Игры про Вторую мировую в последнее время приобретают все большую популярность. Изучено все оружие пехоты; каких только танков не бывало в нашем распоряжении... Нормандия, Бастонь и поля близ Прохоровки уже как родные. И вот перед нами новая игра на ту же тему. Чем же смогут нас удивить «Офицеры»?
Есть ли жизнь на поле боя?
Наши возможности по вызову подкреплений еще очень велики! |
Наверняка разработчики долго ломали голову над тем, как сделать так, чтобы игра отличалась от всех прочих и одновременно была реалистичной. Главным отличием стало то, что здесь «все как в жизни». Есть три ресурса — топливо, продовольствие и боеприпасы, — которые ваши войска могут использовать. Территория поделена на куски, и центром каждого служит какой-либо важный объект. Последний, будь то завод или аэродром, по совместительству становится складом. Вот с этого склада окружающие, находясь на подчиненной «хранилищу» территории, и берут припасы. Между складами можно беспрепятственно перемещать имущество, наполняя пустеющие. В этих опорных пунктах также можно вызвать подкрепление.
Но что же делать на вражьей территории, которая нам не подконтрольна? Все очень просто — как можно быстрее захватывать неприятельский склад, благо вместе с ним к нам перейдет не только новая точка снабжения, но и некоторое количество полезных во всех отношениях ресурсов. Если тянуть время, планомерно изничтожая противника, то наши солдаты оголодают, а танки расстреляют все боеприпасы. И придется либо погибнуть, либо возвращаться домой несолоно хлебавши.
Однако не все так просто. Кроме огромных пространств со складами в центре есть куча дополнительных опорных пунктов, в которых хоронятся бойцы противника, так или иначе осложняющие нам жизнь. В целом, можно наплевать на эти деревушки или засады, но за них обычно полагаются небольшие подкрепления (а правильному командиру много и не надо — достаточно всего пары танков или нескольких отрядов пехоты, чтобы значительно усилить свою линию обороны). Посему зачищать их стоит, благо о некоторых нас своевременно извещают в форме заранее запланированных заданий.
Очередной склад переходит из рук в руки... |
Исходя из выше сказанного мы получаем следующую картину: есть территория, разграниченная на области. Мы должны захватывать контроль над этими областями, обеспечивая себя ресурсами. После завершения этой миссии следует зачищать местность на подконтрольной территории, уничтожая противника, и тем самым пополнять свои войска, потрепанные во время штурма центра. Как видите, основная стратегия проста как правда. При этом вполне успешно решается проблема, которая на первый взгляд кажется неодолимой: небольшое количество времени на прохождение миссии. Ибо тот, кто слишком тянет время, будет сожран собственной оголодавшей пехотой. Вперед, только вперед!
Итак, проблема отличия была решена с блеском, но на этом разработчики не остановились. Знатокам жанра хорошо известна система повреждений техники, которая была в Company of Heroes. Танк с напрочь разрушенным двигателем там просто продолжал ползти со скоростью смертельно раненной черепахи. Здесь же все по-другому. У танка есть ходовая часть, двигатель, бензобак, экипаж и башня. И все они могут быть повреждены или уничтожены. Ходовая часть отличается от двигателя тем, что первую могут починить даже непрофессионалы — например, пехота. Хотя в обоих случаях танк стоит на месте и никуда не торопится. Бензобак радостно полыхает, что, если быстро не починить пострадавшую машину, станет причиной ее взрыва. Экипаж можно выбить только у легкой техники; танки же превращаются в кучу металлолома вместе с ним. Наконец, башни есть не у всех видов техники; зато, повредив их, вы усложните жизнь танку, заставив его разворачиваться к цели всем корпусом. Разумеется, все это чинится, следует только подогнать к месту происшествия ремонтников.
Это интересно: экипаж может и просто контузить. Тогда он выживет, но некоторое время танк будет совершенно беспомощен и не сможет ни стрелять, ни двигаться.
Вся королевская рать
Что же можно рассказать о основной движущей силе войны — солдатах, танках, артиллерии и прочих вспомогательных войсках? Естественно, наши солдаты уже давно не просто расходный материал, а воины, с течением времени набирающиеся опыта, в силу чего они лучше прячутся, укрываются, стреляют и лечатся или чинятся. Впрочем, добиваться высоких уровней от пехоты было бы странно — гибнет она пачками. Особенно если поблизости и не пахнет санитарной машиной. Есть также обычный и агрессивный режимы поведения. В последнем ваши озверевшие войска будут обстреливать всех, кто попадется им на глаза, до самой смерти (а там уж кому как повезет).
Рассматривать свои войска при максимальном приближении здесь не принято. |
Имеется еще ряд действий. Пехота умеет минировать и убирать мины, чинить технику (обычная пехота — ограниченно), погружаться и выгружаться из машины, прятаться в подготовленных укреплениях. Заметьте — самостоятельно пехота окопов не роет. Техника умеет окапываться и, что она делает особенно успешно, обстреливать выбранный район. Обратите внимание, что для всех видов войск есть два радиуса — радиус видимости и радиус стрельбы. У большинства первый радиус значительно уступает второму. Но если использовать специальные войска разведывательной направленности, эта проблема будет успешно решена.
Еще одна особенность «Офицеров» состоит в оригинальной системе вызова подкреплений. Во-первых, здесь есть «круг» вызова подмоги из семи позиций. Для пяти из них — налета бомбардировщиков, вызова истребителей, артиллерийского обстрела, десанта и вызова самолета-разведчика — есть числовые показатели. То, чему они равны в начале миссии, не абсолютно — далее за особые заслуги вы можете получить в свое распоряжение еще некоторое количество каких-нибудь видов помощи. Толк, впрочем, есть далеко не от всех. Так, бомбардировщики могут быть сбиты, а истребители вообще занимаются непонятно чем. Артиллерийский налет относительно полезен, но и он не гарантирует, что именно нужная вам точка станет центром попадания. Разведчики неплохо помогают в деле обстрела вражеских позиций, если у противника нет зенитной артиллерии. А вот десант всегда кстати.
Для двух позиций — вызова пехоты и танков — конкретных цифр нет. Дело в том, что для каждого из этих видов мы имеем по восемь ячеек, которые можем заполнить отдельными подразделениями. Для пехоты это отделение пехоты, для техники — одна единица техники. Так, например, у нас есть 8 «Стюартов», 4 «Шермана», 2 зенитки, 2 гаубицы, 1 санитарная машина. Мы можем вызвать восемь легких танков либо «Шерманы» и артиллерию, а можем и скомбинировать все имеющиеся войска. Вызывать надо только то, что необходимо в текущий промежуток времени и немножко на перспективу. Просто так вызывать помощь ни в коем случае не стоит — следующее подкрепление можно будет получить только через некоторый промежуток времени. Пополнение списка войск вреди подкреплений идет постоянно, почти за каждый мелкий опорный пункт. А уж за «столицы» областей дополнительные войска подкинут обязательно.
Теперь имеет смысл поговорить о непосредственных героях войны и их возможностях.
Пехота
Начинается пехота с обычных стрелков. В свое время «Блицкриг 2» установил некоторую планку правдоподобия — бойцы в отряде стали вооружаться не однотипными винтовками, а набором из автоматов, винтовок и ручных пулеметов. Не могу сказать, что разница между бойцами резко бросалась в глаза, но радовал сам факт разнообразия. Здесь же пошли еще дальше, наделив пехоту не только винтовками, автоматами и пулеметами, но и ручными гранатометами. В итоге засевшее в окопах отделение пехоты страшно не только своим прямым противникам в лице вражеской пехоты, но и танкам, если таковым придет глупая идея повернуться к пехотинцам боком. Кстати, при атаках вражеских танков это происходит сплошь и рядом. Кроме того, любая пехота замечательно умеет занимать брошенную технику — например, если кто-то вышиб экипаж танка или расчет пушки.
Стратегическая точка на горизонте — будет, где подкормить голодающих воинов. |
Десантники от простой пехоты отличаются тем, что их можно вызвать только в виде отдельного подкрепления и сразу несколько отрядов — регулировать их количество не удастся. Есть отличия и в вооружении: винтовки бравым десантникам не к лицу, они перешли на короткие и удобные автоматы. Десантники обычно отлично решают вопросы со всевозможными артиллерийскими батареями без пехотного прикрытия, высаживаясь прямо на головы противнику и без труда уничтожая расчеты. Бросать их в самоубийственные атаки совершенно ни к чему.
Еще одна разновидность пехоты — противотанковые подразделения. От обычной пехоты они отличаются повышенным числом гранатометов (три штуки), но при этом у борцов с танками полностью отсутствуют пулеметы. Хотя гранатометчики активно применяют свое оружие и против пехоты.
Следующими по списку идут разведчики. Это пятеро отважных бойцов, которые видят дальше всех в игре. Вооружены они винтовками и при пассивном поведении вражеской пехоты учиняют ей изрядный вред. Если противник будет нервно реагировать на выстрелы наших дальнозорких бойцов, охлаждению пыла должны поспособствовать прочие войска, которые окопаются за спинами разведчиков и при необходимости поддержат их огнем. Чрезвычайно полезные бойцы, которых надо всячески беречь.
Замыкают список пехотинцев ремонтники. Это небольшой отряд, который может, конечно, и пострелять, но лучше ему заниматься прямыми обязанностями, а именно — чинить технику. Ибо только они могут справиться с рядом серьезных неисправностей.
Пулеметчиков в игре вызвать невозможно, они уже окопались на заданных позициях. Но это не слишком большая угроза. В то время как хорошо укрепленный пулемет обычно творит чудеса, здесь он легко уничтожается одним попаданием из противотанкового гранатомета. О минометах можно сразу же забыть — здесь их просто нет.
Техника
Парад техники мы откроем все же не танками, а таким простеньким механизмом, как санитарная машина. Расположение ее на некотором удалении от ваших пехотинцев существенно повышает выживаемость последних в боях за счет постепенного выздоровления. А от здоровых бойцов пользы куда как больше.
Не менее полезны разведывательные машины. К ним относятся и джипы, и бронетранспортеры. Это быстроходные агрегаты, у которых дальность зрения куда больше дальности стрельбы. И этим надо пользоваться, определяя пределы обороны противника. Разумеется, в своем классе эти машины совсем не равнозначны. Чем слабее вооружен ваш разведчик, тем дальше он видит. Но этого дальнозоркого бойца легче уничтожить. В то же время некоторые относительно неплохо бронированные агрегаты, вроде немецкого SdKfz 222, причиняют значительные неудобства, когда начинают лихо ломиться вперед. Дело в том, что попасть в них на полной скорости довольно сложно (хотя один серьезный снаряд напрочь вышибает дух из этой жестянки), а уже пара их переключает на себя все внимание обороняющихся, позволяя следующей за ними пехоте подобраться поближе. Да и сами они вполне способны повредить даже вражеским танкам. Конечно же, с такими шутниками надо расправляться как можно быстрее, задействовав для этого все наличные силы.
Подходи, вражья пехота, получишь очередь из зенитки! |
Танки — это прежде всего мобильные крепости, на которые отвлекается огонь противника без особого ущерба для самих танков. Главное при этом то, что танки должны маневрировать. Стоящий на месте танк — удобная неподвижная мишень; его успешно расстреляют вражеские гранатометчики. Как правило, они эффективны при использовании «скопом». Тогда они слаженными залпами поражают вражескую технику, отправляя ее на свалку. Стоит отметить тот момент, что в «Офицерах» не слишком увлекаются делением танков по классам. И только настоящие знатоки смогут быстро сообразить, что яростно атаковать «Пантеру» несколькими «Стюартами» в первую очередь опасно для жизни легких танков. Окопанный танк живет на порядок больше. Особенно если он не один и его есть кому поддержать. К группе танков вполне можно отнести и противотанковые самоходные артиллерийские установки. По крайней мере, каких-то значительных отличий у них я не заметил.
Поскольку на поле боя присутствуют самолеты — пусть управлять ими совершенно невозможно, — то здесь же имеются и зенитки. Правда, немцы почему-то оказались обделены знаменитыми «Вильбервиндами» и прочими вариантами мобильной техники. Но хотя бы оставили наземные легкие и тяжелые зенитки. И те, и другие — весьма вредные штуки, потому что легкие умудряются расправляться даже с «Шерманами», что уж говорить о тяжелых 88-мм орудиях! Кроме того, легкие зенитки активно расправляются с пехотой. И единственный способ уничтожить их — атака несколькими танками. Впрочем, если зениток несколько, то лучше сразу перейти к огню дальнобойной артиллерии. Американцев решили не обижать и наделили их мобильными зенитками. Поодиночке они ничего не смогут сделать против обнаглевших самолетов. Но три-четыре зенитки спускают вражеских летчиков на землю с завидной регулярностью. Кроме того, зенитки в силу своей скорострельности — первейшее средство против вражеской пехоты. Целые толпы полягут на пути к вашим позициям, пытаясь прорваться через огонь зениток, особенно если прикрыть их пехотой и обеспечить разведчиками дальнее зрение. Кстати, вражеские танки они разламывают не хуже стационарных зениток. А уж броневики от них мрут как мухи.
Высадка десанта противника прошла успешно — у нас проблемы. |
Артиллерия начинается с противотанковых пушек. Сразу отмечу, что положены они только обороняющимся и вызвать их самому не получится, разве что захватить в качестве трофея. Но трофей этот очень полезен, и его рекомендуется тут же починить, ибо пушки намного скорострельнее танков, а уничтожить их непросто. Если вдруг вам повезло заполучить в свое распоряжение такие штуки, то укреплять ими свои оборонительные позиции — очень удачное решение.
Дальнобойная артиллерия представлена американскими гаубицей (Howitzer) и пушкой (Cannon). Не очень понятно, что же разработчики хотели этими машинами смерти сказать, потому что в игре они отличаются от описания в руководстве, как небо от земли. Ситуация с ними обстоит так. Обе пушки приезжают на буксире грузовика и крайне долго от него отцепляются, причем грузовик после свершения этого действия пропадает (и это баг). Стреляют они только прямой наводкой. Да-да, если видят цель, стреляют, не видят — не стреляют. Исключение составляют дома, по которым наши фигуранты могут стрелять и без прямой видимости. Отличие же между ними в следующем: пушка стреляет по настильной траектории и, как правило, в лоб какой-нибудь технике, а гаубица — по навесной, чем этим сильно вредит пехоте противника. Кстати, дальнобойной эту артиллерию можно назвать условно, стреляет она весьма недалеко.
Это интересно: кое-что полезное в пушках есть — они умеют самостоятельно вести огонь, в отличие от аналогов из других игр. Впрочем, ведут они его, только когда видят противника, так что тут все логично.
По-настоящему далеко бьют всевозможные реактивные минометы. Конечно, «Катюши» известны нам куда лучше, однако здесь хватает и самоходных реактивных минометов и менее сложных вещей, вроде Nebelwerfer. Им, как и артиллеристам, нужна прямая видимость точки попадания. Единственный, кто выбивается из этой компании, — американская «Каллиопа», которая стреляет даже подальше, чем штатные гаубицы. Самоходки отличаются от прочей артиллерии только тем, что перемещаются очень шустро. А со стрельбами — все те же проблемы.
Анатомия боя
И эта точка сейчас отойдет к нам. |
Игра только на первый взгляд выглядит сложной. Как только вы получите в свое распоряжение разведчиков, при их правильном использовании все станет крайне просто. Выстраиваем рубеж обороны, включая танки и артиллерию, расставляя это как можно ближе к противнику — естественно, не настолько, чтобы по нам тут же начали стрелять. Далее выдвигаем вперед разведчиков. Если противник бросится контратаковать, то быстро получит в лоб от массированной обороны и ослабит удерживаемые рубежи. Не кинется в бой — разведчики нагло перестреляют передовые отряды пехоты, а дальше можно будет переместить свои войска вперед. Если в разведчиков не начали стрелять, можно спокойно перемещать всю технику на один уровень с ними — разгром врага обеспечен. Если есть дальнобойное вооружение, стоит использовать его для уничтожения особо вредных огневых точек противника — например, противотанковых пушек. Само собой, как уже было сказано ранее, начинать атаку надо на центральное здание очередной зоны, а затем переносить на вспомогательные оборонительные пункты. Причем тут лучше всего придерживаться последовательности заданий — в этом случае нам часто перепадает много «халявы», как, например, слабоохраняемые реактивные минометы «без боеприпасов».
Несколько слов об обороне. Не обязательно держать все-все направления. Противник чаще всего атакует по дорогам. Располагаем около дорог наши пушки и гаубицы как противотанковые средства, подкрепляем их парой танков и пехотой, и враг уже не пройдет. Пушки лучше всего подходят для этой ситуации из-за их малой подвижности — им все равно, по кому палить из статичного положения. Иногда противник идет кратчайшим путем от центра к центру, но так бывает, только если между ними отчего-то забыли проложить дорогу.
Темнота — друг секретных операций и внезапных атак. |
Интересно то, что линию фронта мы, конечно, удержать можем. Более того, наши атаки не могут проходить везде одновременно, поэтому по большинству ключевых направлений мы выстраиваем заслоны, атакуя лишь одну цель. А правильные заслоны не требуют, чтобы за ними постоянно следили. Но противник тоже не лыком шит и умело высаживает десантников нам в тыл, где мы часто не имеем возможности держать войска из соображений экономии. Один броневик возле города погоды не сделает (пришибут и скажут, что так и было), а оставлять их помногу у каждого города или завода значило бы сильно ослабить передовую. И это еще один повод для того, чтобы не вызывать все-все подкрепления с лихорадочным блеском в глазах. Какое-то количество танков и пехоты всегда должно быть в экстренном резерве на случай непредвиденных обстоятельств (можно и побольше, дабы не поедали впустую пищу на передовой). Причем не просто держать: один из видов подкреплений — либо танки, либо пехота — должен быть постоянно «свободен» для вызова. Тогда вы сумеете оперативно отреагировать на любую пакость противника. Есть и другой вариант — держать один-два отряда пехоты близ своих заводов или складов. Но не ставьте их прямо рядом с «дымком», потому что именно эти места бомбят вражеские бомбардировщики. Расположите поодаль, и тогда противник не сможет сразу захватить ваш склад, а вы получите время на то, чтобы отреагировать на высадку.
И последнее. Чтобы облегчить себе жизнь на любой карте, запомните, что есть два приоритетных объекта. Один из них — аэродром. Оттуда летят вражеские бомбардировщики и транспортники. Второй — вокзал или склад, откуда и идет основная масса войск. Если захватить оба этих объекта, все сразу станет намного проще — не придется больше сдерживать атаки противника.
Вот масленица придет — и фьють! |
Новые времена — новые технологии. Вот и «Офицерам» суждено было стать первопроходцами. Нет, они не стали первой игрой, которая продается только через интернет, без какого-либо физического носителя. Однако это первая игра, которая начала продаваться через всемирную паутину задолго до того, как была выпущена на дисках. На момент сдачи этой статьи в печать приобрести «Офицеров» можно, лишь купив загрузочный файл и лицензионный ключ на сайте. Впрочем, все не так уж радужно. Это не отработанная схема Guild Wars, где, единожды использовав ключ, более ничего с ним сделать нельзя. Российская схема распространения предполагает очередное изобретение велосипеда. Регистрация ключа проходит на сайте, причем на один ключ положено не более трех активаций — вполне достаточно, если вы, конечно, не собираетесь регулярно переустанавливать систему, а вместе с ней и игру. Впрочем, порой бывают неудачные дни, когда Windows решает, что самое время переустановить операционную систему. Таким вот образом вашему покорному слуге и «посчастливилось» узнать, что же будет в этом случае. Оказалось, что есть и второй слой «защиты» — какая-то светлая голова догадалась поставить ограничение на повторную активацию, разрешив ее не ранее чем через неделю после первой. Администрация ресурса на просьбу о помощи ответила благожелательным молчанием. Каковы же итоги этого эксперимента? Учитывая гигантское количество ошибок в игре, которое вынудит многих игроков ждать патчей (а вы будете хранить игру, занимающую несколько гигабайт, в ожидании того светлого дня, когда наконец придет помощь?), первый блин вышел большим комом. Остается надеяться, что на дисках игра все-таки приобретет пристойный вид и будет радовать глаз. |