И вновь джунгли, вновь наемники и война. Правительство в этих небольших странах меняется, как только у новой группы людей с обилием свободного времени появляется оружие. Шахтеры называют нас «проклятым капиталистом», клиент верит в нашу силу, а диктатор смеется над ней. Да, это Африка. И еще один внук Jagged Alliance.
Внук этот не родной, хотя мог бы им быть. Несколько лет назад компания MiST land получила права на разработку Jagged Alliance 3 и Jagged Alliance 3D. Мы насторожились: проекты этой компании радовали нас, скажем так, чрезвычайно редко. А тут сразу две игры по легендарной вселенной. Либо у канадцев совершенно другие вкусы, либо они просто выбрали кандидата подешевле.
Издатели заявляли, что JA3D «разогреет» игроков перед полноценной новой частью (разработчики готовили нас к третьему измерению, новому игровому процессу и разным мелочам). А третья часть... Это уже другой уровень. Нам заочно, но щедро представляли игру, которая не уступит первым двум. Мы не верили, но ждали.
Вскоре ожидание омрачилось грустной новостью: Strategy First, правообладатель марки JA, отбирает проект у российской фирмы. Не то чтоб за державу обидно — просто игру никому не передали, а значит, разработка может длиться еще с десяток лет. И не успели мы сказать: «Ну ничего, ведь вторая игра все еще делается», — как и Jagged Alliance 3D тоже забирают у GFI. Без объяснений причин с обеих сторон.
Гораздо позже появились интервью канадских и российских игроделов. В них рассказывали о недопонимании двух фирм. GFI хотели несколько отойти от канонов серии, но получалось у них, мягко говоря, слабо. Поэтому из Канады им строго-настрого запретили экспериментировать и велели делать старую добрую Jagged Alliance, но в трех измерениях. Но проблемы на этом не кончились. То одно, то другое вызывало новые противоречия, а итогом стало возвращение лицензии. Хотя российские разработчики уверяют, что все дело было в революционности их замысла, кому верить, пожалуй, очевидно. Особенно теперь.
Сейчас, когда перед нами уже лежит весьма интересная игра «Джаз: работа по найму», можно прекратить эти толки. Проект все-таки вышел, пусть под другим названием, но кому от этого хуже? Игра получилась действительно добротной. Так что пусть в Strategy First решают, надо было продолжать разработку или же нет. А мы перейдем от истории разработки непосредственно к игре.
Люди гибнут за алмазы
О романтике жизни наемников говорить не будем. Откуда она? Здесь все крутится вокруг денег и власти. Но наемников власть интересует слабо: черт ногу сломит в этой государственной политике. Любимцев народа из нас все равно не выйдет: только захвати шахту — рабочие обязательно взбунтуются, потребуют третью часть всех денег. А все почему? Оказывается, что мы — «проклятые капиталисты» — спим и видим, как бы разрушить их бедное, но свободное государство.
Зато какой-нибудь местный житель, случайно заработавший на алмазных шахтах пару миллионов, может легко подчинить себе несколько секторов страны. Не сам, конечно, — всякие ополченцы дохнут как мухи, — а если попросит нас. Услугу мы рады оказать кому угодно. Благо политика нас не касается: здесь любая партия — виноватая.
Так что вперед — нас ждут великие дела. Иначе говоря, перейдем к сюжету игры.
Борьба за добро и справедливость
После долгого и утомительного путешествия по Латинской Америке наш герой решил немного отдохнуть в Европе. Правда, всласть побездельничать так и не довелось — с нашим бравым солдатом связался некий Янус Маконнен. Ему уже кто-то растрепал о благородной и редкой профессии героя — главы наемников. Наш протеже предпочитает одиночным действиям командную игру. Причем в этой команде он всегда капитан. Поэтому его и приглашают в места, где требуется не один солдат, а целая группа вооруженных до зубов наемников. Янусу все это рассказали, он выслушал и решил поведать нашему герою свою историю о нелегкой жизни короля Алмазного Берега.
Жили-были два брата. Один старший — Янус, другой младший — Ричард. Янус любил свободу. Поэтому в государстве у него была демократия. Все жили весело и счастливо. Страна зарабатывала огромные деньги на алмазах, а люди потихоньку забывали об ужасных войнах. Но младший брат, очень нехороший человек, позавидовал старшему. И создал он оппозиционную партию, которая всячески мешала брату сеять разумное и доброе, а также вечное. Они врали про Януса, устраивали провокации, а потом и вовсе подтасовали выборы. Так Ричард предал брата, установил в стране жесткую диктатуру, а вдобавок убил всех свидетелей своего нечестного восхождения на трон. Янусу пришлось бежать в Европу. Там ему и рассказали про нас...
Ужасающая история! Как не взяться за такую работу? Победить кровавого диктатора и вновь установить развевающийся флаг демократии над Алмазным Берегом. Расскажи кому-нибудь из наемников, за что они сражаются, — засмеют. Поэтому мы будем молчать и делать вид, будто сражаемся за деньги, а не высокие идеалы.
По мере выполнения миссий нам будут открываться все новые и новые стороны конфликта. Разведка периодически докладывает персонажу о настоящей жизни двух братьев, об их спорах и борьбе. Нам расскажут, что младший хоть и негодяй, но тоже человек. А старший — далеко не святой. Из данных разведки мы узнаем и о местных жителях, их культуре и идеалах. Одно только настораживает — что это за разведка такая? Информацию шлет какому-то наемнику, причем совершенно бесплатно. Мистика, не иначе...
В игре можно будет выполнять и задания за другие фракции. К примеру, в лагере ООН, если вы не разгромили его от скуки, можно будет поговорить с начальником — он даст нам пару мирных и не очень заданий. Пиратов он, видите ли, не любит. Но за деньги — и мы их возненавидим. Хотя они ведь могут и больше заплатить...Тогда не будем любить миротворцев! В Африке вопрос симпатий определяется преимущественно гонораром. Не воевать же нам из политических соображений?..
Широкая улыбка гиены
Сюжет, к сожалению, сложно назвать шедевром. Очередная история о злобном диктаторе и о несправедливости в мире, где наш герой — хоть и плохой парень — сражается во имя добра и справедливости. Единственное, что скрашивает диалоги, — юмор. В отличие от других игр той же компании, он не вышел похабным и натужным. Беседы с местными жителями, комментарии бойцов, некоторые брифинги вызывают улыбку. К примеру, речи персонажей с высокой мудростью или лидерством всегда пропитаны пафосом. Но не таким, от которого тошнит, а смешным — ведь выступают они перед необразованными африканскими рабочими. Радует и множество отсылок на реальный мир. Почтовый клиент называется Rat (пародия на всемирно известный Bat). Спам — прямо как настоящий! Там даже ссылки рабочие. В подсказках и обучении разработчики не занудствуют, а весело поясняют, что к чему. Запомнилась, например, такая фраза: «Если солдат говорит, что нет линии огня, — пресеките попытки самовыражения. Покажите ему, кто здесь главный, и повторите приказ. Наемник выстрелит, хоть и останется прав...». А ведь можно то же самое написать сухо и безынтересно.
Пускай не все наемники — глубокие личности или просто очень интересные люди, но у каждого есть свой характер. А некоторые и вовсе запомнятся вам надолго. К примеру, боксерские комментарии Буйвола. Он когда-то был чемпионом в тяжелом весе, и теперь для него любая война — это бой на ринге. Видимо, сказываются многочисленные нокауты. Он ни разу не видел достойного соперника, да и не надейтесь — не увидит. Поэтому каждого бойца он считает юниором... Но о персонажах мы поговорим ниже.
Забавны и второстепенные задания. К примеру, рабочие на нашей шахте взбунтовались. Как с ними ни говори — они все равно будут орать, что свобода превыше всего и что мы, проклятые капиталисты, пытаемся разрушить их маленькую свободную страну. Что остается? Застрелить крикуна — или же попытаться поговорить с ним на его языке. Наш персонаж расскажет, что правое дело победит. Что диктаторство падет, и мы снова будем свободны! Что алмазы принадлежат народу, и когда победа состоится — все будут жить припеваючи.
Классический наемник
Мы рады, что творческий порыв GFI Russia, который овладел ими во время разработки продолжения, не перешел на «Джаз». Тогда их одернул издатель, а сейчас твори — не хочу. Но мы видим в игре тот самый тактический режим, который был еще в Jagged Alliance. Никаких умных пауз и прочих новшеств, все как было. Очки действий и походовый режим.
Так что если давеча вам было сложно играть в «7.62» или вы приверженец старой школы, то «Джаз» — именно то, что требуется. Классические решения отнюдь не устарели, и доказательств тому мы увидим еще немало.
А главное достоинство игры в том, что почти все уровни уникальны. То есть каждый бой требует от игрока совершенно разных действий. Штурмуете вокзал — значит, готовьтесь к сражениям в зданиях. Идете на шахту — там вас ждут многочисленные укрытия, усиленная охрана, блокпосты и уйма пушек. Ну, а если бой развязан посреди Африки — придется очень быстро бежать к врагу: укрытий-то нет.
Посмотрим свысока
Если тактический режим не привнес в игру ничего кардинально нового, то в стратегическом есть кое-какие инновации. На карте 24 локации — каждая из них отображена в виде фотографии. Мы можем либо доехать до нее, либо подробно изучить на расстоянии. Если локация наша, то в режиме просмотра мы улучшаем ее: увеличиваем гарнизон солдат, повышаем добычу сырья и т.п. Цели понятны: нам необходимо получать большую прибыль и усилить защиту сектора.
Подробнее о стратегическом режиме мы поговорим ниже. Сейчас скажем только, что все эти новшества разнообразят игровой процесс. Да, не сильно. Но приятно. Это ведь не стратегия, чтоб включать сюда глобальное планирование, экономику и прочее. Любые изменения направлены на улучшение тактического режима. Боитесь нападения? Так увеличьте гарнизон, поставьте больше пушек на местности — и пусть враги пробиваются к вам через шквал пулеметных очередей. А на деньги с шахт закупите больше наемников.
Романтики с большой дороги
Кстати, о бойцах. В «Джазе» нам разрешили создать чуть ли не маленькую армию. Всего для солдат у нас в распоряжении тридцать шесть ячеек. Другой вопрос, что в игре всего тридцать наемников. Если прибавить нашего персонажа — то тридцать один. К сожалению, всех в один сектор не отправишь — иначе это будет уже совсем не тактика. Представьте себе бой, где вам предстоит руководить такой толпой. Нет, бои здесь и без того слишком затянуты. У нас есть шесть отрядов: «Гиены», «Львы», «Гориллы», «Дикие собаки», «Зебры» и «Леопарды». Интересный набор. В каждый можно поставить шесть наемников. Группы между собой совершенно не связаны и могут вообще не пересекаться. Пока одни штурмуют аэропорт, другие защищают шахты, а третьи и вовсе заняты разведкой. Это позволит, во-первых, не бояться за оставленные территории, во-вторых, нападать на врага с разных участков. То есть одна группа сражается на восточных локациях, другая на западных. Наемникам ведь надо платить за каждый день, а ездить из одной точки карты в другую небыстро. Экономия...
Спектакль без антракта
В игровом процессе имеется большой минус — сражения изрядно затянуты (это вообще характерная черта для игр MiST land). Локации хоть и созданы отлично — множество мелких деталей, разрушаемых предметов, пушек и укрытий, — но уровни просто огромны. И врагов, следовательно, в секторе — куча. Вот и приходится одно задание выполнять часов пять с лишком. А если сражение непростое и вы вынуждены переигрывать его чуть ли не каждые пять-шесть ходов, то о длительности боя и задуматься страшно. Подели разработчики один уровень на три — и все было бы отлично. Игроки бы успели отдохнуть, немного повозиться на глобальной карте и вновь ринуться в бой. Тем более сами локации это разделение позволяют: на одной карте несколько территорий. К примеру, вокзал делится на пулеметную зону, сам перрон со зданием вокзала и жилую территорию.
В итоге после некоторых сражений сильно утомляешься, и уже ничего не хочется. Ни за демократию бороться, ни за диктатуру. Отдохнуть бы пару часиков...
Правда, можно играть понемногу — проходить уровень в три-четыре подхода. Так, думаю, будет гораздо легче. Поэтому люди с нехваткой времени ничего не теряют. Утомиться они, скорее всего, не успеют.
Наш противник — кто он?
Нет, в этой главе пойдет речь не о диктаторе, пиратах и солдатах ООН. Скажем пару слов об искусственном интеллекте. Ведь в тактике он, безусловно, очень важен. Наш компьютерный противник берет скорее числом, нежели умением. Хоть враги и действуют зачастую вполне разумно: на близком расстоянии кидают гранаты в толпу, порой прячутся, стреляют когда надо очередями, а когда не стоит — одиночными. Но все же им еще учиться и учиться. Главный грех — это, пожалуй, их невероятная лень. Враги просто не хотят двигаться! Они могут все сражение простоять на одном месте и только когда одной ногой окажутся в могиле — побегут. Видимо, у компьютера инстинкт самосохранения включается непосредственно перед смертью.
Странно еще то, что одни солдаты активны: бегают по полю и нападают; другие не двигаются совершенно, только стреляют. А третьи и вовсе замирают, если не видят игрока. Встанут и стоят. Ждут, наверно.
Но, в общем, противники вполне вменяемы и не раз дадут игроку «прикурить». Пускай они воюют и числом...
Африку я вижу наяву
Внешне игра симпатична. Разработчики смогли сделать очень яркую и насыщенную картинку. Красивая трава шевелится на ветру, огромные пальмы лениво раскачиваются из стороны в сторону. Всевозможные хибарки, большие здания, техника — все прорисовано «на ура». А вот люди не удались. Еще наши персонажи — туда-сюда, а вот африканцы словно бы чем-то насолили разработчикам.
Чтобы полностью насладиться всей красотой Африки необходимо выкрутить графику на максимум и поставить самое высокое разрешение (1280 на 1024). Уже при разрешении 1024 на 768 игра выглядит сильно хуже.
Звук хорош безо всяких оговорок. Музыка ненавязчивая, приятная — и, главное, не отвлекает. Звуки окружающего мира — без нареканий. Все правильно, шум ветра и прибоя, взрывы и стрельба. А вот о голосах, а точнее — озвучке, хочется поговорить отдельно. Актеры отыграли мастерски. Я запомнил не только текст шуток, но и их интонацию. Фраза в момент осечки (простите) — «вот, сукины дети!» — это и вовсе шедевр.
Я не буду сравнивать игру с Jagged Alliance. Думаю, всем понятно — этот шедевр сейчас никому не затмить. Не хочется мне и выбирать, что лучше — «Джаз» или же «7.62». Первая идет классическим путем, а вторая привнесла в жанр много нового. Так что тут выбор за предпочтениями. Мне, к примеру, ближе классика «Джаза». Надеюсь, и вы сможете правильно выбрать игру или же просто попробуете обе.. Они того, безусловно, стоят...
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
разнообразные уровни, много предметов, стратегический режим | затянутые бои, линейность |
Графика 7 |
африканские пейзажи | однообразные фигурки врагов и сам их стиль |
Звук 9 |
отличная озвучка | нет |
Игровой мир 6 |
мир немного, но живет. Есть мирные задания | без игрока мир не вертится, сценарий откровенно слаб |
Удобство 9 |
отличный интерфейс. Несложное управление | мелкие и редкие баги в управлении |
Новизна нет Интерес повторной игры да |
Награда | Вердикт: У бывшего "Мистленда" наконец-то получилась хорошая игра. Она, конечно, никак не может считаться Jagged Alliance 3, но если вам нравятся тактические стратегии, где минимум новшеств, то "Джаз" должен прийтись вам по вкусу. | Рейтинг 78% |
Стратегический режим
Остановимся поподробней на стратегическом режиме. На его особенностях, возможностях и интерфейсе.
Компьютер
Отдельным пунктом в стратегическом режиме стоит наш компьютер и интернет. Здесь мы нанимаем бойцов, закупаем оружие, получаем задания от клиента, проверяем почту.
Наемники
Итак, окно наемников. Солдаты расставлены либо по цене найма, либо по опыту. Второй вариант предпочтительнее. Нижний ряд — первый уровень, второй ряд — второй и т.д. Цена у наемников одного уровня разнится не сильно.
Это важно: когда вы нанимаете бойца, вам предлагают купить ему снаряжение — обязательно соглашайтесь. В магазинах многого не достать — и наемник будет бегать с плохим оружием.
Не всех бойцов вы сможете нанять в начале игры. Кто-то работает только с очень известным начальством (а для этого вам надо захватить не один сектор и постараться не терять солдат вообще). Другие соглашаются идти только вместе с кем-то. Поэтому выбирайте вначале бойцов второго-третьего или вовсе первого уровня. Они стоят дешевле, да и зарплата у них в разы меньше. Это не значит, что вы будете выигрывать количеством, нет. Врагов все равно гораздо больше. Просто когда у вас много солдат — проще победить. Пусть даже некоторые из них еще юнцы.
А теперь перейдем непосредственно к наемникам. Обо всех говорить смысла нет. Упомянем лишь тех, кого можно и нужно вербовать в начале игры. Дальше все будет зависеть от обстоятельств.
Эрнест Роджер, «Эрни» (1 уровень). Зарплата 5400. Любимое оружие Эрни — дробовик. Это и есть его главный плюс. В магазине такого оружия не найдешь, но во многих миссиях оно сильно пригодится. В остальном он обычный солдат первого уровня.
Уильям Робертс, «Билли Боб» (1 уровень). Зарплата 5760. Главное достоинство бойца — самая высокая меткость среди всего первого уровня. Предпочитает держать в руках автомат и не служить в одном отряде с бойцом Моби Диком.
Себастьян Моддингтон, «Питбуль» (3 уровень). Зарплата 8400. Этого бойца можно легко использовать как врача. Пусть в начале игры у него и не очень высоко развито умение лечить, но с каждым боем оно становится выше и выше. А доктора в игре очень нужны. Представьте ситуацию, когда ваш боец истекает кровью, а до конца сражения еще далеко. Обидно будет, если он умрет от ран. Питбуль неплохо владеет и оружием, причем любым. Если стрелять одиночными — будет попадать довольно часто.
Кейт Джабиба «Раста» ( 3 уровень). Зарплата 6300. Неоднозначный боец. С одной стороны, он может обучиться чему угодно. Найдите для группы отличного инженера — и Раста вскоре станет разбираться в механике не хуже него. Но с другой стороны, чему он научится на начальном этапе? Впрочем, он неплохой стрелок, и у него есть винтовка. Так что Раста не только за книгами сидеть может.
Билл Джонсон «Бизон» (4 уровень). Зарплата 12 000. Один из моих любимых бойцов. У него огромный показатель силы, и поэтому в тех диалогах, где она нужна, Бизон великолепен. Вдобавок он отлично стреляет из любого оружия, хоть и предпочитает дробовик. И, в-третьих, он отличный боксер, и в рукопашных схватках ему нет равных. Радует, что он готов присоединиться к нам в самом начале игры.
Это основные бойцы на старте игры. Дальше вы сможете нанять лучших. Например, снайпера Вампира. Он убивает врагов с такого расстояния, что диву даешься.
Оружейный магазин Dikie Jay
Ни один хороший наемник не сможет нормально биться с устарелым или никчемным оружием.
Но игра не позволяет нам сразу же расхватать лучшие пушки. Да и средние нам тоже недоступны. Только самые примитивные. И это правильно, нечего баловать игрока — пусть ждет или сам находит оружие. У врагов, к примеру, отбирает. Иначе какой смысл? Купил четырех наемников, дал им великолепное оружие — и вперед. Враги и пискнуть не успеют.
Чем больше секторов вы захватили, тем выше вероятность того, что в магазинах появится новое интересное оружие. Но учтите — если вы заказали оружие там, где к вам нет подъезда, оружие не придет. Так что если закупаетесь — вернитесь на свою базу. Оружие доставят моментально.
Все выбранные пушки попадают в корзину, туда же отправьте и патроны. Благо выбор очень хорош. Какие-то увеличивают урон, другие — количество патронов в магазине. Есть бронебойные, а есть и обычные.
Психологическое тестирование I.P.A.
Страница одноразовая. Мы заходим сюда, чтобы создать персонажа — и только. Вначале нам дается множество вопросов в виде психологического тестирования, а потом мы создаем персонажа. Ваши ответы ни на что не влияют, так что если не хочется читать — просто всегда выбирайте первый ответ.
А вот над распределением очков нужно будет подумать. Там решается судьба персонажа. Но о ролевой системе мы поговорим в другой главе.
Если вы случайно удалили из почтового клиента письмо из I.P.A., то напоминаю пароль для этой странички: xep642. В английском регистре.
Электронная почта
Соседняя с интернетом кнопка. Когда нам приходит письмо, на глобальной карте, возле количества наших денег, загорается зеленым цветом конвертик. Нажали на него — и перешли в почтовый клиент. Почта делится на входящие, спам и корзину. Иногда спам просачивается и во входящие.
По почте мы получаем задания от работодателя, сведения разведки и многое другое. Иногда проверяйте и приходящий спам. Там бывают интересные письма. Иногда можно грустно улыбнуться — что-то подобное я получаю и на свою реальную почту...
Журнал
В журнале сохраняются все события. Иногда заглядывать в него строго обязательно, ибо умозаключения нашего протеже проявляются именно тут. Странно, что многие тонкости задания или вообще ситуации можно узнать, только прочитав их.
В остальном журнал практически бесполезен. Если вы, конечно, не забыли, кого взяли на работу и какой сектор захватили.
Мы строили, строили...
Как уже было сказано выше, на глобальной карте мы можем улучшать захваченные нами локации. В основном все улучшения идут на оборону сектора или же на увеличение дохода. Вот несколько советов.
Никому не нужные территории сильно охранять, а то и вообще хоть как-то защищать — не стоит. Они не приносят дохода и не имеют стратегической важности. Потом можно будет их отбить обратно, и это не будет стоить денег. Сражаться на территории придется, так или иначе. И неважно, защищаться вы будете или нападать. И никогда не ставьте в таком секторе пушки. Вы его сами толком не защищаете, а врагов потом там будет много — зачем помогать им?
Если сектор приносит деньги — как можно скорее улучшайте его. Пусть приносит еще больше. Зачастую вложения окупаются в два-три дня. Но такие территории охранять надо очень тщательно. Отбивать их сложнее, и там всегда есть пушки. А идти на них тяжело.
И как бы ни был хорош гарнизон — помните, ваши наемники всегда сильнее. Так что ключевые позиции охраняйте сами. И не держите воинов на одной вашей локации — ее невозможно захватить.
Ролевая система
В ролевых элементах «Джаз» не совершает открытий. Почти все параметры и навыки есть в других играх. Но рассмотрим их подробней, все-таки некоторые отличия есть. Да и не будем списывать со счетов тех игроков, которые не играли в другие тактики.
Физические параметры
Подвижность. Параметр необходимый для скрытных бойцов и снайперов. Чем выше подвижность, тем быстрее и незаметнее двигается боец. А ведь снайперу нельзя показываться и сидеть на одном месте. Так что, если создаете бойца, сражающегося на дальних дистанциях, подвижность — ваш выбор. Также, по идее, это очень важный параметр для невидимок, которые орудуют ножом и пистолетом с глушителем. Жаль только ,что в игре очень сложно (а точнее, почти невозможно) играть этим классом.
Ловкость. В игре у этого понятия очень странное описание. И складывается ощущение, что ловкость необходима для всего на свете, начиная от прицельной стрельбы и заканчивая быстрым бегом. На самом деле она влияет на количество осечек, точность метания гранат, использование взрывчатки или аптечек. В общем, везде, где нужна отличная работа рук, — нужна и ловкость. На прицеливание, скрытность, очки действия, переносимые тяжести и прочие факторы она не влияет.
Сила. Этот параметр, пожалуй, во многих играх выполняет одну и ту же функцию. Чем выше сила — тем больший вес поднимает наш персонаж. Но в «Джазе» сила нужна и для диалогов. Многие враги плевали на риторику и на лидерство — они признают только силу. Так что в дипломатических целях она тоже нужна. Боятся силушки богатырской.
Мудрость. Помогает наемнику быстрее выучить какой угодно параметр или навык. Или же, наоборот, помогает научить других чему-либо. Для этого одному бойцу ставится звание учителя, а остальным — студентов. И если учитель хорошо знает, к примеру, медицину, то вскоре вся команда будет лекарями. Конечно, если и у них мудрость на уровне. К тому же мудрость помогает в диалогах. Но не надейтесь уговорить при ее помощи пиратов — они парни не гордые, могут и послать...
Лидерство. Влияет на диалоги и мораль отряда. Может воодушевить группу рабочих или солдат.
Навыки
Меткость. Чем выше параметр — тем точнее стреляем. В первую очередь необходим снайперам. Но и остальным бойцам пригодится точно. Нет солдата, который не хочет точно стрелять.
Механика. Позволяет наемнику наиболее продуктивно чинить оружие, броню и прочее. Необходимо иметь одного бойца с высокой механикой в группе. Всем ее улучшать смысла нет.
Взрывчатка. Параметр поможет вашему персонажу остаться в живых после очередного взрыва здания. Ему не оторвет руки ни до установления заряда, ни во время — а это уже прогресс. Нужен параметр только минерам. Остальные едва ли часто берут в руки взрывчатку.
Медицина. Чем выше параметр, тем лучше действуют аптечки и тем быстрее выздоравливают ваши персонажи во время передвижения по глобальной карте. Только не забудьте ставить врачом наемника с высоким уровнем медицины, а раненых бойцов — пациентами.
Тактический режим
Много о тактическом режиме говорить не будем. Интерфейс в нем несложный, а практические советы мы разберем главой ниже.
Если взглянете на портреты бойцов, вы увидите там три полоски: зеленая, синяя, красная. За ними надо очень внимательно следить. Ведь это три основных параметра персонажа — здоровье (красная), запас сил (синяя) и мораль (зеленая). Если до нуля опустится красная полосочка, то персонаж погибнет. Вернуть его не получится, а вдобавок еще и страховку в три тысячи платить обяжут. Если закончится синяя полоса, то персонаж просто-напросто свалится на землю, при этом еще и проклянет все на свете. Это не шибко страшно, но неприятно. Обычно в бою бойцы не падают. Но вот когда бегут из одной точки в другую — запросто. Давайте им иногда отдохнуть. Ну, а боевой дух влияет на способность бойцов сражаться. Если он опустится до нуля, то боец перестанет воевать. Поднимают мораль при помощи высокого лидерства и убийства врагов.
Обратите внимание: справа внизу экрана нарисован прицел и тело человека. Здесь мы выбираем, куда наши персонажи будут стрелять. По умолчанию мы целимся в туловище. Но иногда лучше выбрать другую часть тела. К примеру, персонаж с развитой точностью пусть стреляет в голову — это гарантирует противнику летальный исход. В ноги можно пальнуть, если хотим сбить противника. Ему придется потом вставать, а на это тратятся очки действия. Мало, но все же. К тому же бывает, что персонаж стреляет выше врага, так пусть прицелится в ноги, авось и каску собьет...
Возле карты можно увидеть, какой вес несет персонаж. Если там больше 100%, то надо срочно что-то снять, иначе боец каждый ход будет недобирать свои очки действия. Если же вам не хватает очков, чтобы скинуть предмет (да, бывает и такое), — передайте его напарнику. Пусть он кидает.
Сеем разумное, доброе, вечное
Ограниченная свобода
Рассказывать о полном прохождении игры — невозможно. После первых трех-четырех заданий у игрока появляется полная свобода действий. Она, в принципе, есть с самого начала. То есть нас никто не заставляет захватывать первым делом именно шахты. Но если мы сначала нападем, к примеру, на вокзал, то на следующий день потеряем наемников — денег-то у нас не будет. Поэтому первоочередное задание — начать зарабатывать деньги, а потом уже все остальное.
Как только мы сможем финансировать наши операции сами — можно делать что в голову взбредет. Не понравился лагерь ООН? К черту его — сотрем с лица земли. Пиратский флаг мешает вам сконцентрироваться на изучении карты? Так установим там свой — и все дела. Хоть задания и даются, не спешите их выполнять. Все может подождать.
Первые шаги
А вот о первых заданиях мы поговорим. Обсудим лучшие варианты решения, причем различные. То есть мы не будем одинаково проходить все карты. Это поможет вам лучше овладеть разными тактиками, включая дипломатию, скрытность и атаки напролом. Но перед этим зайдем к себе на базу. В правом нижнем углу экрана можно заметить маленький домик — подойдите к его владельцу. С ним особо можно не разговаривать, просто купите машину. Теперь мы можем активно передвигаться по карте.
К слову, на этой же территории есть еще две «организации»: офицеры и бандиты. Если подойти к первым, то придется либо платить, либо сражаться. Если все-таки решите напасть, то знайте — скоро подойдет подкрепление. И тогда придется быть очень аккуратными. Но выиграть бой не особенно сложно.
С бандитами не обязательно сражаться — можно просто прийти и поговорить. Жаль, без толку. А вот если вы их убьете, то получите оружие и деньги. Только помните — их немало. Если решитесь — начинайте бой из здания. Так будет проще обороняться.
Бежавший министр
Один из министров диктатора пытался убежать из страны. Причем на простом автобусе, в каких катаются туристы. Ориентировочно автобус находится в секторе сафари (слева от нашей базы, помечено пиратским флагом). Так что садимся в купленную машину — и вперед.
Небольшое дополнение. В этом секторе пиратов довольно много, и они неплохо вооружены. Пробить их в лоб — проблематично. Но их лидер сразу не нападет на нас — он готов общаться. Только люди с высокими умственными способностями и лидеры его не интересуют. Затопчет не думая. А вот с сильными наемниками разговаривать готов.
Поэтому, если вы создали персонажа дипломатом, ловкачом, снайпером или еще кем, перед миссией найдите себе наемника с очень высоким показателем силы. Я уже советовал выбрать Билла Джонса по прозвищу «Бизон». Это очень хороший наемник.
Во время расстановки солдат поставьте своего «сильного» персонажа впереди всех. Иначе может получиться, что главарь пиратов заговорит с ближайшим наемником — и тогда битвы не миновать.
Затем подбегите нужным наемником к главарю и выберите в диалоге красную фразу. И вот — министр уже наш!
Это важно: пока министр бежит, быстро обшарьте все чемоданы, во многих из них лежит кое-что интересное.
Эта вылазка принесет нам неплохие деньги. Хватит либо на нового наемника, либо на зарплату старым.
За алмазами идем
Наш работодатель доволен предыдущей миссией и теперь просит отбить у диктатора как можно больше земель. В первую очередь он предлагает напасть на алмазные шахты.
С ним стоит согласиться. Больше 20 тысяч в день — это очень неплохо. Особенно если учесть, что в дальнейшим нам будут платить не за каждый захват сектора. А кормить наемников по-прежнему надо. Прибавьте к этому и постоянно растущую армию. В общем — простите, как пройти к шахтам?
Добраться до них несложно. Опускаемся из сафари на одну клеточку вниз — нам откроется вокзал. Туда и едем. А после, справа внизу, увидите объездную дорогу. Едем туда, а после на шахты.
Сектор можно поделить на три части: непосредственно шахты, лагерь и обходная дорога, включающая в себя блокпост. Зачищать местность надо, естественно, поочередно. Ничего хорошего не выйдет, если мы сразу будем воевать и возле шахты, и в лагере. Нам банально не хватит солдат, а вот врагу своих будет предостаточно. Поэтому начнем с нападения на лагерь.
Итак, мы появляемся напротив блокпоста, благо враг далеко и нас не видит. Постарайтесь оставаться незаметным. Для этого не подходите к врагу близко.
Сворачиваем сразу же влево. Так мы не будем «светиться» и перейдем к наступлению на лагерь. Если присмотреться, то мы найдем множество укрытий: несколько домов, два дерева, камень, будка. Но лучшая позиция — это длинный дом, закрывающий треть лагеря. Спрятавшись за ним, можно легко перебить всех пулеметчиков и гранатометчиков. Их укрепления полностью открыты с тыла. А наша позиции как раз у них за спиной. Одиноко слоняющихся по лагерю бойцов можно добить потом.
Как лучше всего атаковать? Становимся у края дома (будки, большой стены), затем выходим, стреляем и заходим обратно. Так у врага не будет ни единого шанса нас застрелить. Разве что взорвать, но и то — очень проблематично. Ему придется перекидывать здание, а оно — не маленькое. Да и точность нужна абсолютная.
К слову о гранатах: они в лагере, пожалуй, нам угрожают больше всего. Ведь если нас заметят с блокпоста — а он прямо над нами, — нас будет очень легко закидать. Поэтому действуем как можно быстрее и, по возможности, незаметнее.
Как только в лагере не останется народу — движемся дальше. Надо преодолеть дорогу, соединяющую нашу позицию с шахтами. Но перед этим убьем там всех врагов из лагеря. Поскольку они получаются ниже нас, то подходим к краю, стреляем и уходим. По идее, один ход персонажа — один труп. Промахнуться впритык очень сложно, даже стреляя в голову.
Чтобы попасть к шахтам, нужно спуститься по горке. Правда, она хорошо просматривается врагом, только вот у нас видимость оттуда еще лучше. Поэтому садимся и, медленно передвигаясь, находим наиболее удачную позицию: так, чтоб как можно больше врагов видел каждый наемник.
Это важно: здесь очень дерзкие враги. Они меняют позицию, отлично используют гранаты и потихоньку все ближе и ближе подбираются к нашим наемникам. Постарайтесь действовать как можно быстрее.
Если вам не удается убить врагов с горки, то стоит подойти к ним поближе, а значит, спуститься вниз полностью. Есть одна отличная позиция — за трактором. Из-за него можно отстреливать поодиночке почти всех врагов. За исключением разве что тех, кто стоит близ склада.
Кстати о них. Сидят эти бойцы в очень удачной позиции. Их окружает куча мусора, но и мы не лыком шиты — будем двигаться к ним, но при этом постоянно где-нибудь прятаться. Посмотрите на карту внимательно, там есть маленький зеленый «оазис». Несколько деревьев, камни, трава. Оттуда можно отлично стрелять. А прятаться и вовсе очень просто.
Зачистив эту часть, остается лишь добить врагов у блокпоста и по дороге к ним. Бегите по горам, и тогда врагу будет сложно в вас попасть. На шлагбауме стоят три противника — киньте туда гранату или стреляйте очередями.
Ну вот, мы захватили целый сектор. Теперь сможем не бояться следующего дня — наемникам будет чем заплатить.
Удручает одно — через некоторое время взбунтуются рабочие. И если у вас не сильно развито лидерство или обаяние, то заставить их работать как раньше не получится. Придется либо убить всех и остаться вообще без денег, либо платить им треть от доходов. Ни то, ни другое особо не радует. Но второе хоть приносит деньги...
Объездная дорога
Заказчик похвалил нас и сказал, что мы сделали правильный выбор. Теперь нам надо захватить вокзал. Это позволит еще больше зарабатывать. А также перекроет воздух диктатору. Все железные дороги будут нашими. Жаль, у врага есть самолеты и корабли, но ничего — их мы тоже заберем. Но позже. А сейчас нападаем на...
Нет, не на вокзал. Сначала надо захватить объездную дорогу — иначе не проехать. Там нас ждут войска диктатора. Заставим их пожалеть о том, что попытались нас остановить.
Легкой эту локацию назвать сложно. Ведь нам придется сражаться посреди пустыни. Здесь мало растительности и полностью отсутствуют искусственные укрытия. И на карте всего два маленьких здания — к ним и надо пробиться. Итак, начнем.
Здесь очень многое решает правильный выбор стартовой позиции. Если начать игру откуда попало, то, скорее всего, враг перебьет всех наемников еще до первого нашего выстрела. Я сам очень долго пробовал разные позиции, и лучшая, на мой взгляд, это крайнее правое положение, если смотреть по карте.
Почему именно там? Взгляните, там самая обильная растительность. Вдобавок куча камней и огромное засохшее дерево. Но не стоит радоваться раньше времени. Пусть позиция и очень удачная, но сам бой — крайне сложный. Так что включаем «невидимость» и медленно крадемся к этому огромному дереву. Если вас заметили, то рассредотачивайте наемников и прячьте каждого за своим укрытием. Лучше всего, чтобы все солдаты после стрельбы ложились. Так врагу будет очень сложно попасть.
Это важно: обратите внимание, в начале боя к вам побежит уйма солдат врага. Убив их, можете передохнуть — остальные будут стоять как вкопанные.
Враги здесь действуют очень агрессивно. Они толпой бегут на наших наемников. Это, конечно, хорошо — можно прятаться и стрелять. Но поскольку их много и всех перебить сразу крайне сложно, то они будут закидывать вас гранатами.
Это важно: если хотите обезопасить себя от гранат, всегда убивайте ближайшего к вам врага. Компьютер не кидает гранаты издалека.
Поэтому иногда стоит отступать, а точнее, перегруппировываться. Один наемник все еще стреляет в противников, а остальные бегут ему за спину. Потом уже он отходит назад. И пока ваши враги дойдут до вас (а если они ранены, то идти им ой как сложно), вы сможете убить или смертельно ранить почти всех.
Как только к вам перестанут бежать враги, можете отдохнуть. Залечите раны своим солдатам, перезарядите их оружие и расставьте для следующего нападения. Теперь в бой идем уже мы с вами — враги будут стоять на месте. Эта часть сложная и утомительная. Враги стреляют по нам издалека, а нам надо все ближе и ближе подбираться к ним, хотя в округе ну очень мало укрытий. Скорей всего, многие к концу нападения будут либо ранены, либо еле живы.
Есть альтернативный вариант: стрелять издалека. Но если у вас нет снайперов, то все-таки придется бежать.
Это важно: не тратьте время на стрельбу. Просто бегите и прячьтесь. Так будет безопасней и быстрей. А вот когда подберетесь поближе и выберете отличную позицию — врагу несдобровать.
Зачистить участок близ второго здания уже несложно. Там всего два врага. Можно просто пробежать мимо них и потом зайти со спины. Прячьтесь за зданием, как описывалось в прошлой главе. Убив их, не надо будет бегать по пустыне в поисках врагов. Все — территория наша. Вот только на кой черт она нам нужна?..
Встречаем поезд
Все, дорога чиста, и теперь мы можем отправиться на вокзал. Поезд нас заждался!
Эта битва по-своему интересна и увлекательна. При грамотной тактике мы будем не нападать, а обороняться. Причем на очень выгодных позициях: за пулеметом и в укреплении. Как этого добиться? Здесь в первую очередь важна расстановка наемников. Взгляните на карту: слева стоят пулеметы, но... к нам спиной. Так что высаживаемся именно там.
Вперед желательно поставить наемника с дробовиком — враги очень близко. Хотя если стрелять автоматом в голову, то, думаю, враги не увидят разницы. Впрочем, мы тоже — в ответ нам стрельнуть не успеют точно. Так за один наш ход мы полностью или же почти полностью очистим горку, на которой и расположены пулеметы.
Теперь укрепляемся на отбитой позиции. Кого-то сажаем за пулемет, кто-то просто стреляет из автомата или винтовки. Врагов сейчас будет много, и старайтесь их уничтожить еще задолго до ваших позиций — они ведь могут кидать гранаты. Перед окончанием хода присаживайтесь. Так вы полностью защитите своих солдат от пулевых ранений.
Как только противник перестанет нападать, надо выдвигаться самим. Хоть позиция и хороша, но все-таки это мы штурмуем сектор. Первым делом зачистим здание вокзала. Входите аккуратно и постарайтесь сделать так, чтобы враг заметил вас в окно. Иначе, войдя в дверь, вы обнаружите сюрприз — пулеметную очередь с близкого расстояния.
Но и вокзал — это далеко не все. Прямо за ним находится небольшой поселок. И в нем помимо кучи безоружных местных жителей есть и солдаты диктатора. Они подло прячутся в домах и ждут, пока наши наемники не заглянут к ним на огонек. Тут главная сложность в том, что, как только нас замечают, враг открывает огонь первым. И если мы просто откроем дверь и войдем в дом — нашего солдата, скорее всего, расстреляют на месте. Вот и приходится бегать мимо окон, дабы враг наконец нас заметил. Причем близко подходить не стоит — через окно тоже легко убить.
Не забудьте заглянуть на стройку — там тоже есть несколько солдат. Они — последние. Убили? Победа! Все, вокзал теперь тоже наш.
Дальше вам решать, что лучше делать. Можно напасть на аэропорт или перекрыть диктатору еще одну дорогу. Можно разгромить лагерь ООН или бандитов. Заказчик хоть и предлагает что-то, но это выполнять не строго обязательно. Вот она — свобода. Удачных вам решений!