Когда в 2006 году Crytek объявила, что продала все права на Far Cry Ubisoft, это породило массу вопросов. Сможет ли новый разработчик сделать достойное продолжение? Ведь обычно заслуги и неудачи игры приписывают именно разработчикам, а не издателям. Будут ли развиваться старые идеи, или игра кардинально поменяет курс? Насколько новый проект будет похож на свежее творение Crytek — Crysis? Сравнения с ним не избежать. И, главное, что в итоге окажется лучше?
Не Far Cry
Первое, что нужно сделать, садясь за Far Cry 2, — забыть его название. Эта игра — нисколько не продолжение. Его даже нельзя назвать духовным наследником, в отличие от Crysis. Во второй части поменялось абсолютно все. Место действия, персонажи, сюжет, боевая система, даже игровая концепция совершенно не похожи на виденное нами в Far Cry. Единственная точка соприкосновения — красивая графика и джунгли. Но этого, согласитесь, маловато.
В Far Cry 2 действие происходит в неведомой африканской стране, где уже который год идет гражданская война. Мы играем за одного из наемников — вы можете выбрать героя из десятка персонажей, — получившего контракт на убийство Шакала, известного торговца оружием, который снабжает обе стороны конфликта. Задание не обещало быть легким, но дела сразу пошли куда хуже, чем можно было представить.
Мы немедленно оказались в плену, подхватили малярию и чуть не погибли во время перестрелки. Сроки выполнения контракта сильно затягиваются, поэтому просто отстреляться и быстро смотаться не получится. Придется влезть во внутренние разборки, чтобы добраться до Шакала. В стране действуют две группировки, имеющих реальную силу, — военизированные UFLL и революционные APR. Обе — те еще паршивцы, но мы приехали не наводить справедливость, а деньги зарабатывать.
Однако вы не одиноки. Тут трудятся и другие наемники, которые не прочь посодействовать в случае чего, но и сами могут попросить о помощи. Друзья готовы вытащить вас с поля боя, если главного героя подстрелили, или подсказать, как лучше пройти миссию. Но также они не упустят шанс использовать ваше задание в собственных целях. Это особенность добавляет игре некую пикантность. Вы не просто выполняете одно задание за другим, вы находитесь в центре большой игры, где каждый игрок имеет свой интерес.
Самое интересное начинается, когда вы приступаете к выполнению задания. Вы вольны действовать прямолинейно: приехать и открыть пальбу. Но кто сказал, что это лучший вариант? Почему бы, скажем, не залезть на скалу и не пальнуть из снайперской винтовки часовому в ногу? К нему сразу побежит товарищ, чтобы помочь раненому. Эта классическая тактика снайпера — приманка на раненого. И она отлично работает в Far Cry 2.
Надо убить определенного человека? Снимите часового из оружия с глушителем и, пока охрана ведет поиски убийцы, прокрадитесь в здание с другого входа и положите жертву. А можно и вот как: снимите часового, подождите, пока вокруг него не соберутся противники, чтобы обсудить план действий, и сожгите врагов из огнемета. Если требуется похитить вещь, можно вообще обойтись без единого выстрела.
В Far Cry 2 нет единого шаблона, и разработчики по заданиям ничего не советуют. Только вы планируете всю операцию от начала и до конца. Вариантов выполнения миссии великое множество. Силовой путь с взрывами и пулеметными очередями тоже отлично работает. Но только не думайте, что можно просто переть вперед и валить боевиков пачками. Противник живуч, умен, а главный герой дохнет от нескольких точных очередей.
И чем выше уровень сложности, тем злее и умнее противник. Враги прячутся в кустах, до последнего преследуют героя, координируют свои действия с напарниками и не брезгуют совершать обходы с фланга и тыла. Заметим, что им не лень сделать крюк в 100-200 метров. Поначалу даже непривычно смотреть на таких сообразительных врагов, умеющих ориентироваться на открытой местности...
Правда, иногда от чрезмерных усилий кремниевые мозги плавятся. Противник может просто начать бегать на корточках, вообще не обращая внимания на игрока. Любимый трюк безумных водителей — подъехать к вам вплотную, пока не стукнутся машины. И противнику безразлично, что он едет на обычном легковом автомобиле, а вы яростно стреляете из пулемета. Но такие казусы нечасты.
В игре четыре уровня сложности — Casual, Normal, Hardcore и Infamous. Какая же между ними разница? Во-первых, уровень здоровья. Чем ниже уровень сложности, тем больше ранений сможет пережить персонаж. Во-вторых, в сообразительности искусственного интеллекта. На сложном уровне противники намного чаще координируют действия, обходят с фланга и активней пользуются гранатами. В-третьих, в количестве боеприпасов. Чем ниже уровень, тем больше патронов вы можете носить с собой.
Кровавые алмазы
Far Cry 2 не сводится к сюжетным миссиям. Погуляйте, посмотрите мир... Для начала это просто красиво. Пальмы, стаи дикой живности... Правда, живность почему-то сплошь травоядная. Сафари можно проводить с пользой для кошелька. Глядь — какой-то растяпа растерял чемоданы с алмазами (это местная валюта), которые, несомненно, пропадут без толку в этой глуши...
Без алмазов в этой стране долго не протянуть. Бесплатных пушек не будет. Поэтому, помимо собираний камней, приходится брать дополнительные заказы на устранение важных персон. Можно попытаться обойтись трофейным оружием, но так вы пропустите лучшие модели; к тому же ржавые дробовики и автоматы постоянно заклинивают, а то и взрываются в руках.
А торговцы оружием — ушлые парни. Они понимают, что без оружия вы никто, и пользуются этим. Придется выполнять их задания по устранению конкурентов, чтобы получить доступ к новым стволам, предметам и улучшениям. Но и это еще не все! Главный герой болен малярией и, чтобы держаться на ногах, ему нужно постоянно пить таблетки. Когда заканчивается упаковка, приходится заниматься доставкой паспортов для беженцев, чтобы получить новое лекарство.
Дополнительные задания достаточно однообразны: кого-то убить, что-то взорвать. Но благодаря свободе действий они не успевают надоесть. Куда больше раздражают блокпосты. Зачистив пропускной пункт, не думайте, что этим все закончится. Противники моментально возрождаются, стоит отъехать от блокпоста. Хорошо хоть, что охрана немногочисленна и ее можно уничтожить за несколько минут.
Картинка в игре — одна из красивейших на сегодняшний день. И если в Crysis технологии служили только для красоты, в Far Cry 2 они привязаны к игровому процессу. Самый яркий пример — огонь. Динамически расползающийся огонь — это не просто красивый эффект, а смертельная угроза и грозное оружие. В саванне полно сухой травы, а большинство построек сделано из дерева, поэтому метко брошенная бутылка с зажигательной смесью может обречь противника на мучительную смерть.
Огнем можно прикрывать пути отступления, запирать противника, не давая ему маневрировать, и выжигать особо хитрые засады. Если сравнивать картинку с Crysis, сложно сказать, что выглядит лучше. Вполне вероятно, детище Crytek опережает по технологиям, но безнадежно проигрывает по дизайну и оформлению. К тому же Far Cry 2 намного лучше оптимизирован. Чтобы насладиться графикой на максимальных настройках, вам не потребуется компьютер послезавтрашнего дня.
Абсолютно все действия в игре выполняет главный герой. Когда вы хотите посмотреть на карту, главный герой достает карту прямо в игре. Лечение? Укол шприцом. Опасная рана? Персонаж выковыривает пулю щипцами. Открыть дверь? Вы видите, как рука тянется и поворачивает ручку.
В игре не бывает условностей вроде «подходите к машине, нажимаете кнопку и моментально оказываетесь в кабине». Каждое действие анимировано и выглядит превосходно. Вообще, анимация в Far Cry 2 — одна из лучших. Нужно видеть, как персонаж стучит рукой по дробовику, чтобы выбить заевший патрон...
Когда вы только попадаете в страну, о вашем персонаже никто ничего не знает и бандиты относятся к вам просто как очередному наемнику с автоматом. Выполняя задания товарищей (ищите их баре Майки) и сюжетные миссии, вы будете увеличивать репутацию персонажа.
Репутация влияет на поведение противника во время сражений. Чем она выше, тем неохотней они будет атаковать, предпочитая сидеть в обороне. Некоторые будут в ужасе спасаться бегством. В общем, играть становится легче.
Far Cry 2 здоровенным эвкалиптом возвышается над густой порослью интересных, цветистых, чертовски увлекательных, но жутко линейных боевиков. Разработчики вечно говорят о «разнообразных вариантах решения задач», но чаще всего дело ограничивается небольшими развилками, а отнюдь не подлинной свободой. Играя в Far Cry 2, испытываешь самое настоящее вдохновение. Игра поощряет эксперименты. Но свобода не ограничивается одними миссиями — перед нами огромные территории, которые интересно исследовать.
Особенно Far Cry 2 хочется любить за игровой мир и суровую реальность. Бескрайняя африканская саванна, смертельные джунгли, кровавые алмазы и предельный реализм. В игре нет ни грамма мистики, фантастики или борьбы с терроризмом. Уже сейчас можно смело говорить, что Far Cry 2 — одна из лучших игр года и мой личный фаворит на звание «лучший боевик 2008 года».
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
свобода действий, множество вариантов выполнения миссий, боевая система | постоянно возрождающиеся враги на блокпостах |
Графика 9 |
красивая картинка, отличная работа дизайнеров и художников, анимация | нет |
Звук 9 |
музыка, озвучка, звуковые эффекты | нет |
Игровой мир 9 |
необычное место действия, суровая африканская реальность | порой сюжет теряется за свободой действий |
Удобство 9 |
хорошая оптимизация, удобное управление | редкие баги искусственного интеллекта |
Новизна да Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: Far Cry 2 — это вовсе не Far Cry. Беспрецедентная свобода, множество вариантов действий, огромный мир и превосходная графика. Эта игра — словно глоток свежего воздуха среди череды линейных боевиков. | Рейтинг журнала 93% |
Способы передвижения
Персонаж может двигаться тремя способами — шагом, бегом и на корточках. Каждый способ имеет свои недостатки и преимущества.
Ходьба шагом, по традиции, — основной способ передвижения. Скорость нормальная, но персонаж заметен, по нему легче попасть. Однако, если перестрелка идет в высокой траве, заметить противника можно, только стоя в полный рост. Обычно я передвигаюсь шагом, когда знаю, что рядом нет врагов, или ищу алмазы.
Чтобы увеличить скорость передвижения, можно перейти на бег. Персонаж быстрее передвигается, но менять направление движения становится труднее — если только резко затормозить и повернуться. Также после бега, особенно если вы неслись, пока персонаж не выдохся, картинка какое-то время будет смазана (как бы запыхался) и вы не сможете нормально целиться. После бега нужно восстановить силы, чтобы снова сорваться с места.
Если во время бега нажать клавишу «присесть», персонаж резко плюхнется и затормозит. Это удобно, когда например, нужно перебежать дорогу. Проскочили опасный участок и сразу спрятались в траве. Двигаясь на корточках, вы издаете меньше всего шума. Такой способ передвижения оптимален, если вы хотите чтобы противник вас не заметил. Также, сидя на корточках, удобно держать оборону на позиции.
Зайдя в воду, персонаж неспешно поплывет брассом. Плавать нужно осторожно, потому что, если вас заметит противник, вы уже, скорее всего, никуда не приплывете. Если нужно пересечь опасный участок, плывите под водой. Когда начнется убавляться жизнь — всплывайте.
Путешествуя по миру, вы, возможно, заметите точки сохранения на стенах домов. Спрашивается, зачем они нужны, если игру можно в любой момент записать и загрузить из основного меню. Отвечаем — они не нужны вообще. Перед вами атавизм консольных версий. На Xbox 360 и Sony PlayStation 3 можно сохраняться только в штаб-квартирах, убежищах, оружейных магазинах и по окончании путешествия на автобусе. Версия для персональных компьютеров лишена этих недостатков, и вы можете в любой момент записать игру.
Лечение
Уровень здоровья персонажа вы можете посмотреть в нижнем левом углу. Шкала состоит из нескольких делений. Чем больше делений опустошено, тем сильнее ранен персонаж. Но если деление опустело не полностью, можно спрятаться в укрытие, и через некоторое время оно восстановится. Я считаю, что это удачный компромисс между вечной регенерацией, как в Call of Duty, и классической системой с процентами и числами.
Если у вас сняли много здоровья и дело дошло до последнего деления, начнется кровотечение. Даже если в вас перестанут стрелять, персонаж скоро помрет от потери крови. Чтобы этого не случилось, быстро нажмите клавишу лечения. Персонаж сделает неприятную, но необходимую процедуру, которая остановит кровотечение и восстановит два деления. Однако если в вас попадут во время лечения, придется начинать сначала.
Чтобы полностью вылечиться, вы можете отправиться спать в хижину или в приют для беженцев. Однако этот способ в бою не подойдет. В этом случае вас выручит чудо-укол. Сделав инъекцию, вы полностью восстановите здоровье. Шприцы можно найти в аптечках, которые раскиданы по всей стране. Одновременно вы можете нести шесть доз. Также вы можете пить воду в бутылках — это восстанавливает одно деление. Но, к сожалению, воду нельзя брать с собой.
В самом начале игры главный герой заболеет малярией. Периодически его будут скручивать приступы. Экран позеленеет, изображение поплывет, и персонаж станет совершенно беспомощным. В этот момент нужно быстро выпить таблетку, чтобы полегчало. Лекарство постепенно заканчивается, и, чтобы получить новое, нужно выполнить задание для беженцев. Вам дадут паспорта, которые требуется отвезти к очередным жертвам войны.
Если не успеете принять лекарство, главный герой упадет в обморок и очнется в убежище, где ему вручат несколько таблеток. Их надолго не хватит, поэтому лекарство придется добывать в любом случае. Когда пора искать пилюли, можно понять по сообщениям в основном меню или по пустой банке (персонаж покажет ее во время принятия лекарства). Замечена небольшая ошибка: если персонажа скрутил приступ и он был ранен, тогда, нажав клавишу лечения, вы сначала сделаете укол и только потом примете таблетку.
Карты
В Far Cry 2 действительно огромные пространства, поэтому без карты вы моментально заблудитесь. Всего есть три типа карт — большая, средняя и маленькая. На большой карте отображается весь регион и только основные объекты — автобусные остановки, торговцы оружием, бар Майки, города и цель задания.
На средней карте отображается конкретный участок региона, но по нему предоставлена более подробная информация. Вам уже легче разобраться в дорогах, есть также вся информация об этой части местности — блокпосты, убежища, спутниковые антенны и прочее. Маленькая карта доступна, когда вы заходите в город или особую зону (она выделена на средней карте характерным цветом). С помощью небольших карт удобно ориентироваться на местности, особенно когда много домов, а вам нужно попасть в один конкретный.
Просмотр карт происходит прямо в игре и в реальном времени. Поэтому осматривать местность, когда в вас стреляют из всех стволов, неудачная идея. Также вы можете пользоваться картой непосредственно во время управления машиной, не сбавляя скорости. Между картами можно переключаться одним нажатием клавиши. Это позволяет лучше спланировать маршрут, потому что по одной карте зачастую трудно понять, куда нужно ехать.
Когда вы будете находиться в особой зоне (это маленькая карта), нажмите клавишу прицела, чтобы осмотреть местность в монокуляр. Помимо чисто разведывательных целей — сколько боевиков, чем вооружены, маршруты патрулей, — с помощью этого устройства вы можете отметить положение определенных объектов. Допустим, вы смотрите на джип. Красная полоса на монокуляре станет зеленого цвета. Нажмите клавишу выстрела. Персонаж сделает снимок. Теперь посмотрите на карту — на ней видны все машины. Таким образом вы можете отметить боеприпасы, аптечки, установленные пулеметы, машины и снайперские позиции.
Поиск алмазов
Какой-то растяпа раскидал по всей стране двести двадцать портфелей, каждый из которых хранит в себе от одного до трех алмазов. Искать драгоценности совсем не сложно, а доход нешуточный. Вроде 1-3 алмаза это немного, но вы не успеете оглянуться, как за два часа игры спокойно наберете 15-20 камней. А этого уже хватит по покупку новой пушки.
Каким же образом происходит поиск алмазов? Когда вы будете проходить неподалеку от спрятанного чемодана с картой в руках, на GPRS-приемнике начнет мигать зеленая лампочка. Чем ближе вы находитесь к камню, тем быстрее мигает лампочка. Чтобы точно определить, куда идти, начинайте медленно крутиться вокруг своей оси, глядя на световой сигнал. Если лампочка перестала мигать и загорелась зеленым, это значит, что алмаз прямо по курсу.
Ближе к чемодану к световому сигналу прибавится звуковой сигнал. Обычно чемоданы просто лежат на земле, на ящике или камне. Но некоторые запрятаны в укромных местах. Они могут быть, например, на крыше автобуса или в тайнике, перегороженном досками. Иногда, чтобы добраться до камня, приходится хорошенько подумать головой. Катаясь на машинах, не забывайте посматривать на GPRS-приемник — он также умеет искать алмазы. Конечно, на автомобиле по джунглям не покатаешься, но хоть поймете, что пора отправляться на поиски.
Обращение с оружием
Если вы не умеете обращаться с оружием — в Far Cry 2 вы долго не протянете. Стрельба от бедра, даже если у вас включен прицел крестиком, поможет, только если вы стоите к противнику вплотную. Во всех остальных случаях нужно вести огонь в режиме прицеливания. Для этого нажмите правую кнопку мыши, и персонаж прижмет оружие к плечу. При этом падает скорость передвижения, а также немного смазывается изображение по краям.
В 90% случаях стрелять нужно только в точном режиме. Во-первых, многократно повышается точность. Во-вторых, противника легче поймать в прицел. В-третьих, легче заметить врага. Боевики обладают недюжинным здоровьем, поэтому старайтесь стрелять в голову. Если попадете в ногу, противник может рухнуть на землю. Но, даже раненый, он может продолжать вести огонь. Поэтому внимательно слушайте, не стонет ли кто-нибудь в округе...
Вторая головная боль в игре — большая отдача. Можете забыть про длинные очереди из штурмовых винтовок. Чтобы поразить цель, приходится стрелять короткими очередями по 2-5 выстрела. Потом нужно остановиться и поправить прицел. Сильная отдача у AK-47 и пулеметов, из пушки с минимальной отдачей можно отметить Silent MP-5, FAL Paratrooper и AR-16.
Любое оружие в Far Cry 2 имеет свой жизненный цикл. Новенький, только что купленный ствол приятно блестит на солнце и стреляет без осечек. Но спустя какое-то время от интенсивного использования оружие начинает пачкаться, а металлические части ржаветь. Изменения во внешнем виде — это только начало. Потом начинает заедать патрон, приходится выбивать его прямо в бою. Заедания происходят все чаще и чаще, и в один прекрасный момент оружие просто взрывается у вас в руках.
Чтобы не остаться с одним мачете против шести боевиков, нужно следить за состоянием оружия. Лучший способ избавить себя от неприятностей — после двух-трех крупных заданий скататься в оружейную комнату и обновить оружие. Советую не пользоваться трофейным оружием, если в этом нет реальной нужды. Противник отвратительно следит за состоянием стволов, постоянные заедания вам гарантированы.
Транспортные средства
В Far Cry 2 просто огромные территории, и если ходить пешком, можно часами добираться до пункта назначения. Вас выручат моторные лодки и автомобили, которые хоть и не в изобилии, но все-таки водятся в этой забытой стране. Управление автомобилем достаточно простое — газ, задний ход и ручной тормоз. Африканские дороги запросто могут поспорить с российским бездорожьем. Поэтому внимательно следите за дорогой, чтобы не улететь в кювет или не поймать бампером красивую пальму.
Машина на большой скорости становится весьма чувствительной к поверхности дороги. Не стоит пытаться скатиться под горку на скорости под сто километров, это закончится весьма печально. Малейший камень — и машина перевернется на огромной скорости. Персонаж, конечно, не погибнет, но долгая прогулка вам обеспечена.
Катера немного медленней машин, хуже отзываются на управление, а также, если сначала разогнаться, а потом выключить мотор, могут долго дрейфовать. Кстати, это изящный тактический прием. Разогнаться на подходе к вражеской базе, сесть за пулемет и, пока лодка по инерции плывет вперед, на ходу обстреливать охрану. Каждое транспортное средство имеет GPRS-приемник, на котором отображается ближайшая местность. Изображение, правда, нечеткое, поэтому без карты все равно не обойтись.
На дорогах и реках вы будете периодически встречать вражеские патрули. Уйти от них достаточно сложно, да и, пожалуй, не нужно. Гораздо проще остановиться, сесть за пулемет и уничтожить противника. Если у вас машина без пулемета, а у противника с пулеметом, заезжайте в джунгли, бегите в кусты и ждите, пока боевики не покинут автомобиль. Быстро прикончите их и конфискуйте транспорт.
Если вашу машину обстреляли или вы удачно несколько раз вписались в дерево, двигатель начнет подозрительно дымиться. Чем больше повреждение, тем интенсивней идет дым. При легком повреждении он белого цвета, а при серьезных неполадках — черного. Но это не беда, потому что главный герой прирожденный механик. Подходите к двигателю, нажимаете клавишу ремонта и смотрите, как персонаж одним накидным ключом совершает ремонт.
Машину или лодку можно ремонтировать неограниченное количество раз, но нужно, чтобы во время ремонта вас никто не тревожил. Если получите пулю в спину, персонаж бросит накидной ключ и схватится за автомат. Впрочем, это хорошо — хоть не бывает глупых смертей. Время ремонта можно уменьшить, покупая улучшения в оружейном магазине. Также продолжительность восстановительных ремонт зависит от уровня повреждений.
Типы транспортных средств
Видов транспортных средств не слишком много. Да и откуда взяться нормальной технике в стране, которая годами объята пламенем гражданской войны... Разруха и нищета — вот ее спутники. Какие же именно автомобили и лодки есть в игре?
Военный джип
На первом месте — как по распространенности, так и по полезности — стоит военный джип с пулеметом, машина не очень быстрая, но зато с неплохой проходимостью. С защитой дела обстоят вообще никак. Отсутствие дверей и незащищенный зад не способствуют выживанию водителя и пассажира под автоматным огнем.
На крыше грузовика установлен пулемет М-249, который можно крутить на 360 градусов. Чтобы перебраться с водительского сидения на место стрелка, достаточно нажать одну клавишу. Продвинутые модели вооружены тяжелым пулеметом М2 или гранатометом МК-19. Последнее — вообще страшное оружие. Старайтесь ездить именно на военном джипе. Пулемет сильно выручит во время зачистки блокпостов и при встречах патрулями.
Если вы заметите патруль на этой машине, сразу становитесь за пулемет и открывайте огонь. Старайтесь в первую очередь стрелять по пулеметчику. С водителем справиться намного проще. Если противник заметил вас, а вы пешком, сразу бегите в лес и прячьтесь за дерево. Противник сначала попытается вас задавить. Если вы едете на обычной машине, также отправляйтесь в лес, но сидите за автомобилем.
Грузовик «ЗИЛ»
Советский грузовик «ЗИЛ» — настоящая головная боль, если вы за рулем. Отличная проходимость напрочь перечеркивается небольшой скоростью и отвратительным управлением. Машина постоянно норовит перевернуться и улететь в овраг. А если вас заметит противник, вовек не оторветесь от преследования. Обычно грузовики вам придется уничтожать в заданиях продавца с оружием. Расстреливать их из стрелкового оружия долго и нудно, поэтому пользуйтесь гранатами, минами или гранатометом.
Багги
Багги — достаточно редкая машина в игре. Она также практически не защищает водителя, но, пожалуй, это и не нужно. Автомобиль явно делает ставку на скорость. Вы с легкостью сможете обогнать любой наземный транспорт в игре. Это особенно полезно, если вы хотите не уничтожить блокпост, а просто проскочить его на скорости. Пока противник спохватиться, что и как, сядет по машинам, вы уже давно исчезнете в клубах пыли.
Правда, есть у машины и серьезные недостатки. Во-первых, ее приходится постоянно ремонтировать. Поймав несколько очередей или стукнувшись об дерево, она сразу начинает подозрительно дымиться. Во-вторых, управлять на большой скорости, учитывая непроходимую дорогу, достаточно сложно и опасно.
Гражданский автомобиль
Обычный двухдверный автомобиль неизвестной марки — наверное, вторая по распространенности машина. И это самое неудачное транспортное средство в игре — отвратительная управляемость и низкая скорость. Машина постоянно норовит опрокинуться, а если вам на хвост сядет военный джип, вы никогда не оторветесь от преследователей. Пользуйтесь этой машиной, только если нет других вариантов, а пешком идти далеко.
Гражданские джипы
В игре есть еще два джипа — без оружия, но куда более приличного вида. Машины отлично держат дорогу и практически не трясутся, даже если вы едете по камням. Отсутствие оружия частично компенсируется защитой и скоростью. Двери и закрытый зад неплохо защищают водителя, а хорошая скорость в совокупности с проходимостью и устойчивостью позволяет оторваться от военного джипа. Эти автомобили встречаются достаточно редко. Обычно их можно найти у убежищ и изредка отобрать у наемников на дороге.
Речные суда
Лодок в Far Cry 2 значительно меньше. Оно и понятно, ведь плавать вам придется намного меньше. Сначала вам достанется легкая лодка с большим пропеллером на корме. Двигатель лодки никак не прикрыт, поэтому он будет постоянно ломаться во время перестрелок. То же самое можно сказать о месте водителя и стрелка — никакой защиты. Зато судно достаточно быстроходное и маневренное.
Второе речное судно — рыбацкая лодка. Она больше и гораздо тихоходнее. Рулевая рубка неплохо защищает персонажа от пуль, если вы попадете под обстрел. Я старался использовать именно это судно, но, к сожалению, оно не так распространено. Не забывайте — это относится к обеим лодкам, — что, в отличие от военного джипа, где переход из кабины к пулемету осуществлялся нажатием одной кнопки, на речном транспорте сначала нужно покинуть место рулевого и дойти до пулемета.
Параплан
Отдельно от всех видов транспорта стоят парапланы. Найти их трудно — они находятся на высоких скалах. На параплане можно быстро, а главное, бесшумно проникнуть на вражескую территорию. Правда, если вы будете лететь слишком низко, вас заметят и откроют огонь. Несколько попаданий по крыльям, и параплан рухнет на землю. Поэтому, если вы используете воздушное судно для проникновения на территорию врага, дождитесь ночи, когда существенно снижается видимость. Ваши шансы значительно возрастут.
Экономика в игре
Экономическая составляющая в игре достаточно проста. Финансовый коллапс в стране привел к натуральному обмену. В нашем случае роль валюты играют алмазы. Именно на них вы покупаете оружие и улучшения. Алмазы вы будете получать за выполнение сюжетных и дополнительных заданий, да еще кое-что найдется в чемоданах.
Всего в стране 1000 алмазов, и если вы хотите купить все оружие и улучшения, придется получить все драгоценности. Общее количество камней таково. Регион Leboa-Sako — 120 алмазов за сюжетные задания, 60 алмазов за дополнительные задания, 200 алмазов в чемоданах. Регион Bowa-Seko — 330 алмазов за сюжетные задания, 90 алмазов за дополнительные задания, 200 алмазов в чемоданах.
Друзья
В игре вы встретите других наемников, которые могут стать вашими друзьями. Первый друг — откройте меню, его портрет с левой стороны — помогает вам справиться с сюжетными миссиями. Он может подсказать, как лучше нейтрализовать противника, или предложит еще чего интересного. Первый друг позвонит сразу же, как только вы получите задание. После этого на карте появится новая отметка, где вы сможете встретиться с приятелем.
Второй друг — это запасной вариант и бесплатный медик. Сначала с ним нужно встретиться и согласиться на помощь. Теперь, если главного героя подстрелят (полностью снимут здоровье), на помощь придет друг. Он оттащит вас в безопасное место, отстреливаясь от противников. Правда, у вас будет всего два деления здоровья, а из оружия только пистолет и мачете. Поэтому нужно срочно вколоть лекарство и подобрать пушку помощнее.
Если приятеля подстрелят, вы должны его спасти. Найдите место, где лежит раненый товарищ — оно отмечено дымовой шашкой, — и сделайте ему укол.
В баре Майки вы всегда найдете наемников, которые попросят им помочь. Справившись с заданием, вы улучшите репутацию и обзаведетесь новым другом взамен погибших товарищей.
Поведение врагов
Зная поведение врагов, вы сможете эффективно планировать свои действия. Что же умеют противники? Общаться с товарищами, нести службу и отдыхать. Большую часть времени солдаты обходят территорию или стоят на постах. Периодически они подходят к товарищам или звонят по телефону, чтобы поговорить. В этот момент их внимание рассеяно. Также они курят, пьют, едят и спят. Последнее они обычно делают ночью.
У противника бывают три типа поведения: расслабленное, встревоженное и боевое. В расслабленном состоянии они выполняют вышеописанные действия и не проявляют признаков беспокойства. Но стоит им заметить или услышать что-то подозрительное, как боевик отправляется на разведку. Он может предупредить или позвать с собой товарищей. Если противник ничего не заметит, он вернется в расслабленное состояние.
Если противник вас заметил, он сразу криком предупреждает товарищей, те сообщают другим, и скоро все враги уже охотятся за вашей головой. Неприятель начинает достаточно уверенно координировать действий и обходить с фланга. Если вы убежите и спрячетесь, противник продолжит поиски, но уже не будет знать вашего местонахождения. Это позволит избежать окружения. Но враги частым гребнем прочесывают местность, поэтому нельзя расслабляться.
Противник ночью видит гораздо хуже, чем днем, — прячась в кустах или высокой траве, вы можете пройти буквально в метре, и он ничего не заметит. Не забывайте, что, передвигаясь на корточках, вы издаете куда меньше шума. Противник все равно может услышать подозрительный шорох, но не обязательно заметит вас.
Во время боя противники, хоть и замечают вас с большого расстояния, гораздо меньше вертят головой, и поэтому их легче обойти с фланга. Даже если вы беззвучно сняли боевика, его тело могут заметить товарищи, и тогда сразу начнутся поиски. И не забывайте убедиться, что прикончили врага. Раненый сначала может и молчать, зато потом завопит на всю округу и поднимет тревогу.
Неприятель отлично понимает, что такое пожар в саванне, и сильно боятся огня. Поэтому, умело устраивая пожары, вы можете выдавливать их с позиций. Таким образом можно прикрыть фланги и отрезать нападающих, когда спасаетесь бегством. Также огонь сильно отвлекает внимание боевиков, и они начинают реже стрелять.
То, что противник умеет стрелять из пулемета, уже давно стало нормой. Но боевики не брезгуют и гранатами. Например, если вы спрячетесь в доме, сначала в окна и двери полетят гранаты, и только потом пойдет штурмовая группа. Они также умеют подрывать бочонки с горючим, чтобы достать персонажа. Но главное — водители будут упорно пытаться вас задавить.
Объекты на карте
Открыв карту, вы увидите множество различных отметок. Посмотреть легенду карты можно в специальном меню. В этой главе мы поговорим о том, какую роль выполняют обозначенные объекты.
Города
В стране три города — Pala, Sefapane и Port Selao. Города практически покинуты мирным населением, зато в них вы найдете штаб-квартиры UFLL и APR. Они располагаются друг напротив друга на противоположных концах города. Города объявлены мирной зоной, поэтому, если вы не хотите навлечь на себя гнев обеих группировок, лучше держать оружие на предохранителе. Впрочем, иногда в городах начинается настоящая война. В эти моменты нужно срочно спасаться бегством. Города в основном используются для получения заданий.
Штаб-квартиры
Штаб-квартиры группировок, как мы уже говорили, находятся в городах Pala, Sefapane и Port Selao. В них вы можете получить работу. Какова работа у наемника, вы уже, наверное, знаете. Чтобы начать миссию, подойдите к охраннику у штаб-квартиры и отдайте все оружие. На выходе его вернут. Поднимитесь на второй этаж, послушайте, что от вас требуется, и возьмите папку, чтобы начать задание. Также вы сразу получите все деньги — в игре исключительно авансовая система оплаты.
Тайное убежище
Когда у вас заканчиваются таблетки от малярии, езжайте в тайное убежище. Здесь вы сможете взять задание на доставку документов в другое тайное убежище. За это вы получите новую упаковку лекарства. Также в этих домах можно поспать; для главного героя всегда найдется свободная кровать.
Бар Майки
В баре Майки вы найдете наемников, которые могут попросить вас выполнить какое-нибудь задание. Как мы уже говорили, это увеличивает репутацию персонажа. Рядом с баром расположилась оружейная лавка.
Автобусные остановки
Несмотря на разруху, в стране продолжают ходить автобусы. Это своеобразная система быстрого перемещения по территории. Найдите автовокзал, подойдите к карте и выберите место назначения. Правда, вы можете перемещаться только между автобусными остановками, но и это уже немало. Особенно удобно возвращаться в город. Поездка пройдет моментально, но при этом игровое время не останавливается. Поэтому, поехав вечером, вы можете оказаться в пункте назначения ночью.
Спутниковая связь
Отыскав антенну связи, вы можете связаться с неизвестным работодателем, который поручит прикончить важную персону. Уничтожить нужно конкретного человека. То есть вы можете, не поднимая тревоги, прокрасться мимо охраны, прикончить жертву и незаметно уползти обратно. Выполнив контракт, вы получите определенное количество алмазов.
Посты охраны
Блокпосты расставлены на всех дорогах, но чаще всего расположены на развилках. Охрана на пропускных пунктах — кстати, интересно, чьи это солдаты? — похоже, получила приказ уничтожать всех, кто пытается проехать мимо. Поэтому у вас, собственно, небольшой выбор — пробиваться с боем или пытаться объехать по джунглям или саваннам.
Солдат на пропускном пункте не слишком много, но у них есть машины, поэтому проскочить на скорости достаточно трудно. Обязательно сядут на хвост и будут обстреливать из пулеметов. Лучшее средство для зачистки блокпостов — гранатомет, огнемет или джип с пулеметом. На каждом пропускном пункте есть склад чего-либо. Это могут быть патроны, гранаты или ракеты, топливо для огнемета или бутылок с зажигательной смесью и аптечки.
Вам нужно единожды их отыскать, и после этого блокпост будет разведан. Теперь, когда вы снова включите карту, вы увидите на посту соответствующий значок. Иногда это полезно, если нужны конкретные боеприпасы. Стоит отъехать на двести метров, и противники на пропускных пунктах возродятся. Поначалу это безумно раздражает, но когда вы приноровитесь быстро зачищать блокпосты, эта глупость воспринимается не так остро. В любом случае старайтесь прокладывать оптимальный маршрут.
Убежища
В этих домах вы можете пополнять боеприпасы, складывать трофейное оружие в особые ящики, встретиться с друзьями, а иногда рядом стоит бесхозный автомобиль. Также вы можете спокойно поспать. Это позволяет промотать время вперед. Допустим, вы хотите совершить ночную диверсию, а на стрелках часов семь вечера. Чтобы не ждать, выставили время, плюхнулись на кровать и спокойно спите. Но прежде, чем воспользоваться домом, нужно прикончить охрану. Обычно это два-три солдата.
Оружейный магазин
Оружейный магазин — единственное место, где можно потратить заработанные алмазы. Чтобы приобрести оружие, садитесь за компьютер и набивайте корзину. Изначально не все оружие доступно для покупки. Если хотите открыть новое, нужно выполнить задание продавца. Оно всегда одинаковое — уничтожить машину с оружием у конкурента.
Все купленное оружие появляется на складе (это соседнее здание). Разумеется, все пушки абсолютно новые. Единожды купленное оружие не нужно приобретать заново, оно доступно в неограниченном количестве. Поэтому не забывайте своевременно менять износившиеся стволы. Также вы можете полностью восстановить боеприпасы для любого типа оружия. Купив специальные ящики, вы сможете хранить в них трофейное оружие. Потом его можно забрать из любого убежища.
Оружейные дела
Мачете
Оружие может заедать и взрываться, машины ломаться, но мачете никогда вас не подведет. Один удар сзади или несколько ударов спереди, и противник будет мертв. Бросаться с шашкой наголо на солдата с автоматом не очень разумный поступок, но мачете и не предназначен для лобовых атак. Хотя нужно признать, что у меня было несколько ситуаций, когда кончались патроны, а противник стоял рядом, и приходилось бросаться в бой с холодным оружием. Но это скорее исключение, чем правило.
Мачете отлично подойдет для бесшумного устранения часовых. Если нет оружия с глушителем, подкрадитесь к противнику сзади и нанесите удар. Тихий вскрик вряд ли кто услышит. Конечно, весь лагерь перерезать вряд ли получится, все-таки не Splinter Cell, но взять на ножи дальних часовых вполне по силам. Также вы можете добивать раненых солдат. Подбегаете к лежащему на земле врагу и наносите удар. Есть у мачете и чисто хозяйственное применение — разрубание досок, когда нужно попасть в тайник с алмазами.
Основное оружие
Вы можете нести только одно основное оружие. Что же разработчики отнесли к этой группе? Штурмовые винтовки, снайперские винтовки, дробовики и часть пистолетов-пулеметов с гранатометами. В общем, большая часть моделей.
Штурмовые винтовки
G3-KA4 будет вашей первой штурмовой винтовкой в игре. Ее заставят купить в рамках обучения основам игры. Этой модели хвастаться особо нечем, единственное, что может порадовать, — небольшая отдача и более или менее приличная точность. Зато каждый боевик в начале игры таскает с собой G3-KA4. При первой возможности избавьтесь от этой модели и постарайтесь купить в магазине следующую.
Крепкий середнячок из штурмовых винтовок — АК-47. У этой модели неплохая точность и дальность стрельбы, а также приличный урон. Вот только отдача портит все впечатление. Ствол сильно поднимается вверх во время стрельбы, и приходится постоянно делать поправки при прицеливании. Но в целом, если вы активно пользуетесь штурмовыми винтовками, обязательно купите эту модель.
Лучшая штурмовая винтовка для боя на средней дистанции — это AR-16. На модели установлен оптический прицел, что существенно повышает точность стрельбы. Низкая отдача позволяет вести огонь практически без перерывов. Но AR-16 может стрелять очередями только по три патрона, и это периодически становится проблемой, когда столкновение проходит на близком расстоянии. Однако оружие все равно стоит своих алмазов.
Приятно смотрится штурмовая винтовка FAL Paratrooper. У нее большая дальность и точность стрельбы. Правда, большая отдача требует привыкания. Небольшой урон — самый большой недостаток у этой модели. На больших расстояниях это не слишком актуально, но когда противник подбирается поближе, начинаются проблемы. Впрочем, FAL Paratrooper часто используют боевики в Bowa-Seko. Вы можете сначала опробовать пушку, прежде чем покупать ее в оружейном магазине.
Дробовики
Ваш первый дробовик Homeland 37 придется купить в любом случае, так же как и штурмовую винтовку G3-KA4. Но, в отличие от G3-KA4, пользы от него намного больше. Дробовик наносит большой урон, с близкой дистанции противнику хватает одного выстрела. К недостаткам Homeland 37 отнесем невысокую скорострельность (помповый механизм, что поделать) и долгую перезарядку.
Полуавтоматический дробовик SPAS-12 — золотая середина. Он не слишком дорогой, но с приличными характеристиками. Скорострельность намного выше, чем у Homeland 37, но вот перезарядка, увы, занимает много времени. Поэтому не забывайте догнать патрон в патронник при первой возможности. И держите под рукой хороший пистолет или пистолет-автомат.
Самый серьезный недостаток у SPAS-12 — невысокая, даже по сравнению с другими дробовиками, дальность стрельбы. Приходится подбираться к противнику вплотную или делать несколько выстрелов. Враги в Leboa-Sako и Bowa-Seko частенько пользуются SPAS-12, поэтому будьте осторожны и держитесь от них подальше. Иначе на своей шкуре опробуете убийственную мощь этой модели.
Если вы без ума от дробовиков и готовы выложить круглую сумму в алмазах, советую прикупить USAS-12. Это автоматический дробовик с безумной скорострельностью. Также у вас не будет никаких проблем с перезарядкой — сняли пустую обойму и поставили новую. Перезарядка займет несколько секунд. Когда вы вооружены USAS-12, у противника почти нет шансов в ближнем бою. Вот только оружие потребляет патроны с чудовищной скоростью, поэтому обязательно купите улучшение, чтобы носить с собой больше боеприпасов.
Снайперские винтовки
Снайперская винтовка M1903 — первая модель, которую вы получите в игре. Несмотря на то, что оружию исполнилось сто лет, оно по-прежнему послужит вам верой и правдой. Винтовка очень точная и поражает противника с одного попадания, но после каждого выстрела нужно вручную передергивать затвор.
Сначала это кажется недостатком, ведь приходится отрываться от прицела и, пока вы перезаряжаете, противник может убежать. Но эту особенность можно использовать во благо. Пока персонаж передергивает затвор, быстро осмотрите местность, чтобы иметь общее представление о поле боя. Впрочем, если вам все-таки не нравится ручная перезарядка, лучше подождать, когда станет доступна родная СВД.
Советская снайперская винтовка СВД достойная замена M1903. Полуавтоматический режим стрельбы и обойма на 10 патронов позволяют вести огонь, не отрываясь от прицела. Перезарядка также займет секунды. Это особенно полезно, когда много врагов или если вы промазали по бегущему противнику. СВД иногда можно подобрать с трупов вражеских снайперов, но лучше не жадничать и купить в оружейном магазине.
Если вы прирожденный снайпер, обязательно нужно купить снайперскую полуавтоматическую винтовку AS50. Она стоит прилично, но полностью оправдывает затраты. Благодаря высокой скорострельности и большому урону вы можете даже серьезно поломать технику. Прибавьте к этому огромную дальность стрельбы. С AS50 в саванне вы практически непобедимы. Только оружие быстро изнашивается, меняйте ствол после каждой миссии.
Прочие модели
Если вы выбираете в качестве основного оружия ручной гранатомет MGL-140, нужно правильно подобрать дополнительное оружие. Вблизи из него не пострелять, четыре заряда в обойме закончатся быстро, и тогда придется думать, что делать дальше. В отличие от MG-79, заряды у MGL-140 летят по более прямой траектории, что значительно облегчает стрельбу.
Также благодаря оптическому прицелу вы можете обстреливать противника с большого расстояния. Стоит ли постоянно пользоваться этим оружием? Трудно дать однозначный ответ. В определенных ситуациях весьма полезная модель. Моментально зачистить блокпост, взорвать машины в конвое и издалека уничтожить заказанного клиента... Но вот насчет того, чтобы постоянно таскать с собой, — сильно сомневаюсь. В любом случае, вам стоит попробовать эту модель.
Пистолет-пулемет MP-5 с глушителем — идеальное оружие для тайных операций под покровом ночи. Оружие практически не издает шума при стрельбе, поэтому вы можете уничтожать врагов, не поднимая тревоги. Правда, глушитель снижает урон и дальность стрельбы, поэтому старайтесь попадать в голову. С помощью MP-5 можно уничтожить всех врагов, даже не выдав свое присутствие. Или можно, наоборот, привлечь внимание трупом и выманить солдат с хорошо освещенной базы в темное поле с густой травой, где им и придет конец.
Дополнительное оружие
Дополнительное оружие — это запасной вариант, если подвело основное или ситуация такова, что им неудобно пользоваться. К этой группе относятся пистолеты, пистолеты-пулеметы и взрывчатка с гранатометом.
Пистолеты
Пистолет Макарова носит большинство боевиков в игре. У этой модели средние показатели по урону, зато лучшая среди пистолетов точность. Макаров довольно долго изнашивается и редко заедает, что делает его ценным в долгих походах. Наверное, не стоит покупать это оружие в магазине. Его можно снять с тел противников. Но, с другой стороны, оно и стоит немного.
Знаменитый пистолет Star .45 по наносимому урону находится примерно посередине между Макаровым и Eagle .50. Остальные характеристики — точность, скорострельность — также на приличном уровне. Вот только отдача достаточно велика. Но вы вряд ли будете пытаться поразить противника с большой дистанции. А в ближнем бою это особой роли не играет. Советую купить эту модель, а вот делать ли улучшение, уже нужно подумать.
Макаров с глушителем — неплохая альтернатива бесшумному автомату MP-5. Конечно, пистолет не может полностью заменить пистолет-пулемет, но в целом сгодится. Низкая отдача позволяет стрелять быстро и точно. Но желательно целиться в голову. В грудь требуется три-четыре пули, чтобы прикончить противника. Купите пистолет при первой возможности.
В игре, как, впрочем, и в реальной жизни, Eagle .50 — больше показушное оружие. Конечно, у него мощный патрон и противника можно прикончить с одного-двух попаданий. Но у пистолета невысокая скорострельность и большая отдача. Я предпочитал пользоваться Star .45, с ним куда меньше проблем. Да и стоит он дешевле. Eagle .50 можно найти на телах командиров.
Сигнальный пистолет в большей степени забавная, но бесполезная игрушка. Вам хватит одного попадания, чтобы прикончить противника. Выглядит это необычно, но один патрон в стволе и невысокая точность сводят это достоинство на нет. Противник пользуются сигнальными пистолетами, чтобы вызвать подмогу.
Мина и гранатомет
Радиоуправляемая мина — идеальное оружие для уничтожения конвоев. Заложили на дороге несколько мин, отошли на безопасное расстояние и, когда автомобили попали в радиус поражения, подорвали заряды. Это основной, но не единственный способ использования мин.
Есть множество способов использовать взрывчатку. Например, прокрались ночью на базу, установили мину у объекта, который нужно уничтожить, отошли назад и подорвали. Противник поднимет шум, будет бегать у места взрыва, но вы уже будете далеко. Можно попробовать и другой вариант. Расставить мины в поле, начать стрелять из снайперской винтовки, а когда противник будет подходить к вашей позиции, активировать заряды. В общем, есть место для фантазии.
M-79 — это однозарядный гранатомет. Вы можете нести с собой от трех до шести гранат в зависимости от выбранного уровня сложности. Гранатомет — отличное оружие, когда нужно уничтожить группу пехоты или технику. Только смотрите, чтобы противники не успели разбежаться. Тратить заряд на одного человека неразумно.
У гранаты весьма специфичная траектория полета, поэтому вам понадобится некоторое время, чтобы научиться точно стрелять на большие расстояния. Купите M-79 при первой возможности. Это, конечно, дорогое, но чрезвычайно полезное оружие.
Пистолеты-пулеметы
MAC-10 — компактный и скорострельный пистолет-пулемет. У него наблюдаются проблемы с пробивной силой, но с его скорострельностью это не важно. У этой модели весьма посредственная дальность стрельбы, поэтому старайтесь навязать противнику ближний бой. MAC-10 отлично подойдет для снайпера в качестве оружия защиты, когда противник подойдет слишком близко. Но я все же предпочел не покупать его, а дождаться следующей модели.
Израильский УЗИ наносит куда больший урон, а также стреляет чуть медленней, чем MAC-10. Это, кстати, даже хорошо. Хоть можно нормально целиться во время стрельбы, и патронов расходуется меньше. Правда, УЗИ достаточно быстро изнашивается, поэтому вовремя меняйте ствол и не подбирайте его с трупов врагов. В целом, УЗИ отличный выбор для персонажа, пользующегося снайперской винтовкой или дробовиком.
Особое оружие
Теперь разберемся с третьей группой оружия — в нее входят пулеметы, гранатометы, огнемет, снайперское ружье с дротиками и даже миномет. В общем, тяжелое или совсем специфическое вооружение.
Гранатометы
Первый гранатомет, который вы получите в игре, — это, конечно, советский РПГ-7. Управляться с ним проще простого — прицелились и нажали на спусковой крючок. Заряд устремится вперед и поразит цель. В первую очередь гранатомет предназначен для уничтожения техники, но он хорош и против живой силы, благо площадь поражения позволяет.
Хороший прием — стрельнуть из РПГ-7 по баку с горючим. Противнику достанется вдвойне. Главный недостаток советского гранатомета в том, что заряд летит строго по прямой траектории. Это сильно снижает дальность стрельбы по движущимся целям. Поэтому, если требуется уничтожить конвой, нужно подбираться поближе и делать поправку на движение.
Carl G — второй и последний гранатомет. В отличие прямолинейного заряда РПГ-7, вы можете управлять полетом ракеты, что делает оружие чрезвычайно полезным против движущейся техники. После выстрела продолжайте вести прицелом машину, чтобы поразить цель. Правда, модель стоит 35 алмазов, что достаточно много. Поэтому, если вам пока не хватает драгоценностей, можете пользоваться трофейным оружием. В Bowa-Seko гранатомет Carl G достаточно распространен и обычно находится в неплохом состоянии.
РПГ-7 и Carl G хорошо подходят для уничтожения заказанных персон. Дальность полета ракеты позволяет запускать заряд на приличные расстояния. Примерно прикиньте, где стоит жертва, и пальните туда. Вполне вероятно, что его накроет взрывной волной. Гранатометы стоят прилично, поэтому советую сначала протестировать трофейное оружие, а потом купить модель, которая больше всего понравилась.
Снайперское ружье с дротиками
Эта снайперская винтовка стреляет дротиками, которые летят с дозвуковой скоростью, поэтому вместо выстрела звучит легкий хлопок. Как вы, наверное, уже поняли, эта винтовка просто идеальна для диверсионных операций. Купили камуфляжный костюм, забрались на холм с высокой травой и снимаете противника по одному. Таким образом можно зачистить всю базу, не сходя с места и не поднимая тревоги.
Правда, у винтовки есть и вполне конкретные недостатки. Например, вам нужно стрелять точно в голову, чтобы наверняка поразить противника. Также из-за особенности конструкции — все-таки не пулями стреляем — у этой модели хромают дальность и точность. Правда, если вы действуете ночью, да еще в камуфляжном костюме, это не должно доставить неприятностей.
Куда хуже небольшое количество боеприпасов, которые можно таскать с собой. Их не хватает даже на среднем уровне сложности, поэтому обязательно купите улучшение. Не забывайте, что после каждого выстрела вам нужно вручную передергивать затвор. Впрочем, тактика боя с этой винтовкой не подразумевает взаимную перестрелку с неприятелем, поэтому ничего страшного нет. Даже наоборот — полезно окинуть взглядом окрестности.
Огнемет LPO-50
Я уверен, что советский огнемет станет вашим любимым оружием, даже если вы не будете им постоянно пользоваться. LPO-50 — оружие ближнего боя. Чтобы подпалить противника, вам нужно подойти почти в упор. Намного ближе, чем если бы вы стреляли из дробовика. Поэтому лучше использовать LPO-50 для внезапного нападения. Дождались, когда враги соберутся вместе, подкрались поближе, резко выскочили из кустов и с криком: «Раз, два, три — елочка, гори!» — спалили несчастных боевиков.
По понятным причинам LPO-50 легко устраивает отличные пожары, что одновременно полезно и вредно. Польза такова. Противник может сгореть не только от струи огнемета, но и от пожара. В любом случае боевикам становится не до стрельбы. Они в первую очередь думают, как не угодить в огненную ловушку, а не как разобраться с главным героем. Вред заключается в том, что, поджигая все направо и налево, вы можете оказаться в центре пожара, и получится так, что бежать будет некуда. Про ожоги я вообще молчу, с огнеметом они обычное дело.
С помощью LPO-50 удобно выжигать водителей и стрелков в машинах. Жидкий огонь моментально проникнет в открытые окна, сжигая все внутри машины. Главное, чтобы вас не задавили в этот момент. Индикатор топлива размешен прямо на огнемете, а не в нижней части экрана, как у прочего оружия, поэтому не забывайте поглядывать на датчик. На тяжелых уровнях сложности также стоит прикупить большой бак для топлива.
Пулеметы
PKM — первый пулемет, который вы получите в игре. Приятный для глаза и сердца пулемет, который даст вам необходимое огневое превосходство. Вот только в прямом смысле отдача замучает. Нормально стрелять можно только короткими очередями и постоянно поправляя прицел. Но PKM — безотказное оружие, которое редко клинит, даже когда срок службы подходит к концу. Поэтому можно сэкономить, снимая пулемет с трупов врагов. Но 10 алмазов — не слишком большие затраты, поэтому особого смысла в этом не вижу.
Второй пулемет M-249 выигрывает у PKM по скорострельности, вместимости обоймы, отдаче и точности. Зато у этой модели хуже с наносимым уроном и надежностью. Когда PKM продолжает вовсю стрелять, у M-249 уже постоянно клинит патрон. Помимо огневой мощи, дальности и скорострельности у пулеметов есть и другой не сразу заметный плюс. Противник, попав под обстрел, временно отступает назад. Это помогает избежать окружения, когда вы держите оборону на удобной позиции.
Миномет
Миномет — самое сложное оружие в игре. Научиться из него стрелять не так просто. Зато, если правильно пользоваться оружием, польза будет огромной. У вас есть два типа зарядов — дымовой и разрывной. Первый используется для пристрелки, чтобы правильно подобрать угол наклона. Второй — для уничтожения целей. Мина поражает большую площадь и летит очень далеко. Но это не гарантирует вам, что вы сможете безнаказанно обстреливать врагов.
Боевики как минимум попытаются уйти из-под обстрела, а скорее всего, прыгнут в машину и поедут в вашу сторону. Тем не менее миномет — грозное оружие. Научившись точно стрелять, вы откроете себе хорошие перспективы по уничтожению врагов с огромной дистанции. Иногда вы будете также встречать вражеских минометчиков. Бойтесь их, как огня. Они стреляют с фантастической точностью на любые расстояния.
Гранаты и бутылки с зажигательной смесью
Атакующие гранаты взрываются ровно через 4,2 секунды после броска. Взрыв накрывает площадь радиусом примерно в 12-14 метров. Гранаты в первую очередь предназначены для уничтожения живой силы, но неплохо подходят для подрывов техники. Только бросать ее нужно под колеса, чтобы она не отскочила, ударившись о поверхность. Завидев гранату, противник бросится бежать, но благодаря большому радиусу поражения спастись смогут не все.
Бутылки с зажигательной смесью имеют меньший радиус поражения. Кидая их, нужно хорошенько прицелиться, потому что, промазав на два метра, вы уже не причините противнику никакого вреда. Впрочем, сила бутылок с зажигательной смесью в том, что они устраивают пожар. Поэтому, даже если не попадете, все равно противник будет отвлечен спасением своей шкуры.
Взрывоопасные предметы
Несмотря на разруху и гражданскую войну, боевики прямо-таки обкладывают свои позиции взрывоопасными веществами, значительно облегчая вам жизнь. Что же можно взорвать в игре? Разумеется, коробки с боеприпасами. После нескольких попаданий они начинают весело трещать, пули свистят во все стороны, а противники резко помирают.
Красные или желтые бочонки весело ухают от автоматной очереди, расплескивая вокруг себя горящее топливо. Некоторые бочки сначала взлетают как ракеты, а потом падают на землю и взрываются. Небольшие канистры взрываются не слишком сильно, но достаточно озорно. Куда радостней бабахают большие цистерны. Эффект изумительный. Их, правда, можно найти только на заправочных станциях.
Газовые баллоны ведут себя как сумасшедшие ракеты. Они летят по земле в произвольную сторону и потом взрываются. Круглые баллоны с пропаном более консервативны. Они просто крутятся по земле, поджигая все вокруг, а потом детонируют. Большие цистерны с пропаном сначала полыхают огнем из простреленной дырки, а потом детонируют, поражая всех врагов в приличном радиусе.
Стационарное оружие
В игре три вида стационарных оружия, и все объединяет следующее. Во-первых, у стрелка нет никакой защиты. Поэтому, вставая за такое орудие, вы сильно рискуете жизнью. А как рискует враг, даже сложно представить. Во-вторых, у пушек бесконечный боезапас. В-третьих, если стрелять без перерыва, они могут перегреться.
M-249 — первый стационарный пулемет, который вы повстречаете в игре. Весьма напоминает ручные пулеметы, только у него гораздо меньше отдача. Старичок M2 стреляет не так быстро, зато обладает мощным патроном. Из него вы можете уничтожать не только пехоту, но и технику. В целом, эта модель более предпочтительна. Наконец, MK-19 — стационарный гранатомет. Снаряды летят по пологой траектории, что добавляет проблем при прицеливании, но большой радиус поражения компенсирует этот недостаток.
Улучшения и ящики для хранения
Для каждого оружия вы можете купить улучшение, которое увеличивает максимальное количество боеприпасов, носимых с собой. Насколько больше вы сможете унести патронов, зависит от конкретного оружия и уровня сложности. Насколько это полезно, опять-таки зависит от уровня сложности. В любом случае, конечно, улучшения нужно покупать только для тех моделей, которыми вы пользуетесь постоянно.
Для некоторых моделей вы можете купить улучшения точности и надежности. В первом случае оружие станет точнее стрелять. Полезно для штурмовых винтовок и важно во время боя на средней дистанции. Во втором случае у оружия увеличивается срок службы. Покупать нужно только для хрупких моделей. Например, советское оружие и так достаточно надежно.
Самое дорогое (целых 45 алмазов) но, наверное, самое полезное улучшение — костюм диверсанта. После покупки он надевается автоматически и никогда не снимается. С помощью этого костюма вы можете, спрятавшись в высокой траве, проползти мимо боевика в полуметре, и он ничего не заметит.
Но если вас обнаружат, маскировка пропадет. Чтобы снова стать незаметным, вам нужно сбросить погоню и выйти из зоны прямой видимости. Костюм диверсанта полезен сам по себе, а если вы проводите ночные диверсионные операции, просто незаменим. Даже противник чего-то услышит, он может просто вас не заметить. Вердикт однозначен — брать и не жалеть алмазов. Еще новых соберем.
За 25 алмазов вы можете купить медицинское улучшение, увеличивающее количество шприцов, которые вы можете таскать с собой. Сколько именно, зависит от уровня сложности. Вы можете купить улучшение дважды. Покупать или нет? Если играете на легком уровне, можно обойтись и одной покупкой. А вот на сложном нужно покупать оба и как можно скорее. Хоть это и будет стоить 50 алмазов.
Также вы можете купить ящики для хранения основного, дополнительного и особого оружия. Смысл этих «устройств» достаточно прост. Вы кладете в ящик пушку и можете взять ее в любом убежище или оружейном складе. Порой это достаточно полезно. Например, вам уже не нужна снайперская винтовка, но вместо того, чтобы ехать на склад — а он может быть далеко, — посещаете ближайший дом и получаете новенькую штурмовую винтовку.
Правда, без этого можно спокойно обойтись. Но ящики не слишком дороги, и, подавив в себе жадность, вы можете облегчить себе путешествие по стране. Итак, каковы же расценки на эти чудесные коробки? Ящик для основного оружия — 12 алмазов, для дополнительного оружия — 6 алмазов, для особого оружия — 6 алмазов.
В следующем номере ищите полное прохождение Far Cry 2. До встречи через месяц! Не заблудитесь в бескрайней африканской саванне...