Существует такая примета: если в названии игры или фильма появляется слово «против» — ничего хорошего можно не ждать. Исключения случаются редко, и их можно, пожалуй, пересчитать по пальцам одной руки, да и еще «лишние» пальцы останутся. Пожалуй, это один из самых банальных вариантов названия и почти что самый «заразный» — хуже только написание названия через точки.
Еще одно правило связано с присутствием в игре или фильме оживших мертвецов в качестве главных противников. Больше чем в половине случаев они будут ходить толпами, рычать и пытаться съесть главного героя или героиню. Чего же ждать от игры, которая называется «Растения против зомби»? Естественно — того и другого!
Они приближаются!
На первых порах Plants vs. Zombies может показаться совершенно несложной игрой. Судите сами: справа налево по экрану неспешно хромают один за другим зомби, чья задача предельно проста: пройти по газону до дома, забраться внутрь и употребить его хозяев в пищу, особенно их мозги. Все, как говорится, «в лучших традициях».
Но это не боевик, и потому ни героя, в одиночку отстреливающего неупокоенных, ни даже группы выживших с огнестрельным оружием в руках здесь не будет. Чтобы остановить кровожадных мертвецов, нужно собрать солнечную энергию, которая сама по себе падает с неба. Потом посадить несколько подсолнухов, которые дадут еще больше «солнышек». И уже потом высадить в грунт единственно доступную в начале оборону — «горохострелы».
Именно так: в полном соответствии с названием последней линией обороны между зомби и вашим мозгом станут растения. У каждого из них свои способности, но все они служат для того, чтобы не пропустить нежить к левому краю экрана, где находится дверь в дом.
Но зомби только вначале медлительны и слабы. Уже очень скоро игрок познакомится с мертвецами, надевшими ведро на голову; мертвецами, которые умеют прыгать с шестом; мертвецами, которые читают газету, и даже с целой бобслейной командой мертвецов. Всего их в игре двадцать шесть разновидностей, почти каждая из которых требует особого подхода. Бывает, что из-за одного растения, посаженного не там, приходится начинать уровень с начала.
Но и «зеленая армия» может похвастаться разнообразием — в ней найдутся бойцы на все случаи жизни. Днем или ночью, на суше или в бассейне, на земле или на крыше — горох, грибы, капуста и кукуруза будут стоять на страже мозга тех, кто их посадил.
Сложность игры нарастает постепенно, чтобы даже тот, кто никогда не встречался с играми в жанре Tower Defense, смог разобраться, что здесь вообще делать.
Искусство разбить сад
Задача игрока осложняется тем, что на каждый уровень он может взять ограниченное количество растений. И если вначале это не так важно — разновидностей зомби и защитников немного, — то примерно в середине игры подбор «карт» с защитниками становится делом достаточно сложным и интересным. Перед началом уровня игроку показывают зомби, скучающих за забором. Глядя на них и представляя, что они умеют, нужно выбирать «карты».
Приходится учитывать и то, где именно будет проходить бой: на уровне с бассейном нужно обязательно взять водные растения, а туманной ночью стоит задуматься о том, чтобы включить в свой «отряд» растения-фонари, расширяющие обзор.
И наконец — личные предпочтения. И тут простор для выбора огромен: замедлять зомби, не давая им подойти близко, или выстроить неприступную стену из орехов, которая сдержит волну нападающих? Посадить троих «дешевых» стрелков или за то же количество «солнышек» одного, но сильного? В конце концов, что вам больше по душе — горох или капуста?
Познакомиться поближе со своими друзьями и противниками можно во внутриигровом «альманахе», в который методично заносятся сведения обо всех, кого игрок уже встретил. Из него можно почерпнуть ценнейшие сведения о внутреннем мире Жгучего Перца, привычках Кукурузной Катапульты и даже о спорах зомбологов вокруг Зомбони. Но главное, что «альманах» содержит информацию об особых способностях, живучести зомби или наносимых растением повреждениях.
Что еще можно сделать с зомби?
Основное действие игры разбито на пять больших блоков, каждый из которых — новое поле боя или время суток. Но даже после победы над большим и страшным Зомбоссом игра не заканчивается. Наоборот, настоящее веселье еще только начинается!
По мере прохождения, кроме новых зомби и новых растений, становятся доступны и новые режимы игры. Это и режим «игры на выживание», когда зомби просто не заканчиваются — все идут и идут, и мини-игры с совершенно уникальным, «зомбическим» оттенком. Например, вариация на тему «собери три в ряд»: на лужайке в случайном порядке рассажены растения, и именно из одинаковых растений нужно составить комбинации по вертикали и горизонтали. Всего нужно подобрать семьдесят пять «линий». Вроде бы просто. Но ведь необходимость обороняться от напирающих мертвецов никуда не делась: они все так же мерно хромают и хрипло грозят съесть чьи-нибудь мозги. Так что приходится следить, чтобы зомби не прорвали оборону из-за того, что с поля неожиданно исчезли три гороховых куста.
Если и мини-игр покажется мало, есть еще и режим «головоломок». В одной из них нужно наудачу разбивать вазы, стоящие на газоне, — там может оказаться или растение, или зомби. Мертвец, выпрыгнув из вазы, начинает мерно хромать в сторону дома, чтобы — догадались? — съесть мозги хозяев. Вторая «головоломка» меняет роли: теперь нужно с помощью заданного набора зомби съесть сначала все растения, а потом — совершенно верно! — мозги.
Ну а если вы устанете от стрельбы и оживших мертвецов — добро пожаловать в маленький «дзенский садик», где можно просто передохнуть, поливая цветы. За хороший уход растения щедро отплатят вам монетками, на которые можно будет купить у соседа новые усиленные «карты» или полезные приспособления, которые облегчат противостояние толпам нежити.
Черный зомби, серый зомби
Говорить о графике Plants vs. Zombies сложно. Вы никогда не спутаете одно растение с другим, так же, как и с первого взгляда отличите зомби-футболиста от зомби с лестницей. Все персонажи нарисованы с большой иронией и способны вызвать вполне заслуженную улыбку.
В то же время графика напоминает об играх, написанных на flash: плоские фигурки, рисованный фон... Высоких технологий здесь нет... да на самом деле и не надо. Недостатки техники с лихвой окупаются юмором.
Примерно так же обстоят дела и с музыкой: мелодий в игре немного, но они ненавязчиво звучат именно как «фоновые», не отвлекая внимания от игрового процесса. Озвучен этот процесс тоже достаточно неплохо: по крайней мере, шипящий шепот зомби «Brains-s-s-s...» точно запомнится вам надолго. С растениями немного хуже — ни одно из них особой разговорчивостью не отличается, а звуки выстрелов и прочие эффекты в разгар боя создают такую мешанину, что из-за них порой можно вообще запутаться в происходящем.
В остальном — все на удивление хорошо. Игра свободна от ошибок, управление и интерфейс просты и понятны, а главное — удобны. Чего еще хотеть от игры, которая называется «Растения против зомби»?
Поводов для того, чтобы сыграть в Plants vs. Zombies, намного больше, чем доводов «против». Много хорошего юмора, отточенный игровой процесс с постепенно нарастающей сложностью, множество возможностей играть так, как нравится именно вам... Огромное количество дополнительных мини-игр, наконец.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 9 |
толпы зомби, погибающие под «огнем» растительной артиллерии, занятные мини-игры | когда-нибудь мини-игры закончатся |
Графика 7 |
мило и с юмором нарисованные персонажи | простота |
Звук 7 |
музыка, финальная песня | во время боя звуки сливаются |
Игровой мир 9 |
детально описанные зомби и растения | отсутствие сюжета. Хотя зачем он тут? |
Удобство 10 |
простота управления, очень плавное нарастание сложности игры | нет |
Новизна нет Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: Море юмора, задачки самой разной сложности, различные тактики прохождения. Если вы не знаете, что такое Tower Defense, то это замечательный повод познакомиться. И что особо примечательно — в отличие от многих аналогичных игр, у нее есть лицо. И не важно, что оно мертвое... | Рейтинг журнала 85% |
Сборник мини-игр в Plants vs. Zombies — это почти самостоятельная игра. Некоторые из них настолько меняют игровой процесс, что тут стоит остановиться подробнее и посмотреть, что именно предлагают игрокам разработчики.
Все мини-игры можно условно разделить на три большие группы. В первой изменения происходят с зомби — они получают новые способности, или всю игру нам придется противостоять какому-то одному их типу. Вторая группа — это изменения игрового процесса: новые возможности, но чаще — дополнительные сложности. И наконец, третья — это мини-игры, которые полностью меняют игру.
Разнообразие нападающих
Самая первая игра в этой группе — Zombotany — одновременно одна из самых сложных. Суть ее в том, что вместо обычных оживших мертвецов на поле выходят их гибриды с растениями. Что это значит? А значит это то, что теперь зомби будут отвечать нашим защитникам «огнем» горошин и уничтожать защитников с расстояния.
кое, особенно когда наседают вот такие здоровяки.
На память: орехи, которые высаживает игрок, простреливаются только в одну сторону — и это именно та сторона, которая нужна нам. В этой мини-игре хорошо построенная стена орехов — залог победы.
В варианте Zombotany 2 появляются новые «гибридные» зомби, и теперь желательно вообще не подпускать их к своим «грядкам». Добиться этого можно по-разному: или выставив линию скорострельного гороха, перед которым расставить горящие пеньки, или попробовать замедлить зомби горохом-замораживателем.
На заметку: горошина, которую поджег пенек, наносит двойное повреждение. Но замороженная горошина, пролетая сквозь пламя, теряет свое тормозящее действие.
Мини-игры Invisi-ghoul, Big trouble, little zombies и Zombie nimble, zombie quick мало чем отличаются от обычных уровней. В первой из них зомби становятся невидимками, но только для игрока — растения стреляют по ним как обычно, так что первоочередная задача: обеспечить хоть какую-нибудь оборону.
В Bobsled bonanza основную массу нападающих составят «зомбони», прокладывающие ледовые дорожки, и зомби-бобслеисты, которые по этим дорожкам ездят. Лучше всего заранее поставить перед каждой такой «дорожкой» куст шипастой травы, которую очень не любят транспортные средства мертвых.
Подсолнухи всегда раскачиваются в такт музыке, которую могут слышать только они. Сами они утверждают, что это ритм самой Земли, но другие растения относятся к этому с подозрением.
Ни один бой в игре «Растения против зомби» не обходится без подсолнухов. В конце концов, кто-то же должен снабжать игрока солнечной энергией, чтобы он мог посадить другие растения? Подсолнух справляются с этой ролью на «отлично», время от времени разбрасывая вокруг себя «солнышки».
Дополнительная карта усиления делает подсолнухи сдвоенными, увеличивая и прирост солнечной энергии. Два подсолнуха на месте одного — это же очень антизомбически!
Эта разновидность живых мертвецов появляется только в бассейне. Они не отличаются особой крепостью, но плывут очень быстро, сближаются с первым рядом вашей обороны и перепрыгивают через него, начиная поедать растения сразу со второго ряда.
Чтобы задержать их, можно высаживать в бассейне на кувшинках специальные высокие ореховые стены, через которые нельзя перепрыгнуть. Но если энергии на эти «орешки» не хватает, можно и просто посадить два пустых листа кувшинок. Дельфин перепрыгнет через первый, а зомби примется есть второй, так и не добравшись до ваших «основных сил».
И да, дельфин — тоже зомби.
Проблемы в защите
Мини-игры второй группы делают все, чтобы создать нам дополнительные проблемы. Например, в Slot machine нет изначально доступных «карт» с растениями. Оборону придется выстраивать, дергая ручку «однорукого бандита»: выпало два одинаковых рисунка — получите одно растение. Выпало три — можно будет посадить три растения. Каждое вращение барабана обойдется вам в двадцать пять «солнышек», а вращать его придется часто... Защита дома здесь отходит несколько на второй план. Главная задача в этой мини-игре — собрать две тысячи солнечной энергии.
В Wall-nut bowling цели игры остаются без изменений, но вот методы их достижения... Из всех возможных растений вам будут доступны только орехи нескольких типов: от обычных маленьких до взрывающихся и гигантских, которые прокатываются по зомби не хуже катков. И этими орехами нужно сбить как можно больше мертвецов.
На память: обычные орехи здесь хороши тем, что позволяют зарабатывать монетки. Ударившись об зомби, орех отскакивает в сторону, и если он там найдет еще одну цель, то второй удар даст вам две монетки, третий — три, и так далее. Только успевайте собирать!
Режим игры Portal combat сложен тем, что на лужайке появляются два портала, сквозь которые можно проходить в обе стороны. То есть с одной стороны в них могут проходить зомби, а с другой — горошины и иглы кактуса прекрасно влетают в один вход и вылетают из другого, поражая зомби, которые собираются войти в портал. Тем не менее разница между «входом» и «выходом» все же есть: хотя порталы и выглядят плоскими, «вход» у них только с одной стороны. Заряды, выпущенные растением с той стороны портала, где «входа» нет, пролетят мимо как ни в чем не бывало.
Last stand — замечательная мини-игра для проверки ваших навыков планирования и экономии. На все расходы игроку выделяется пять тысяч «солнышек». На эту сумму нужно построить оборону, которая сможет выдержать пять волн атак зомби. После каждой волны вы будете получать «премию» в двести пятьдесят единиц солнечной энергии, которой хватит в лучшем случае только на то, чтобы слегка подлатать защитные сооружения.
Случай из практики: можно продержаться пять «волн», почти не меняя растений. Для этого первой линией слева сажаем «трехствольный» горох, перед ним — горящие пеньки, а справа на каждой дорожке, на сколько хватит денег, рассаживаем шипастую траву. Большинство зомби до пеньков не дойдет. Некоторую опасность составляют только зомби-футболисты и зомби-дельфины, но от них мы постепенно защищаемся стеной орехов.
Кактус может быть колючим, и не все способны разглядеть за острыми шипами его мягкое сердце, которое так хочет любить и быть любимым. Впрочем, последние несколько месяцев кактус встречается с броненосцем, и пока что в их отношениях царит гармония.
Для игрока кактус — это единственная возможность обороняться от зомби, которые летают, подвесив себя к воздушному шару. Иглам, которые выстреливает этот зеленый небритый тип, все равно, где их цель — на земле или над землей.
А для зомби это настоящий кактус окончательной смерти.
Похоже, при жизни этот зомби очень любил устраивать ремонт в своем доме. По крайней мере, приставная лестница в руках, молоток на поясе и карандаш за ухом наводят на такие мысли. Очень жаль, что другие зомби до него добрались, потому что после смерти он стал настоящим кошмаром оборонительного садоводства.
Если он приставит свою лестницу к заградительному ряду орехов, то свободно перебраться через него сможет не только он, но и те зомби, которые идут следом. Если такое случается во время одной из «волн», когда мертвецы ходят десятками, игрок рискует заполучить сразу штук пять–шесть зомби возле незащищенных растений.
Бороться с ним достаточно непросто: передвигается он быстро, да и здоровье неплохое. Единственное, чего он боится по-настоящему, — магнитные грибы, которые могут в момент оставить зомби с лестницей без лестницы.
Игра совсем о другом
И наконец, еще несколько мини-игр существуют как бы «сами по себе», не имея почти ничего общего с тем, что можно видеть при игре на прохождение.
Первая из них — Zombiquarium — передает в распоряжение игрока аквариум с тремя плавающими зомби. Эти «неправильные» мертвецы каким-то образом роняют в воду все те же «солнышки». Цель игры — выкупить «кубок», который стоит тысячу единиц энергии.
Проблема в том, что зомби нужно еще успевать подкармливать. Причем теми же мозгами, которые вы от них так старательно защищали...
Чтобы ускорить процесс, всего за сто «солнышек» можно «покупать» дополнительных водоплавающих зомби в аквариум. Только помните, что больше трех мозгов одновременно в воде быть не может — и попытка прокормить пять–шесть зомби может провалиться.
Whack a zombie оставляет цель игры без изменений — не дать зомби зайти в дом. Но вот в этот раз придется обходиться без растений-помощников. Все, что у вас есть, — тяжелый молоток, могилы и зомби, которые из них лезут. Заталкивать обратно в землю разбушевавшихся мертвяков придется, собственноручно успокаивая каждого молотком по голове. Некоторых — несколькими ударами.