Больше всего люди боятся двух вещей — одиночества и неизвестности. Только представьте, что чувствует человек, оказавшийся совершенно один в огромном комплексе с обширной амнезией. Кто он, что здесь делает, где выход — в поисках ответов на эти вопросы можно сойти с ума. Хотя бояться безумия глупо. Это всего лишь еще одна защитная реакция организма на сильный стресс. Когда в голове поселяется ранее незнакомый голос, одиночество отступает на второй план, ведь теперь всегда есть с кем поболтать или посоветоваться.
Разработчики игр и режиссеры фильмов абсолютно разучились пугать. Сегодня бытует мнение о том, что сделать проект в жанре survival horror проще простого. Берем сотню зомби, кучу дробовиков или штурмовых винтовок, нескольких героев, большая часть которых превратится в пушечное мясо, и много-много красной краски. Однако времена, когда этот трюк работал, остались в прошлом, а литры крови и разбросанные внутренности вызывают не страх, а отвращение. По-настоящему испугать могут лишь манипуляции с тайными страхами человеческой души. Мастеров в этом деле можно пересчитать буквально по пальцам, и сотрудники Frictional Games относятся к их числу.
Переписывая дневники
Penumbra: Overture стала одним из самых выдающихся явлений за последние годы в приключенческом жанре, но революцию так и не совершила. Практически на каждое неоспоримое достоинство игры приходилось по одному серьезному недостатку. Overture ругали за кривую боевую систему, сумбурный сюжет, слабую графику и вездесущие ошибки. Заручившись поддержкой Paradox Interactive, разработчики клятвенно пообещали исправиться, сохранив фирменную самобытность.
Действительно, «Дневники мертвецов» — куда более зрелый проект. Взять хотя бы сюжет — прямое продолжение истории первого эпизода. Конечно, сценарию все еще не хватает изящности, а само прохождение абсолютно линейно. Однако способ, которым Frictional Games подает новые главы мистической истории, заставляет сопереживать героям и держит в напряжении вплоть до финальных титров. Казалось бы, обрывочные записи давно погибших людей и изучение компьютерных файлов — сегодня уже стандарт жанра. Но в «Дневниках мертвецов» буквально каждая строчка текста несет столь мощный заряд таинственной атмосферы, что о необходимости есть и спать вспоминаешь лишь после развязки. Отдельного упоминания заслуживает Кевин — «второе я» главного героя, который вполне бы мог претендовать на титул самого обаятельного и ироничного мерзавца.
Впрочем, даже при всех достоинствах «Пенумбра 2» не сможет лишить вас сна надолго. К сожалению, она слишком коротка, и пройти ее за один вечер не составит особого труда.
Однако Frictional Games нашла неплохой способ немного растянуть чересчур короткую игру. Разработчики кардинально решили проблему с боевой системой: в «Дневниках мертвецов» ее попросту нет. Герой разучился держать в руках оружие и абсолютно беспомощен, поэтому ему не раз придется отсиживаться в темных уголках, дожидаясь, пока опасность пройдет мимо. Справедливости ради стоит заметить, что авторы не злоупотребляют игрой в прятки — stealth-элементы строго дозированы и всегда к месту. То же относится и к головоломкам. Они стали значительно разнообразнее и заставят поломать голову даже опытных путешественников по виртуальным мирам.
Страшно — красиво?
Внешне «Пенумбра 2» практически не отличается от первого эпизода. Авторы предпочли работу над внутренним миром шлифовке графической оболочки. Поэтому в «Дневниках мертвецов» нас ждут все те же кривые модели и анимация персонажей, а также однообразные уровни. Но если 3d-скульпторы из сотрудников Frictional Games не лучшие, то со спецэффектами и освещением они работают на «отлично». Игра света и тени — один из ключевых моментов, на которых построена вся атмосфера «Пенумбры 2».
Отрадно, что разработчики больше не пытаются продемонстрировать возможности физического движка при каждом случае. Во втором эпизоде головоломки, основанные на использовании физики, смотрятся куда уместнее. Хотя интерактивности окружающему миру все-таки не хватает. Видимо, ее пришлось принести в жертву для того, чтобы сохранить целостность повествования.
Если к графике и физике могут быть какие-то претензии, то звук — выше всяких похвал. Музыкальные композиции позволят с головой погрузиться в мир, придуманный разработчиками, а от каждого шороха по спине бегут мурашки. Отдельно стоит отметить отличную работу по локализации игры. Сотрудники Snowball Interactive вновь подтвердили свой высокий уровень профессионализма — голоса подобраны даже более удачно, чем в оригинальной английской версии.
Frictional Games вновь удалось доказать, что квесты живы и, более того, имеют существенные перспективы для развития. Просто не нужно бояться экспериментов и искать чудодейственный рецепт возрождения жанра, анализируя проекты конкурентов. Даже сегодня в игровой индустрии есть место для смелых идей, которыми буквально кишат оба эпизода «Пенумбры».
Между тем «Дневники мертвецов» — довольно специфическая игра, не лишенная целого ряда слабостей. Главная из них — графика, которая способна оттолкнуть многих потенциальных покупателей. Но если вы цените оригинальный сюжет и атмосферу выше внешнего лоска, новая игра Frictional Games станет отличным средством для погружения в мрачный, но столь притягательный мир, полный загадок и тайн.
Ну, а теперь поговорим о том, как уцелеть в этом мире и не стать его жертвой в первые же несколько минут.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
игровая физика используется к месту, разнообразные и логичные головоломки | небольшая продолжительность, линейность, отсутствие боевой составляющей |
Графика 7 |
спецэффекты, довольно низкие требования | примитивные модели и анимация персонажей, архитектура уровней |
Звук 10 |
великолепная музыка и звуковые эффекты, удачно подобраны голоса и интонации в локализованной версии | нет |
Игровой мир 7 |
атмосфера, подача сюжета | некоторые пробелы в сценарии |
Удобство 7 |
интуитивное управление | баги |
Новизна да Интерес повторной игры нет |
Награда | Вердикт: Один из самых атмосферных и нестандартных представителей стиля survival horror, который, однако, придется по вкусу далеко не всем. | Рейтинг 80% |
Правила выживания
«Пенумбра 2» во многом отличается от прочих представителей survival horror. Чтобы выжить в этом мире, нужно обладать не только стальными нервами и быстрой реакцией, но и не забывать про заповеди одинокого полярника.
Не убивай! Разработчики «Пенумбра 2» решились на смелый эксперимент, отказавшись от боевой составляющей. Забудьте о привычке моментально выпускать обойму в каждую подозрительную тень — в этой игре герой беззащитен и не может дать отпор даже самому хилому мутанту. Его единственное оружие — быстрые ноги и сообразительность.
Прячься! Второй постулат напрямую вытекает из первого. Когда нет оружия, остается только убегать, а когда бежать некуда, приходится прятаться. Не забывайте только выключать фонарик и прятать другие переносные источники света — они выдадут героя в считанные секунды.
Обыскивай! «Пенумбра 2» состоит из мелочей. Она не любит невнимательных и торопливых. Практически в каждой комнате есть несколько шкафчиков, в которых обязательно найдется что-то полезное. Поторопившись и не потратив пару минут на тщательный обыск помещения, вы рискуете затем убить пару часов, ломая голову над тем, как пройти дальше.
Думай! Игра кишит загадками и головоломками, многие из которых могут показаться чересчур сложными. На самом деле в подавляющем большинстве случаев ответы лежат на поверхности. Да и записки разбросаны по уровням не просто так — концентрация полезной информации в таких заметках просто зашкаливает.
Настраивай! Большую часть игры мы проведем в полумраке — такова специфика жанра. Однако и настройки яркости придуманы не зря. Отрегулируйте этот параметр под свое зрение и монитор, иначе многие полезные предметы могут безвозвратно сгинуть в темных углах исследовательской станции.
Тропою полярника
Несмотря на обилие головоломок и неожиданные повороты сюжета, «Пенумбра 2» — линейная игра. Но даже при этом практически каждый хотя бы несколько раз встретится с задачами, справиться с которыми сходу не получится. Преодолеть неожиданные заторы и добраться до финала, узнав, чем закончится мистическая история, поможет краткое прохождение, максимально лишенное сюжетных подробностей. Вникать в труды сценаристов лучше самостоятельно — только в этом случае гарантирована полная гамма ощущений, от страха до восторга.
На свободу!
Завязка игры традиционна — мы заперты в душной камере, из которой пришло время выбираться. Первым делом вспомните главную заповедь выживания в «Пенумбре 2» и обыщите все шкафчики. Помимо переносной галогенной лампы вашим трофеем станет монетка. Зажмите ее в тисках, получив некое подобие отвертки. Остается только отодвинуть от стены стеллаж и с помощью монетки открутить вентиляционную решетку. Путь к свободе открыт!
В вентиляции грязно и страшно, поэтому задерживаться там не стоит. Пробирайтесь до первого отверстия в стенке и спускайтесь вниз. Здесь в первую очередь интересует автомат, торгующий содовой. Одна банка понадобится для дальнейшего прохождения, поэтому стоит пожертвовать монеткой, благо она больше не пригодится.
Это интересно: для тех, кто хочет сэкономить, есть другой способ. Бросьте в автомат кусок штукатурки, и он с радостью выплюнет баночку.
Стоит подобрать батарейки и записку. Поскольку выхода из комнаты нет, придется вновь вернуться в вентиляцию. Дорога лежит через аварийный участок, готовый обрушиться в любую минуту. Воспользуйтесь досками, создав некое подобие моста. И вновь неприятный сюрприз — из отверстия в трубе бьет струя хладагента, который моментально превратит героя в сосульку. Стоит свернуть налево в морозильную камеру и поколдовать над термостатом. Здесь пригодится баночка содовой — чудодейственный напиток моментально выводит систему охлаждения из строя.
А вот в следующей комнате над ловушкой потрудились профессионалы, чьей жертвой стал один из сотрудников исследовательского корпуса — его труп лежит неподалеку от лазерных детекторов, соединенных с увесистой пачкой взрывчатки. Впрочем, прыгать-то мы еще не разучились! Нужно лишь построить себе небольшой помост из бочек. Дверь с детектором ДНК закрыта. Остается свернуть направо и, разобрав завал, отправиться навстречу новым опасностям.
Загляните в первую приоткрытую дверь и тщательно исследуйте полки. Обязательно прихватите бутылочку спирта и прослушайте кассету. Остальные комнаты закрыты. Судя по всему, двери управляются с помощью какого-то удаленного пульта и запираются на электронный замок. А вот распределительный щиток здесь повесили необдуманно. Один хороший удар куском кирпича, валяющимся неподалеку, — и дверца шкафчика отлетит в сторону. Остается вырвать провод, чтобы отключить замки. В средней комнате нет ничего интересного — ее вы уже успели изучить за время заточения. А вот в третьей камере героя ждут грязный шприц и другие приятные мелочи. Как только вы подберете шприц, в коридоре вспыхнет свет фонарика — мутант вышел на охоту за нарушителем порядка. Не забывайте, что в бою герой беззащитен. Поэтому просто спрячьтесь за большим столом и подождите, пока враг уйдет.
Это интересно: от этого мутанта, как и других его сородичей, можно просто убежать. Как показывает практика, они не ввязываются в преследование.
Возвращайтесь в комнату с трупом, очистите шприц с помощью спирта и возьмите у погибшего профессора кровь. Ему она больше не понадобится, а для вас станет пропуском за дверь с детектором ДНК.
В столовой давно не пахнет булочками, а оставленные тарелки покрылись плесенью. Не обращайте внимания на странный свет, бьющий из окон, — в этом комплексе творится столько удивительных вещей, что немудрено сойти с ума. Лучше подберите со стола диск и отправляйтесь в комнату, расположенную справа от входа. Других вариантов пока нет — центральная дверь закрыта и просто так вряд ли откроется. В небольшой каморке нет ничего интересного, кроме бочки с каким-то барахлом, политым бензином. Она-то вам и нужна. Подтащите бочку к взломанному распределительному щитку, дерните рубильник и подождите, пока содержимое жестяной емкости вспыхнет. Теперь двигайте бочку под детектор пожарной сигнализации. Как только она сработает, центральная дверь откроется.
Пройдите через кухню с комнату с компьютером и обыщите стол. Обязательно захватите фонарик — без него дальнейшее прохождение будет невозможно. Пришла пора посмотреть, что записано на найденном диске, к тому же и компьютер под рукой. Вступительная презентация раскроет некоторые детали сюжета, а вот файл «Изменение паролей.txt» куда важнее — он содержит код для двери 236 — 1167. Теперь запустите программу по управлению замками и введите полученный пароль, открыв дверь, расположенную слева от кухни.
Пора покинуть столовую и спуститься в канализацию. В комнате отодвиньте ящик, загромождающий проход, спуститесь вниз и приготовьте фонарик.
Кошмары во сне и наяву
Несколько десятков метров по сточным трубам — и вы у коллектора. Не торопитесь — через несколько мгновений персонаж потеряет сознание и отправится в путешествие в параллельный мир.
Герой оказывается в каюте корабля, которая знакома всем, кто играл в первый эпизод «Пенумбры». Обратите внимание на картинку, которая висит около входа. Ваша задача — расставить предметы в комнате так, как они расположены на фотографии. Сундук поставьте под стол, баночку — на полку, бутылку разбейте около стола, а бочки сдвиньте в правый угол. Как только необходимые манипуляции завершатся, комната начнет меняться. Вместо карты на столе появится странная картинка с изображением яиц. Откройте сундук — в нем лежит одно из них. Поместите яйцо на левый край картинки, отмеченный зеленым свечением. Боги параллельного мира требуют жертву — труп собаки, который появится возле кровати. Положите его на постамент в виде раскрытых ладоней и готовьтесь к еще одному путешествию в пространстве и времени.
Проверки сообразительности и ловкости продолжаются. В первой комнате на каждой стене расположено по две руки. Активировав их в правильном порядке, вы откроете дверь.
В следующем зале задача еще проще. Дерните рубильник, и на полу появятся несколько разноцветных кругов. Нас интересуют те, что переливаются тремя цветами — желтым, синим и зеленым. На них нужно расставить бочки, перетащив их из угла.
Следующее испытание потребует не столько сообразительности, сколько ловкости и умения действовать максимально быстро. Поднимитесь по лестнице, дерните рычаг и дождитесь, пока кровь заполнит комнату. Нырните в зловонную жидкость и опустите переключатель, расположенный на потолке. Поторопитесь — без воздуха герой долго не протянет.
Теперь остается лишь перебраться через пропасть по движущимся платформам и, уподобившись чемпиону по бегу с препятствиями, преодолеть несколько баррикад. Дальше — в спасительный свет, символизирующий выход из кошмара.
Впрочем, реальный мир не менее опасен, чем ужасы в сознании героя. Поверните задвижку и подождите, пока коллектор наполнится водой. Составьте из ящиков тропинку и переберитесь по ней на другую сторону. Остается лишь забраться на большой контейнер, отодвинуть люк и распрощаться с сырой канализацией.
Пила, червь и книги
Грязный туалет — тоже не самое уютное место на земле. Выходим из него и исследуем комнату с компьютером. Ветхое «железо» отказывается включаться. Проблема, судя по всему, в отсутствии энергии. Поиграем в электрика. Откройте шкафчик и переместите пробку в крайнее левое положение. Теперь можно не только почитать справочные файлы, но и поучаствовать в видеоконференции с одной из выживших сотрудниц комплекса.
Жилая зона — одно из самых запутанных мест в комплексе. К счастью, на стенах расположены указатели и схемы, так что будьте внимательны. Главная задача на этом этапе — попасть в библиотеку, дверь которой защищена системой распознавания сетчатки глаза и отпечатка ладони.
Но сначала загляните в арсенал и прихватите старую ржавую пилу. Сразу же после этого в коридоре появится мутант. Прятаться от него бесполезно — он никуда не уйдет, а так и будет шататься по коридорам. Куда проще сбежать. Отправляйтесь на склад и переберитесь через лазерную ловушку по стеллажам. При переходе в следующую комнату будьте внимательны — на полу в проеме расположены весы, которые чутко реагируют на все, что тяжелее пары ящиков, обрушивая вниз огромный стальной контейнер. Лучше не рисковать, а обмануть механизм, подсунув ему несколько бочек и коробок. Во второй комнате вас вновь ждет лазерное заграждение, за которым расположена дверь в загазованную комнату. Откройте ее, подождите, пока газ немного выветрится, и подберите у трупа противогаз. Не забудьте отключить лазеры с помощью рубильника на стене.
Следующая остановка — машинный зал, попасть в который без противогаза было бы невозможно. Доберитесь до закрытой решетки и выломайте ее с помощью стального прута — он лежит рядом с бочками. В центре управления нас вновь ждет компьютер. Запустите поочередно оба файла и откройте запертую дверь. Возвращаемся назад, поворачиваем задвижку и идем к выходу.
А вот и труп, который поделится отпечатком ладони. Однако радость будет недолгой — из стены появится червь, который моментально проглотит вожделенную конечность. Старайтесь не попасть червю в пасть. Встаньте возле щитка, подождите, пока он пробьет проводку, и в нужный момент дерните рубильник, изжарив мерзкую тварь и получив руку. Скорее всего, с первого раза у вас ничего не выйдет, но тут все зависит от тренировки.
Рука есть, осталось раздобыть сетчатку глаза. Поскольку практически все оставшиеся двери закрыты, поиски придется продолжить в компьютерном центре исследовательского комплекса. Подойдите к двери и прослушайте монолог безумца, который горит желанием пожертвовать вам свою руку. Одна у вас уже есть, но мы же люди запасливые? Положите пилу в ящик и задвиньте его. Однако вместо еще одной конечности героя будет ждать встреча с разъяренным мутантом. Драться с ним бесполезно, да и нечем. Зато противника можно обмануть, заманив его в комнату со странными светящимися стенами и закрыв там.
В зале, где обитал монстр, необходимо отыскать три компьютерные платы — красную, зеленую и синюю. Предупреждаю сразу — нужно потрудиться, обшарив практически все полки.
В следующей комнате включите единственный работающий компьютер и загрузите на платы необходимое программное обеспечение. Порядок действий таков.
Красная карта
Установка платы
Установка информации о диске
Локатор комплектующих
Зеленая карта
Установка платы
Интерфейс процессора
Инструменты администратора
Организатор потоков
Синяя карта
Установка платы
Сокет-протокол
Антивирус
Брандмауэр
Сетевой локатор
На заметку: всю информацию об установке программ на платы можно получить из книги, которая лежит на одной из полок в этой же комнате.
Как только платы будут готовы, отправляйтесь в соседнюю комнату и замените ими старые сгоревшие платы в сервере. Если вы все правильно сделали, раздастся сигнал. Вернитесь в комнату, где жил мутант, включите его компьютер. Запустив программу по управлению замками, введите код 3061, написанный на двери в лазарет, и разблокируйте замок.
В лазарете первым делом прихватите пояс, лежащий на стуле. Включите компьютер и поучаствуйте в видеоконференции, получив новую порцию важных сведений. Шкафчик с медикаментами закрыт — придется применить силу, например, разбив дверцу с помощью стула. Обезболивающее спрячьте в карман, а сывороткой наполните шприц и сделайте себе укол, погрузившись в темноту...
Очнулись? Расслабляться некогда. Идите в открытую дверь и забирайте голову. Теперь у нас есть все необходимое для того, чтобы попасть в библиотеку. Не обращайте внимания на болтовню своего «второго я». Дождитесь, пока дверь появится, используйте на сканере руку и голову и заходите внутрь.
В библиотеке первым делом тщательно обыщите книжные полки. Один из фолиантов, который немного выступает из общего ряда, открывает вход в тайную комнату, где героя ждет труп его отца. Конец приключениям? Как бы не так! Если не поторопиться, то герой и сам скоро отправится на тот свет, умерев от голода.
Дорога из исследовательского комплекса ведет в зону раскопок. Используя ящики и доски, доберитесь до рычага, который опустит лестницу. Еще несколько минут путешествий по лестницам и импровизированным мостикам — и вы на небольшом уступе. Остается лишь разобрать завал и пробиться к двери, попутно поучаствовав в еще одной видеоконференции.
Холодные сюрпризы
На поверхности царит такой холод, что герой, лишенный теплой одежды, окоченеет за несколько секунд. Не забудьте подобрать зажигалку и баллончик со спреем. С их помощью можно поджигать бочки в домиках, спасаясь от холода. Этот же импровизированный огнемет поможет отогреть заледеневший рычаг, опускающий мост. В одном из домиков герой обнаружит тряпку. Смочите ее в спирте, получив первоклассный фитиль. Прицепите тряпку к бочке со взрывчаткой и подкатите ее к двери, засыпанной снегом. Поджигайте фитиль и прячьтесь — громыхнет так, что мало не покажется.
Следующая остановка — собачий питомник. Эти животные — отнюдь не дружелюбные щенки, и шутить с ними не стоит. Радует лишь то, что псы боятся света. В первой же комнате возьмите железные ящики и закройте ими две дыры дальше по коридору — мало ли что захочет оттуда вылезти. Найдите щиток, переключите тумблер и отправляйтесь в другой коридор. Проводка плохо выдержала испытание временем — свет постоянно мигает, поэтому старайтесь не попадать в неосвещенные зоны. С тела возьмите карту-ключ и бегите обратно к дверям с электронным замком, расположенным перед входом в питомник.
Ждали встречи с очаровательной собеседницей по видеоконференциям? Увы, романтическое свидание в сценарии не предусмотрено. Девушка явно не соответствует идеалам красоты, а проще говоря — она уже стала мутантом. Заманите ее в ловушку, обрушив на голову висящий ящик. Не забудьте взять ключ от личного кабинета и воспользуйтесь компьютером, открыв доступ в химическую лабораторию.
Химическая лаборатория оправдывает свое название — дышать здесь без противогаза просто невозможно, да и дверь все еще заблокирована из-за утечки токсичных материалов. В куче мусора валяется кусок трубы, которым нужно заменить сломанную секцию газопровода. Разбейте заглушку и старые трубы, заменив их той, что нашли в начале комнаты. Утечка устранена, и наконец-то можно двигаться дальше.
В следующей комнате готовьтесь действовать быстро и аккуратно. Нужно активировать все рычаги, не попадаясь в прицел камер наблюдения. Затем придется поиграть в салочки с монстрами. Впрочем, отделаться от них просто — достаточно зайти в комнату со стеклянной камерой и забаррикадировать с помощью ящика дверь. В комнате рядом со столом находится специальный контейнер, который нужно вставить в панель рядом с камерой. При помощи рычагов переместите кусочек неизвестного материала в этот контейнер, затем поверните вентиль и идите в открывшуюся дверь. Поторопитесь — на преодоление полосы препятствий всего две минуты.
Развязка близка
Настало время избавиться от вируса и этого противного голоса, поселившегося в голове. Снимите со стены картину и лезьте по трубе в следующую комнату. Для сыворотки нужно собрать химикаты: в самой первой комнате в нижнем ящике шкафчика, во второй комнате за книгами, в каждой из кладовок за канистрами на полках, под батареей рядом с машиной и на полке в той же комнате. Теперь все реактивы загружаем в специальный аппарат, туда же вставляем контейнер и нажимаем кнопки в том порядке, в каком это было описано в компьютере ныне покойной собеседницы по видеоконференциям.
Торжественный момент — герой прикладывает ладонь и теряет сознание, чувствуя, как его тело и разум освобождаются от вируса. От монстра, который попытается помешать вашему триумфу, проще всего сбежать, заранее выключив везде свет.
Финал близок, но впереди еще несколько испытаний.
Первое испытание. Герой вновь оказался в заточении. Подберите с пола стальной прут, отодвиньте один из кирпичей в стене и в получившееся отверстие просуньте прут. Дождитесь, пока дверь откроется.
Второе испытание. Место действия — лабиринт, где можно бродить до тех пор, пока не умрешь от голода. Выход есть, но он заперт. Ни в коем случае не убивайте монстра. Не обращая на него внимания, бегите вперед и дергайте рычаг около двери. Мутант услышит шум, прибежит и выбьет дверь.
Третье испытание. Идите вперед и ставьте ящик на знак I. Входите в открывшуюся дверь, дергайте рычаг, быстро возвращайтесь за ящиком и перетаскивайте его на кнопку O. Дергайте рычаг еще раз и идите по коридору мимо запертой двери прямо в огненную ловушку... Нет, умереть герою пока не суждено. Очнувшись в другой комнате, двигайте ящик на кнопку, выходите наружу, проходите мимо своего трупа, двигайте ящик на кнопку X, открывайте дверь, приложив ладонь к сканеру, заходите внутрь.
Для самых внимательных Frictional Games приготовила отличный подарок. На протяжении игры вам время от времени будут попадаться загадочные артефакты. Как правило, они спрятаны в самых неожиданных местах, однако время, потраченное на поиски, окупится с лихвой.
Собрав все десять артефактов, вы узнаете пароль, который разблокирует забавную аркаду на компьютере Амабель Свансон. Кроме того, этот же пароль поможет открыть архив super_secret, находящийся в корневой папке игры. В нем все поклонники «Пенумбры» найдут богатую подборку графических материалов и ролик о создании проекта.
Впрочем, если вы уже подобрались к развязке, а артефактов в коллекции не хватает, можно воспользоваться нашей подсказкой: пароль — xor451.
Вот и финал — длинный коридор, в конце которого героя ждет компьютер и электронное письмо, которое он напишет тем, кто придет за ним. А в том, что за «Дневниками мертвецов» последует третья часть, сомнений практически нет. Если Penumbra: Overture была всего лишь пробой пера, то второй эпизод — пусть и не лишенный недостатков, но цельный и серьезный коммерческий проект. Что касается сюжетной недосказанности, уже ставшей традицией Frictional Games, — это отличный повод для будущих игр.