Иногда они возвращаются, чтобы напомнить — нет мертвых жанров, есть ленивые разработчики. Классические аркады конца 80-х и начала 90-х обретают новую жизнь, оставаясь при этом практически прежними. И Bionic Commando Rearmed — один из ярких примеров.
Возращение Спенсера
Bionic Commando Rearmed, по сути, старая аркада 1988 года выпуска, но в новой упаковке. Некая организация, в которой легко угадываются неонацисты, решила возродить к жизни своего лидера, в котором столь же легко угадывается Адольф Шикльгрубер. И снова супергерои отправляются спасать мир от очередных комических злодеев.
Игровой процесс за двадцать лет практически не претерпел изменений. Хоть вы и занимаетесь постоянно отстрелом врагов из разнообразного оружия, в целом все завязано на механической руке главного героя. С помощью чудо-крюка Спенсер, цепляясь за потолок, лихо перепрыгивает через пропасти, карабкается вверх по платформам, собирает плюсы и периодически уничтожает неприятелей.
Особое внимание уделяется борьбе с боссами, которые поджидают в конце каждого уровня. Они сделаны по классическим для аркад принципам. Вражеских командиров просто так не убить, для каждого нужна особая тактика. Основная сложность заключается именно в поиске правильного решения, после нахождения которого неприятель выносится за считанные минуты.
В игре — и это, пожалуй, самое ценное — хорошо передан дух старых аркад. Зубодробительные уровни, система улучшений и, главное, — различные тайники. Мало их найти, до приза еще нужно добраться, а это порой сложнее, чем вообще пройти уровень. Хотя в Bionic Commando Rearmed бесконечное количество продолжений, количество жизней на уровне строго ограничено, и, истратив все попытки, вы будете вынуждены начать заново.
Игра быстро заставляет вспомнить старые привычки, когда каждый кусок уровня приходилось заучивать наизусть, когда каждое движение нужно вымерять с точностью до миллиметра, а малейшая ошибка может дорого обойтись. Современные игры редко вызывают это чудесное ощущение. Что непозволительно какому-нибудь Call of Duty, оборачивается большим плюсом для Bionic Commando Rearmed.
Персонажи щеголяют трехмерными моделями на двумерных уровнях, а картинка всячески радует глаз, однако игра тщательно придерживается первоисточника. Дизайн уровней практически не изменился, и если вы знакомы с Bionic Commando, поводов для ностальгии найдется с избытком. Музыка целиком и полностью перекочевала из предыдущих игр, а персонажи традиционно хранят молчание, предпочитая озвучке простой текст.
То, что старые аркады получают вторую жизнь, не может не радовать. Вспомнить хотя бы великолепное переиздание классического Prince of Persia, которое, к сожалению, так и не добралось до персональных компьютеров. Количество игр растет, постоянно анонсируются новые проекты. Так держать, господа разработчики! Такими темпами вы скоро доберетесь и до прочей нетленной классики — вроде Earthworm Jim.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
сложный и затягивающий игровой процесс | в случае потери всех жизней приходится начинать уровень с начала |
Графика 8 |
приятные модели, спецэффекты, дизайн уровней | картинка приятная, но не более того |
Звук 8 |
динамичная музыка, звук | звуки из далекой 8-битной эпохи порой режут слух |
Игровой мир 8 |
выверенный стиль и атмосфера | историю для простенькой аркады образца 1988 года трудно назвать впечатляющей |
Удобство 9 |
нет багов, хорошая оптимизация | нет |
Новизна нет Интерес повторной игры нет |
Награда журнала |
Вердикт: Стоит внимания, даже если вы никогда слышали о Bionic Commando. Разработчики в очередной раз доказали, что можно сохранить «дух старой доброй игры» и при этом правильно адаптировать ее под современные реалии. | Рейтинг журнала 80% |
Рассказ об истории этой, несомненно, достойной игры мы начнем с малоизвестных фактов. Вот, скажем, знаете ли вы, что Bionic Commando 1987 года выпуска — вовсе не самостоятельный продукт, а ответвление от другой известной игры — Commando 1986 года? Изначально обе игры выходили на игровых автоматах и только потом были перенесены на игровую приставку NES, известную у нас как «Денди».
Правда, адаптацией это можно назвать с трудом. Поменялся главный герой — вместо Super Joe, который, как известно, был похищен, нам приходилось играть за Спенсера. Вдобавок была серьезно доработана игровая механика и проведена большая работа над ошибками. Поэтому правильней было называть игру продолжением.
В Японии, где изначально выпустили проект, он назывался Top Secret: The Resurrection of Hitler (первая часть, вышедшая на игровых автоматах, называлась Top Secret). История рассказывала о том, как неонацисты пытаются воскресить Адольфа Гитлера, а главный герой пытается ему помешать и заодно спасти Super Joe.
В Америке игра вышла уже без фюрера и нацистов, и все известные злодеи были заменены на абстрактных. Это, впрочем, не сделало Bionic Commando хуже, и ее можно считать одной из лучших игр на приставке NES.
Словом, нет ничего удивительного в том, что Bionic Commando Rearmed — не первое возвращение в прошлое. В 1992 году вышло переиздание на приставке GameBoy. Было многое изменено в дизайне и игровой механике. Впоследствии нововведения вошли и в нынешний проект. В 2000 году случилось еще одно переиздание, но оно не пользовалось большой популярностью.
Механическая рука
Механическая рука — один из краеугольных камней в игровой механике, поэтому важно научиться пользоваться ею в совершенстве. Что можно сделать устрашающим протезом? Первым делом — цепляться за объекты. Вы можете схватить бочонок, чтобы швырнуть его в противника. Или схватить самого противника, чтобы швырнуть его на стенку. Точно так же дергаются различные рычаги. Чтобы отбить выстрел, просто ударьте рукой по летящему заряду. Правда, если стреляют из гранатомета, такой фокус не пройдет.
Второе назначение механической руки — перемещение по платформам. Стоя на месте, запустите протез, чтобы зацепиться за потолок. Теперь еще раз нажмите клавишу «Удар рукой». Главный герой по диагонали подтянется к потолку и останется висеть на руке. В этом положении вы можете стрелять или спрыгнуть вниз (клавиша «Присесть»). Если нажать клавишу «Вверх», коммандо вскарабкается на платформу, на которой висит, если ему не мешает какое-нибудь препятствие.
Если зацепиться за потолок, а потом нажать клавишу «Вперед», главный герой сделает прыжок вперед, используя закрепленный протез в качестве каната. В полете еще раз нажмите клавишу «Удар рукой», чтобы снова зацепиться за потолок. Таким образом можно долго прыгать вперед, как Тарзан по лианам. Главное, понять, когда нужно цепляться, чтобы не потерять в скорости движения.
Если присесть, запустить протез — он полетит прямо — и зацепиться за какой-нибудь объект, например, каменный блок, а потом нажать клавишу «Вперед», главный герой лихо прокатится по полу. Это обычно используется, чтобы проскочить через низкий проход. Но можно зацепиться за стенку, чтобы перелететь пропасть. Если, стоя на месте, нажать клавишу «Вверх» и «Удар рукой», персонаж вскинет руку. Это удобно, когда нужно подтянуться наверх без раскачивания.
Предметы, улучшения и оружие
Электронные чипы. Их несколько видов, и они используются, чтобы попасть в определенные комнаты связи.
Осветительный факел. Просто освещает дорогу в темноте. Без них не пройти четвертый уровень.
Целительные пилюли. Увеличивают максимальное количество здоровья.
Железные ботинки. Если, качаясь на механической руке, налететь на противника, он получит урон от удара железными ботинками.
Пропуск. Пройдя третий уровень, вы получите пропуск на 7, 8, 9, 17, 18 и 19 уровни.
Коготь силы. Получив это улучшение, главный герой научится хватать и бросать противников.
Секретное досье. Когда вы будете проходить мимо секретной зоны, на экране появится предупреждающая надпись.
Yashichis. Соберите двенадцать таких предметов, по одному на уровне, чтобы получить доступ к секретной двери в нулевой зоне.
Броня. Броня держится до первого удара, неважно, что это было — выстрел из гранатомета или обычный выстрел. После первого попадания она рушится и восстанавливается только на следующем уровне. Всего видов брони три, и они суммируются. Собрав полный комплект, вы будете гарантированно защищены от трех попаданий или падений на шипы.
Револьвер. Стандартное оружие, которое вы получаете в самом начале игры. Сначала делает один выстрел, после улучшения — сразу три. Эффективен против людей.
Гранаты. Гранаты, они и в Bionic Commando Rearmed гранаты. После улучшения вы сможете кидать сразу по две.
Лазерная винтовка. Скорострельное и эффективное оружие против роботов. После улучшения вы можете копить энергию, чтобы сделать мощный выстрел.
Гранатомет. Заряд из гранатомета эффективен против людей и роботов, но большая площадь поражения и медленная перезарядка не позволяют использовать это оружие на близкой дистанции. После улучшения вы сможете управлять полетом ракеты.
Дробовик. Мощное оружие ближнего боя, особенно эффективно против солдат на канате. Они могут сколько угодно подтягиваться к потолку, все равно не поможет. При выстреле из дробовика персонажа немного отбрасывает назад — таким образом можно раскачиваться, повиснув на механической руке. Это критично, если вы потеряли скорость прыжка, а под ногами пропасть. Улучшение увеличивает дальность стрельбы и убойную силу.
Векторная пушка. Луч после попадания в поверхность отражается под углом в 45 градусов. Выстрел исчезает после третьего отражения. Удобное оружие, которое позволяет уничтожать противника, не входя в прямой контакт. Улучшение добавляет второй луч, что облегчает прицеливание и стрельбу.
Автомат Джо. Скорострельный автомат, который одинаково хорошо выносит всех. Недостатков два — медленная перезарядка, и нельзя двигаться во время стрельбы. Улучшение увеличивает обойму автомата, но в действительности ничего подобного не наблюдается.
Периодически вам будут встречаться комнаты связи, из которых можно не только связаться с базой, но и взломать систему безопасности противника. Это сугубо добровольное дело. В случае успеха вы узнаете слабости босса уровня, а также получите различные плюсы. Количество попыток взлома неограниченно.
Чтобы получить доступ, нужно загнать шар в желтый квадрат. Вы можете только задать направление движение шара, а дальше он летит вперед, пока не наткнется на препятствие. Если такового на пути не обнаружится, он вылетит за пределы поля, и вы проиграете мини-игру. Ваша задача, останавливая шар ударами о красные квадраты, довести его до цели. Помимо обычных преград есть телепорты. В общем, элементарно.
Стратегия битв с боссами
D-1 Beetle
Огромный робот, напоминающий жука, — не слишком серьезный противник. От его выстрелов можно спастись, если вовремя выйти из зоны поражения (она достаточно невелика). Гораздо опасней момент, когда он летит вперед на главного героя. Механического жука обычными выстрелами не пробить, поэтому хватайте рукой бочонок — они стоят в левом углу, — подбегайте к противнику и кидайте снаряд в механизм на «животе» робота.
При удачном попадании робот опрокинется на спину и подставит двигатель. В этот момент быстро стреляйте из револьвера. На нормальном уровне сложности при наличии улучшения у оружия вы можете снять половину здоровья. Робот через какое-то время оживет, переместит слабую область с «живота» на «спину» и снова начнет атаковать. Теперь поднимитесь на платформу выше, схватите бочонок и им прикрывайтесь от пуль. Когда противник закончит стрелять, кидайте бочонок в уязвимое место. Робот рухнет на землю, и вы сможете его добить.
Fabricator
Этот противник даже проще, чем D-1 Beetle, — главное, понять тактику сражения. Сразу после начала битвы вас заключат в механизм по сборке роботов и лишат возможности двигаться. Когда механизм начнет быстро вращаться, оставайтесь в центре машины, чтобы избежать повреждения. Но это не основная атака.
Обычно босс атакует шипами, которые выстреливаются из боковых отверстий. Откуда вылетит шип, можно понять по яркой вспышке. Развернитесь в эту сторону, а когда полетит шип, бейте механической рукой. Отбив несколько атак, механик начнет перезаряжать устройство. В этот момент вы можете двигаться, поэтому хватайтесь механической рукой за кабину, прыгайте налево и цепляйтесь за механизм.
Повиснув на руке, развернитесь в сторону водителя и стреляйте из револьвера. На нормальном уровне сложности вы снимете примерно половину жизни у босса. Потом вас скинут вниз, и придется снова отбивать атаки шипов. Затем опять цепляйтесь за механизм и добивайте противника.
Power Pod
Очередной безумный механизм, который нужно разнести. Босс атакует лазерными лучами. Сначала он нацеливается на главного героя — это можно понять по тонкому лучу, затем копит энергию — луч стремительно темнеет — и стреляет. Увернуться от атаки достаточно просто — главное, постоянно перемещаться.
Вторая атака немногим опасней. Установка начинает бить двумя лучами, которые поражают практически всю область. Единственное безопасное место — центр комнаты. Вот там и прячьтесь. Бить супостата нужно таким способом: поднимаетесь на верхнюю платформу и, зацепившись за непонятную круглую штучку, прыгаете и повисаете на кабине устройства.
Механизм начнет медленно опускаться. В этот момент вас попытаются скинуть летающие роботы. Чтобы этого не случилось, отстреливайтесь из лазерной винтовки. Когда кабина коснется земли и перевернется, забирайтесь на платформу слева и стреляйте по водителю. На нормальном уровне сложности противник добивается со второго захода.
Commander Totmacher
Это даже не босс, а насмешка. Командир практически не атакует, зато блокирует наши выстрелы и натравливает орды солдат, которые постоянно выбегают из-за дверей. Однако это совсем не проблема. Одолеть противника можно меньше чем за минуту.
Сразу после начала боя залезаете на платформу, цепляетесь рукой за потолок и прыгаете на платформу справа (там стоит генерал). Убиваете двух солдат — один выбежит из двери рядом с вами, второй появится на платформе позади. Затем кидаете генералу гранату. Все — босс уничтожен. Осталось только прикончить солдат на нижнем ярусе, чтобы закончить битву.
Siege Machine
Первый и последний действительно сложный босс. Противник традиционно имеет две атаки. Он может выстреливать чугунным ядром, которое грозит расплющить главного героя. От этой атаки нужно спасаться бегством. Второе нападение — залп гранатами. Заряды падают на землю и через некоторое время взрываются. Спасаться также нужно бегством.
Противник уничтожается в три присеста. Стадия первая — уничтожение гусеницы. На гусенице есть слабое звено, которое нужно расстрелять. Для этого, правда, придется подгадать, когда оно окажется на линии огня. Поэтому бегите вперед — машина будет отъезжать — или назад, тогда машина будет подъезжать, чтобы попасть по мерцающей части.
Когда гусеница будет уничтожена, начнется вторая стадия. У машины появится третья атака — она будет пытаться задавить главного героя. Два первых нападения пережидайте, стоя рядом с механизмом. Когда завращаются колеса, бегите к платформам и забирайтесь наверх. Машина стукнется об платформу и временно остановится. Хватайте механической рукой болт и быстро нажимайте клавишу «Удар рукой», чтобы выкрутить его из корпуса.
Таким образом нужно снять три болта, чтобы добраться до кабины водителя. После этого начнется третья стадия. Просто стреляйте по кабине из лазерной винтовки. Противник будет атаковать, как и раньше, и каждый раз, когда он пойдет на таран, его здоровье при ударе об платформу будет уменьшаться.
D-1 Beetle v2
Механический жук не изменил тактику боя, только теперь вместо обычных выстрелов он запускает ракеты, которые уже не заблокировать бочонком. Правда, их можно сбить встречным выстрелом, но особого смысла в этом нет. Гораздо проще вовремя уйти с линии огня. Уничтожать босса нужно старым способом — кидаете бочку в уязвимое место и обстреливаете двигатель.
Gottfried Groeder
Злой брат главного героя — на редкость подвижный противник. Он постоянно прыгает с платформу на платформу и запускает энергетические шары. От них можно увернуться, отбегая в сторону. Еще злодей может навредить, если налетит на вас в прыжке.
Противника нужно атаковать, когда он остановится и начнет копить силу для выстрела. Быстро запрыгивайте к нему на платформу и стреляйте из дробовика. Так вы не только нанесете урон, но и перебьете атаку. Когда вы снимете половину здоровья, босс умчится прочь. Заходите в открывшуюся дверь.
Вам нужно пройти коридор, уклоняясь от ударов рукой с потолка. Пройдя коридор, вы попадете в другой зал. Здесь архитектура немного сложнее, но поведение противника и тактика боя не поменялась.
Commander Von Verstand
Этот командир убивается точно так же, как и Commander Totmacher. Забираетесь на платформу, перепрыгивайте на платформу справа, уничтожаете двух солдат и кидаете командиру гранату. Затем добиваете солдат на нижнем ярусе, чтобы закончить бой.
Siege Machine v2
Второй бой с осадной машиной осложнен тем, что более нет платформ, под которыми можно прятаться от выстрелов. Когда противник запустит гранаты, вставайте посередине между первыми и вторыми тремя гранатами, чтобы избежать урона. Сначала, как и прежде, нужно уничтожить слабое звено на гусенице.
После этого машина поедет на таран. Бегите налево, спрячьтесь в стене и подождите, пока машина ее не разломает. Начинается вторая стадия битвы. Выкручивание болтов происходит старым способом. Только когда трактор поедет на таран, нужно убегать — цепляясь механической рукой за платформу и прыгая вперед. Стены будут разлетаться только так. Когда вы откроете кабину, начнется третья стадия. Впрочем, она быстро завершится. Водитель пойдет на таран и убьется.
Power Pod v2
Во второй битве изменилась лишь тактика нападения, атаки противника остались прежними. Мало просто повиснуть на кабине, чтобы опустить ее на землю, — так вы не опрокинете механизм. Когда кабина доедет до самого низа, нужно быстро подняться наверх по платформам и запрыгнуть на крышу устройства. Вот тогда все получится.
Fabricator v2
Противник слегка изменил тактику боя, теперь он атакует тремя шипами подряд. Сначала, ориентируясь по вспышкам, запоминаете, откуда будут бить шипы, а потом отражайте удары механической рукой. Если пропустите хоть один удар — придется начинать с начала. Атаковать противника нужно прежним способом.
The Leader's Helicopter
Последний противник на удивление скучен и не опасен. Сначала он попробует достать вас ракетами. Просто стойте на месте и отбивайте их механической рукой. Потом вертолет попытается достать вас из пулеметов. Бегите к хвостовой части — в противоположную сторону, если смотреть по направлению стрельбы.
Оказавшись за хвостом, стреляйте из гранатомета в кабину. После этого главный злодей попытается прожарить вас лазерами. Бегайте так, чтобы постоянно находиться в промежутке между двумя лучами. Вот, собственно, и все, что умеет противник. Продолжайте стрелять из гранатомета, пока не прикончите фюрера.
Но когда вы уничтожите босса, игра не закончится. Нужно за тридцать секунд выбраться из разваливающейся крепости. Спускайтесь на лифте и заходите в дверь слева. Пройдите по коридору и поднимайтесь наверх. Вскоре вы встретите вроде бы убитого босса. Драться с ним совсем не интересно — вот-вот рванет колымага, — поэтому уклонитесь от атаки и продолжайте подниматься. Вскоре вы доберетесь до выхода и закончите игру.
Посмотрим, чем сможет порадовать нас «полноценный» Bionic Commando от GRIN и Capcom, который обещает выйти в 2009 году. Сможет ли настоящее продолжение принести столько же радости, сколько Bionic Commando Rearmed?