборона – почти полная, за исключением возможности постройки башен-баллист.
Внутренняя политика. Возможно только появление знати, исследование письменности и архитектуры.
Ямато
Работники – очень хорошие металлурги, лесорубы и земледельцы. Но каменотесы и золотоискатели не самые лучшие.
Пехота примитивная. Помимо воинов с топором доступны только воины с коротким мечом.
Лучники достаточно неплохие. Им неизвестен только тяжелый конный лучник и лучник на слоне.
Не самая лучшая кавалерия. Можно нанять только разведчиков, кавалерию и усовершенствовать последнюю до состояния тяжелой кавалерии.
Из осадных орудий доступен только камнеметатель.
Абсолютно полная защита.
Почти лучшие корабли из того, что возможно. Нельзя только модернизировать триеру с катапультой в Джаггернаут.
Из профессиональных войск возможен найм хоплайта, который после превращается в фалангу.
Священники – очень примитивны. В храме можно исследовать только политеизм и загробную жизнь.
Оборона – почти полная, за исключением возможности постройки башен-баллист.
Внутренняя политика – одна из лучших, т.к. доступны все исследования.
Чозоны
Работники. Для исследования доступно абсолютно все.
Пехота – одна из лучших.
Лучники. Недоступно только совершенствование конного лучника в тяжелого конного лучника и невозможен найм лучника на слоне. Все остальные виды доступны для найма.
Кавалерия не самая лучшая. Можно нанять только разведчиков, кавалерию и усовершенствовать последнюю до состояния тяжелой кавалерии.
Осадные орудия достаточно примитивные. Можно создать только камнеметатель и баллисту.
До полной защиты не хватает только модернизации брони до кольчуги для каждого рода войск и замены бронзового щита железным.
Корабли достаточно неплохие. Недоступна только триера с катапультой и, как следствие, ее модернизация в Джаггернаут.
Профессиональные войска. Только хоплайт.
Священники – безусловно, одни из лучших. Можно провести все существующие исследования.
Оборона – Максимально возможная. Имеется возможность постройки даже башен-баллист.
Внутренняя политика не очень хорошая. Для исследований доступны только письменность, архитектура и баллистика.
Советы по прохождению
Развитие
На ранних этапах развития внимательно следите за балансом притока продуктов и регулируйте его в зависимости от конкретной ситуации. Не экономьте особенно на селянах, но и не нанимайте их больше необходимого вместо того, чтобы просто переопределить им задачи. Помните, что численность вашего народа весьма ограничена, и потому не следует разбрасываться средствами, которых всегда не хватает в ранних веках.
Начав расширять свои владения в веке земледелия, впоследствии укрепляйте и оборону, возводя стены и башни. На этом этапе нужно немного увеличить количество селян, так как теперь придется добывать новый продукт – камни, необходимые для оборонных сооружений. Можно также поискать и залежи золота и даже начать их разрабатывать, но сильно акцентировать на этом внимание не стоит – в этой эпохе оно вам не понадобится.
В бронзовом веке на золото следует обратить более пристальное внимание. К этому времени у вас должна уже сложиться достаточно крепкая оборона и развитая экономика, поэтому стоит подумать уже о войне и о торговле. Следует еще увеличить количество крестьян и окончательно сбалансировать приток продуктов, чтобы, выбрав себе основной род войск, начать его пополнять. Добейтесь такого соотношения, при котором вы могли бы практически одновременно строить армию и проводить все многочисленные модернизации в этом веке. В качестве балансирующего фактора можете использовать торговлю с вашими соседями.
Не старайтесь произвести все доступные модернизации боевых юнитов. На это может просто не хватить ресурсов. Оставьте в тени, скажем, усовершенствование лучников и заострите внимание, например, на кавалерии, совершенствуя ее до максимума.
Модернизации, связанные с вашими селянами, лучше провести все. Это заметно подхлестнет вашу экономику и создаст некоторый избыток продуктов, что позволит перейти вам в заключительный, железный век.
В этом веке необходимо довести вашу экономику до такого состояния, чтобы она могла функционировать практически без вашего участия. Ведь теперь большую часть времени вы будете посвящать войне, и если этот стройный механизм разладится, то вы можете подорвать свои силы ведением боевых действий и даже проиграть.
Постройте побольше ферм, создав задел на будущее, произведите заключительные усовершенствования своих селян. При достаточно хорошо настроенной экономике можно даже начать строить Мировое чудо, но при этом не рекомендуется вести наступательные действия, а ограничиться обороной. Как только вы начнете создавать чудо, это немедленно станет известно всем противникам, что побудит их начать совместную войну против вас.
Оборона
Оборона в игре должна носить активный характер. Как известно, лучшая оборона – это нападение. На ранних эпохах не бойтесь подойти слишком близко к рубежу перенаселения вашего народа в стремлении получше защитить свою базу. Когда начнутся первые боевые столкновения с соседями по карте, численность обороняющихся будет стремительно сокращаться. Поэтому постепенно заменяйте погибших более совершенными юнитами по мере роста вашего благосостояния. Но помните, что лучше иметь десяток воинов с топорами, чем одного хоплайта.
Нанимайте больше простых воинов. Противнику, даже если он и компьютер, тоже потребуется время, чтобы развиться и начать атаковать вас. Поэтому к моменту нападения лучше иметь хотя бы немного пусть даже и слабых юнитов и некоторое количество ресурсов для их пополнения, чем потратится на проведение модернизации воинов, которых вы потом не сможете нанять.
На высших этапах развития, когда ваше поселение начнет разрастаться, и тем более – когда вы сами начнете вести наступательные действия, вы просто не сможете уследить за всем. Поэтому стоит построить несколько оборонительных башен и обнести ваше поселение стеною.
Стена, выстроенная на побережье по самой кромке воды, сможет немного оградить вас от вражеских десантов, а башни будут уничтожать чужие транспортные корабли, пока те будут курсировать вдоль побережья в поисках места для высадки.
Никогда не отказывайтесь от мобильной обороны. Некоторое количество судов и сухопутных войск всегда следует придерживать возле базы. Дело в том, что катапульты и суда, использующие их, стреляют несколько дальше, чем даже максимально модифицированные оборонные башни. Они легко могут лишить вас вообще всей обороны, если их вовремя не перехватить. И потом, рыболовецкие суда могут промышлять в некотором отдалении, и береговая оборона просто не сможет их там защитить. Всегда надо иметь три или четыре боевых корабля, чтобы в случае чего вовремя наказать обидчика.
Не бросайте абсолютно всех воинов на решающую, как вам кажется, атаку. Держите свою оборону до самого победного конца. Даже, казалось бы, почти побежденный противник может запросто высадить встречный десант на вашу территорию, и ни башни, ни стены не сумеют его полностью остановить.
Помимо прочего, можно использовать в качестве оборонительных укреплений и естественный ландшафт. Лучник или сторожевая башня, установленные на возвышенности, стреляют дальше, а их стрелы разят больнее. Как заграждения, можно использовать и лесной массив. Не вырубайте его весь, оставляя хотя бы узкий, но сплошной ряд деревьев, и противник не прорвется сквозь него.
Старайтесь проводить все исследования, связанные с оборонительными укреплениями, но так, чтобы это не шло в убыток всему остальному вашему хозяйству.
Но все же, по возможности, не стоит подпускать противника близко к своему поселению. Если вы видите, что на вас двигается армия, сделайте упреждающий удар, встретив врага на нейтральной территории, но не забудьте оставить хотя бы несколько человек и на базе. Не надейтесь, что все вражеские юниты увязнут в вашей обороне. Некоторые из них все равно могут проскочить. И даже если вы, принимая бой на своей территории, отобьете нападение без особых потерь среди оборонявшихся, то не исключены серьезные жертвы среди мирных селян.
Исследования
Огромное количество различных модернизаций и усовершенствований, предлагаемых в игре, требует немалого количества ресурсов, поэтому проводить их все подряд будет весьма затруднительно и зачастую совершенно не нужно.
Даже когда вы разовьетесь в игре настолько, что сможете позволить себе проведение практически любого усовершенствования, не стоит совершать исследования по принципу «авось пригодится». Допустим, если у вас всего парочка священников, то вряд ли имеет смысл проводить все модернизации в храме. Тем более, что стоимость их немаленькая. Все исследования должны проводиться естественным путем, черпая ресурсы из возникающего в процессе игры избытка тех или иных продуктов.
Если вы будете намеренно копить один из продуктов для какого-то иного исследования, не делая больше ничего, то, скорее всего, проиграете. Лучше посмотрите, почему приток этого продукта так мал и что нужно сделать для его увеличения.
Старайтесь сначала провести все намеченные вами исследования и только после этого переходить в следующий век. Не оставляйте их на потом, иначе они будут накапливаться и, в конце концов, задавят вас, как снежный ком.
В заключительном, железном веке, когда, наконец, можно будет развернуться на просторе огромного количества всевозможных модернизаций боевых юнитов, лучше всего посмотреть, какой род войск наиболее способный у выбранного вами народа, и заняться им вплотную, хотя и другие тоже не следует совсем оставлять без внимания.
Наступление
Начинать наступление на врага следует, когда вы сумеете накопить достаточно войск для того, чтобы обеспечить и оборону базы, и оставить некоторое их количество для первого броска. Как и в случае с обороной, при подготовке наступления также не стоит ждать появления на свет более мощных боевых юнитов.
Действуйте тем, что доступно в данный момент, иначе противник перехватит у вас инициативу и вам придется надолго уйти в осадное положение, тратя все силы только на то, чтобы отбить его все нарастающие атаки. Бейте первым, но не надейтесь, что первая же вылазка принесет вам заметный успех и превосходство. Скорее всего, все ваши нападавшие падут на поле боя, но зато вы сумеете оценить степень развития вашего соседа и его слабые стороны. Следующую атаку уже подготавливайте в соответствии с полученными от разведки боем данными.
Проводите больше диверсионных атак в тылу у противника. Например, узнав, где противник добывает лес, пошлите небольшую группу меченосцев и перебейте всех его лесорубов, пока он не спохватился и не выслал подмогу. Или же, подплыв к вражескому побережью и выбрав место подальше от его дока, начните обстреливать какую-нибудь, пусть даже малозначащую, постройку. Противник обязательно начнет высылать рабочих на ее починку, а вы, тем временем, отстреливайте их одного за другим. Таким образом можно неплохо подорвать его экономику, пока он сообразит, в чем дело и даст вам отпор.
Когда же вы, наконец, почувствуете себя достаточно сильным, чтобы начать серию атак, направленных на полное уничтожение врага, или вас побудит к этому постройка им Мирового чуда, никогда не действуете только одним родом войск без какого-нибудь прикрытия. Используйте смешанные атаки. Впереди пускай двигаются более тяжелые и выносливые юниты, например, кавалерия или хоплайты, а во втором ряду – более слабые, но дальнобойные, скажем, лучники или баллисты. Позади всех хорошо иметь парочку священников, которые будут время от времени перетягивать вражеских солдат, занятых боем с передними рядами на вашу сторону.
Если вы только высадились на чужой берег из транспортов, не спешите сразу углубиться во вражескую территорию. Проведите сперва перегруппировку войск, выстройте их надлежащим образом. Противник сам выйдет на вас, и тогда вы будете иметь еще и серьезное прикрытие с моря.
Когда же вы укрепились на берегу и постепенно приблизились к стенам города, старайтесь, все еще сохраняя строй, издалека снести оставшуюся оборону катапультами. Даже если охранных башен уже не осталось, все равно переключите атаку катапульт на какую-нибудь постройку. Не стреляйте ими по мобильным юнитам. Они все равно толком не попадут, но могут запросто зацепить ваши же передние ряды.
Наконец вы ворвались в город. Теперь главное здесь – не завязнуть и не попасть под магическое действие священников. Постарайтесь как можно быстрее перебить их всех, не обращая внимания на отдельных атакующих вас юнитов. Лучше потерять несколько человек убитыми, чем потом сражаться против бывших собственных персонажей. Строй сохранять здесь уже не обязательно, да и практически невозможно. Пускай небольшие группы ваших воинов действуют в основном на свое усмотрение: бьют ли оставшихся рабочих, сражаются с остатками мобильной обороны или ломают маловажные постройки.
Основные разрушения производите теперь катапультами и баллистами. Уничтожьте первым делом Мировое чудо, если таковое имеется, затем храм. Дальше действуйте, исходя из того, какими войсками в основном пользуется противник, и ломайте то, где он нанимает этот род войск. Не забудьте и про священников. Если у вас исследован монотеизм, вы можете не разрушать вражеские постройки, а обратить их на свою сторону.
Вполне возможно, что за один раз вам не удастся окончательно сломить своего врага. Не отчаивайтесь и предпринимайте все новые и новые попытки, не давая ему передохнуть. Главное, подорвать его экономику ведением войны и сохранить свою. Не советую предпринимать сразу несколько кампаний против многих соседей. Это быстро истощит вас и приведет к гибели. Уничтожайте их по одиночке.