Если вам хоть раз в жизни мечталось водить легионы, то ваша мечта сбылась. В Praetorians в ваше распоряжение поступят не только простые легионеры, но и все возможные вспомогательные подразделения (да-да, конница — не основа римского войска, а придаток легиона). И даже элита римской военной машины — преторианская гвардия. Осваивать же вам придется времена становления и разрушения триумвирата — Галльскую войну Цезаря и войну в Азии Красса. Вот и проверьте — сможете ли вы управиться с галлами лучше одного из величайших полководцев и предотвратить разгром войск Красса в Парфии...
Управление
Зеленые дымки над крайним левым отрядом пехоты - явная работа нубийских лучников. |
Интерфейс вполне традиционен, но лучше все же посвятить ему немного времени и знать что к чему.
В "Преторианцах" особенно подчеркивается необходимость группирования войск. Отдельная верхняя строка выделена для наглядного обозрения всех имеющихся групп. Это очень важно, поскольку строители передвигаются быстрее прочих пехотинцев и имеют обыкновение выделиться в первые ряды, после чего полечь в неравном бою (а строить кто будет?). Да и часто приходится вести боевые действия сразу в нескольких местах. Поэтому группы там лишними не будут. Так что маркируйте группы по Ctrl+цифра, а потом по этой же цифре ее вызывайте. По Shift+цифра можно добавить в указанную группу дополнительные подразделения.
Внизу расположены миникарта, панель подразделений и панель свойств. На панели подразделений может отображаться как один, так и несколько отрядов, и тогда нужный вам можно выбрать, щелкнув левой кнопкой мыши на изображение подразделения (на одну из полосок рядом с изображением, если одинаковых подразделений несколько). Сюда же вынесены специальные свойства бойцов.
Панель свойств делится на панели обычных свойств, спецсвойств и строительную. Последняя характерна только для строителей. На обычной панели есть группы клавиш управления агрессивностью подразделения, его подвижностью (патрулирование, охрана) и численностью состава (деление, уравнивание, объединение подразделений). Особенное внимание стоит обратить на команды Promote (любое подразделение может выбрать командира, но не более 1 командира на 100 солдат) и Demote (разжаловать одно из подразделений в строители).
По клавише Shift можно узнать о доступном и использованном количестве бойцов (Unit Control Points) и подразделений (Total Control Points) под вашим командованием, количестве уничтоженных врагов и потерянных бойцов, имеющихся очках славы и накопленном опыте (200 опыта автоматически перетекают в 1 очко славы).
Ну вот и все, что здесь можно сказать. А о горячих клавишах вы сможете узнать из врезки.
Экономика. Экономика?
9 деревень на карте! Куда столько? Поэтому то, что вы видите - это всего лишь небольшая часть армии. |
Экономика? Да о чем вообще речь? Все сводится к трем "китам" — жителям захваченных деревень, времени на формирование подразделения и славе. Но обо всем по порядку.
На любой карте есть несколько деревень (иногда есть еще казармы, которые будут контролироваться вами изначально). Население деревни медленно прирастает, и из него можно набирать новых солдат. Но для этого деревню надо контролировать. Для контролирования деревни надо построить рядом с ней свой "командный пункт" (при необходимости — снести аналогичный пункт противника). Это с удовольствием сделают ваши строительные войска, стоит только выбрать их и навести курсор на бесхозную деревню. Хотя этого все равно мало. Чтобы в деревне что-то производить, в ней должен поселиться командир, который и будет вербовать жителей в вашу армию, вдохновляя их на подвиги. Во время набора нового подразделения прирост жителей прекращается. Вполне естественно, что армия ограничивается доступным на тот момент количеством жителей. А также предельным количеством солдат и подразделений (можно посмотреть, нажав клавишу Shift). В миссиях кампании эта цифра меняется. В одиночной игре она равна 500 солдатам. Но учтите, что может быть и ограничение и по количеству подразделений. Тогда просто придется строить сильные подразделения, требующие большого количества единиц солдат.
Более сильные подразделения отличаются от хилых тем, что требуют больше времени на свое производство. А еще более сильные (особенно специальные подразделения) требуют на себя еще и славы. Слава добывается в боях путем убийства вражеских солдат. Чем больше убьете — тем больше вам этой славы прибудет.
Еще один аспект "экономики" — наличие выносливости у войск. Выносливость позволяет использовать специальные умения, которые часто очень резко меняют обстановку на поле боя. Поэтому не забывайте обращать внимание и на эту особенность. Живые, но усталые легионеры гораздо менее полезны, потому как не смогут метнуть во врага свои дротики, наносящие очень значительный урон.
Вот и вся экономика: кто контролирует больше деревень — тот имеет лучшие возможности для победы в игре (можно набирать войска быстрее и в больших количествах).
Солдатики
Игра не выделяется из общего ряда оригинальным набором войск для каждой расы. Есть определенный набор "стандартных" бойцов, к которому добавлены три необычных отряда для каждой стороны. Бойцы же основного набора имеют одинаковые функции у всех наций, несмотря на все различия в количестве жизни, силе удара и прочих характеристиках.
Стройбат. Слабенький пехотный отряд, выставить который в первые ряды заставит разве что полная безысходность. Умеет забирать под вашу опеку деревни, строить башни и осадные орудия. При постройке осадных орудий несколько бойцов-строителей переходят в обслуживающий персонал машины. Могут чинить поврежденные здания и осадные машины. Если вдруг весь ваш стройбат был уничтожен при подходе к деревне, то можно разжаловать одно из оставшихся подразделений в строители при помощи команды Demote.
Лучники. Вредные ребята, чья работа — ослабить войска противника, пока те подбираются к нашим позициям. И уменьшить количество вражеских бойцов, уже сражающихся с вашими. В рукопашной схватке долго не живут, поэтому требуют прикрытия из пехоты. Умеют стрелять огненными стелами, поджигая при этом башни и осадные машины противника. Первые претенденты на место в гарнизонах башен в связи с тем, что не только сбрасывают булыжники на окопавшегося под башней противника, но и поражают вражеские войска на расстоянии. Обладают способностью занимать стационарную позицию, из которой стреляют гораздо дальше.
Тяжелая пехота. Основные войска, которые и решают большинство боевых задач — от обороны проходов и деревень до проламывания вражеской обороны. Как правило, имеют какой-нибудь специальный навык.
Копейщики. Владеют техникой специальных построений, в которых очень сильно вредят вражеской коннице. Да и любой пехоте навредят изрядно. Но... Не умеют они ходить по лесам. Копья за ветки задевают, что ли? И нет более удручающего зрелища, как кучка лучников, наглая в своей неуязвимости, расстреливающая из леса беспомощных копейщиков.
Кавалеристы. Требуют для своего производства удвоенного количества рекрутов. Видимо, один из них отращивает вторую пару ног и становится лошадью... Не стоит возлагать на них функцию сокрушителя всего и вся. Кавалерия здесь выполняет только диверсионные функции — уничтожение отрядов вражеских лучников и осадныхорудий. Потому как успевает дойти до них, не потеряв по пути большую часть своего состава.
Нам разведка доложила точно, что врага совсем не мало. |
Конные лучники. Наследуют все плохие черты лучников и конницы. То есть дороги и жутко уязвимы. Из-за этого их возможно применять только как мобильных диверсантов. То есть для выманивания вражеских войск к своим позициям и ослабления вражеских отрядов. Благо убегут они от кого угодно. Надо только не прозевать момент начала убегания. Иначе конные лучники с удовольствием ввяжутся в схватку. И все полягут.
Уникальные бойцы. По 3 у каждой стороны. Далее они будут описаны отдельно.
Командир. Подымает боевой дух своих солдат и обустраивает командные пункты в захваченных деревнях, агитируя местных жителей вступать в ряды вашего победоносного войска. Боевой дух солдат поднимается в виде повышения защиты и атаки солдат, находящихся в радиусе действия командира. При выборе командира вы увидите голубую окружность вокруг него. Это и есть его радиус действия. Единственный солдат, который не требует расхода ценных людских ресурсов на себя. Производится путем выдвижения из рядов простых солдат из расчета 1 штука на 100 солдат.
Лекарь. Лечит ваших солдат. Причем делает это на полном автопилоте. То есть, как увидит кого нездорового — так и залечит его до полного здоровья. Но видит только тех, кто входит в зеленый круг, окружающий его. Лекарь каждой стороны обладает свойственным только для его страны специальным свойством, делиться которым с противником он совершенно не собирается. При лечении расходует свою выносливость.
Разведчик с соколом. Замечательный наводчик для катапульт и лучников, чей сокол, паря над вражескими позициями, позволяет увидеть противника, укрытого за "туманом войны". К тому же сокол неуязвим. Да и сам разведчик видит весьма далеко. Вот только на запуск сокола расходуется выносливость разведчика. Так что постоянно наблюдать позиции противника не получится.
Разведчик с волком. Ухудшенный аналог предыдущего деятеля. Волка в полет не отправишь, посему этого одаренного товарища можно только послать в самостоятельный поиск или посадить в лес в качестве наводчика. Хотя свою выносливость он расходует весьма долго, поэтому возможно использование его и волка как двух отдельных разведчиков.
Осадные орудия
Таблица 2 Осадные орудия |
||||||||||||||||||||||||
|
Это самостоятельные одиночные боевые единицы. Тем не менее, появляются не сами собой, требуя производства при помощи "стройбата". Также требуют обслуги из числа "стройбатовцев". Чрезвычайно уязвимы для любых внешних воздействий со стороны противника. После их гибели обслуживающие их солдаты сразу же не умирают. Но, учитывая то, что уничтожившие осадную машину враги вряд ли куда-то делись, скорее всего умрет и "экипаж" баллисты или катапульты.
Осадная лестница (Assault Ladder). Очень уязвимая штука. Применению в одном экземпляре не подлежит. Только группами. Причем желающие взобраться на стену должны идти сразу же вслед за лестницей. Иначе ее успеют отпихнуть раньше, чем первые бойцы полезут драться. Причем носильщики лестницы не будут стоять и безучастно ждать ее уничтожения. Они сами полезут наверх. И бесславно погибнут. А чего еще можно ждать от слабой пехоты?
Катапульта (Catapult). Хорошее средство для обороны своих дальних рубежей. Например, для защиты разрушенных мостов от восстановления. Хилым и убогим строителям камни катапульты наносят огромнейший урон. Бойцы-катапультисты в совершенстве владеют двумя методиками ведения огня: метанием огненных камней (для поджога вражеских построек) и заградительным огнем (повышенной дальности). Катапульты замечательно горят, поэтому охрана у них должна быть соответствующей.
Баллиста (Ballista). На мой взгляд — менее эффективное оружие, чем катапульта. Огонь ведет при помощи больших бревен, летящих по прямой и уничтожающих все на своем пути. Если на пути окажется вражеский отряд, то там, где пролетело бревно, останется аккуратная цепочка тел погибших. Но стреляет только прямой наводкой и наиболее эффективна для прошибания ворот. Единственное преимущество перед катапультой — возможность стрельбы "на автопилоте". То есть катапульте обязательно необходим приказ на уничтожение того или иного объекта, а баллиста начинает стрелять сама, как только увидит противника.
Таран (Battle Ram). Таран — средство чрезвычайно ограниченного применения. Только для прошибания ворот крепостей и уничтожения вражеских башен. Не нужен.
Осадная башня (Assault Tower). Более живучий вариант осадной лестницы. Правда, и намного более медленный.
Римская империя
Таблица 2 Римляне и разведчики |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Империя в первую очередь славится своими легионерами. Они и приносят римлянам практически все победы. В целом римляне представляют собой нечто среднее между египтянами с их мелкими и не очень сильными отрядиками и мускулистыми и немногочисленными галлами. Войска римлян велики по размеру и совсем не плохи по качеству.
Ауксилиарии, вспомогательные войска (Auxiliary Infantry). Римский стройбат не столь уж и беззащитен. Эти солдаты умеют метать дротики перед атакой. Но! Дротики метаются только перед своей атакой, атаку же противника бойцы стройбата встречают без предварительного броска дротиков.
Легионеры (Legionnaires). Основа римской армии. Как и вспомогательная пехота, метают дротики перед атакой. Умеют строиться в "черепаху" (turtle), которая, хоть и медленно продвигается, но слабо поражается лучниками. Поэтому штурмовать ей холмы с засевшими там вражескими лучниками — самое то. Однако не стоит проверять стойкость "черепахи" на катапультах и баллистах. Те пробивают ее с легкостью, а медлительность этой формации только на руку осадным орудиям.
Вспомогательные лучники (Auxiliary Archers). Римские лучники — самые многочисленные и самые уязвимые из всех лучников. Но при достойной защите вполне способны уничтожить полчища противника.
Копейщики (Spearmen). Римские копейщики уверенно ходят строем и владеют в дополнение к противокавалерийской еще и защитной (protecting) формацией. Она якобы предназначена против лучников (меньшее поражение). Вообще это странное заблуждение. Лучников надо уничтожать, а не мудрить с формациями против них.
Кавалеристы, или эквиты (Equites). Обычная кавалерия. Ничем от других кавалеристов не отличающаяся.
Конные лучники (Archer Cavalry). Типичные конные лучники. А чего вы еще хотели?
Гладиаторы (Gladiators). При умелом применении — творцы победы. При неумелом — большое количество трупов. Умение гладиаторов "метание сетки" (dragnet) необходимо правильно и своевременно применять. Этой самой сеткой гладиаторы обездвиживают противника и лишают его не только возможности атаковать, но и защитных бонусов. В результате даже самые грозные войска противника моментально уничтожаются, попав под сеть. Но без своей "волшебной" сети гладиаторы никто. Их раздавит любое пехотное подразделение противника. А вражеская конница быстрее расправляется только с лучниками.
Балеарские пращники (Balearic Slingers). Вообще-то исторически пращники имели куда меньше прав, чем лучники, и занимались "разогревом" противника перед началом сражения. При сближении же войск пращники проворно улепетывали за свои боевые порядки. Но здесь пращники гораздо здоровее лучников. Да и бьют побольнее. Однако то, что количеством они лучникам уступают, а стоимостью намного их превосходят, сильно уменьшает их необходимость. Да и поджигать строения они совсем не умеют. Лучшие пращники происходили с Балеарских островов, отсюда и название.
Преторианцы (Praetorians). Никаких спецспособностей, но преторианцы — это сила в чистом виде. 16 преторианцев уничтожают 30 легионеров, только слегка поморщившись. Естественно, не стоит бросать их сразу на целую кучу вражеских солдат. Но один на один преторианцы уничтожают почти любое подразделение противника.
Лекарь (Physician). Римский лекарь лечит травмы и болезни. Как и любой лекарь, он занимается этим в автоматическом режиме. Болезней в игре, правда, не очень много. Единственная болезнь — отравление от злобных нубийских лучников. Но тем не менее.
Центурион (Centurion). Центурион обладает способностью помогать ускоренному восстановлению выносливости для ваших подразделений. Особенно полезен он будет среди легионеров, позволяя им быстро восстановить выносливость для следующего броска дротиков. Еще центурион приятен тем, что он — наездник, а следовательно, передвигается довольно быстро.
Галлы
Таблица 3 Галлы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ВТОРАЯ СТРАНИЦА
Галлы характерны высокой стоимостью и большой "толщиной" своих бойцов. Что вполне справедливо, так как бойцов у них маловато. Однако, как правило, эти бойцы очень сильны и способны дать отпор любым врагам. 5-6 подразделений галлов — это страшная головная боль для стратега противника. Однако создать эту кучу подразделений будет крайне сложно из-за сильной дороговизны галльских солдат. Тем не менее сила галльских отрядов позволяет им осуществлять быстрые нападения на противника. И даже побеждать, если противник своевременно не позаботился о защите.
Пехота (Infantry). Строители галлов существенно "толще" римских коллег. Но и количеством их поменее. Однако они тоже не беззащитны и всегда готовы поприветствовать противника метанием боевых топоров (battle axes). Тем не менее они совсем не подходящий выбор для атак на противника.
Воины (Warriors). Так же, как и римские легионеры, любят приветствовать врага метанием тяжелых предметов, но для галлов более предпочтительно оружие пролетариата — метательные булыжники (throwing stones). Правда, кидаются эти булыжники сразу пачкой, и тому, кому достанутся — мало не покажется. Тем более что эти самые булыжники тормозят отряд, попавший под их воздействие. Что можно использовать, останавливая чересчур подвижные отряды (например — конных лучников).
Лучники (Bowmen). Стреляют, убивают, аналогичны римским лучникам.
Пикинеры (Pikemen). Мощные бойцы, строй с защитой от стрел не поддерживают. В остальном — те же копейщики.
Знатные наездники (Noblemen). От римских кавалеристов отличаются только своим внешним видом.
Конные лучники (Mounted Bowmen). Обычные конные лучники. За исключением того, что эти лучники — именно галльские лучники.
Германская кавалерия (German Cavalry). Видимо, именно от них пошла "свинья" Тевтонского ордена. Германские кавалеристы наносят сильнейший ущерб одним фактом своего "наезда". Но битву с их участием нужно как можно быстрее заканчивать, в самой битве они гораздо менее эффективны. То есть тактика их использования — наскоки на противника с добиванием при помощи других войск.
Охотники (Hunters). Это стрелки, которые и в рукопашной схватке не дадут себя в обиду. Впрочем, как стрелки они довольно своеобразны — атаковать противника сразу же, как увидят, они не желают. Поэтому их все время приходится натравливать на врага. Но если уж взялись за дело — оно пойдет. Потому как умеют они вводить себя в безумие (frenzy), быстрее уничтожая при этом противника. Естественно, ввод себя в безумие требует от охотников расхода выносливости. А еще эти и без того мощные парни ударно атакуют из засад (ambush attack).
Берсерки (Berserker). На вид берсерки — просто сильные парни без всяких способностей. Но опыт битв с их участием показывает, что берсерки владеют техникой нанесения большого количества повреждений противнику за очень короткое время. А это ценно. Сумма берсерков и охотников — тяжелый удар для вражеской армии.
Друид (Druid). Лекарь галлов отличается противным умением слепить войска противника (blind troop), что сильно ослабляет ослепленных и не может не огорчать тех, против кого воюют эти самые друиды.
Вождь (Chieftain). Вожди у галлов тоже весьма полезны, так как умеют похищать выносливость противника. То есть уменьшают возможность применения противником полезных умений.
Египет
Таблица 4 Египтяне |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Египетские войска столь же малочисленны, сколь и галльские. Но при этом стоимость их ближе к римским аналогам. Настолько же близка и их жизненная сила. Огорчает отсутствие метательных способностей у начальных отрядов, но зато обращают на себя пристальное внимание стрелковые способности специальных войск. Для Египта характерна относительно высокая скорость строительства отрядов (ведь они меньше по составу), что позволяет ускоренно отстраиваться и создавать отряды уже в процессе нападения противника на вашу базу.
Рабы (Slaves). Египетский стройбат особенно слаб в бою. Но его быстрое производство (16 секунд на отряд — это рекорд) позволяет быстро отстроить большое количество защитных сооружений.
Солдаты (Soldiers). Тяжелая пехота египтян не умеет кидать тяжелые предметы в сторону вероятного противника. Зато она умеет молиться (pray), что, по-видимому, должно поднимать ей настроение во время боя.
Лучники (Archers). Просто лучники. Хотя, подобно солдатам, умеют молиться. Одно подразделение лучников очень удобно размещается в башне (и никаких дележек).
Стража (Guardsmen). Копейщики египтян умеют все то же самое, что и прочие копейщики. Ну и еще молятся. Какие они там в Египте все же набожные!
Наездники на верблюдах (Camel Riders). Та же конница, только на верблюдах. Хоть эти не молятся.
Лучники на верблюдах (Camel Archers). Еще одни ездоки на верблюдах. На сей раз с них стреляют. Больше ничем от прочих конных лучников не отличаются.
Нубийские лучники (Nubian Archers). Маленькие, черненькие, а вредные! При условии расхода своей выносливости эти шустрые ребята мажут стрелы ядом и обстреливают ими противника. Яда враги не переносят, мрут от него как мухи. Очень удачный боец для тактики засад. Впрочем, они и вне засад многое могут.
Парфянские кавалеристы (Parthian Cavalry). Великолепные воины. Казалось бы — обычные конные лучники. Но! Парфяне применяют технику выстрела с разворота (moving shot), а все остальные лучники стреляют только из стационарного состояния. Как результат — парфянам достаточно малейшей остановки, чтобы, развернувшись в седле, выпустить свои стрелы по неприятелю. Умение поджигать тоже ими не забыто. Совершенно жуткие бойцы, уничтожающие одиночные подразделения противника безо всяких для них шансов.
Колесницы (War Chariots). Малочисленные, но крайне мощные машины. Однако реально их применять только против стрелков. Да и то — слишком уж они велики и неповоротливы. Конечно, колесницы характерны для Египта, но могли бы уж сделать их и получше.
Жрец (Priest). Жрецы египтян что-то химичат с маной (назначение их aura mana не слишком ясно). В остальном это типичные врачи для ваших войск, следующие за своими больными по мере сил.
Командир (Official). Есть такой человек и у египтян. Умеет создавать миражи (mirage), вводя солдат противника в заблуждение. Но не забывает и о своих основных обязанностях (захват и контроль зданий, духовная поддержка войск).
Стратегия и тактика
Стратегические возможности в игре весьма велики. Правильный маневр или расположение войск могут запросто решить судьбу игры.
Общие советы
Галльские лучники окопались на вершине холма, и теперь легионеры прикладывают большие усилия, чтобы вышибить их оттуда. |
Первое, на что следует всегда обращать внимание — на рельеф местности. Особое значение имеют возвышенности и леса. Это типичные места засад. Особенно замечательны вытянутые возвышенности, на которые тяжело взобраться, и леса на возвышенностях. Интересны они тем, что на них можно расположить лучников с малым риском их потерять. Да, просто возвышенности опаснее тем, что противник может подогнать к подошве горы своих собственных лучников и расстрелять ваших. Но никто не мешает вам напасть на этих лучников пехотой и лишить противника единственного прикрытия. Самому же вышибить лучников с такой горы можно либо катапультами (с наводкой от разведчика с соколом), либо конницей, либо лучниками. Первые два варианта проходят, если со стороны противника отсутствует сильное противодействие. Потому как катапульты можно уничтожить встречной атакой. Коннице же можно противопоставить любой пехотный отряд. И тогда несчастные кавалеристы станут замечательной мишенью для лучников. Расстрел же лучников лучниками требует целой развернутой операции с поддержкой ваших лучников пехотой и (возможно) кавалерией и осадными машинами.
Весь великолепный обзор обеспечивает этот отряд лучников в лесу. |
Лес интересен тем, что скрывающиеся в нем стрелки могут безнаказанно расстреливать противника до тех пор, пока хотя бы один солдат противника не войдет в лес и не приблизится на достаточное расстояние, чтобы их увидеть (леса бывают и очень большими, стоящие на окраинах леса могут друг друга и не видеть). И только тогда, когда подразделение будет обнаружено, по нему могут стрелять ваши лучники. Другой плюс леса в том, что далеко не все подразделения могут по нему передвигаться. В частности, по лесу не может передвигаться любая кавалерия и копейщики. А следовательно, противник доберется до позиций ваших лучников совсем не быстро, что позволит организовать достойный ответ. Лес же, расположенный на горе, — это вообще страшно. Пробраться к засевшим там при правильной обороне невозможно. А уничтожить их другими способами тоже не получится.
Еще одно важное место — мосты. Если есть река и мосты через нее, то рушьте их и обороняйте разрушенные места. Наверняка за это время вы успеете нанести немаленький ущерб противнику, пытающемуся создать новый мост, а также создадите свою армию. Если же этим занимается противник, то вас можно только пожалеть. Оборона моста — одно из наиболее перспективных занятий. Ее вполне обеспечивают 2-3 отряда лучников, 2-3 катапульты или баллисты и 2-3 разведчика.
Зима в Галлии. Наши легионеры добивают вражескую баллисту. |
Важный момент любой битвы — ввязаться в бой легко, но выйти из него можно, только победив или проиграв. Полутонов не существует. Те, кто сцепился в схватке, уже неуправляемы и разойдутся только при полном уничтожении противника. Или своей гибели. Поэтому внимательно следите за тем, нужен ли вам этот бой и не пора ли спасать оставшиеся войска, даже не пытаясь бросить их в мясорубку битвы.
Основная сила в любом бою — пехота. Она универсальна и справится с любым спектром задач. Кроме того, против пехоты не существует специализированных методик, наподобие копейщиков против конницы, в силу чего на большую массу пехоты можно ответить только аналогичной большой массой. Лучники — люди необходимые, но без прикрытия пехотой они — смертники. Малейший прорыв кавалерии или даже одного отряда вражеской пехоты — и ваши отряды лучников ввяжутся в драку, где и погибнут. Кавалерия — не панацея от всех бед. Она слишком малочисленна и уязвима (особенно при наличии копейщиков у противника). Это — средство борьбы с вражескими стрелками и осадными орудиями. Удачно проскочившие мимо заслонов кавалеристы очень быстро уничтожают зазевавшийся отряд лучников или мешающую вам осадную машину. Лекарь — хорошее подспорье и в атаке, и в защите. Тем более что он имеет весьма низкий приоритет у солдат противника и может лечить даже в самой гуще боя, повышая ваши шансы на победу в сражении.
И не забывайте о возможности делить и объединять отряды. Один полный отряд лучше, чем 2 недобитых
Оборона и штурм деревни
Захват деревни. Сейчас рухнет вражеский "командный пункт". |
Наличие или отсутствие деревни определяет дальнейшее продвижение по игре. Наличие нескольких деревень — однозначный успех. Просто так с неба они не валятся, поэтому обязательно нужно научиться их оборонять и штурмовать.
Оборонять деревню обычной толпой войск невыгодно. Эта самая толпа может пригодиться и в другом месте. Поэтому обязательно нужно строить башни и размещать в них лучников. Пехота умеет только бросать камни на головы штурмующих башни, а башню можно и обойти. Лучники же еще и стреляют по тем, кто болтается вокруг башни.
Но вместе с тем башни очень легко рушатся при помощи лучников или катапульт. Достаточно просто поджечь башню, и остановить пожар будет очень трудно. Скорее всего, она просто прогорит до конца. Хотя если своевременно подогнать строителей, то они смогут остановить пожар и восстановить башню. Но в боевых условиях им, скорее всего, этого сделать не дадут. Расстрел башен баллистами малоэффективен из-за того, что баллисты не поджигают, а наносят прямое повреждение башням. То есть те продолжают функционировать в полном объеме и скорее всего сами подожгут баллисты. То же относится и к пехоте, пытающейся уничтожить башню штурмом. За такую наглость защитники башни будут отгружать булыжники на головы копошащимся внизу врагам. А это очень и очень больно.
Если рядом с базой (и башнями) есть какой-нибудь лес, то туда просто необходимо поместить несколько бойцов. Лучше — лучников, но сойдут и пехотинцы. Не забудьте только заставить их охранять вверенную территорию. Иначе они легкомысленно бросят ее, устремившись за вражеским отрядом. А они выполняют две задачи — увеличивают обзор (и дальнобойность) башни и не позволяют противнику занять этот самый лес, откуда враг будет безнаказанно расстреливать вашу базу. Поверьте, подкинуть подкрепления в уже занятый лес — куда выгоднее, чем пытаться штурмовать его, когда его полностью занял противник. Естественно, что, штурмуя деревню, надо стремиться занять все прилегающие к ней леса, что значительно усложнит задачу противника по обороне деревни.
Поджигай, Абдулла! Горите, вражеские башни! |
Ну и, естественно, наличие одного-двух подразделений пехоты на базе (а неплохо бы еще и группы лучников в стационарном режиме) задержит противника до подхода основных сил.
И не забывайте о том, что деревню не обязательно захватывать. Можно ее просто сжечь. И это может оказаться гораздо выгоднее, чем пытаться ее удержать в своих руках.
Оборона и штурм крепости
Для пущего развлечения играющих был введен штурм крепостей. К сожалению, крепости строить нельзя, и придется довольствоваться тем, что их иногда подкидывают вам.
Оборона крепости — это та же оборона деревни, только ко всему прочему добавляется еще и стена с неразрушимыми башнями. Единственный минус этих башен в том, что лучники на них уничтожаются так же легко, как и лучники под стеной.
Единственный участок крепости, поддающийся уничтожению, — это ворота. Их можно поджечь лучниками или расстрелять из осадных орудий. При уничтожении ворот вход в крепость остается свободным, что совсем не здорово, потому что пользы от стен тогда не остается и противник может зайти внутрь, когда пожелает. Вывод — не забывайте располагать рядом с воротами ремонтников.
Оборона крепости. А ведь войск может быть еще и больше. |
Однако через стены можно и просто перелезть. Для этого служат осадные лестницы и осадные башни. Правда, они замечательно горят и расстреливаются лучниками, но ваши лучники на стенах по своей воле не обращают на них внимания, поэтому придется обращать на них внимание самому и расстреливать "вручную". В противном случае на стены ворвутся многие толпы противника и уничтожат ваших лучников. Хорошее противодействие этому вторжению — копейщики. Это как раз самая "настенная" команда. Так что, если противник готовит штурм стен — копейщиков на стены, отпихивать лестницы и уничтожать башни.
Очень важный момент — леса под стенами. Очень часто рядом с башнями есть леса, в которых могут угнездиться лучники противника. И оттуда безнаказанно уничтожать ваших лучников на стенах. Чтобы такого безобразия не происходило — размещайте в этих лесах своих людей.
Римляне
Основная сила римлян — легионы. Умение строиться в "черепаху" — это очень ценно. Особенно когда приходится вышибать группы лучников, засевшие на горах и в лесах. "Черепахе" лучники большого урона нанести не могут, что позволяет легионерам добираться до них почти без повреждений.
Очень выгодны многочисленные римские отряды лучников. Они обеспечат хорошее преимущество в большой битве.
Для серьезных штурмов наилучшая комбинация — преторианцы (или легионеры) и гладиаторы. Причем гладиаторы могут быть отправлены в отдельные группы, чтобы не расходовать свои сети на один и тот же отряд противника. А преторианцы или легионеры будут добивать завязших в сетях врагов. Сюда же обязателен центурион для восстановления выносливости у гладиаторов. А иначе как они будут воевать?
Галлы
Обратите внимание - большинство парфян даже не развернулись для того, чтобы выстрелить по легионерам. Технология! |
У галльских воинов нет "черепахи", но их метательные булыжники не только наносят большой вред противнику, но и останавливают на время отряд, попавший под град камней. Это дает галлам большую свободу маневра, позволяя останавливать отступающие отряды противника и добивать их. Так же можно отлавливать и отряды-диверсанты (типа конных лучников), которые в обычных условиях ускользнут от справедливого возмездия.
Отряды галлов мощны сами по себе, поэтому они могут себе позволить быстрые атаки на базы противника. Уже два отряда воинов — это серьезная угроза любой базе, не успевшей своевременно создать хоть какой-нибудь защитный рубеж.
Единственное неудобство галлов — чрезвычайная дороговизна рядовых отрядов. Поэтому отряды лучников придется дробить, чтобы обеспечить комплектацию ими всех башен и оставить место под штурмовые отряды.
Штурмовой порядок галлов — берсерки в компании с охотниками. И те, и другие дерутся просто бешено, а охотники, кроме всего прочего, еще и лучники, которые могут постоять за себя в рукопашной. Хотя все равно пара отрядов воинов им совсем не помешает.
Египтяне
Маленькие отряды египтян чрезвычайно быстро строятся. Да и в начале одиночных миссий они получают по два отряда строителей. Что позволяет им сразу же осваивать две базы. Конечно, ничто не мешает римлянам и галлам поделить свои отряды строителей, но все же...
Быстрое строительство отрядов позволяет египтянам создавать войска прямо во время штурма вашей базы противником, приводя резервы "из ниоткуда". Правда, эти самые резервы, в силу отсутствия метательных способностей, сильно проигрывают аналогичным войскам галлов и римлян. Но тем не менее, оборонительные способности у египтян самые лучшие. Тем более что эти оборонительные способности подкрепляются нубийскими лучниками, столь вредно отравляющими любые войска противника.
С наступлением у египтян — не очень. Наиболее эффективен довольно посредственный выбор из солдат и лучников. Но если хватает средств на парфянскую кавалерию — то 2-3 отряда способны создать и наступательную инициативу. Только учтите, что парфяне не любят, когда их бросают без присмотра. Для получения от них эффекта требуется активное использование с постоянными атаками противника (желательно не связываться с лучниками и осадными орудиями).
***
Напоследок хочу сказать — обязательно загляните в Credits. Это не просто список создателей. Это часть игры.
ДОПОЛНЕНИЕ
Горячие клавиши
Tab — убрать/показать игровой интерфейс
Пробел — центр на выбранном подразделении
F9 — цели миссии
F11 — окно с подсказками
Ctrl+S — быстрое сохранение игры
Ctrl+L — быстрое восстановление из последнего быстрого сохранения
M — двигаться в указанную точку
D — защитный режим
G — агрессивный режим
A — атаковать
H — удерживать позицию
L — патрулирование территории
P — защита указанного подразделения
F — развернуть подразделение лицом в указанную сторону
J — объединить выбранные подразделения
B — уравнять выбранные подразделения
S — разделить выбранное подразделение
R — ремонт