Предоставлено журналом Игромания
Летом далекого 1997 года появилась на свет достаточно забавная и интересная игрушка под названием Test Drive Off-road, повествующая о соревнованиях внедорожников. Поначалу все приняли ее довольно хорошо (еще бы, знаменитое имя Test Drive все еще было на слуху у любителей автосимуляторов). Но вскоре тут и там стали всплывать рецензии, что игра – полнейшая чушь, ничего нового и интересного в ней нет. По большей своей части претензии сводились к недовольству графикой Off-road. И, обзывая игровой движок убогим, многие забывали, что он имел одно неоспоримое достоинство – позволял двигаться в абсолютно любом направлении, беспрепятственно срезая при этом хоть полмаршрута. Именно этим и была интересна игра – возможностью бросить заранее заготовленную трассу и завернуть свой внедорожник в другую сторону. Разумеется, Test Drive Off-road был не единственным в этом жанре, позже появились такие неплохие вещи, как Monster Truck Madness и Hardcore 4x4. Но то, что Off-road был первым, у него уже никто не отнимет.
Известие, что Accolade приступила к работе над второй частью, я воспринял с нескрываемой радостью. Нам обещали полную оптимизацию движка под новейшие трехмерные ускорители, меняющиеся погодные условия, две дюжины настоящих внедорожников – от знаменитого Hummer до столь популярного в России Grand Cherokee. При виде картинок меня переполняла радость: «Мы еще дождемся, они всем покажут, как надо делать настоящие симуляторы…» Дождались... Показали...
OFF-ROAD, КОТОРЫЙ МЫ ПОТЕРЯЛИ
Со стороны игра выглядит очень неплохо. Красивая заставка, хорошая музыка, приятный интерфейс, очень грамотная система так необходимых хорошей аркаде бонусов. Последняя стала даже неким открытием – и вправду, зачем давать доступ к новым автомобилям только после прохождения определенной трассы? Гораздо более эстетичным выглядит вариант, предложенный Accolade, – в зависимости от вашего места на предыдущем этапе вы получаете энную сумму денег, на которые впоследствии можно будет приобрести еще один автомобиль. Да и доступ к трассам различного класса определяется только наличием или отсутствием в вашем гараже соответствующего внедорожника. Первое впечатление – все продумано и сделано с уважением к пользователю. И оно остается до тех пор, пока вы не начинаете гонку.
Такого я, откровенно говоря, не ожидал. Игра столько потеряла в отношении хотя бы к первой части, что описать это сложно. Как уже отмечалось, Off-road характеризовала полная свобода – катайся где хочешь, только не забывай иногда заглядывать на check-point, если, конечно, хочешь прийти первым. Вторая же часть ставит игрока в абсолютно жесткие рамки – вас просто сажают на рельсы и позволяют ехать только вперед внутри какого-то каньона. И неважно, что по сторонам простираются бесконечные поля и леса. Говорю же, это каньон. Или, если кому-то не нравится, туннель. Причем нежелание авторов расширить свободу передвижения доходит до смешного, и определить, где кончается дорога и начинается «стена», просто невозможно. Вот вы пытаетесь уйти немного вбок и, как вам кажется, должны въехать на абсолютно пологий и не имеющий наклона газон. Как же! Ваша машина просто врезается в невидимый барьер с характерным металлическим стуком и скрежетом – надо полагать, это реакция ваших колес на траву. Особенно абсурдно это выглядит, когда вы таким образом пытаетесь выбраться на берег реки и выезжаете на половину газона, но вдруг врезаетесь во вторую его часть. Впрочем, часа через два игры вы научитесь определять запретный газон по более темному цвету, но интереса к игре это не добавляет. Абсолютная однонаправленность ведет и к тому, что на трассе просто нет мест, где можно срезать. Точнее, они есть и прекрасно видны, только вот пресловутый каньон вас туда не пускает. Впрочем, их наличие равносильно отсутствию, так как маршрут по большей части абсолютно прямой, и если бы у вас и появилась такая возможность, то она вряд ли сократила бы путь. В Off-road вы могли поехать куда угодно. Во второй части вас просто и бескомпромиссно возвращают на трассу. В итоге играбельность снижается до нуля.
Но, может быть, внутренняя убогость компенсируется замечательной графикой? Как бы не так. Test Drive Off-road 2 просто поражает – «убитый» графический движок в эру аппаратного ускорения. Впрочем, здесь могут оказаться виноваты бездарные дизайнеры и художники, просто испортившие хороший инструментарий. Создается впечатление, будто они сознательно искореняли свою фантазию и чувство стиля – ведь иногда проскальзывают очень даже неплохие, а местами отличные моменты. Только вот в 99 % случаев трасса и окружающая действительность выглядят серо и убого. Еще раз хочу обратиться к тем, кто подбирал текстуры: господа, в природе не бывает таких цветов! Не могут скалы и пустыня быть такими, просто не могут. Иногда проскакивающие очень красивые пейзажи, к сожалению, подтверждают: ребятам из Accolade удалось изуродовать очень неплохой движок. Кстати, тут вновь возникает вопрос об однонаправленности движения. Если они все-таки решили посадить игрока в жесткую колею, то почему бы не воспользоваться тем, на основе чего делался тот же Test Drive 5? Конечно, игра не кичилась бы своей псевдотрехмерностью, зато была бы на порядок красивее. С другой стороны, я боюсь, что создатели Off-road 2 в силах испортить любой движок. Причем их нежелание заниматься деталями заметно абсолютно во всем. Своего максимума оно достигает и в реализации вида на происходящее. Таких видов достаточно много, но играть неудобно на любом из них. Включаем вид из кабины (точнее, из-под бампера) – достаточно приятно и вроде бы реалистично, но уж больно трясет. Ну хорошо, переходим на ближнюю внешнюю камеру – дорогу видно лучше, но опять почему-то трясет. Отводим ее чуть дальше – тряска не унимается. В отчаянии включаем максимальное удаление… Ну, вы уже догадались… Это страшно раздражает и напрягает глаза – играть более получаса без медицинской помощи просто невозможно. Зато разработчикам легче – написали один алгоритм, и рады.
После этого даже не удивляешься совершенно непонятному дизайну трасс. С тем, что вас пустили в каньон и поставили на рельсы, можно было бы еще смириться, если бы не некоторые откровенные издевательства со стороны разработчиков. Как вам, например, понравится перспектива в течение нескольких километров биться от стенки к стенке узкой улочки или туннеля, превосходящего по ширине ваш автомобиль всего раза в полтора? Обгон в таких местах просто невозможен, но этого показалось разработчикам мало: если вы не сумеете развернуться на подобном участке, то можете смело начинать игру заново, так как сделать обратный поворот вы сможете очень нескоро… Но это не самое страшное. Ужаснее всего – это деревья на трассе, настоящий бич off-roader'а. Придумать такое мог только извращенный разум. Они попадаются вам на пути везде, растут в самых неподходящих местах – в воде, на склонах, посреди дороги. Через них нельзя перепрыгнуть, практически нельзя объехать. Эти спрайтовые чудовища способны задержать вас не хуже любой скалы – при контакте с ними (даже боковом) вы просто полностью теряете скорость. Хорошо еще, если не застрянете, тогда у вас, возможно, будет шанс нагнать соперников.
Плюс ко всему, игра абсолютно аркадная. Ни о какой физике, кроме прыжков, не может идти и речи, не говоря уже о заносах или расчете центра тяжести. Здесь все по-аркадному сурово и просто – есть центр трассы, по которому вы едете. Есть не-центр трассы, на котором вы теряете скорость. Прошу любить и жаловать данный вклад Accolade в развитие упрощенных автомобильных симуляторов!
ЛОЖКА МЕДА
Было бы несправедливым вот так и закончить этот рассказ, не поведав о единственном преимуществе, в котором Off-road 2 превосходит все гоночные игры. Это саундтрек. Достаточно жесткий industrial с гитарными ритмами просто великолепен и точно отражает динамизм подобных соревнований. Еще бы, в записи участвовали такие известные в своем направлении группы, как Fear Factory, Gravity Kills и Seven Dust. Это было еще и неким экспериментом, так как названные команды не писали музыку специально для очередного Test Drive, а просто сделали cover-версии своих же хитов. Очень сложно подобрать подходящую для определенной игры музыку, и когда это кому-то удается, то нельзя не отметить такое достижение. Взяв всего лишь несколько композиций с альбома Fear Factory «Remanufacture» и Gravity Kills «Perversion» и добавив немного обработанный последний альбом Seven Dust, ребята из Accolade смогли найти некий общий стиль этих во многом непохожих групп, стиль внедорожных соревнований, безумной гонки. В итоге получившийся саундтрек вполне заслуживает отдельного прослушивания. Без игры.
ИТОГО
Не хочется совсем унижать продолжение когда-то любимой игры и называть его полной неудачей разработчиков. Но, проходя Test Drive Off-road 2 снова и снова, я не нашёл никаких доказательств обратного. По большему счету, только музыка может ненадолго задержать внимание привередливого игрока. Благодаря ей игрушка и получила свой рейтинг.
СОВЕТЫ
Первый совет – не покупайте эту игру. Если вы хотите приобрести ее ради саундтрека, найдите лучше где-нибудь последние альбомы этих групп. Поверьте, дешевле будет.
Если же вы все-таки решили использовать компакт по назначению, то следующая информация будет вам, быть может, полезна.
Главные ваши враги – это деревья. Остерегайтесь подъезжать близко к ним всеми доступными способами. На большинстве этапов их обычно очень много сначала с какой-то одной стороны трассы, потом с другой. Постарайтесь не упустить момент перехода, иначе вас ждет не очень приятный выезд из леса.
Игра аркадная, поэтому не бойтесь врезаться в стенки и заборы. Максимум, что вы потеряете, это немного в скорости.
Старайтесь всегда ехать по центру трассы или по тому месту, где видна колея. Так вы развиваете максимальную скорость.
Всеми способами объезжайте лужи с грязью – по непонятным причинам они сбрасывают вашу скорость километров до 10.
Если трасса пролегает по руслу реки, намного быстрее ехать по берегу, виляя между деревьями. Только особо не увлекайтесь – во многих местах вы просто не сможете въехать на берег.
Лучший способ обогнать противника – не врезаться в него во время маневра.
Постарайтесь меньше прыгать – это все-таки снижает скорость.
Никогда не пересекайте дорогу компьютеру: он и не подумает вам уступить, просто впечатает в ближайшее дерево.
Выбор машины больше влияет на скорость, а не на маневренность – здесь все практически равны.