Сегодня был хороший день. Мы добыли много руды, компания в буквальном смысле озолотилась. Транспорты с подкреплениями приходили регулярно, взрывчатки могло хватить на всю планету. Никто даже не погиб: крабы, коренные жители планеты, сражаться не хотели и лишь моргали грустными глазами. Сегодня был хороший день. По крайней мере, так сказал нам Мозг.
Похитители тел
Cortex Command — один из розовощеких отпрысков постепенно набирающей обороты индустрии indie games. И если недавние Braid и And Yet It Moves сильно выделялись своими штучками с пространством и временем, то CC производит впечатление «просто игры». Здешние герои весело летают на реактивных ранцах, отстреливаются от врагов и о большем не помышляют. Несмотря на это, игру щедро одарили на IGF 2009: проект на заре своей игровой карьеры получил награду за техническое превосходство, а также приз зрительских симпатий. C чем же связаны такие восторги?
Возможно, сюжетом? Не совсем так — завязка Command ничего нового в себе не таит. В далеком-далеком будущем люди научились управлять телами на расстоянии посредством симбиоза своего мозга с машиной. Идею мигом подхватили банкиры: оказалось, что с помощью тел очень удобно осваивать далекие планеты, ведь человек на всю ораву рабочих нужен только один. Когда очередному торговому концерну вдруг вздумается открыть новую золотую жилу, тот берет свой лучший мозг, засовывает его в ракету вместе со стройматериалами, солдатами и оружием и вдобавок насыпает сверху приличную сумму денег. И тут в дело вступает игрок.
Да, именно так. Command предлагает нам, пожалуй, одну из самых необычных ролей за последнее время — мозг. Серое вещество посредством нескольких клавиш переключается между телами, раздает команды, а особенно нужных можно взять и под личный контроль.
Добыча полезных ископаемых становится особо увлекательной при наличии конкурентов. Ведь другие концерны тоже хотят отхватить от золотого пирога слиточек пожирнее, и наша задача — этого не допустить. В нелегком деле войны за деньги все средства хороши, так что легкой жизни не предвидится — уничтожить противника можно, только если взорвать его мозг.
Покой им только снится
Боевая часть Cortex Command проработана отлично. Когда впервые открываешь каталог галактического магазина и видишь все разнообразие средств уничтожения, глаза просто разбегаются. К нашим услугам пулеметы, ракеты, мины, новые тела и еще тысяча и один способ выжить соседей.
На все это богатство по большей части и тратится добываемое золото. Презренному металлу можно найти и другое применение: например, купить рабочим новые инструменты, защитить своих солдат медицинскими дроидами или снабдить всех генераторами щитов.
Впрочем, во всем великолепии галактического магазина зарыта не одна собака. Во-первых, через несколько часов вдумчивых испытаний открываются проблемы с балансом. Многие образцы оружия чуть ли не дублируют друг друга, отличаясь лишь в мелочах, а большинство из них оказываются бесполезны. Непобедимые комбинации вооружения находятся довольно скоро, и с этого момента CC теряет немалую долю увлекательности. К тому же искусственный интеллект обычно их игнорирует, а потому игра становится довольно легкой.
Отчасти эту проблему решает возможность полностью разрушить поле боя. Пусть какие-нибудь гранатометы не подходят для боевых действий, но ими очень удобно делать траншеи (где врага уже поджидает засада), заваливать проходы и создавать ложные пути на свою базу. Иногда для военных целей используются даже предметы, на первый взгляд совершенно непохожие на оружие: например, транспортные ракеты очень удобно взрывать прямо в середине вражеского строя.
Стоит отметить, что окружение в Command рушится по всем законам Ньютона, но при этом технология PhysX не используется. Физический движок был написан с нуля, и за этот подвиг разработчикам можно поставить памятник. Он не загружает процессор до краев, а свою работу выполняет прекрасно. И касается это, кстати, не только окружения, но и ваших подчиненных: после выстрела в голову бедного воина отбросит на несколько метров назад, а удачное попадание может выбить из рук солдата оружие. Особенно сильно физика CC выделяется при использовании реактивного ранца: научиться управлять им в совершенстве — задача не для слабонервных.
Техника добычи золота
В остальном техническое оформление Cortex Command, увы, подкачало. Размытые пиксели, неаккуратные модели солдат — вот лишь немногие вещи, которые режут глаз. Особенно обидно, что сейчас технические ограничения малого бюджета успешно преодолеваются — взять хотя бы And Yet It Moves, мир которой создан из старых фотографий. Особенно стоит отметить неудачный дизайн карт. Они в большинстве своем похожи друг на друга как две капли воды, и через пару часов игры их уже окончательно перестаешь отличать.
Отчасти из пучины технической отсталости CC вытаскивает звук. Особенно хорошо получилась «озвучка» оружия: услышав, как оно стреляет, вполне можно его представить во всех деталях. Нельзя не отметить и музыку Command: она следит за событиями на экране и подстраивается под них. Сами мелодии бодры и настраивают на нужный лад, но через некоторое время приедаются.
Это важно: на данный момент разработчики еще не считают свой продукт готовым (хотя он уже продается). Поэтому мы надеемся, что многие высказанные здесь претензии через пару месяцев уже станут необоснованными. И, конечно, нельзя забывать про сообщество поклонников игры: база модификаций пополняется изо дня в день (www.datarealms.com/forum).
Свои два приза на IGF игра получила не за красивые глаза, а за потрясающую физику, динамичный игровой процесс и необычную боевую систему. И пусть в ней нет гениальности Braid или черничных красот победителя фестиваля Blueberry Garden, но пригласите друга, запустите режим Skirmish — и несколько часов веселого времяпрепровождения вам гарантированы.
ДОСТОИНСТВА | НЕДОСТАТКИ | |
Увлекательность 8 |
динамичный игровой процесс, система боя | малое количество миссий, баланс |
Графика 6 |
анимация | слабая детализация окружающего мира |
Звук 8 |
«озвучка» оружия | мелодии быстро приедаются |
Игровой мир 7 |
запоминающиеся персонажи | атмосфера, сюжет |
Удобство 9 |
удобный интерфейс | нет |
Новизна нет Интерес повторной игры да |
Награда журнала |
Вердикт: Динамичная и яркая аркада с необычным сюжетом и проработанной физической моделью. | Рейтинг журнала 79% |
Как управлять подчиненными?
Когда серое вещество прибывает на твердую землю, оно строит базу, расставляет тела, укомплектовывает их оружием, и подчиненные начинают громить конкурента, попутно добывая презренный металл.
Расходный материал в борьбе за богатство — так называемые тела, между которыми можно переключаться клавишами Q и E.
За перемещение очередным воином (при настройках по умолчанию) отвечают клавиши WASD, а если вы играете с геймпадом, то крестовина. По нажатию левой кнопки мыши солдат (если у него есть оружие) открывает огонь, через правую кнопку открывается «меню командира», о котором будет подробно рассказано ниже.
Наши основные цели — добыть как можно больше золота, защитить свой мозг и уничтожить вражеский. Если вы играете с AI, то конца как такового у игры не будет: кремниевый интеллект будет продолжать засылать к вам солдат с завидным упорством, а базу он обычно прячет так, что за четыре часа поисков обнаружить ее проблематично. Поклонникам игры вдвоем/втроем/вчетвером за одним компьютерам повезло больше, здесь найти и мозг противника более чем реально.
Понятно, что без тел ничего этого не сделаешь. Практически любой солдат (кроме, пожалуй, крабов) может нести в рюкзаке три предмета — обычно это оружие, щит и добытчик. Переключаются они с помощью «меню командующего». И если с назначением оружия и щита все ясно, то о работе добытчика стоит рассказать отдельно.
Для того чтобы ваш счет в банке пополнялся постоянно, необходимо сначала найти месторождение золота. Оно обозначается желтыми точками. На некоторых картах мест, пригодных для добычи, полно, на других же война идет в нищете. После обнаружения доходного места следует экипировать добытчик, прицелиться и зажать левую кнопку мыши. Деньги не заставят себя ждать, уж поверьте.
Технологию управления телами на расстоянии придумал голландский ученый Ван Смартэсс в 2070 году. Сперва она не получила широкого распространения и даже вызвала жесткую критику со стороны Иоанна Павла III — бесовская мол, наука, однако через двадцать пять лет концерн Dummy Industries опробовал ее в колонизации дальних планет и добычи золота. Результат превзошел все ожидания. Само собой, всю прибыль с набирающего популярность патента получила та же Dummy Industries. Название фирмы работало с точностью до наоборот.
Смартэсс утверждал, что если присоединить человеческий мозг к аппарату искусственной жизни и с помощью регулярных наноопераций вживлять в него специальные наноэлектроды, то можно создать симбиоз человека и электроники. Впоследствии выяснилось, что мозг вполне может не только существовать без человеческого тела, но и использовать свои ресурсы для отправки импульсов другим машинам. Люди из Dummy довели эту концепцию до совершенства, и управление телами на расстоянии стало реальностью.
На данный момент по всей Галактике насчитывается более миллиона бестелесных командиров, управляющих подчиненными посредством мозговых импульсов. И число неуклонно растет, ведь набирающим обороты корпорациям нужно все больше и больше золота.
Как отдавать приказы?
Несмотря на свой откровенно простоватый внешний вид CC, освоить Command в совершенстве непросто. К счастью, разработчики и сами это прекрасно понимают — вместо того чтобы заставить нас мучиться с неудобным интерфейсом, они сделали так, чтобы все основные команды отдавались через одно-единственное меню.
Помните диалоговую систему Mass Effect, где ответы выбирались посредством вращения курсора мыши по кругу? Здесь то же самое, приказы располагаются по всей окружности. Давайте рассмотрим их по часовой стрелке:
Перезарядка. Выбранное тело начинает перезаряжать оружие. Если у него кончатся патроны, то он начнет это делать и так, без команды. Если вы стоите над оружием, то вместо перезарядки можно будет его подобрать.
Статистика. Открывает меню статистики (только при игре за мозг).
Мини-карта. Открывает карту (только при игре за мозг).
Команда «Прекратить огонь». Все тела игрока прекращают стрелять (только при игре за мозг).
Следующий предмет. Тело меняет оружие на щит или добытчик, если у него они есть.
Команда «Патрулировать». При переключении с этого тела на другое оно начнет прочесывать местность в поисках противника.
Команда «Добывать золото». Если предварительно вручить телу инструмент для добычи золота и включить эту команду, то после переключения на другого солдата оно начнет самостоятельно «делать деньги». Очень полезно иметь на задворках базы парочку подобных золотодобытчиков.
Команда «Бросить предмет». Если тело что-то держит в руках, то при включении этой команды воин груз сразу выкинет. Нужно, похоже, только для замены оружия.
Команда «Идти туда». При включении команды выбираем несколько точек, переключаемся на другого солдата, и AI начинает медленно, но верно двигаться по этим точкам.
Команда «Охрана». Выбранное тело стоит на месте и ждет врагов. Если оные появятся — открывает огонь, но противника не преследует.
Предыдущий предмет. Тело меняет экипировку.
Меню закупки. Открывает меню закупки. О нем — в следующей главе.
На что потратить деньги?
Такой вопрос возникает уже через несколько минут игры. Меню закупок огромно, и так просто в нем не разберешься.
В первой вкладке (Craft) притаился транспорт, на котором купленные товары доставляются на поле боя. Две ракеты, MK1 и MK2, выступают здесь в роли «дешево и сердито»: товар доставят, но качество страдает. Во-первых, их могут довольно шустро взорвать враги, во-вторых, если вы не посадите транспорт вручную (при появлении на экране он считается телом), то есть шанс, что посадка будет жестковатой и он опять-таки взорвется. Часто — с летальным исходом для груза. А вот десантный корабль MK1 безопасен и быстр, но ощутимо бьет по кошельку.
Отдельно идут предложения от концерна Dummy. На ракету лучше не обращать внимания, она очень хрупкая. Десантный бот дешев, без вреда для товара самоуничтожается после приземления и очень быстр. Он и получает приз в номинации «Лучший транспорт». В закладке Bodies находятся тела. Между собой отличаются они не сильно, а потому рассматривать каждого солдата не имеет смысла. Остановимся на самых примечательных образцах.
На заметку: среди тел присутствует и сам Гордон Фримен.
Знакомый концерн Dummy предлагает автоматические турели по 100 кредитов за штуку. Дорого, но очень эффективно. Управлять стрельбой можно самому, а вот двигаться нельзя — заказывайте доставку этих солдат на возвышенности и пороги базы, чтобы они сразу могли вступить в работу. Если ваши счета в банке уже переполнены, можно заказать дредноут, который полностью отработает свои 200 кредитов.
Компании Coalition и Browncoat могут доставить на поле боя двух примечательных солдат: медицинского дроида и тяжелого солдата Browncoat. Стоимость связки — 380 кредитов, но эта парочка не только окупится, но и принесет немалую выгоду. Правда, чтобы дроид лечил, он должен стоять на месте, так что для стремительных атакующих операций лучше нанимать кого-нибудь другого. Например, людей фракции Ronin. Они не слишком дороги и надежны: как раз то, что нужно для быстрых прорывов и диверсий.
На заметку: в списке тел есть и умилительные крабы. Они не умеют ни прыгать, ни стрелять, ни добывать золото — но зато ничего не стоят. Как говорится на официальном сайте: «Бесплатные крабы, сэр».
Следующий пункт меню — инструменты (Tools). Среди них отметим три разновидности добытчиков: легкую, среднюю и тяжелую. Различаются они не только скоростью выкачивания денег, но и весом: персонаж с пудовым инструментов медленнее ходит и ниже летает при использовании реактивного ранца. Их, в принципе, тоже можно использовать, но только в охраняемых вами богатых зонах. Во всех остальных случаях берем средних добытчиков.
Кроме того, за бесценок продаются пульты управления взрывчатками, которые лучше всего вместе с самой взрывчаткой и заказывать. Также можете обратить внимание на Repeller Gun, который выступает в роли эдакой гравитационной пушки. Ему подвластны легкая пехота (то есть практически все зомби, крабы и несколько солдат концернов), а также гранаты и взрывчатка. По крайней мере одно тело в вашей команде должно обязательно им пользоваться, и желательно, чтобы это были вы сами: в умелых руках оружие наносит просто огромный урон.
Любители боя могут взглянуть на Concrete Sprayer и Shielder. Первый распыляет концентрированный бетон и очень хорош для защиты базы или охраны доходных золотых жил. Второй создает около тела небольшой щит, который успешно защищает от многих неприятностей. Ну и, конечно, лопата. Стоит всего три кредита и нужна, чтобы давить крабов.
Во вкладке Guns находится все, что нужно солдату: пистолеты, лазерные винтовки, дробовики по любой цене и любого качества. Давайте взглянем на лучшие образцы.
У концерна Dummy советую обратить внимание на Annihilator и Nailer Cannon. «Уничтожитель» просто чудесен в обороне, особенно если вражеские тела сбились в кучу. Впрочем, если вам удастся довести тело с ним до вражеского мозга (учтите, что оружие очень тяжелое, то есть солдат теряет в маневренности), то и там он покажет себя в полную силу. Nailer же выступает в роли недешевого, зато надежного автомата с большой обоймой.
У компании Coalition есть и свой аналог Nailer — штурмовая винтовка. Она хороша, когда финансы уже на исходе, но не выдерживает конкуренции с другими подобными образцами и сильно теряет в полезности, когда на поле боя выходят солдаты в тяжелой броне. В таком случае может пригодиться Revolver Cannon. У нее всего четыре патрона в обойме, но зато они после выстрела взрываются, да и стрелять можно в автоматическом режиме. Это очень удобно для тактики «ударил — убежал»: вряд ли попадание всех четырех снарядов переживет и самый здоровый из всех вражеских солдат, а ваше отступление прикроют товарищи. Любителям «очень больших пушек» могу порекомендовать Uber Cannon. Всего один патрон, длинная перезарядка, но и урон выше, чем у всех собратьев по классу. Идеален для быстрого уничтожения вражеского мозга или при прикрытии узкого участка, через который пролезает противник.
Корпорация Ronin предлагает широкий ассортимент, но нам интересны всего несколько образцов. Первый — это Uzi, который пусть и не отличается убойной силой, но зато очень скорострелен и его можно носить со щитом.
Штурмовая винтовка M1600 — лучшая в сочетании «цена — качество». За 140 кредитов вы получаете прекрасное оружие, способное и прикрыть, и наступление поддержать. Хорошо сочетается с автоматическими дробовиками: так ваши солдаты будут защищены и от вражеских стрелков, и от диверсантов.
Любители чего-нибудь потяжелее тоже не останутся внакладе: для них припасена ракетная установка RPC M17, чем-то схожая с Uber Cannon, но куда дешевле. Впрочем, звание «Uber для бедных» ей не подходит: RPC особенно хороша для наступления, ведь ее снаряды могут поражать несколько врагов за раз.
Ассортимент вкладки Bombs по большей части состоит из многочисленных гранат и взрывчатки. На них налегать не стоит, однако пара-тройка тел в вашей группе должны обязательно нести их в качестве вспомогательного оружия: иногда врага только бомбами и достанешь. К тому же они неплохо подходят для диверсий.
Особое внимание уделите Napalm Bomb: она отрабатывает свои 50 кредитов на полную катушку. Парочка таких бомб, отправленных прямо в середку наступающей группы роботов, — очень неприятный сюрприз для врага. Любителям огня может пригодиться коктейль Молотова, но в большинстве случаев он не очень эффективен.
Камень стоимостью в один кредит наверняка составит компанию крабам и лопате.
В следующей закладке Shields своего обладателя ждет так называемый Riot Shield за 20 кредитов. Он, конечно, не выдерживает огонь тяжелых орудий, но выбирать не приходится — он один в ассортименте. Полезен для начального этапа, когда игроки еще только разминаются, и крупномасштабных операций не происходит.
В последней вкладке Presets можно составлять готовые заготовки для закупок. Полезность этой функции невозможно переоценить: вместо того чтобы тратить многие минуты на прочесывание каталога и выбора нужных вещей, можно составить заготовку и в последующих битвах уже не мешкать, а давить врага с самого начала. Сам процесс создания выглядит так: сначала нужно выбрать необходимые товары, как при обычной закупке, затем идем на Presets и нажимаем Save. Все, шаблон готов.
Как побеждать?
Рассмотрим внимательнее сам бой в Cortex Command. Мы в нем можем оказаться в нескольких разных ситуациях: наши войска обороняются, атакуют, или же война идет по всему фронту без значительного перевеса.
Оборона в CC основана на двух главных принципах: обмане противника и его отвлечении, так как обычно тела обеих сторон не сильно превосходят друг друга в экипировке. Как же вырвать победу из цепких лап врага?
Самое простое, что можно сделать, — упрятать небольшой бункер с мозгом глубоко под землю в фазе расстановки, а на поверхности выстроить извилистые казематы, вроде бы как по размерам подходящие под главную базу. За каждым поворотом — мина или турель. Враг, естественно, решит, что вот в огромном бункере как раз мозг и находится, и решение это принесет ему только тяжелые потери. Мы же, пока он обходит ловушки, наносим удар в глубокий тыл и уничтожаем его мозг.
Если враг наступает нескончаемыми волнами, а ваши финансы остановились где-то на отметке в 200-400 кредитов, не паникуйте. Покупаем одну Napalm Bomb и к ней в придачу ракету MK1. Высадку заказываем прямо на головы атакующих. Как только ракета приблизится к противнику, метким огнем взрываем ее и груз в транспорте. Как результат — противник уже не в силах продолжать, а наша покупка многократно окупается.
Вообще, при обороне старайтесь собрать силы врага в одну точку, чтобы потом уничтожить их одним массивным ударом, который экономически более выгоден, чем закупка многих тел. Для этого годны тяжелые солдаты без оружия, а также воины поддержки с Repeller Gun. Если противник упорно не желает собираться в кучу, купите RPC M17 и с его помощью разбирайтесь с атакующими группами по отдельности.
Для любителей атаковать самый важный принцип — отвлечение врага. Как мы уже знаем, обороняться в Command легко и приятно, так что вместо затратной масштабной операции рекомендую заказать пару тяжелых солдат без оружия и высадить их где-нибудь во вражеской золотой жиле. Пока противник паникует, мы небольшой группой заходим ему в тыл.
Еще один способ — сбросить уже упомянутую связку из Napalm Bomb и ракеты MK1 прямо на крышу вражеской базе. Взрывает ее обычно тело со снайперской винтовкой. Противник думает: «Ага, кто-то забрался ко мне в тыл и балуется взрывчаткой». Ну а пока он ищет вашего солдата, несколько шустрых пехотинцев обходят линии обороны.
Можно воспользоваться и древним как мир приемом — ложным отступлением. Несколько легких воинов со штурмовыми винтовками подходят к вратам вражеской базы, обстреливают его охрану и быстренько улепетывают на реактивных ранцах. Естественно, что враг тут же отправит за ними хотя бы часть сил, ведь диверсантов у себя на пороге никто не любит. В это же время парочка тяжелых роботов с ракетницами заходит на базу с тыла и рушит все, до чего рука дотянется.
Если же на поле боя паритет, то один из лучших вариантов — сделать подкоп на чужую базу. Несколько роботов с тяжелыми добытчиками забираются глубоко под землю и потихоньку начинают двигаться по направлению к врагу. Желательно в это время устроить какое-нибудь небольшое нападение на месторождения врага: пусть противник отвлечется от своей базы.
Можно даже не посылать за своими рабочими солдат. При должной аккуратности у вас есть все шансы не только сделать сам подкоп, но и измельчить вражеский мозг добытчиками. Главное — не давать врагу переключаться на охранников базы. Удачной игры!