— У вас бывает дежавю?
— Обычно нет, но могу посмотреть на кухне.
Х/ф «День сурка»
Изменения — это риск. Риск опасен. Риск ведет к кризису. Изменения создают нестабильность, тревогу, неприятие, непонимание, угрозу. Изменения — это плохо.
Изменения — это интрига. Интрига вынуждает действовать, чувствовать, переживать, придумывать, жить. Возникает повод для радости, веселья, творчества, самовыражения. Изменения — это хорошо.
Его величество Футбол Девятый
Если вы долго следите за футбольными симуляторами, то профессия сомелье не будет для вас непонятной. Пусть речь идет об играх, а не о винах, что с того? Здесь называют «изменениями» такие крошечные детали, что в других жанрах их бы и не заметили. Неужели и в этот раз нас ждет то же самое?
Как и прежде, двадцать две фигуры усердно изображают футбол, передвигаясь по зеленому прямоугольнику. Снова тренировки, снова товарищеские матчи, снова чемпионаты. Мелькают крупные планы и повторы. Лица персонажей искажены пластмассовыми эмоциями.
Позитивные сдвиги есть. Как и полагается, первой в глаза бросается графика: шаг вперед очевиден. Фанфары! Аплодисменты! Современная картинка появилась на персоналках! Радость немного смазана: владельцы консолей давно наслаждаются этим качеством. Собственно, и прошлогодняя Pro Evolution Soccer уже показывала этот уровень. Как знать, если бы не японский соперник, как долго бы тянулось бы ожидание? Да здравствует свободная конкуренция!
Привычное путешествие по меню не поражает воображение. В целом все осталось тем же, ничего революционного среди режимов. Конечно, EA по привычке обновила игру через интернет, разве могло быть иначе? Впрочем, все изменения давно ожидались.
Все как обычно? Не совсем. Есть одно принципиальное нововведение, могущее поразить. Трудно было поверить, что разработчики на это способны, — но компания Electronic Arts действительно удивила.
Чужой среди своих
Точная формулировка изменения вызовет бурный смех у далеких от жанра людей. Эти слова скорее подошли бы игре года этак... девяносто второго! Но нет, слова действительно ошеломляют.
FIFA 09 поддерживает мышь. Да, во время матчей, а не в меню. Ура! Вы можете точно указать: мяч должен полететь во-о-от туда. И он действительно примерно туда полетит. Невероятно.
Такой прорыв выглядит удивительным не только за счет игрового процесса, важно вспомнить контекст. Серия FIFA последние годы была стопроцентно ориентирована на консоли. Версия для Windows была чем-то вроде платной демонстрации, которую делали «по привычке». Разница была колоссальная, а на все протесты EA лишь отмахивалась. Причины этого понятны: спортивные симуляторы служили дополнительной приманкой для покупки Xbox 360 или PlayStation 3. Не пошаговыми же стратегиями приманивать, в самом деле!
Мышь — инструмент исключительно для персоналок. Более того, это — одно из главных преимуществ ПК, даже символ! Именно из-за нее остаются мечтой совместные сражения в сетевых боевиках, где «консольщики» вышли бы против «старой школы». О проблемах переноса игр с приставок и говорить не нужно, вы все давно знаете.
Вот в таких условиях любители персоналок получили преимущество. Пути консольной FIFA и его собрата для ПК разошлись в принципиальном моменте. Конечно, осталась возможность старого управления, но интерес к нему стремительно угасает.
Более того, кажется, что игра изначально сделана для персоналок. Удобное меню, хорошая мышь, толковое управление — от всего этого любители серии уже отвыкли. Как, оказывается, приятны продуманные мелочи!
Каковы причины случившегося? Во-первых, если поклонники футбола хотели купить консоль, они это давно сделали. Наверняка Microsoft и Sony ослабили требования по форсированию к игре на приставке.
Во-вторых, дело в политике Electronic Arts. Несколько лет подряд компания штамповала продолжения, сконцентрировавшись лишь на этом направлении. В короткой перспективе такой подход действительно эффективен, но стратегически он ведет к отставанию. Все старые «марки» постепенно теряют силы, а на смену им ничего не приходит.
В начале года сразу через несколько интервью прошла общая мысль: нужно свежее дыхание среди игр. Пусть убытки неизбежны, но другой путь станет катастрофой для компании. FIFA 09, конечно, не «новая вселенная», но необходимость изменений чувствуется и здесь.
В-третьих, рынок для ПК огромен. Как бы громко ни говорили о всепоглощающем пиратстве, игры тут еще как способны приносить прибыль. Кроме того, из продаж консольных игр почти выжат максимум. Если где и есть резерв для роста, то среди персоналок.
В целом такие изменения радуют. Нет гарантии, что они выльются во что-то великолепное, но их необходимость давно созрела. И конечно, нам интереснее будет ждать следующую часть.
Пластическая операция на характере
Управление стало другим, это несомненно. На бумаге изменения выглядит грандиозно. Но таковы ли они на практике?
Визуально игровой процесс, как ни странно, не изменился. За долгие годы мы уже выработали средства послать мяч «куда нужно», так что на экране указатель можно и не заметить. Разница в том, что раньше требовался полноценный комплекс ухищрений и уловок, а сейчас интерфейс интуитивен.
Иными словами, если вы хотите играть по-старому, вы сможете это сделать. Знакомые комбинации по-прежнему эффективны. Прорывы по флангу сохранили свою силу, привычные ходы ставят компьютер в тупик. Если вы играли в FIFA 08, вы знаете, как доставить мяч к воротам.
Другое дело, что моторные навыки придется менять. Те сложные сплетения, к которым давно привыкли пальцы, теперь бесполезны. Впрочем, клавиши можно переназначить (и это удобно делать!), так что эксперименты с настройками полезны. Новичкам будет полегче: управление похоже на большинство игр — боевики и стратегии.
Для чего такие жертвы? Есть ли выгода? Да, вне всякого сомнения! Теперь вы можете действовать непредсказуемо. При развитии мы не обязательно выбираем один из заданных шаблонов — мы вольны конструировать атаку по собственному желанию.
Не нужно говорить, как много это значит. Творческий симулятор футбола — то, о чем лично я давно мечтал.
Впрочем, рано говорить о безоблачных горизонтах. Свобода иногда перерастает в хаос, и в FIFA 09 есть такие признаки. Здесь трудно реализовывать стройные комбинации: компьютерному товарищу не объяснить сложный план. В результате беготни стало больше, а толка чуть поменьше. Это решаемая проблема, но на сегодня она есть. Осталось выяснить, как с ней справляются настоящие футболисты.
А пока получается, что выгоднее обыгрывать защитников при помощи финтов. Сложные маневры с привлечением всей команды стали рискованнее и, следовательно, реже. Как по мне, это нехорошо: что такого футбольного в сложной фигуре из пальцев?! Тем не менее есть и другие взгляды на ситуацию, многих это даже порадует.
Столяр-ювелир
Разработчики занимались не только интерфейсом, который грозит изменить всю серию. Немало усилий направлено на исправление прошлых шероховатостей, благо их было с избытком.
Физика игры — один из таких примеров. Мяч стал более предсказуемым, хотя многие жалуются на его нереалистичность, «мягкость». Впрочем, проблема кроется скорее в высоких скоростях современного футбола — игра не может себе их позволить.
Откровенно радует судья. Раньше любой подкат сопровождался настороженным выдохом: а не сочтут ли это чрезмерной грубостью? Теперь рефери стали поспокойнее, на стычки реагируют без нервов. По-прежнему нельзя делать подкаты сзади, но это вполне нормально. Важно, что теперь доступна жесткая игра — противник получит право на штрафной удар, но это лишь форма риска. Карточки, особенно красные, возникают лишь по особым случаям: в первую очередь это относится к намеренным нарушениям.
В прошлом году я хвалил защиту: она тогда превратилась из рутины в сложный и интересный процесс. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и обороняться стало не так увлекательно. Впрочем, нынешний вариант гораздо ближе к потенциальной «золотой середине», чем ранее. Управлять одним защитником довольно-таки забавно. Действия не сводятся к автоматике, приходится быстро думать: а как решить вот такую проблему? Закавыка в другом. Теперь каждый игрок действует сам по себе, и стратегически организовать защиту трудно. Раньше мы могли «выдавить» нападающего в менее опасную зону, чтобы там прижать к бровке, создать численное преимущество на ограниченном пространстве. Сейчас два игрока просто сходятся в единоборстве, и один выигрывает.
Мелкие недостатки можно перечислять и дальше, но они того не заслуживают. В целом FIFA 09 напоминает троечника, который вдруг взялся за ум и честно выучил нечто из учебника. Честно говоря, до «отлично» ему далеко, но этот порыв заслуживает хорошей оценки. Разработчики видят свои проблемы и явно ищут пути к их решению. Да, возникают новые проблемы, но ничего непреодолимого в них нет. В ситуации много оптимистичного: кабель от мыши вполне может привести к чему-то важному и основополагающему. Например, к интересному футбольному симулятору.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
больше свободы в игре | баланс, хаос комбинаций |
Графика 7 |
большой шаг вперед | лица, трибуны |
Звук 7 |
достойный комментарий | шум трибун |
Игровой мир 8 |
большое число лицензий | упор на внешнее сходство с футболом |
Удобство 9 |
принципиально новое управление | выбор футболистов, замены |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: Симулятор как никогда хорошо адаптирован для персональных компьютеров. К вашим услугам новая графика, удобное управление, проработанный интерфейс. Достаточно ли этого? Нет, конечно, но прогресс в кои-то веки имеет место. | Рейтинг журнала 81% |
Подготовка к матчу
Полное руководство к FIFA стало бы одновременно масштабным и малополезным документом. Жемчужины важных секретов были бы погребены среди груд той информации, что уже известна вам. Интересны ли пересказы уже прочитанных книг? Не думаю.
В такой ситуации советы мастеров принесут больше пользы. В ближайших номерах вас ждут статьи, которые подробно опишут аспекты симулятора. Сразу несколько игроков поделятся с вами опытом, рассмотрят игру с разных сторон.
Сейчас же помощь нужна людям, до того не интересовавшимся футбольными симуляторами. Геймпады и клавиатурные симфонии многим внушали недоверие, но теперь у нас есть мышь! Самое время познакомиться с серией FIFA.
С чего стоит начать игру? Ответ понятен: с тренировок и товарищеских матчей.
Тренировки позволяют повторять одни и те же элементы много раз, пока они не будут получаться. Здесь есть и свободная «практика», и стандартные ситуации: штрафные удары, угловые. Попробуйте разыграть мяч, ударить по воротам сильно или применить хитрость.
При передачах крайне важна длительность нажатия на кнопки. Мышь — это не клавиатура, так что задача во многом упростилась. Наша цель — некий идеал в середине «полоски»: удар должен быть достаточно сильным, чтобы вратарь не среагировал, и достаточно слабым, чтобы лететь точно. Кроме расстояния до ворот, важен бьющий футболист — суперзвезда и середняк действуют по-разному.
Товарищеские матчи дадут необходимую практику, но главная их цель в другом. Вы должны найти свою команду, и это вовсе не означает любимую. Разные коллективы по-разному подходят для вашей тактики. В одном случае игра через фланги принесет лишь разочарование, а с другими исполнителями она же принесет шквал голов. Кое-кто лучше действует финтами, кое-кто — быстрыми забегами. Где-то выше результативность, где-то навесы в штрафную будут бесполезны.
Собственно, у вас два пути. Можно искать ту команду, что лучше всего соответствует запросам. Можно менять и себя, подстраиваясь под определенных персонажей игры. До того как этот процесс стабилизируется, начинать чемпионат бесполезно. Тренером может стать лишь опытный футболист.
В режиме «Будь профессионалом» игрок управляет одним футболистом. Интересно в первую очередь для разнообразия, для новичков не рекомендуется.
Обратите внимание и на кнопки управления. Раскладка «по умолчанию» будет удобна не для всех, так что мелкие улучшения приветствуются. Не забудьте включить режим «мышь плюс клавиатура», у него наибольшие возможности.
На заметку: кнопки управления изменились, но общие принципы сохранились. Функции кнопки Z перекочевали на Control, функции С — на Alt, а «беговая» E наконец-то заменена пробелом.
В случае «мышиного» управления доступны два варианта: движением игрока может управлять либо извечное W, S, A, D, либо сама мышь. Второй вариант позиционируется как оптимальный для начинающих, но лучше к нему не привыкать. За движение футболистов должна отвечать клавиатура, иначе многие комбинации останутся недоступны. У танков должна крутиться башня, у футболистов — голова!
Защита
Защита, по большому счету, проста. Действия сводятся к последовательности, общей для большинства ситуаций.
Все начинается с выбора игрока (колесо мыши). Полезно бежать сразу за противником или атаковать его сбоку: движение вперед замедлится, и ваш товарищ отберет мяч. Этот вариант связан с наименьшим риском, но он скорее пассивен: вы больше ждете ошибки противника, чем действуете.
Чтобы активно мешать противнику, используйте левую кнопку мыши. Если этого не делать, защитники будут просто сопровождать противника. Такой подход нам не нужен.
Альтернатива — подкаты, для которых нужна правая кнопка мыши. Они полезны, если вы можете пересечь траекторию мяча. В новой версии FIFA прием пригодится чаще, чем раньше, хотя вероятность штрафного по-прежнему велика. Сзади он запрещен вовсе, а спереди и сбоку его нужно применять с опережением. Другими словами, вы должны просчитать действия нападающего, а затем опередить соперника.
Разумеется, подкаты в штрафной площадке — крайняя мера. Пожалуй, так лучше не делать никогда.
Также вы можете перекрыть путь мячу: для этого активно мешайте, зажав Alt. Это важно, если противник любит финты.
Кроме того, вы можете вызывать товарища на подмогу (средняя кнопка мыши). По-настоящему мощный прием, но тоже рискованный: вы оголяете зону, оставляя место для прорыва. Противник не должен сделать передачу!
В FIFA 09 нападающим легче обыграть защитника, чем до того. Как следствие, часто противник выходит на ворота с одиноким вратарем. В таких случаях полезно заранее вывести голкипера вперед, чтобы он перехватил мяч: за это отвечает клавиша Q. Конечно, это риск, ведь противник может ударить издали — без крайней необходимости так лучше не делать.
Не забудьте избавиться от мяча, когда перехватите его. Проще всего выбить его подальше (правая кнопка мыши). Впрочем, можно передавать между защитниками, чтобы спокойно перейти в атаку, но это риск. Не забудьте, вратарь не может взять мяч в руки после паса от своих.
Нападение
Главный элемент атаки — пас. Принцип прост: наводим указатель мыши куда нужно и нажимаем левую кнопку мыши. Дальше начинаются детали.
Во-первых, пасовать можно точно на товарища или в свободное пространство. Точные передачи более эффективны, причем намного. Больше, чем это можно предположить. Пасы «на ход» полезны значительно реже, чем в реальном футболе.
Сила передачи зависит от длительности нажатия. Это одновременно трудность и мощный инструмент, способный разнообразить атаку.
Передачи могут быть верхними, для этого нужен двойной щелчок мышью. Такой вариант менее точен, но и перехватить его труднее.
Крайне полезно передавать мяч в касание. Как ни забавно, для этого нужен тоже двойной щелчок мышью. В чем разница? Формально — пауза между нажатиями больше. Если сказать по-другому, второе нажатие относится уже к принимающему, и должно произойти за миг до приема. Эта уловка резко повысит темп атаки, но и риск перехвата возрастает.
Если зажать до передачи Alt, отдавший мяч футболист сразу же помчится в атаку. Это очень полезно на фланге: так вы подключите к атаке крайнего защитника, которые прорвется по бровке и подаст в штрафную.
Еще одна полезнейшая технология называется triggerrun, что лучше всего перевести как забег без мяча. Во время атаки наведите курсор мыши на товарища и поверните колесо мыши — он рванет вперед, а вам останется отдать ему пас.
Это важно: одна из важнейших настроек игры — переключение активных персонажей (playerautoswitching). Он находится в окне настройки клавиш, а показывает, в каких случаях футболист становится активным автоматически. В прошлых версиях FIFA было полезно сдвинуть рычажок до минимума и переключать самостоятельно. Теперь этот подход дает сбои, особенно в случае передач «на ход», так что уровень автоматизации зависит от стиля вашей игры. Появилось и принципиальное нововведение: за ручное переключение по-прежнему отвечает специальная кнопка, но появился альтернативный механизм — можно просто щелкнуть на нужного футболиста. Крайне удобно, хотя требуется хорошая реакция!
За удары отвечает правая кнопка мыши. Тут свобода для маневра меньше: указываем примерное направление и бьем. Важнее всего сила удара — не слишком большая, не слишком маленькая.
Если во время удара зажать Shift, игрок ударит низом. Преимущество тут в том, что полезно бить с максимальной силой, и мяч полетит точно. Удар может быть и слабым — тогда футболист ударит «щечкой».
Для финтов приспособлена средняя кнопка мыши. Чтобы обыграть защитника, зажмите кнопку и сделайте определенные движения мышью. Вот простейшие приемы: движение мышью назад-вперед относительно хода футболиста (пробросить себе мяч), движение влево-вправо («раскачать» соперника), круговое движение (развернуться вокруг своей оси, закрыв мяч).
На заметку: не нужно объяснять, что бег (пробел) необходим для хороших атак. Менее очевидно, что бег может быть прерывистым — рваный темп обманет защитника.
Если вокруг много игроков противника, укрывайте мяч (Alt). Из этого положения также удобно давать точные передачи. Для обманных движений требуется Control, но нужно это не так часто.
Тактика
Прямо во время матча вы можете варьировать тактику команды. Для этого даже не нужно вызывать меню, достаточно нажать на цифру из ряда, расположенного над буквами на вашей клавиатуре. Расшифрую их значение.
1 — MR (Third Man Release) — рядом с держащим мяч игроком создается локальное численное преимущество. Эффективно, если вы применяете короткий пас.
2 — WP (Wing Play) — заставляет ваших товарищей играть шире, двигаться на флангах. Центр при этом ослабевает.
3 — CA (Counter Attack) — если мы перехватили мяч, часть футболистов быстро бежит вперед. Особенно усердствуют крайние защитники. Рискованная тактика: если мяч снова будет потерян, возникнет опасная ситуация.
4 — BO (Box Overload) — штурм штрафной площадки. Примитивно, но полезно, если противник сконцентрировался на защите.
Кроме того, кнопка с цифрой 5 влияет на общие действия команды: вы призываете атаковать, защищаться или искать нечто среднее.
Подобные тактики существуют и для обороны.
Shift+1 — FB (Flat Back) — защитники выстраиваются в линию.
Shift+2 — OT (Offside Trap) — офсайдная ловушка для противников, любящих быстрые передачи вперед.
Shift+3 — PR (Pressing) — командный прессинг. Полезен для защиты, но футболисты быстро теряют силы.
Shift+4 — ZP (Zonal) — защитники держатся ближе к позициям и не следуют за нападающими.
Следующий шаг
Что дальше? Есть много направлений для совершенствования. Отмечу основные из них.
Учитывайте особенности ваших игроков. Некоторые из них быстро бегают, другие хорошо бьют издали. Лучшие в какой-либо «номинации» отмечены специальными значками.
Разыгрывайте стандартные положения, особенно угловые. Все будут ждать прямой подачи, а вы организуете сложную комбинацию.
Не забывайте про тактики, настраиваемые во время матча: прессинг, офсайдную ловушку, ставку на фланги. Меняйте их по ходу матча.
Замены способны изменить ход матча. Главный повод для замены — усталость футболистов, в первую очередь фланговых.
Выберите подходящий тип камеры в зависимости от стиля игры: некоторые дают лучший обзор, другие позволяют следить за потенциальными офсайдами.
Перед матчем можно указать «персональщиков», которые будут следить за лучшими игроками противника. Как правило, это не нужно, но явного лидера можно и нужно обезвредить.
До встречи в разделе «Советы мастеров»!